▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики» → Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти → Славяне и российские этносы (XVII век)

27. Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики»

27.3. Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти. Славяне и российские этносы (XVII век)

Буссов, Немоевский, Арсений, Корб, Коллинз, Целларий, Петрей, Олеарий, Сотная, Мерцалов, Витсен, Отписная книга, Дозорная книга, Руга , Котошихин, Синайский, Невилль, Спарвенфельд, Алеппский, казна Никона, Акты, Тайный приказ, Акты Севера

Статья № 1
Конрад Буссов, 1601–1613

Этот монастырь (Троицкий — Прим. ред.) необычайно могуществен. Ни один знатный вельможа во всей стране не умирает, не отказав туда в своем завещании крупный вклад. Этот монастырь, когда в стране немирно, должен выставлять для царя 20 000 вооружённых всадников.

Источник: [17.6]

Статья № 2
Станислав Немоевский, 1606–1608

Этот монастырь (Кирилло-Белозёрский — Прим. ред.) — второй во всей земле — основан в пустыне между порослей, в 12 милях от Белого озера; у церкви, недурно построенной из камня, обведено каменной стеной множество деревянных черных избушек (они их называют келиями), для монахов; один только рефектарий, а по их трапеза — из камня. Этот монастырь имеет ежегодного дохода около 5 000 золотых на содержание чернецов, по-нашему монахов, которых около 150, но пожертвована сумма на 300.

Когда мы их спрашивали, кто основатель их ордена и кого они считают своим патроном, то не умели ничего сказать, кроме одного, что «у нас лежит Кирилло-чудотворец, а у Троицы — Сергий», но чуточку более умные говорили, что св. Василий был также чернец. Спросишь ли их о значении других вещей, они тебе ответят: «Так в нашей земле ведётся и таков обычай». Настолько это образованные и учёные богословы.

Обязанность игумена с собором, т. е. аббата с конвентом этого монастыря — ежегодно определенная сумма великому князю, да на каждую военную экспедицию выставлять 100 конных и 300 пеших, для поправления дорог и провода орудий, которые все у них тянутся людьми. Даёт и деньги временами, сколько прикажет.

Великий князь Димитрий Иванович, ставши великим князем, приказал им прислать 6 000 р., что делает наших 20 000 золотых, на уплату военным людям. Сейчас же собравши их разными путями, послали; иначе он отнял бы у них деревни, которыми владеют, хотя самый значительный доход этого монастыря — от соляных варниц, которые он имеет у Северного моря: здесь варят соль, которую потом монахи развозят по разным местам и продают.

Есть и другой монастырь, Ферапонтьевский (Terefontego), в шести милях от Кирилловского, который ставит 200 человек на войну. Но самый первый — Святой Троицы, в 12 милях от Москвы: церковь также чисто выстроена из камня, с большим куполом, который покрыт позолоченною жестью; при ней множество черных деревянных избенок (келий), огороженных каменною стеной, с трапезой из камня. Этот монастырь имеет дохода вдвое больше, чем Кирилловский, вдвое больше высылает людей на войну и денег даёт великому князю, когда он прикажет. Немало есть и других монастырей по разным местам, но поименованные три — самые богатые.

Источник: [17.7]

Статья № 3
Арсений Елассонский (Арсений Грек), †1626

После уничтожения поляков и освобождения великой России и Москвы два великие боярина князья — князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой и князь Димитрий Михайлович Пожарский, взяли бразды правления в свои руки. Весь народ московский и все находящиеся в великой России архиереи, иереи, бояре и начальствующие, правящие народом в преподобии и правде, подчинились им.

Эти благородные бояре и князья преисполнили всяким добром и блаженнейшего архиепископа архангельского кир Арсения (Это он о себе любимом? — Прим. ред.) и всех с ним заключённых, которые много пострадали от сильного голода и несчастия, врагов же государства и возлюбленных друзей великого короля Феодора Андронова и Ивана Безобразова подвергли многим пыткам, чтобы [разузнать] о царской казне, о сосудах и о сокровищах.

Они указали великую казну и сокровища и открыли [место хранения] государственной короны, присланной царем — кесарем Алемании, 22 золотых кивотов со святыми мощами, драгоценного скипетра царя и великого князя Ивана Васильевича и двух драгоценных ожерелий благочестивейшей царицы и великой княгини Анастасии, матери благочестивейшего царя и великого князя Феодора Ивановича всея России.

Цена одного этого ожерелья пятьсот тысяч флоринов, а другого — триста тысяч золотых флоринов. Указали они и многие другие драгоценнейшие предметы. Во время наказания их и пытки умерли из них трое: великий логофет (Хранитель патриаршей печати, заведовавший патриаршей канцелярией, её архивом и отчётностью) царского судилища Тимофей Савинов, Степан Соловецкий и Замойский, присланные великим королем довереннейшие казначеи его к царской казне.

Итак, открытые посредством пытки деньги и сосуды положили в царскую ризницу и из этих денег много раздали воинам и казакам, и весь народ успокоился.

На изображение Господа Христа (При Годунове) пошло чистого золота 200 литр и на каждого апостола по 200 литр (То есть 844 кг золота всего).

Источник: [17.9]

Статья № 4
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

В столице Московии считают четыре тысячи попов, из которых каждый может прилично содержаться на собственные доходы...

В бытность нашу в Москве говорили о необходимости начеканить медную монету для уплаты солдатам жалованья, за недостатком серебра, и вообще для покрытия военных издержек; но так как получено известие о заключении мира, то всю вычеканенную монету этого рода внесли в казну для сохранения, на случай нужды, в другое время. Никто не может вывозить с собой из Московии наличных денег под страхом, в случае поимки, лишения всего его имения; но каждый может вывозить с собой вексель или товары, представляющие их стоимость... В 1700 году, по приказанию царя, вычеканили монету на наш образец, и первое жалованье солдатам было уплачено такой монетой.

Источник: [17.2]

Статья № 5
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Монахи торгуют солодом, хмелем, всякого рода хлебом, лошадьми, рогатым скотом и всем, что приносит им выгоды. Монахини всюду выходят: некоторые просят подаяния, другие посещают женщин высшего сословия и возвращаются назад в монастырь. Это действительно чистые монахини.

Источник: [17.10]

Статья № 6
Андреас Целларий, 1659

При описании Киевского палатината Польши

Начальник вышеупомянутых монахов (Киeво-печерских — Прим. ред.), как говорят, владеет сотнею селений...

В этом палатинате один палатин и один кастелян, вместе с киевским католико-римским епископом, имеющие право в качестве сенаторов присутствовать в сенате королевства.

Источник: [17.12]

Статья № 7
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

В 12 милях от Москвы находится прекрасный и славный мужской монастырь, построенный из кирпича и называемый Троица: он имеет большие богатства и доходы и может ежегодно продовольствовать пищею и питьем 400 монахов с их прислугою и челядью...

Всякий раз, как приезжает туда великий князь и во всю его бытность там, монастырь должен снабжать его, со всеми придворными, кушаньем и напитками, а лошадей кормить овсом и сеном: монастырю легко это делать, потому что все великие князья, также знатнейшие бояре и дворяне страны, жертвуют или завещают ему при своей кончине много поместьев и крестьян, чтобы они оставались за ним на вечные времена; поэтому-то монахи могут иметь изобильное содержание, но за то никогда не должны забывать молиться о душах завещателей и читать за них «Отче наш».

Все проезжающие мимо монастыря — богатые ли они или бедные, знатные или простого звания, горожане или крестьяне, дворяне или рабы — делают святому подаяние, каждый по своим средствам, чтобы не случилось с ними какого несчастья в дороге.

Польский полководец Ян Сапега осаждал этот монастырь с несколькими тысячами человек и ничего не мог сделать, а наконец был прогнан оттуда войском шведского короля...

У духовных большие поместья: у некоторых до тысячи душ, и значительные доходы, так что они могут держать несколько тысяч лошадей, а в их монастырях служат им многие дворяне, точно князьям этой страны. Когда начнется война, они должны содержать несколько тысяч конных и пеших воинов, соразмерно своим доходам. Потому что им принадлежит целая треть доходов и поместьев страны, другая треть дворянам, а остальное великому князю. Оттого-то они со своими лошадьми и слугами должны быть готовы на войну с неприятелем наравне с боярами и дворянами...

Там есть и такие монахи, которые уходят из монастыря в пустыню, строят там хижинку себе, живут в ней, ищут пищи на земле или на деревьях, например, корней, трав и тому подобного. Они очень бедны, терпят великий голод и нищету, влачат жалкую жизнь, заказывают себе железа в несколько пудов весом и ходят в них до тех пор, пока они не свалятся сами: все думают заслужить тем вечную жизнь. Тогда причисляют их к святым, а по смерти их молятся им. Священники, живущие в городе, получают от великого князя и граждан богатые доходы.

А другие, живущие в деревнях, до того бедны и жалки, что иногда едва имеют насущный хлеб для утоления голода, потому что получают с крестьян очень немного. Им нейдет ни муки, ни десятины деньгами, а только, когда крестят у крестьян детей, венчают их, хоронят покойников, получают с них не больше гроша, да еще большой белый хлеб с начинкою из ячменной крупы. Каждую неделю они должны служить три обедни, кроме воскресенья и праздников.

Источник: [20.26]
Комментарии

Статья № 8
Адам Олеарий, 1634

На расстоянии доброго от этой деревни (Кречевице — Прим. ред.) выстрела лежит прекрасно построенный монастырь, который одни зовут Хутынью, а другие Кречевицким Хутынским Спасовым монастырем. Он расположен в очень весёлой местности, имеет игумена, 60 человек братии и 400 крестьян, которые содержат этот монастырь.

Хутынь, Варлаамо-Хутынский женский монастырь. Собор Спаса Преображения. http://sobory.ru/photo/index.html?photo=42480
Хутынь, Варлаамо-Хутынский женский монастырь. Собор Спаса Преображения

Говорят, он ежегодно на свой счёт должен был содержать 100 человек на службе его царского величества в Новгороде.

1 сентября мы встретили (Под Саратовым — Прим. ред.) весьма рано 3 больших струга в 300 ластов (1 ласт = 120 пудов — Прим. ред.); они шли на 12 футов в глубину и тащили за собой несколько мелких лодок, при помощи которых облегчаются суда перед мелями. Самый большой из стругов принадлежал богатому монастырю Троицкому, находящемуся в 12 милях от Москвы. Как и с предыдущими судами, мы обменялись с ними салютами.

Русский струг с www.booksite.ru
Русский струг с www.booksite.ru

Временами и попы, помощью вымышленных и написанных на иконах знамений, пугают людей, так что те должны поститься и молиться, жертвовать попам и давать милостыню, которую простецы из народа из благоговения и дают в больших количествах. Нечто подобное, говорит, произошло в Архангельске несколько лет тому назад. Два попа, с помощью обмана, собрали много денежных пожертвований, но при дележе поспорили, вступили в драку и донесли друг на друга относительно обмана. После этого и кнуту пришлось показать свое знамение.

Источник: [17.34]

Статья № 9
Сотная с Вологодской писцовой книги, 1628–1630

(Сокращения: в. — во дворе; д. — двор; дер. — деревня; м. — место)

Корнильева ж монастыря вотчина

Село Грязивицы у болота. А в селе церков Рождество Христово, другая церков Петра и Павла да придел Корнилия Комелского чюдотворца, теплая с трапезою; обедревяны клетцки. А в церквах Божие милосердие образы и свечи и книги и ризы, и на колоколнице колокола, и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей. У церквей служат 2 попа, поп Иван да поп Афонасеи, да дьякон Филимон, да дьячок Ивашко, да понамар Якушко. В селе ж два д. поповых; д. дьконов, д. дьячков, д. Пономарев, д. трапезников Елизарка Васильева; в келье просфорница старица Маремьяна; да 8 келеи, а в них живут нищие, питаютца о церкве Божий. Пашни церковные середние земли 20 чет в поле, а в дву по тому ж; сена 15 копен; лесу непашенного полторы десятины.

Народный каталог Православной архитектуры; Корнильево-Комельский монастырь, http://sobory.ru/
Народный каталог Православной архитектуры; Корнильево-Комельский монастырь
Народный каталог Православной архитектуры; Корнильево-Комельский монастырь, http://sobory.ru/
Народный каталог Православной архитектуры; Корнильево-Комельский монастырь

В селе ж д. монастырьскои, а в нем живет старец да служка; да крестьян: в. Федка Савин; в. Сенка Насонов; в. Олешка Иванов с приимышем Софронком Кириловым; в. Пронка Дементьев; в. Гришка Омельянов с племянниками з Гордюшкою да с Еханком Баженовыми; в. ОскаДернятин; в. Оска Григорьев; в. Гордюшка Осипов; в. Неустроико Насонов; в. Васка Ондреев з зятем с Олешкою Ивановым; в. Неупокоико Софонов; в. Гришка да Ивашко Назаровы; в. Олешка Матвеев сын кузнец; в. Гришка Прокофьив; в. Ивашко Омельянов; в. Сенка да Ивашко да Богдашкода Петрушка Ивановы; в. бска Иванов; в. Несмешка Дементьев; в. Ивашко Фалелеев; в. Ивашко Минеев; в. Федка да Тимошка Наумовы; да бобылей: в. Богдашко Иванов; в. Федотко Епифанов; в. Коротаико Парфеньев; в. Окулко Ильин; в. Окинка Харламов; в. Ивашко Дернятин; в. Богдашко Спиридонов; в. Наумко Огафонов; в. Кирилко Микитин; в. Гришка Федоров; в. Ивашко Исаков; в. Семка да Митка Ивановы; в. Семка Власьев; в. Фефилко Титов; в. Васка Васильив; в. Ивашко Неупокоев; в. Богдашко Васильив; в. Оска Иванов. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 100 чети в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль 30 копен; болота меж поль 3 десятины; лесу хоромного и дровяного около поль 10 десятин.

В селе ж торг по воскресеньям, торгуют тутошние и приезжие крестьяня хлебом и всякими мелкими товары; а пошлины збирают на монастырь по государево жалованной грамоте за приписью диака Семена Головина 129-го году...

Дер. Прилепкино, а Бурцово тож, а в ней крестьян: в. Сенка Иванов; в. Ивашко да Федка Макаровы; в. Ивашко Окинфеев; в. Тимошка Микитин; в. Трофимкода Пантелеико Петровы; да бобылей: в. Корнилко Кондратьев; в. Ивашко Семенов. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 42 чети в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью 30 копен; лесу болота 5 десятин...

Дер. Мясниково на речке на Мяснике, а в ней крестьян: в. Игнашко Харитонов; в. Васка да Сидорко да Мишка Ивановы; в. Венедиктъко Иванов; в. Давыдко Степанов; в. Баженко Левонтьев; в. Тренка Терентьев; да бобылей: в. Ивашко Денисов; в. Нестерко Филимонов. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 48 чети в поле, а в дву по тому ж; сена меж пол и по речке по Мяснике 90 копен; лесу непашенного 2 десятины...

Дер. Дедово на речке на Синке, а в ней крестьян: в. Ефремко Иевлев; в. Климко Максимов; в. Петрушка Микитин; в. Данилко Тимофеев; в. Богдошко Малцов; в. Гришка Григорьив; да бобылей: в. Петрушка Сезонов; в. Ивашко да Климко Ферепонтовы. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 84 чети в поле, а в дву по тому i сена на речке по Синке и меж пол 100 копен; лесу болота 7 десятин...

Дер. Любилово на пруде, а в ней крестьян: в. Сенка да Тимошка да Сидорко Митрофановы; в. (ест. 8) Самуилик Микитин; да бобылей: в. Пронка Федоров; в. Сенка Шиудаи. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 48 чети с полуосминою в поле, а в дву по тому ж; сена около пол и по заполью 50 копен; лесу непашенного 5 десятин...

Пустошь Офимкино, а Офимьино то ж, на речке на Комье, а в ней 2 м. дворовых. Пашни перелогом и лесом поросло середние земли 15 чети в поле, а в дву по тому ж; сена меж пол и по речке по Комье 30 копен; лесу непашенного к пустоши Куницыне 5 десятин...

Пустошь, что был починок И в и н о на речке на Ухтоме, а в ней 3 м. дворовых. Пашни перелогом и лесом поросло середние земли 20 чети в поле, а в дву по тому ж; сена по речке по Ухтоме и меж пол 35 копен; лесу непашенного 5 десятин...

Пустошь Мильшино у болота, а в ней м. дворовое. Пашни перелогом и лесом поросло середние земли 3 чети в поле, а в дву по тому ж; сена меж пол и по заполью 5 копен; лесу болота 20 десятин...

Корнильева ж монастыря отхожие пожни по реке по Сухоне и по реке по Вологде: пожня Долгуша на реке на Вологде на Долгом плесе; пожня Шарапиха, Суморочиха то ж в Окольней Сухоне в Оназимском прилуке; пожня Устьлежская, Губиха то ж, на реке на Леже; пожня Онтипинскои наволок на Окольней Сухоне; пожня Ондреиха на Окольней Сухоне; пожня Новокупка на Окольней Сухоне; пожня Заанбариха на Окольней же Сухоне; пожня Ветреницы на реке на Леже; пожня Кирлеиха на реке на Верхней Сухоне; пожня Стулиха на усть реке Киексы; пожня Лепентьева, Зимник то ж, на реке на Вологде; пожня Якимиха на Окольней Сухоне против реке Киексы; пожня Шестовариха на Окольней Сухоне; пожня Годылиха на острову на Коневце во шти наволоках; пожня Долгуша на реке на Леже; пожня Попадеика на Окольней Сухоне; пожня Дубенка на Окольней Сухоне; пожня Саватеиха по речке по Дубенке в вершину и за Бережицами; сена на них ставитца 500 копен.

И всего Корнильева монастыря в вотчине погост да 2 села, да 2 сельца, 48 деревень живущих, 90 пустошеи. А на погосте и в селех 5 церквей, а у церквей 13 дворов церковников, 15 келеи, а в них живут нищие, питаютца о церкве божий. Пашни церковные середние земли 65 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 65 копен; лесу непашенного полсемы десятины.

Да за монастырем и в селех и в сельцах ив деревнях и на пустошах 3 двора монастырьских; двор конюшенной; двор гостиной; 2 швальни; токарня; кожевня; двор хомутеннои; солодовня; кузница; 2 двора коровьих; двор мельничной; двор архиепископля сына боярсково; 10 дворов служек монастырьских, людей в них 12 человек; 10 дворов служебников монастырьских, людей в них 11 человек; 229 (ест. 23) дворов крестьянских, людей в них 305 человек; 118 дворов бобыльских, людей в них 137 человек; 281 место дворовых. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 4 348 чети с пол-полтрет-ником в поле, а в дву по тому ж; сена и с тем, что на отхожих пожнях, 6 901 копна; лесу бору 2 десятины, да лесу ж непашенного хоромного и дровяного и пороснягу 646 десятин с полудесятиною, да лесу ж болота 104 десятины с полудесятиною, да поверстного лесу в розных местех в длину на дватцать на девять верст с полуверстою, инде болши, а инде менши.

А платить з живущего в сошное писмо по государеву указу с тритцати с осми чети с третником пашни. А сошного писма в живущем и в пусте 6 сох и полтрети и пол-пол-полтрети сохи; и перешло за сошным писмом 3 чети с полуосминою пашни.

Источник: [17.27]
Комментарии

Статья № 10
А. Е. Мерцалов

Вологда, по Писцовой книге 1627 г.

Обозрение церковных причтов1 и средств их содержания начнем с собора, при котором состояли: протопоп, протодьякон, ключарь, 5-ть священников, 4 дьякона и 2 пономаря. Им полагалось государева жалованья (годовыя руги) протопопу денегь 30 рублей и 100 четвертей хлеба — ржи и овса по полам в год; протодьякону, ключарю и священникам по 12-ти рублей и по 40 четвертей хлеба каждому; дьяконам по 10-ти рублей и по 30-ти четвертей хлеба на человека, а пономарям по 2 рубля и по 20-ти четвертей хлеба каждому.

Церковному сторожу (их при соборе было 6-ть человек) давалось по рублю денег и по 12-ти четвертей хлеба; просвирне за печение просфор 2 рубля и 12-ть четвертей.
На просфоры положено было в год 12-ть четвертей пшеницы и 8 алтын 2 деньги на соль, а на свечи шло 2 пуда воска.

Кроме того соборный причт пользовался доходами с пожалованнаго царем Иваном Грозным рыболовнаго Воскресенскаго еза на р. Сухоне и пожнями в Вологодском уезде на Верхней Сухоне в шести наволоках, которыя пожалованы были Софийскому Собору царем Михаилом Федоровичем в 1625 году.

Относительно содержания причтов, городския и посадския церкви делятся на два разряда: «ружныя» и «приходныя». При первых причт содержался на государево жалованье, дававшееся в виде годовой денежной и хлебной руги, а вторыя содержались на счет прихожан, т. е. платою за требоисправления и другими сборами, депозитами и натурою, как это в обычае и теперь при сельских церквах. Все городская церкви были ружныя; посадския, за исключением 3-х, были все приходныя.

Что касается состава причтов, то он был неодинаков, что, конечно, зависело от числа прихожан и от значения самой церкви. Два священника, дьякон и пономарь — вот наибольший состав причта; священник, дьякон (иногда вместо его дьячек) и пономарь — средний; священник и пономарь — наименьший, но были некоторыя церкви, впрочем не многия, где служил только один священник. Количество получаемой причтом руги было также неравномерно.

Наприм. при городской церкви Воскресения Христова, где был наибольший состав причта, священник получал в год 10-ть рублей деньгами и 30-ть четвертей хлеба, дьякон 7 рублей и 24 четверти хлеба, а пономарь 1 рубль и 12-ть четвертей хлеба; при церкви-же Благовещания Преч. Богородицы, где был тот-же состав причта, священник получал только 6 руб. и 24 четверти хлеба, дьякон 4 рубля и 18 четвертей хлеба, а пономарь одну полтину деньгами и 8 четвертей хлеба.

Одинаковое число причта давало бы возможность заключать о тождественности экономическая положения, между тем на самом деле в этом отношении была значительная разница, обусловленная, вероятно, неодинаковым значением этих церквей: одна уважалась почему либо более, другая менее. У церкви Положения Ризы Богородицы, с средним составом причта, священник получал 4 рубля и 24 четверти хлеба, дьякон — 2 рубля и 18 четвертей хлеба, пономарь — полтину и 6 четвертей хлеба. Между тем у церкви Казанской Божией Матери, при одинаковом составе причта, священник получал 6 рублей и 24 четверти хлеба; дьякон — 4 рубля и 18-ть четвертей, пономарь рубль и 12 четвертей...

Из сопоставления приведенных данных оказывается, что в то время годовое жалованье священника доходило от 4-х до 10-ти рублей деньгами и от 2-х до 30-ти четвертей хлебом, дьякона — от 2-х до 7-ми рублей и от 18-ти до 24-х четвертей, а пономаря — от полтины до рубля и от 6-ти до 12-ти четвертей.

Священнических дворов в городе в было 24 обитаемых и 6 пустых, дьяконских 10-ть, пономарских 2, 2 же — вдов священника и дьякона и одно дворовое место дьячково; на посаде священнических дворов было 32, дьяконских 3, дьячковских 3 и 5-ть пономарских; кроме того дворовых мест: 21 священническое, 2 дьяконския и одно пономарское.

Всего-же в городе и на посаде 62 двора принадлежали священникам и из них были обитаемы 56; 13-ть принадлежали дьяконам, 10-ть причетникам и 2 вдовам духовных лиц, что составит 81 обитаемый двор лишь духовнаго звания, за которыми кроме того состояли 25-ть дворовых мест. Из этого видно, что священники, как лица, наиболее обезпеченныя в экономическому отношении, почти все имели свои дворы, чего нельзя сказать о дьяконах и причетниках, которых, конечно, было гораздо более, чем священников, а между тем число дворов их вдвое менее числа дворов, принадлежавших первым. Значит, половина причетников должны были помещаться в чужих домах.

Земельное пространство дворов священнических и причетнических было далеко не одинаково. Вообще нужно заметить, что дворы в городе были теснее, чем на посаде, и что размер двора не всегда соответствовал рангу хозяина, так что иногда у священника он был менее дьяконскаго. Привожу здесь несколько цифровых данных.

Двор соборнаго протопопа имел в длину2 11-ть, поперег 16 ¾ сажен: двор священника Дмитриевской Наволоцкой церкви — в длину 23, поперег 9 сажен; двор соборнаго дьякона — в длину 12-ть, поперег 15 сажен; двор Преображенскаго дьякона — в длину 71/2, поперег 41/2 сажени.

Эти дворы были в городе, а вот размеры дворов на посаде: священник Владимирской церкви имел двор в длину 80, поперег 10 сажен; у дьякона той-же церкви двор был в длину 80, попорег 8 ¼ сажен; Власьевский священник владел двором в длину 94, поперег 11-ть сажен; той-же церкви дьячек имел двор 94 саж. в длину и 8 ½ ширины, а у пономаря двор был длиною 19-ть, поперег 17-ть сажен...

Монастырских дворов (или подворий) в города было 10-ть жилых и 8 пустых; на посаде: 10-ть жилых, 13-ть пустых и 2 дворовыя места, — всего же в городе и на посаде: 20-ть жилых, в которых значится тоже число дворников, и 21 двор пустых; кроме того в городе были два пустые двора, из коих один принадлежал игумену Ильинскаго монастыря, а другой старцу того-же монастыря, да на посаде были два двора игуменских. Все важнейшие русские монастыри того времени имели в Вологде свои подворья: так мы встречаем на Соловецкой улице в городе: двор Троицы-Сергиева монастыря — в длину 11-ть, поперег 15-ть сажен; двор Соловецкаго монастыря — в длину 16 ¾ поперег 12 сажен и двор Ростовскаго митрополита — в длину 7, поперег 5 ¼ сажен.

Из служилых архиепископских людей мы встречаем: крестоваго дьяка, который соответствовал нынешнему секретарю консистории, певчаго дьяка, или соборнаго регента, одного именитаго приказнаго человека, князя Григория Дябринскаго, 24-х человек детей боярских, двух подъячих, казеннаго сторожа, повара, приспешника и квасника. Дворы их находились в городе и не отличались обширностью занимаемой ими земли, напр. двор князя Дябринскаго имел в длину 7 ½, поперег 15-ть сажен; дворы детей боярских были средним числом от 7 до 11 сажен длиною и от 6-ти до 9-ти сажен шириною; теже размеры имели дворы подъячих, а дворы низших служителей были еще менее, напр. двор повара: в длину 7 ½, поперег 4 ½ сажени, квасника: 8 сажен длиною и 3 поперег.

Архиепископских крестьян и бобылей в городе было всего 12 дворов — в том числе только 5-ть жилых, остальные были пусты, а в жилых значится 5 человек: один крестьянин и 4 бобыля. Размеры дворов самые ограниченные: напр. двор крестьянина Сверчкова: в длину 5, поперег 3 сажени; двор бобыля Федорова: в длину и поперег 4 ½ сажени.

На посаде при 15-ти церквах находились участки земли, принадлежавшей архиепископу, большая часть которых была застроена дворами архиепископских бобылей и отчасти кельями, в коих проживали старцы и старицы, ходившие по миру, или питавшиеся от церкви; незастроенных дворовых мест встречается всего два. Только на одном участке (у церкви Алексея митрополита) встречаются между бобыльскими дворы служилых людей — певчаго дьяка и площаднаго подъячаго — и один крстьянский двор. На всех 15-ти участках находилось 62 двора и 38 келий, в которых жили 91 человек. Наибольший размер бобыльскаго двора равнялся 25-ти саженям длины и 15-ти ширины, а наименьший 10-ти саженям длины и 7-ми ширины. Земельное пространство, застроенное кельями, обозначено не под каждою из них в отдельности, а под всеми, находившимися на участке, напр. у церкви Михаила Архистратига 9-ть келий занимали место длиною 4, поперег 39 сажен, а у церкви Богородицы 12-ть келий помещались на участке длиною 10-ть и поперег 45-ть сажен.


1 Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц. — Прим. ред.

2 Выражение "в длину" — означает меру от улицы в глубь двора, а поперег — меру по протяжению улицы. — Прим. ред.

Источник: [17.29]

Статья № 11
Николаас Витсен, 1664

2 января
На этой реке (р. Холово в Крестцах; Валдай — Прим. ред.) лежат вместе три деревни, числящиеся за патриархом (Микиткой Мининым — Никоном), как и все лучшие деревни вплоть до Москвы и дальше.

7 января
Мы снова проехали 6 миль до Выдропужска, где находится большой деревянный двор — собственность патриарха, у реки Тверцы.

Источник: [17.39]

Статья № 12
Отписная книга Введенского Корнильево-Комельского монастыря, 1657

Отписные книги составлялись при передаче монастыря в ведение нового настоятеля и при передаче отдельных монастырских служб новым, ответственным за них лицам: непосредственного имущества монастыря — келарю, казны — казначею, отдельных деревень или промыслов — посольским или приказчикам и т. д.

Монастырь Корнилиев на реке на Нурме. На монастыре церьков каменная Введение Пречистыя Богородицы о пяти главах, а на них кресты железные, крыты тесом; а в ней 2 предела...

Народный каталог Православной архитектуры; Корнильево-Комельский монастырь http://sobory.ru/
Народный каталог Православной архитектуры; Корнильево-Комельский монастырь

Двери царьские, столпцы и сень, резаны по дереву травы золочены сусалным золотом, промежь трав процвечивано красками. А на сени образ святыя Троицы в киоте на золоте, да два места написаны образы Тайные вечеря Господа нашего Исуса Христа со ученики. На притворех на дву местех Благовещение Пресвятые Богородицы; да 4 места 4 ивангилисты...

Олтар. Да в олтаре на престоле индитья бархат черной, а по сторонам бархатея цветная. А на преднеи стене престола бархат золотнои по червчатои земле, крест отлас белой, обложена тою же бархатеею...

Патрахел шита золотом и серебром по червчатому бархату, ердан камка желтая, на ней 13 пугвиц серебряных гладких, 12 кистей золото с розными шелки. Патрахел участок золотой серебром по червчатои земле, ердан камка лазорева, опушка обяр золотная, а на ней 33 пугвицы серебряных, 13 кистей разные шелки з золотом...

Псалтыри. Псалтыр в полдесть следованием, писмяная, писмо чюдотворца Корнилия, з жуки. 7 Псалтырей в десть следованием, печать московская, Псалтыр в десть следованием, писмяная в коже, застежки и спни, прибои серебряные золочены... Список з дозорных книг Ивана Ивановича Буторлина да подячево Ярофея Иванова на подмонастырьнею вотчину 155-го году...

Государева жаловалная грамота на Вологду к таможником, велено имать по 5 рублев на рыбу; писана лета 7037 год... Государева жаловалная грамота на Персову пустыню, писана 7096 году; подписана 108-го при царе Борисе... Грамота государева жаловалная, дано лесу на 2 версты, писана лета 7039-го, печат государева красная вислая, подписана 7042-го году при государе царе и великом князе Иване Васильивиче... На село Погорелое и на Мошенкино з деревнями даных и духовных и закладных и купчих 41 крепость...

Да служилые рухляди: 17 карабинов, 5 в них карабинов в олстреах, 6 пищалей, 8 сабел, 3 палаша, 2 саадачишка да колчюженцо, 3 шеломишка да шишачишко да латишка, 19 топорков с топорищами служилых, 3 ковры ветхи, 3 попоны волоских, сумки вьюшные, двои сумки переметных, одне новые, другие худы... Да брацкого платья: 8 шуб брацких новые, 2 шубы ношены, пятеры сапоги. Да ветхово платья: 4 свитки, 10 клобуков, 6 рясок, 6 свиток, 3 камилавченка, 4 шубенка... Да мирского платя: 2 сермяженка, 3 кафтанишка суконных, 3 шубенка...

Да в монастырской же казне денег налицо 40 рублев да старых новгородок 10 рублев, да казенных же денег взяти по кабалам на своих монастырских слугах и на служебниках и на вотчинных крестьянях и на заволостных всяких чинов на людех 1 392 рубли 4 алтына 4 денги. Да конских денег...

В монастырских житницах хлеба, по скаске житника старца Измаила, ржи 568 чети 3 полуосмины; пшеницы 145 четвертей с осминою, ячмени 56 четвертей, овса 1 070 четвертей с полуосминою. Запасу на мелницах: муки ржаные 45 четвертей, солоду квасного 60 четвертей... В селе на Мошонкине ржи 200 четвертей, ячмени 5 четвертей, овса 413 четвертей; запасу: муки ржаные 8 чети, солоду квасного 7 четвертей. И всего в монастыре и в пустынях и в селах налицо в житницах хлеба ржи 1 256 четвертей с полуосминою, пшеницы 152 чети с осминою, ячмени 7 четвертей, овса 2 209 четвертей с полуосминою; а запасу в монастыре и в пустынях и в селах: муки ржаные 70 четвертей, солоду квасного 80 чети с полуосминою. А в долгу хлеба на монастырских крестьянях...

На конюшенном дворе на стоилех лошадей: жеребец врыжечал, грива направо; жеребчик рыжь, грива налево; да меринов: мерин гнед, грива налево; мерин темносер, грива налево; мерин ворон, грива налево сотметом; мерин чал, грива направо; мерин сер, грива налево; служилых 20 меринов, да работных 60 лошадей...

Да платити долгу из монастырьские казны, что заимывал бывшей келарь старец Дмитрею Иванову сыну Елякову, платити 170 рублев; москвитину торговому человеку Ивану Шангину платити 20 рублев; монастырскому слуге Семену Дружинину платити 10 рублев денег; монастырскому крестьянину Ермоле Немирову платити 10 рублев. И обоего платити из монастырские казны долгу 210 рублев.

Полный текст Отписной книги — здесь, 1.13 Mb.

Источник: [17.28]

Статья № 13
Дозорная книга кн. Ф. А. Звенигородского, 1615

Описание церковных и монастырских земель на Вятке

... Деревня Богоявленская Логиновская: двор половник Ивашко Рогачев, пашни паханые середние земли девять четей с полосминою и четвериком, да пернелогом две чети с осминою и с четвериком в поле...

Да в Слоббодском уезде в Верховском стану деревня Николы ж Великорецкого: двор Степанко Бердников, дв. Оверко Бердников, пашни паханые середние земли пятнадцать четей с осминою и с четвериком, да перелогом девять четей с полосминою и с четвериком в поле, а в дву потому ж, а в нем в живущем выть с четью. А впусте выть без чети...

А всего у Троицкой пустыни вотчинных земель пять починков, а в починках десять дворов, а людей в них тринадцать человек, пашни паханые середние земли тринатцать четей с четвериком и полполтретника, середние перелогом тритцать семь четей с осминою, а вытей в живущем выть и полполполтрети выти, а впусте три выти...

И всего на Вятке два монастыря, да по государевым грамотам стали четыре пустыни... а в монастырях четырнадцать церквей, да двадцать семь келей, да три кельи пусты, да двадцать две деревни, да сорок пять починков... А в живущих деревнях и в починках сто сорок восемь дворов, а во дворах монастырских крестьян и половник сто пятьдесят девять человек. Пашни паханые добрые земли сто семьдесят семь четей и полполтретника, да новорозпашные добрые земли, что розпахано из черных лесов, тритцать восмь четей без четверика, и обоего добрые земли двесте пятнадцать четей без четверика...

И всего церковных одинатцать деревень, да четыре починка, да две пустоши; а в живущих деревнях и в починках дватцать один двор, а людей в них дватцать один человек, да два двора бобыльские, а людей в них тоже. Пашни паханые добрые земли сто двенатцать четей с осминою и полполполтретник; середние земли пятдесят одна четь с осминою; худые земли тритцать семь четей с осминою; а вытей в живущем осмнатцать вытей без полчети; а сошного писма полчети и полполчети и полполполчети сохи, а перешло за сошным писмом четыре чети без полуосмины... а вытей убыло в пусто девять вытейс полувцытью... а не дошло в сошное писмо пять четей.

Полный текст и справка по мерам сошного счета с 1550-х годов — см. здесь, 3.0 Mb.

Источник: [20.53]

Статья № 14
Руга монастырю за счет доходов казны, 1631

Отъ царя и великаго князя Михаила Θедоровича всеа русіи на Волуйку воеводѣ нашему Никите Александровичу Чоглокову... И какъ къ тебѣ ся наша грамота придетъ, и ты бъ о томъ сослался въ Бѣлгородъ съ Яковомъ Дашковымъ, да будетъ Святогорскаго монастыря старцомъ наше жалованье, годовая денежная и хлѣбная руга1, на нынѣшній, на 139-й годъ, въ Бѣлѣгородѣ не дана, и ты бъ въ Святогорскій монастырь наше жалованье ругу: денегъ десять руб., да хлѣба двѣнадцать четьи ржи, двѣнадцать четьи овса на нынѣшній, на 139-й годъ далъ да и впередъ давалъ потому жъ изъ кабацкихъ и изъ таможенныхъ доходовъ, а хлѣбъ изъ нашихъ житницъ, да ту дачу велѣлъ писать въ расходныя книги; а въ Бѣлгородъ къ Якову Дашкову о томъ отъ насъ писано жъ.


1 Руга — это, в общем случае, годичное содержание попу и причту от прихода. О связи понятий «руга» и «десятина» мне неизвестно. — Прим. ред.

Источник: [17.71]
Комментарии

Статья № 15
Г. К. Котошихин, †1667

За патриархом, под Москвою и в городех, в селех и в волостях, будет крестьян болши 7,000 дворов.

За четырмя митрополиты: за Новгородцким, за Казанским, за Ростовским, за Крутитцким, под Москвою и в городех, в вотчинах их домовых в селех и в деревнях, за всеми, крестьян с 12,000 дворов.

За десятью архиепископами: за Астараханским, за Сибирским, за Псковским, за Смоленским, за Тверским, за Вятцким, за Резанским, за Полотцким, за Вологотцким, за Суздалским, да за одним Коломенским епископом, под Москвою ж и в городех, в вотчинах их домовых, за всеми, крестьян с 16,000 дворов.

За монастыри, которые писаны в Уложенной Книге, в вотчинах их монастырских в селех и в деревнях, за всеми, крестьян с 80,000 дворов. Да за монастыри ж, которые в лествице и в Уложенной Книге не написаны, крестьян с 3,000 дворов.

Источник: [17.112]

Статья № 16
Проф. Вас. Синайский

Собственность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

При сельце Логозовичи было пахотной земли 54 десятины. В Печорской слободе было 27 лавок; во Пскове — 10 торговых лавок и 20 дворовых мест. При городе Пскове принадлежало монастырю 44 огородных места и во Пскове 16 огородных мест, в частности, какое количество рыбы ловилось в пользу монастыря, видно из летописи.

Так при настоятеле Герасиме по приходо-расходной книге за 7176 (1668) г. значилось щук 1860, язей 500, синцу 37.350 рыб, лещей 16.590 рыб, плотиц- двойников, окуней и плотиц — одинаков: 111.850 рыб. В общей же сумме с 12 исадов1 это составляло 168.150 рыбин. Сверх этого годового оброка с некоторых рыбных мест — ловель представляемо было в обитель, как и во Псков на подворье, к храмовым праздничным дням и крестным ходам «потребное количество рыбы».


1 Исад (древнерус.) — пристань, прибрежный поселок. — Прим. ред.

2 Собственность монастыря сегодня. — Прим. ред.

собственностьмонастыримонополия на лов рыбыконцессия поповречные портырыболовный флот РПЦ

Источник: [21.88]

Статья № 17
Де ла Невилль, 1698

Половина земель в стране принадлежит монахам, поскольку большое благочестие московитов проявляется в постройке монастырей, большинство которых имеют более 100 монахов, живущих в довольстве и в полном невежестве. Также много и женских монастырей...

монахи латифундистыокормление паствойтюремная сетьГУЛАГ XVII

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 18
Юхан Габриэль Спарвенфельд, 1684

Шведское посольство на пути в Москву. Поселение Вяжищи

Там расположен красивый Никольский монастырь, в котором живут 20 монахов и архимандрит, которого зовут Боголеп из знатного рода, остальные невежды и простолюдины, которые за 8 рублей могут купить себе место в монастыре до конца своих дней.

Весь этот посёлок принадлежит монастырю, в нём около 70 домов, из которых 20 принадлежат не солдатам, а монастырской прислуге, которая равно как и солдаты получает своё жалование и содержание от монахов. Кроме архимандрита здесь есть ещё только 2 попа, один чёрный, который обслуживает только монастырь, но белые попы могут ходить по деревням и служить на пирах, крестинах и т. д.

Сразу после прибытия я вместе со своими друзьями хотел посетить монахов и осмотреть монастырь, но после того как я выразил им своё почтение, на что они мне ответили с почтением, но войти в монастырь не разрешили, сказав, что мы не христиане и не можем войти в их святилище.

окормление монастырейна шее у народапопы-побирушки

Источник: [17.143]
Комментарии

Статья № 19
Павел Алеппский, 1656

Московия
Архиерей в этой стране не имеет права производить канонический сбор с паствы, но взимает его ежегодно со священников, с каждого по величине его паствы и доходов его церкви; самый бедный священник платит один рубль. Все это точно определено по книгам епископа. Каждый архиерей при жизни приобретает в свою собственность большое недвижимое имущество, но когда он умрет, оно поступает в распоряжение царя, ибо царь-наследник всех...

Знай, что священник в этой стране пользуется большим почетом: правители боятся его и стоят пред ним в то время, как он сидит. Каждый священник и диакон получает постоянное содержание, полевые продукты и наделы свыше своих нужд, ибо они имеют рабов-крестьян. Нам говорили, что содержание протопопу от царя в год составляет 15 рублей и кусок дорогого сукна; прочие священники получают все меньше и меньше и сукно им идет дешевле; диаконы же получают половину. Помимо этого содержания, которое идет им от царя, крестьяне привозят также им на дом готовые припасы. Их наделы свободны от налогов.

Здешний коломенский протопоп владеет деревней, домов во сто, составляющей угодье церкви; произведения ее идут в его пользу; он имеет также большой дом для своего жительства, который, однако, не составляет его собственности, но всякий, кто делается протопопом, получает ту деревню и дом для жилья, ибо они царские...

Угодья монастырские и церковные также бывают с крестьянами. Когда потомство боярина прекратится и не останется ни одного наследника, то все его имущество переходит к царю, ибо царь наследник всех, как случилось ныне во время моровой язвы: все жилища, коих обитатели вымерли: поступили во владение царя со всем, что в них было. Большинство богачей перед смертью завещали все свое имущество царю, по великой любви своей к царям, коих они чуть не равняют со Христом...

После расспросов и разысканий мы нашли, что большинство приезжающих за милостыней в Москву архимандритов и светских лиц, не рассчитывая только на милостыню, привозят с собою деньги для закупки товаров: соболей, белок, горностаев и проч., которые могут принести им большой барыш в турецкой стране.

В этих видах большинство их и приезжает, ибо со времени въезда в Путивль до возвращения и выезда своего оттуда, они ровно ничего не тратят; если у них есть с собой товар, то не платят ни пошлины, ни за провоз на лошадях и не делают расходов на еду и питье, так как получают ежемесячно содержание, каждый по своему положению, очень бедные по четыре копейки в день и пива на питье. Поэтому они выгадывают большую пользу, если имеют с собою товары или много денег; иначе, если бы кто полагался на милостыню, которую он рассчитывает получить, то это дело далекое; Богу известно, что иные не покрывают и своих трат. Что касается архиереев, то если архиерей-митрополит большой, известной кафедры, едва ли получит от царя в начале и в конце и от вельмож около двухсот-трехсот рублей, может быть, менее, но не больше. Это мы видели и слышали от некоторых митрополитов...

Нам рассказывали служители Кирилло-Белозерского монастыря, на подворье которого мы теперь пребываем, что монастырю принадлежит, в виде угодий. значительное число подданных из этого народа (Лопарей — Прим. ред.), кои платят подать только оленьими шкурами, ибо кроме этого у них ничего нет.

попы и бизнесокормление поповмонастырское рабствособственность царя

Источник: [17.145]

Статья № 20
Переписная книга домовой казны патриарха Никона, 1658

Казна патриарха состояла из нескольких сундуков, в которых комиссия царя нашла 844 золотых, 3 402 ефимков и 17 615 тогдашних рублей.

Поскольку своих рудников серебра не было, как не было и золотых приисков, а обязанности эмиссионного центра («Центробанка» России) выполнять было надо, ещё с древних времён укоренилась практика переплавки Кремлём инвалюты. Но Алексей Романов упростил процедуру — он не стал особо «трудоустраивать» свой монетный двор, а просто добивал свои штампы на аверсы серебряных талеров и Голландских долларов, иногда с указанием года «эмиссии», то есть надчеканивал инвалюту:

Ефимок с русской надчеканкой, XVII
Ефимок с признаком, XVII

Полная инвентаризационная опись имущества Никона в типографском наборе XIX века уместилась на 129 печатных страницах (sic!). Это — иконописные образы, ковчеги, панагии, сосуды церковные, кубки, братины, пелены, ризы, четки, мантии; венцы, цаты и оклады; драгоценные камни и жемчуга, посуда, отрезы тканей, бархатов, атласов и шелков, ковры, меха, шубы, посохи, клобуки, мантии, книги, оружие, часы, коллекция фонарей, кабальные грамоты, стратегические запысы мыла... — И всё это в циклопических масштабах!
Вот фрагмент из раздела описи документов на недвижимость и монополий (лицензий) —

«Жалованные и послушные и правые грамоты выписи и всякие крепости:


* «жалованная 162 году» — то есть в 7162 году от СМ, то есть в 1654 году от РХ. Никон был главой РПЦ с 1652 по 1666 год. — Прим. ред.

имущество Никонанедвижимость церковного олигархаправославные магнаты XVII

Источник: [17.151]
Комментарии

Статья № 21
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1691

377. — 1691. Роспись подарков Прилуцкаго монастыря Вологодским архиерейским причту и служителям, в день Рождества Христова

200 году, роспись что кому рознесть, на праздник Рождества Христова, на apxиeерейской двор в почесть:

Казначею монаху Димитрию Ростовцу 8 алтын 2 денги.
Приказному Ивану Александрову 8 алтын 2 денги; людем 4 денги.
Дьяку Федору Быкову 8 алтын 2 денги; людем 4 денги; Дьяку Петру Ташлыкову 6 алтын 4 денги.

Подъячим
Максиму Воробьеву 5 алтын; человеку его 2 деньги; Андрею Лопареву 3 алтьна 2 денги; Илье Ростовцу 3 алтына 2 денги; Якову Воробьеву 3 алтына 2 денги; Спиридону Степанову 3 алтына 2 денги; Матвию Волкову 3 алтына 2 денги. Вдове Домне Григорьевне 8 алтын 2 денги; людем ея 4 денги; сыну ея Василью с женой 3 алтын 2 денги; сыну ея другому Дмитрею 3 алтына 2 денги.
Ирине Нестеровне 3 алтына 2 денги.
Стряпчему 5 алтын.
Дворецкому 5 алтын.
Житнику 3 алтына 2 денги.
Ключнику 3 алтына 2 денги.
Ризничему 3 алтыпа 2 денги.
Чашнику 3 алтына 2 денги.
Гвоздарю 6 денег.
Пределному попу и дьякону 3 алтына 2 денги.
Архиепископлю келейнику старцу Григорью 3 алтына 3 денги.
Другому белцу Ивану Козмииу 3 алтыпа 2 денги.
Рожественскому пономарю старцу 3 алтына 2 денги.
Казначейскому келейнику 10 денег.
Пономарем и звонарем 3 алтына 2 денги.
Приказному сторожу 6 денег.
Воротному сторожу 6 денег.
Протопопу с братиею 16 алтын 4 денги.
Подъякону Аверкию 3 алтына 2 денги.
Подъякону Костянтину 3 алтына 2 денги.
Иеромонаху Варламу 3 алтына 2 денги; другому иеромонаху Ионе 3 алтына 2 денги.
Иеродиакону Герасиму 3 алтына 2 денги; иеродиакону Иосину 3 алтына 2 денги.

Современный список писан столбцем, на одном листе.

подарки церковно-служителямштаты церквейдоходы притчасистема премий

Источник: [19.205]
Комментарии

Статья № 22
Дела Тайного приказа, 1674

182 г. генваря в 13 день. По указу великого государя даря и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, куплено в Круживном ряду, у торгового человека, у Бориса Лазарева, три аршина кружива кованого, весом десять золотников, по пяти алтын по две денги золотник, итого рубль дватцать алтын. Тожь круживо положено на покровцы в Савин моностырь. Покупал Назарко Шишкин.
Новые нищие: Анисим Якимов, Илья Никонов.

помощь монастырямпокупка металла

Источник: [20.114]

Статья № 23
Акты Холмогорской и Устюжской епархий, Часть I, 1500–1699

VI. 1613–1618
Приходныя памяти в денежной и хлебной казне, принадлежащая Куропольскаго посада спасскому церковному прикащику, попу Тимофею

Лета 7122, декабря в З день. Спаской поп Тимоеей взял у прежнего церковного приказщика у Василья Давыдова церковные казны по мирскому слову. Взял в мехе 74 руб. 26 алт. 4 д., да в другом мехе спаских же денег за мирскими печатями по их счету 67 руб. 19 алт. 2 д. денег, да в том же мехи 24 яфимка с полуяфимком, да три кабалы взял на всех посацких людей Курополского посаду во сте в пятинатцати рублех, да кабала на Третьяка Родионова в осми гривнах, да воску взял у Василья же пудь семь гривенок да свечь вощаных в коробки, и свечи не вешены, тех свеч стало на год 123 году декабря до 22 числа, да взял бочюрку зелья пищальнаго...

Июня в 23 день. Ходили со кресты к Спасу на городок в Иванскую пятницу, склали на блюдо 26 алт. 4 д. Взял у Василья Давыдова за лавки 10 д. Борис Шешенин дал 10 д. Пихали миром лодью Третьяка Курзеева, даль Спасу 8 алт. 2 д. Пихали лодью Василья Давыдова да Трофима Кустова, дали 8 алт. 2 д. Пихали лодью Евсея Семенова, даль Спасу 2 гривны.
По Иване Сабуре дали на вино и на темьян 2 алт. 2 ц. Взял полавочного у Офонасья Демидова 2 руб...

Августа в 2 день. Даль Лука Васильев весновалских денег рубль 3 алт. 5 д. Да он же даль Якову Апостолу 2 гривны. На Преображеньев день снесли на помет денег 30 алт. 123 году да 122 году на Водвиженьев день сносили на блюдо 12 алт. З д. Того ж дни дал Илья Поленов Спасу в казну гривенку темьяну...

Маия в 2 день. Дал другого пуда воску скати на свечи Ортемью 15 гриненок. Взял у Корякиных 6 мер жита. Взял у Кондратья Ильина 4 меры жита с половины Маслухинской деревни. Взял у Ерасима Жернокова с Назарьинской пустоши за 123 год за оброк две меры ржи...

126. Продал жита спаского Курополцом пол-12 меры по 7 алт. по 2 д.
Декабря в 2 день. Даль Максиму мастеру с товарыщи 4 меры жита. Да Михайлу Космарю даль пол-меры жита. что он делал налой да в трапезе окна починивал.
Продал меру жита Оборы, взял 7 алт. 2 д. Продал Ивану Федорову пол — 4 меры жита, взял за меру по 7 алт. по 2 д.
Февраля в 24 день. Дал Степану серебрянику 6 мер жита
Июня в 2 день. Мастеру иконнику даль меру жита.

*
Х. 1620 г.
Книга Збору празговых и оброчных доходов с церновных деревень за 1619 г. церковнаго прикащика, спасскаго попа Стефана.

Лета 7128. Курополского посаду церковного прикащика, спаского попа Стефана. Книга празговык и оброчных деревень збору за прошлой 127 год.
С Матигор с Спаские Демидовские деревни с Обуховы горы, у Трофима Ондропова да у Ивана Иванова, у Григорья Исакова Матигорцов оброку 2 руб. 26 алт. 4 д. взято; да с тое же деревни мера жита взято. С Куростровской с Спаской деревни у Ивана Федорова з братьею празги рубль взято. На Ухтострове с Спаской с Лушевской деревни у Киприяна Корякина да у племянника его у Ивана Крутка празги рубль взято; да с тое же деревни пол-3 меры жита взято. На Ухтострове же с Спаской с половины Кустовской деревни у Романа Ортемьева празги 20 алт. взято.
З другие половины тое же деревни у Ивана Полуянова празги 20 алт. взято. На Ухтострове же с Спаской с Езякинской деревни у Никиты Левонтьева празги 30 алт. взято; да с тое же деревни мера жита...

*
ХХVI. 1682
Роспись сбора церковной дани и подможных денег Холмогорской епархии за 1682 год
С Колмогор и с Колмогорского заказу з городов и с уездов и с Ваги, с четырех четвертей, и с Устьянских волостей церковные дани, и за десятильничи доходы, и неокладных всяких доходов, что собрано и что донять на нынешней на 190 год 939 руб. 10 алт. 5 д.

И в то число преосвященному Афанасию Важскому, отнесено 300 руб. Да на Колмогорском протопопе Петре взять збору ево прошлого 189 году венечных пошлин 29 руб. 27 алт. пол-6 д. Да прошлых 186 и 187 годов на колмогорских же закащиках, на попе Aверкие да на дьяконе Тимофее, по сыску, утаеных венечных пошлин 15 руб. 10 алт.

Да нынешняго 190 году, марта с 1 числа сентября по 1 число 191 году, зборных всяких денег против прошлых годов у закащиков колмогорскпх и важских 60 руб.
Да святейшаго патриарха в казну плачено с колмогорских и с важских з 218 церквей по гривне с церкви, и того 21 рубль 26 алт. 4 д.
Да Козьеруцкого монастыря на игумене Диодоре, что он взял Сийского монастыря пенных денег 10 руб., а в Софейскую казну не платил. И всего в отдаче и что донять 436 руб. 31 алт. пол-2 д. А к тому додать 502 руб. 12 алт. пол-6 д.
Подвинской четверти у десяцкаго Нижно-Тоемской волости знаменского священника Гриropия Трифанова: з 9 церквей четверть дани взято 13 руб. 7 алт. 2 д. У него ж взято венечных пошлин 9 руб. 6 алт. 4 д. Казенных пошлин и записного по 8 д. з брака, и того 2 руб. с полтиною. Всего 11 руб. 21 алт. 2 д. Да пени 2 руб. 8 алт. 2 д. Всего 27 руб. З алт. 4 д.
Шелоцкой волости у десяцкого священника у Космы Иларионова четверть дани 4 руб. 26 алт. 1 д. Да венешных пошлин 5 руб. 31 алт.
Да Нижно-Пудожские волости у десяцкого священника Бориса Никитина четверть дани 4 руб. 28 алт. З д. Да отписных пошлин 38 алт. Всего 42 руб. 7 алт. 4 д. 1 полушка мордка.

откат епархий в Центрдоходы епархиидоходы церковных приходовнормы отката церквей Центрутеократическое государство

Источник: [17.156]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,085