▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики» → Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти → Иные этнические системы (XIII век)

27. Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики»

27.3. Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти. Иные этнические системы (XIII век)

Даймонд, Приказ короля, Гуталаг, Кольмар, Андрей II

Статья № 1
Джаред Даймонд

Христианские церкви, построенные в Исландии и Гренландии после 1000 года, не были независимыми организациями, владеющими собственной землей и зданиями, как современные церкви. Тогда самые богатые и знатные землевладельцы и вожди кланов строили церкви на своей земле и имели право забирать часть церковной десятины, которую прихожане отдавали в храм...

Естественно, католическая церковь стремилась сделать церкви независимыми от владельцев церковных земель и зданий. В 1297 году католической церкви наконец удалось заставить землевладельцев передать земли и сами здания во владение епископов...

В колониях строили церкви и даже соборы такого же размера, как в гораздо более населенной материковой Скандинавии — т. е. (с учетом гораздо меньшего количества прихожан, силами которых строились эти здания) очень большие. Жители колоний достаточно серьезно восприняли христианство и отсылали в Рим десятину: сохранились записи 1282 года о сборе десятины (клыки моржей и шкуры белых медведей, а не деньги), отсылаемой гренландским епископом в Рим, а также официальная расписка папы римского в получении десятины из Гренландии за шесть лет. Церковь в Гренландии стала основным проводником последних европейских достижений в области культуры — в немалой степени потому, что епископы, назначаемые в Гренландию, не были коренными гренландцами, а прибывали из материковой Скандинавии.

Источник: [21.1]

Статья № 2
Приказ короля о расследовании по ассизе1 utrum2, 1272–1285

Британия

Король шерифу привет.
Пошли вызов через верных посыльных двенадцати свободным и полноправным людям из соседства такой-то деревни, чтобы они явились передо мной лично или перед моими судьями в такой-то день готовые под присягой произвести расследование о том, является ли гайда3 земли, о которой4, священник церкви в этой деревне, возбудил иск против R. из этой же деревни, как о земле, находящейся в свободной милостыне этой церкви6, — светским феодом этого R. или церковным феодом. И пусть они тем временем обследуют эту землю, а ты прикажи записать их (присяжных) имена. И вызови через верных посыльных вышеупомянутого R., который держит спорную землю, чтобы он явился туда услышать результаты этого расследования.


1 Ассиза — постановление короля общего назначения; форма судебных исков. — Прим. ред.

2 Ассиза utrum — особая форма судебного процесса, введенная реформами Генриха II для тех случаев, когда суд должен был установить, является ли спорное свободное держание светским или церковным владением. Иски такого рода разбирались только в королевском суде с помощью расследования через присяжных. — Прим. ред.

3 Если 1 гайда = 120 акров, то речь идёт о 48,56 га земли. — Прим. ред.

4 Земля, находящаяся в «свободной милостыни», — земля, подаренная духовному лицу или церковному учреждению в вечное владение как бы посвященная богу, а поэтому свободная от рент, повинностей, а иногда и государственных налогов. — Прим. ред.

Источник: [13.15]

Статья № 3
Гуталаг (Судебник о. Готланд), 1220

О десятине

Следующее то, что каждый должен иметь богослужение и сдавать десятину там, где он сделал церковь, к которой его усадьба с самого начала была отнесена. Священник должен исполнять для него все обряды христианства, нуждается он в этом рано или поздно.

§ 1. Итак, все люди пришли к соглашению, что каждый человек должен сдать свою десятину до дня Марии в пост (25 марта), для священника его долю и для церкви её. Каждый должен дать десятую часть в копнах. Никто не может отговариваться, что десятина не обмолочена, когда наступает день Марии.

После дня Марии священник должен объявлять [о сдаче десятины] три воскресенья, но на четвертое — закрыть двери церкви и прекратить богослужение для прихожан, пока вся десятина не будет сдана. И тот, кто прежде не хотел сдавать свою десятину, вносит 3 марки1. Это должны взыскивать все вместе, и все должны в этом [штрафе] иметь [долю]. Прихожане должны иметь треть, и церковь треть, и священник треть.


1 Три марки готов — это три новгородские гривны, то есть три длинные серебряные палочки, каждая весом в 204 грамма. — Прим. ред.

Источник: [13.23]

Статья № 4
Большие анналы Кольмара, 1278

DESCRIPTIO THEUTONIAE (Описание Германии)

Также [в стране Тевтонии] есть три регулярных [подчиненных, духовных] князя, это те, что подчиняются папе, избирателей римского короля, а именно:

Кроме этих трех архиепископов считают ещё четырёх других:

В целом в Германии шестьдесят епископов и архиепископов.

1278

Епископу Страсбурга в году Господнем 1200 (?) его владение Веттольсхайм вверх до Сульца включительно заплатило только 500 фунтов; из этого третью часть он отдал ландграфу Эльзаса и не держал там ни бургомистра, ни управляющего.

1287

Легат, присланный со стороны господина папы, охотно собрал бы 16 марта церковный собор; однако апелляцией епископа Кёльнского и епископа Проба из Туля из ордена монахов-проповедников, это намерение было полностью расстроено.

1294

Случился большой рост цен: четверть зерна продавалась по 18 шиллингов и кольмарские сестры перед праздником Марии Магдалены (22 июля) пожертвовали бедным более чем триста четвертей на одном из своих дворов.

1299

Господин епископ Страсбургский наложил на людей в Руффахе налог: кто за год до того (В прошлом году — Прим. ред.) отдавал один фунт, должен был в этом году своему господину преподнести одну марку, и столько, сколько фунтов давал годом раньше, столько марок был принужден [теперь] платить. Кроме того, он вынудил владетеля... Конрада Вернера Хаттштадтского, добровольно передать ему Хаттштадт и остальные его владения.

Источник: [13.29]

Статья № 5
Андрей II, 1222

Венгрия. Золотая булла

Епископы при сдаче десятины с имения своих вассалов не должны учитывать находящихся в пределах этих имений наших коней. Их люди не обязаны будут привозить, десятину в королевские имения1.


1 Крестьяне, жившие на церковных землях, освобождались от повинности по перевозке в королевский домен десятины, сдаваемой епископам. — Прим. ред.

Источник: [13.40]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,072