▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики» → Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти → Славяне и российские этносы (XVI век)

27. Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики»

27.3. Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти. Славяне и российские этносы (XVI век)

Барберини, Флетчер, Мадариага, Запись о куплях, Шлихтинг, Горсей, Герберштейн, Иловайский, Книги, Юстин, Акты Вильно, Лицевой свод , Юстен, Маньков, Неизвестный

Статья № 1
Рафаэль Барберини, 1565

Следуя по этой реке (Москве-реке — Прим. ред.), когда течет она самым узким руслом, встречаете милях в шестидесяти греческий монастырь Святой Троицы. В нем до двухсот пятидесяти иноков; монастырь большой, каменный, и защищается артиллериею; доходы получает он огромнейшие и содержится на счёт прихожан. Зато уже всякий раз, как пожалует туда великий князь с огромнейшею свитою, монастырская братия должна принять и угостить всех.

Источник: [16.6]

Статья № 2
Джильс Флетчер, 1598–1599

У епископов есть также свои помощники, составляющие соборы (как они их называют), в которых заседают попы, принадлежащие к их епархии и живущие в городах, где они сами имеют пребывание, в числе двадцати четырех членов при каждом. С ними рассуждают они об особенных и нужных делах по своей должности...

Кроме того, что монахи владеют поместьями (весьма значительными), они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами. Некоторые из монастырей имеют доходу от поместий по тысяче или по две тысячи рублей в год. Один монастырь, называемый Троицким, получает от поместий и повинностей в его пользу до ста тысяч рублей или марок годового дохода. Он построен вроде крепости, обнесен вокруг стеной, на которой поставлены огнестрельные орудия, и в этой ограде занимает большое пространство земли со множеством зданий. Здесь одних монахов (не считая должностных лиц и служителей) до 700 человек...

Одни вносят 1 000 рублей, другие более; но с капиталом менее трех- или четырехсот рублей никого [в монастыри] не принимают...

Доходы и суммы, назначенные для поддержания достоинства их, довольно значительны. Ежегодный доход патриарха с поместий (кроме других статей) простирается до 3 000 рублей или марок, а митрополитов и архиепископов до 2500 рублей. Из епископов одни получают 1 000 рублей, другие 800, иные 500 и проч. Были и такие, которым приходилось даже (как сказывали мне) десять или двенадцать тысяч рублей в год, как, например, митрополит Новгородский...

Что касается до жалованья, получаемого священником, то у них нет обычая давать ему десятину хлеба или чего другого, но он должен зависеть от усердия своих прихожан и собирать, как умеет, на прожиток доходы от молебнов, исповедей, браков, похорон, панихид и так называемых молитв за живых и усопших, потому что, кроме общей службы в церквах, каждому частному лицу священник обыкновенно читает ещё особенную молитву по какому бы то ни было поводу или делу, собирается ли он куда ехать, идти, плыть водою или пахать землю, словом, при всяком его предприятии.

Молитвы эти не приспособлены к обстоятельствам замышляемого дела, но избираются случайно из обыкновенных молитв церковных, однако их считают святее и действительнее, когда они произносятся священником, нежели когда читаются кем-либо самим. Сверх того, у них есть обычай праздновать один раз в год день Святого, во имя которого сооружена церковь. В это время все соседи и обыватели ближайших приходов собираются в церковь, где бывает праздник, чтобы отслужить молебен ее Святому за себя и своих родственников, и тут священник получает плату за свои труды.

Такие приношения доставляют им по нескольку десятков фунтов в год, более или менее, смотря по степени верования и уважения к Святому церкви. В такой день (празднуемый ежегодно) священник всегда нанимает в подмогу себе несколько других соседних священников, будучи обязан приносить Святому более молитв, нежели сколько сам может успеть.

Кроме того, они ходят по домам своих прихожан со святой водой и курениями, обыкновенно, один раз каждые четыре месяца, и таким образом, окропив и окурив хозяина, жену его и всех домашних, с их пожитками, получают за то большую или меньшую плату, смотря по достатку хозяина. Все это вместе доставит священнику на его содержание около 30 или 40 рублей в год, из коих десятую часть он платит епископу своей епархии.

Попа, или священника, можно узнать по длинным волосам, закинутым за уши, по его рясе с широким воротом и посоху в руке. Прочая одежда его та же, что и простого народа.

Источник: [16.4]

Статья № 3
Исабель де Мадариага

В середине шестнадцатого века церкви принадлежало около трети освоенных земель, хотя некоторые монастыри были так бедны, что монахи ходили в лохмотьях и побирались на улицах.

Источник: [21.14]

Статья № 4
Запись о куплях Симеона, архиепископа Полоцкого, 1531

Въ имя живоначалныя Троица. Се аз, смиреный Семион, архиепископ Полотьцкы, купил есми село на Тулове святому Николе на Лучно у Филиповое жены у Соициной у Зиновии и у ее детей у Ариста да у Ленидъка: землю роленную и бортъную. с озеры, и с реками, и с устьи, река Прокшица с устьем и с езы по Ленидов рубежь, река Липница с езы, а в озере в Липне половина, а въ-строве пашня и сеножати, да Орехова лука, а три тони в озере опришнии. А в озера в вси пойти в Туросно озеро изъ-о-Тулова, истоки с езы. А дал есми осмьнадесять Рублев. А купил есмь селце у Петрища у скомороха туто же, а дал есми два рубли. А туто же по ряду купил есми селце у Филипца у Храпчина брата, а дал есми два рубли... А в том же селе на Тулове на сябрех на Семенце с детьми полъчетверта рубли, на Огафонце с детьми полътретья рубли, на Щетине полтина, а бортьника дала княгини Мария в дом святого Николы и с женою и с детьми.

Источник: [16.15]

Статья № 5
Альберт Шлихтинг, 1563–1570

И он (Иван IV) заставил каждого из них (Клириков Новгорода и настоятелей окрестных монастырей — Прим. ред.) выплатить по размерам своих средств определенную сумму денег, именно всех архимандритов по 2 000 золотых, настоятелей по 1 000, а из остального количества монахов одни заплатили по 500, другие по 300 червонцев.

Источник: [16.15]

Статья № 6
Джером Горсей, 1573–1591

...он (Иван IV — Прим. ред.) поделил свою добычу (Рейдерская ходка в Ливонию и ограбление Новгорода — Прим. ред.) и разместил своё богатство и двор в Москве и в наиболее сильных, больших и надёжных монастырях.

Источник: [16.8]

Статья № 7
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Священники содержатся обычно на взносы прихожан, им назначаются маленькие домики с полями [и лугами], от которых они, как и их соседи, снискивают себе пропитание или собственноручно, или при помощи слуг. Приношения им весьма скудны. Иногда церковные деньги отдаются в рост, по десяти со ста, и этот рост предоставляется священнику, чтобы не быть вынужденными кормить его на свой счёт.

Некоторые существуют также на пожертвования государей. Во всяком случае, за исключением епископств и некоторых монастырей, немного найдётся приходов, обеспеченных поместьями и владениями.

Источник: [16.27]

Статья № 8
Д. И. Иловайский, †1920

Рязанское княжество

Часть своих земель монастыри отдавали в пожизненную аренду соседним служилым людям: арендатор обязывался платить ежегодный денежный оброк.

В 1512 г. некто Степан Любавский, вероятно, боярский сын, взял в оброку Солотчинского монастыря некоторые земли и покосы, с обязательством платить оброку по 5 алтын в год и с условием «... той земли и покосов не освоивать, ни продавать, ни, но души дать, ни окняживать»

Не только частные люди, но и сами князья брали на оброк деревни у монастырей. В 1502 г. Федор Васильевич Третной взял у того же монастыря деревню Сильчино до своей смерти и обязался платить за нее по полтине в год.

Отдавая земли в оброк, монахи избавляли себя от лишних хозяйственных хлопот и выигрывали ещё в том отношении, что арендаторы удобряли землю и расчищали леса. Любавский в своей оброчной записи прямо говорит: «... а что яз Степан лесу распашу монастырьскаго, та земля монастырю ж».

Подобные акты обыкновенно заключаемы были от имени архимандрита или игумена с братьей. В этом отношении замечательно следующее место одной грамоты: братья Фенины бьют челом Солотчинскому архимандриту Досифею о поместье, «... и орхимандрит Дософей поговоря с братьею пожаловал их поместьем починком Ройкинскою Поляною на речки на Кратвенки»

Источник: [21.62]

Статья № 9
Писцовые книги Бежецкой пятины Новгорода

1501
Вопчая-жъ дереввя Городка, 3 участки тоѣ деревни дворцовая:
дв. Оѳопоско да сынъ его Ондрѣйко, дв. Данша, дв. Огаѳоникъ, дв. Ивашко, дв. Ѳедотко, дв. Ѳилистикъ да Игнатикъ, дв. Ѳилимонко, дв. Игнатько, дв. Родивонко, дв. прикромникъ Мелехъ, дв. прикромникъ Ѳедотко да Олухъ, сѣють 30 кор., сѣна 300 коп., 12 обежъ;
а 2 участка тоѣ деревни церковная-жъ Сорокосвятцкая за попы, и тѣхъ дву участковъ люди и обжы писаны съ ихъ деревнями.

А пустошей въ Липнѣ: Юрнцо, Березовецъ, Сенина, Плаксино, Пахамово, Давыдово, Жаворонково, Селнипо, Ильино, Щербово, Пешкино, Погорѣлецъ, Василково, Шентиково, Щеберино, Мартусово, Ѳилипково, Ерманово.
Да въ Липне-жъ погостъ, церковъ въ немъ Рожество Христово, а дворовъ на погосте церковныхъ: дв. дьякъ Васко, дв. понамарь Самуха, сѣютъ на погосгЬ коробыо, сѣна нѣтъ, земля подъ ними церковная въ обжы не положена.

1564
И всего у Рожества Пречистые, да у Николы Чюдотворца, да у Аптонья да у Ѳеодосья у Печерскихъ дворовъ игуменскихъ, и поповскихъ, и діяковскихъ, и проскурницыныхъ, и понамаревскихъ, опрочѣ пяти кѣлей, въ которыхъ старцы жывутъ, 34 дворы, а людей въ нихъ 34 человѣки, а пашни монастырские полторы обжы, пол-сохи, а пашутъ тоѣ пашну попы, и діяки, и проскурницы, и пономари на собя.

Въ Спаскомъ же погосте въ Молодиленскомъ деревни церковные Спаские у погоста.
Дер. Погорѣлое: дв. попъ Сава, дв. діакъ Митка, пашні 10 коробеі въ поле, а въ дву по тому-жъ, сѣна 15 коп.
Дер. Острашино: дв. проскурница Анна, дв. понамарь Давытко, сѣютъ пол--коробьи въ поле, а въ дву по тому-жъ, сѣна нѣтъ, земля подъ ними церковная въ обжи не положена.

И всего Пречистые Лиситцкого монастыря село да 42 деревни да 2 пустоши, а дворовъ 65 да дворъ пуст, а людей въ нихъ 69 чел., а обежъ 62 да треть обжи, а сохъ 21 безъ трети да треть обжи, а доходъ писанъ подъ деревнями, а угодья тоѣ волости участки въ озерехъ въ Пеленове, въ Лютоте.

Дер. Болото: дв. пустъ, пашни въ поле 10 коробъи, а въ дву по тому-жъ, сѣна 40 копенъ, обжа, а доходу нѣтъ, пуста, нашутъ наѣздомъ попы.

И всего Прокоѳьевскихъ церковныхъ деревень 2, а дворовъ 15 да дворъ пустъ, а людей въ нихъ 15 чел., а обежъ пол-13 обжи и съ тою обжею, что у погоста на Бѣлой.

собственность РПЦпопы-латифундистыосвобождение РПЦ от налоговкоробьяобжа

Источник: [20.72]

Статья № 10
Павел Юстин, 1569–1572

Проезд послов Швеции окрест Орешка

В этой местности находился русский монастырь1. Монахи выбежали нам навстречу, прося милостыню. Мы дали им пять марок из дорожной кассы и продолжили свой путь.

монахипобирушкидвойные стандартыподаяние

Источник: [16.61]
Комментарии

Статья № 11
Великое княжество Литовское. Вильно. Акты о боярах , 1584

№ 266. — 1584 г. Мая 2. Грамота виленскаго епископа кардинала Юрія Радивила боярину Мартину Михаловскому на землю

Лета отъ нароженья Сына Божого тисеча шестьсотъ осмъдесятъ семого, месеца Апрыля двадцать девятого дня.
Передъ нами судьями головъными кола комъпозити юдицыи, на трибуналъ у великомъ князстве Литовскомъ зъ воеводъствъ, земъль и поветовъ на рокъ теперешний тисеча шестьсотъ осмъдесятъ семый обраными, постановивъшысе очевисто у суду панъ Андрей Янъкевичъ оповедалъ, покъладалъ и ку актикованю подалъ документъ, одъ ясне освецоного княжати его милости Ерого — каръдинала Радивила годъное памети такъже зашълому Марътинови Михаловъскому…

daliśmy у tym listem naszyra daiem pomienionemu Marcinowi Michałowskiemu, źenie, dzieciom у potomkom iego tę ziemię pustᶏ, nazwanᶏ Skiterowskᶏ, ktorey podług pomiary iest włok siedm gruntu podłego, ze wszystkim, iako sama w sobie у w obrębiech swoich iest; ma on tę ziemie Skiterowskᶏ, od nas iemu danᶏ, sam, źona, dzieci у potomkovvie iego na siebie wiecznymi czasy trzymać, iey uźywać у na swoy poźytek obracać, a nam z niey będzie powinien do skarbu naszego na kaźdy rok trzy kору groszy litewskich placić у dwie drodze koniem, gdy go albo potomki iego gdzie w potrzebach naszych z listy naszemi poszlem.

Na cośmy mu dali ten list nasz z podpisem ręki naszey, do ktorego у piecźęc naszę przyłoźyć rozkazalismy. Pisan w Wilnie, dnia wtorego Maia, roku Panskiego tysiᶏc pięćset osmdziesiᶏt czwartego. У того докуменъту при печати прытисненой подъписъ руки тыми словы: Jerzy cardynał Radziwił -biskup Wilenski.
Который же тотъ документъ, черезъ особу веръху мененую ку акътикованю поданый, есть до книгъ головныхъ трибунальныхъ справъ вечистыхъ принятъ и уписанъ.

кардинал Радзивиллграмота на землюбарышнеудобьепожизненное пользование

Источник: [19.172]
Комментарии

Статья № 12
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7064 (1564). Об отпущении митрополита греческого Иоасафа  с соболями и лотом на бедность

7064 (1564)
Об отпущении митрополита греческого Иоасафа
В том же месяце был отпущен греческий митрополит, который приходил от патриарха Дионисия Цареградского, Иоасаф Кизицкий и Еврапский, а вместе с ним же были отпущены старцы монастыря Хиландар: священник Селивестр с товарищами и старцы из других монастырей.

А вместе с митрополитом послал к патриарху царь и великий князь на милостыню и сооружение ограды патриаршего монастыря соболей на 2 000 золотых, и самого митрополита многою милостынею удовлетворил; а в монастырь Хиландар послал государь также многую милостыню и шитую завесу, на которой образы Господа нашего Исуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и Иоанна Предтечи, и многих святых, чудно украшена завеса была шитьем, золотом, серебром и многими щелками, а также украшениями, жемчугом и дорогими камнями, яхонтами и лапами обнизана. И приходил государь тогда в церковь Успения Пречистой...

Лицевой сводбюджет клириковпопрошайки Царьградамилостыня на бедность

Источник: [16.65]

Статья № 13
Павел Юстен (Паавали Юустен), 1569–1572

1569
На следующий день, 8 сентября, мы направились к Орешку. Когда мы проехали две мили, Афанасий дал нам немного вина, русского меда и хлеба с медовой приправой. В этой местности находился русский монастырь9. Монахи выбежали нам навстречу, прося милостыню. Мы дали им пять марок из дорожной кассы и продолжили свой путь.

попы-побирушкижитие на милостынюпросить у протестантовмерзость двуличия

Источник: [16.68]
Комментарии

Статья № 14
А. Г. Маньков

Хлебная торговля монастырей

Некоторое представление о количестве товарного хлеба, проходившего через руки монастырей, а также представление о характере связей ряда монастырей с хлебным рынком можно составить на основе следующих данных. Ниже суммированы и сведены в табл. I все сведения о количестве проданного и купленного хлеба, имеющиеся в сохранившихся приходных и расходных книгах шести крупнейших монастырских вотчин.

Эти цифры могут иметь только ориентировочный характер. Они, во-первых, даны по каждому монастырю хотя и за один и тот же период — 70–90-е годы, но за разное количество лет и иногда за разные годы, а потому непригодны для взаимного сопоставления; во-вторых, они за ряд лет не отражают действительного количества купленного или проданного данным монастырём хлеба, так как в книгах этих лет встречаются пометки (правда, единичные) о купле или продаже хлеба без указания количества и лишь только с проставлением денежной суммы.

Таблица I
Сведения о количестве проданного и купленного хлеба по шести монастырям за 70–90-ые годы XVI века.

 Сведения о количестве проданного и купленного хлеба по шести монастырям за 70–90-ые годы XVI века // А.Г. Маньков. Цены и их движение в Русском Государстве XVI века, Таблица I
Сведения о количестве проданного и купленного хлеба по шести монастырям за 70–90-ые годы XVI века // А.Г. Маньков. Цены и их движение в Русском Государстве XVI века, Таблица I

Из табл. I видно, что для группы монастырей крайнего севера характерно резко выраженное преобладание закупки хлеба над его продажей. Односторонний торговый баланс этих монастырей объясняется, видимо, не только отсутствием хлебопашества на крайнем севере, но и в какой-то мере ещё недостаточно сильной степенью втянутости указанных хозяйственных единиц в систему торгового оборота.

Закупка зерна в Вологде и перепродажа его в Холмогорах, фиксированная в приходных и расходных книгах Спасо-Прилуцкого монастыря, сохранила на этот счёт интересные данные. Так, в 1596–1597 гг. Спасо-Прилуцкий монастырь произвёл несколькими партиями закупку различных хлебов в Вологде и перепродал их в Холмогорах.

Условно уравняв размеры партий купли—продажи (количество закупленного хлеба фактически незначительно превышает количество проданного) для удобства расчётов и высчитав общую стоимость каждой партии, исходя из действительной взвешенной средней арифметической цены каждой четверти хлеба, построим табл. V.

Таблица V
Закупки и продажи зерна Спасо-Прилуцкого монастыря в 1596–1597 гг.

 Закупки и продажи зерна Спасо-Прилуцкого монастыря в 1596–1597 гг.// А.Г. Маньков. Цены и их движение в Русском Государстве XVI века, Таблица V
Закупки и продажи зерна Спасо-Прилуцкого монастыря в 1596–1597 гг. // А.Г. Маньков. Цены и их движение в Русском Государстве XVI века, Таблица V

Выручка в 228 р. 16 алт., однако, не составляла чистой прибыли монастыря.
На пути от Вологды до Холмогор по крайней мере трижды (Тотьма, Устюг, Холмогоры) приходилось платить пошлины.

В состав их входили: 1) государевы пошлины таможенным целовальникам, 2) весчее, 3) мыт, 4) подъемное, 5) весцу весовое, 6) дьякам писчее, 7) «Да у города пирожные пошлины платить», 8) посаженные пошлины с насадов.

В Тотьме, например, посаженная пошлина с насадов берётся в размере 5 алт. 2 д. с сажени, с дощанников по 2 алт. 4 д. с сажени; дьяку с насада по гривне; писчику 5 алт.; с людей (сопровождающих) по 8 д. с человека.

О поборах местной власти имеется множество данных. Приведём один пример. «К Холмогорам идучи, ходил яз о пропуске бити челом мимо город к Ивану к Михайловичу, снес ему 4 алт., дьяку дал 2 д., истопнику деньгу. Да с Холмогор идучи ходил яз о пропуске бити челом мимо город к Богдану Неелову дал ему 1 д., дьяку 2 д.»

Для весьма примерных расчётов воспользуемся данными о размере пошлины, выплаченной Спасо-Прилуцким монастырём в 1594 г. в Холмогорах: за 1383 четвертей зерна было уплачено 1 р. 24 алт. 2 д., да с того же хлеба мыта с 277 р. — 1 р. 12 алт. 5 д.

Исходя из этого расчёта, в нашем случае (см. табл. V) монастырь уплатит:

Налогообложение / мыт Сумма налоговых издержек
Со всего количества хлеба 5 р. 6 алт. 2 д.
Мыт (с суммы) 4 р. 5 алт.
Всего 9 р. 11 алт. 2 д.

Эту цифру по меньшей мере нужно утроить, согласно числу таможенных пунктов. Получим 28 р. 4 д. Следует добавить пошлины и поборы, указанные выше, затраты на оплату персонала по обслуживанию насадов и дощанников, рабочих для их волочения в пути, разгрузку и погрузку, наконец, расходы на харч. Все это не поддаётся точному учёту, но становится ясным, что чистая прибыль Спасо-Прилуцкого монастыря едва ли могла превысить 125–150 р.

Пошлины за торг, удорожая цену товара, густой сетью опутывали и местные крестьянские торги. Уставная грамота сёлам Троице-Сергиева монастыря 1560 г. предписывает брать пошлину с крестьян в случае продажи ими «за волость» любого продукта, либо скотины...

монахи торговцыприбыль монастырейналоговое бремябизнес монастырейинфляция в XVI веке

Источник: [20.101]

Статья № 15
Неизвестный англичанин, 1567–1568

Лавра

В России очень много монахов и монахинь, очень много больших и богатых монастырей, которые оказывают величайшее гостеприимство и постоянно много помогают бедному люду. Я был в одном из монастырей, называемом Троицким; он обнесен каменной оградой, очень прочной, наподобие замка; на стенах много бронзовых орудий.

Сами монахи мне рассказывали, что до 700 братьев принадлежит этой обители. Кругом на 40 миль монастырю принадлежит большая часть земель, городов и деревень. Mне показывали там церковь, в которой столько образов, сколько только можно повесить на стенах, даже потолок весь разрисован образами. Главный образ Богородицы с золотою ризою, украшенной обильно рубинами, сапфирами и другими дорогими каменьями. Посреди церкви стояло до 13 восковых свечей, в 2 арш. длины и около сажени в толщину; тут же стоит котел с воском, около 100 весу, в котором постоянно горит светильня, как бы лампада, не негасимая ни днем ни ночью...

Затем монахи свели меня в погреба и заставили попробовать различных напитков: вин, пива, меду и квасов различных цветов и способов выделки. В их погребах такое множество напитков, что полагаю, не много и государей имеют больше или столько же. Здешние посудины или бочки неизмеримой величины; некоторые имеют по 3 и более аршин в высоту и 2 и бол. арш. в диаметре на дне; каждая бочка содержит от 6 до 7 тонн; в погребах нет бочки собственного их изделия, которая содержала бы меньше тонны. В монастыре 9 или 10 подвалов, наполненных такими бочками...

активы Лаврыпродовольственные складыстабилизационный фонд России

Источник: [16.74]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,073