▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов → Налоги «натурой» и деньгами → Славяне и российские этносы (XIX век)

26. Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов

26.5. Налоги «натурой» и деньгами. Славяне и российские этносы (XIX век)

Зябловский, Щепкин, Пругавицын, Протокол, Преображенский, Милюков, Безобразов, Ядринцев, Кауфман

Статья № 1
Е. Ф. Зябловский, 1832

Изменения в налогообложении граждан Российской Империи в 1797 году

Изменения в налогообложении граждан Российской Империи в 1797  // Е. Зябловский, Российская статистика, 1832 [19.40]

Изменения в налогообложении граждан Российской Империи в 1810 году

Изменения в налогообложении граждан Российской Империи в 1810  // Е. Зябловский, Российская статистика, 1832 [19.40]

Источник: [19.40]

Статья № 2
М. П. Щепкин, 1878

Москва. Номенклатура городских налогов и сборов, 1873

Все перечисленные сборы и налоги были установлены по частям в различное время (между 1813 и 1869 г.), в силу различных законоположений, которых насчитывалось более 20.

Москва. Номенклатура городских налогов и сборов, 1873 – ч.1.
Москва. Номенклатура городских налогов и сборов, 1873 – ч.2.
Москва. Номенклатура городских налогов и сборов, 1873 – ч.3.

«Транспортный налог»

Москва. Транспортный налог, 1873

«Налог на имущество (Проект)»

Москва. Налог на имущество (Проект), 1873, – ч.1.
Москва. Налог на имущество (Проект), 1873, – ч.2.

Таким образом, окажется, что с 35 583 помещений сойдет при указанной прогрессии налога — 240 431 р. 20 к.

Источник: [19.54]

Статья № 3
А. С. Пругавицын, 1884

О «воспитании» тюрьмой и попами уклониста от налогов

 А.С. Пругавицын. Суеслов Водынин

Водынин был посажен в тюрьму... и, после года отсидки сдался, подав губернатору прошение с раскаянием, написанным... протоиереем Евфимием Веселовским:

«1869 года мая, 19 дня, я, нижеподписавшийся, государственный крестьянин Пермской губернии, Кунгурского уезда, Филипповской волости, деревни Шубиной, Василий Иванов Водынин... ныне оставляю душепагубный раскол и изъявляю сим добровольно желание моё присоединиться в недра св. православной церкви...»

О недоимке в 6,7 рубля подати все дружно забыли. Как, впрочем, и об основательно подкошенном личном хозяйстве крестьянина.

Источник: [19.64]

Статья № 4
Журнал собрания I-ого Отделения ИВЭО, 1869

По уставу о питейномъ сборѣ (изд. 1863 г.), вино и спиртъ, прiобрѣтаемые для отправления въ Закавказскій край, не подлежать платежу акциза. А такъ какъ этою льготою пользуется исключительно хлѣбное вино, то продажа вінограднаго, обложеннаго акцизомъ, вовсе не производится за Кавказомъ по невозможности конкурировать съ первымъ.

Въ силу положенія объ акцизномъ сборѣ съ виноградныхъ водокъ, высочайше утвержденного въ 27-й день іюля 1866 года, акцизъ взимается съ каждаго ведра ёмкости перегоннаго куба по 11-ти коп. за каждый день дѣйствія куба. Имѣть перегонные кубы вмѣстимостью не дозволяется менѣе 30-ти ведеръ (360 л — Прим. ред.). Правило это, распространенное на Терскихъ садовладѣльцовъ, не относится, однако же, къ садовладѣльцамъ крымскимъ, которымъ дозволяется имѣть кубы всякаго размѣра и при выдѣлкѣ водки изъ винограднаго вина и выжимокъ собственныхъ садовъ, они освобождаются отъ платежа акциза.

Какое огромное вліяніе имѣютъ фискальныя мѣры правительства на виноторговлю, можно видѣть изъ того, что до изданія «Положенія объ акцизѣ», т.-е. до 1862 года, съ Терека привозилось въ Нижній Новгородъ до 14 т. бочекъ вина, а въ 1863 году его было послано только 7 т. бочекъ; вмѣсто прежнихъ цѣнъ въ 2 р. 20 к. и болѣе, за ведро, существовавшихъ въ Нижнемъ Новгородѣ, оно понизилось тамъ въ цѣнѣ до 1 р. 50 к.; на мѣстѣ же за него не давали и 20 к. за ведро.

Источник: [19.121]

Статья № 5
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния: барщина, оброк и подати

Помѣщики Тверской губерніи извлекаютъ доходы изъ своихъ имѣній или посредствомъ барщины, или посредствомъ оброка, или посредствомъ обоихъ способовъ вмѣстѣ. Въ первомъ случаѣ помѣщикъ владѣетъ землею самъ, обработывая ее посредствомъ наряда крестьянъ три дня въ недѣлю. Во второмъ случаѣ всею землею владѣютъ крестьяне и платятъ за нее оброкъ помѣщику деньгами.

Барщина
Барщина, какъ способъ извлеченія доходовъ изъ имѣнія, употреблявшійся издревле, существуетъ и теперь въ большей части имѣній, при значительной запашкѣ. Тамъ, гдѣ оброчные крестьяне по какимъ-либо причинамъ дошли до такого состоянія, что не могутъ не только платить оброка и натуральныхъ повинностей помѣщикамъ, но даже платить податей въ казну, барщина вводится и теперь.

Барщину отправляютъ только тѣ крестьяне, которымъ данъ помѣщикомъ участокъ земли для собственнаго хозяйства, называемый тягломъ, именно: женатые мужчины до шестидесяти лѣтняго возраста, а ихъ жены до пятидесятипяти лѣтняго возраста. Холостые же мужчины и дѣвки не ходятъ на барщину.

По моимъ вычисленіямъ изъ описей имѣній, видно, что на 100 рев. душъ приходится отъ 35 до 40 тяголъ.

Работа на барщинѣ опредѣлена закономъ три дня въ недѣлю, кромѣ воскресныхъ дней, годовыхъ праздниковъ и высокоторжественныхъ дней. Къ нимъ прянадлежатъ, по мѣстнымъ обычаямъ, мѣстные храмовые и деревевскіе праздники. Такихъ дней набирается въ году до 95. Слѣдовательно рабочихъ дней на помѣщика приходится 135 въ году.

Часы рабочаго времени въ рабочіе дни опредѣляются самими помѣщиками. Одни посылаютъ крестьянъ на работы въ восходъ солнца, а иные часомъ позже; но вообще всѣ примѣняются къ работамѣ, на которыя посылаютъ крестьянъ; напримѣръ: косить посылаютъ по росѣ, а жать, когда она обсохнетъ, молотить же къ вечеру. Поэтому трудно опредѣлить сумму рабочихъ часовъ въ сутки.

Впрочемъ приблизительно можно сказать, что въ самый большой день крестьяне работаютъ на барщинѣ 12 часовъ, а въ самый меньшiй 6 часовъ, несчитая времени молотьбы, на которую употребляется не болѣе 3 часовъ.

Работы, отправляемыя барщиною, состоять: лѣтомъ въ обработкѣ, посѣвѣ и уборкѣ полей, осенью въ молотьбѣ хлѣба, зимою въ отвозѣ его въ города на продажу, или на заводы винокурные, въ заготовленіи дровъ, а весною въ починкахъ построекъ, дорогъ и мостовъ...

Оброкъ
Помѣщичьи крестьяне облагаются оброкомъ въ двухъ случаяхъ:
   а) когда они удалены отъ мѣстопребыванія помѣщика, который не имѣетъ возможности подчинить ихъ правильному надзору на барщинѣ, и
   б) когда они, будучи довольно зажиточны, занимаются промыслами, приносящими такія выгоды, которыя даютъ возможность принести помѣщику гораздо больше дохода, нежели какой можно получить ему отъ введенія барщины, при небольшой запашкѣ.

Количество оброка зависитъ сколько отъ количества земли, данной крестьянамъ во владѣніе, столько и отъ промысловъ, какими они занимаются. Обыкновенный оброкъ въ Тверской губерніи отъ 10 до 20 р. сер. съ тягла или вѣнца. Меньшій оброкъ, сколько мнѣ извѣстно, 6 р. 60 к., а высшій 30 р. Это зависитъ отъ земли, отданной въ распоряженіе крестьянъ.
Платежу оброка подлежатъ тѣ же самыя лица, который подлежать и барщивѣ.

Вообще заработка оброка, по малоземелію и скудости почвы, въ большей части имѣній производится на сторонѣ. Если есть въ семьѣ три брата, или даже два брата съ подростками или дѣвками, или освобожденными отъ оброка стариками, то одинъ братъ непремѣнно идетъ на сторону, преимущественно въ большіе города и столицы.

Числа помѣщичьихъ крестьянъ, отлучающихся въ заработки, опредѣлить нельзя.

<з>Земли помѣщичьи, находящіяся въ пользованіи крестьянъ, не доставляютъ никогда столько оброка помѣщику, сколько бы онъ могъ получить при употребленіи своихъ земель подъ своимъ надзоромъ.

Лѣсъ истребляется крестьянами безпощадно и съ близкихъ къ городамъ мѣстахъ составляетъ главный источникъ добываемыхъ доходовъ; луга заростаютъ; пашня, на дальнихъ участкахъ, бросается безъ воздѣлыванія. Словомъ, каждый оброчный крестьянинъ большею частію живетъ настоящимъ, ни сколько не думая о будущемъ.

Подать
Подушная подать со всѣхъ крестъянъ и дворовыхъ людей опредѣлена въ нашей губерніи въ 95 к. сер. съ каждой ревизской души.

Оброчная или поземельная подать съ государственныхъ крестьянъ, водворенныхъ на казенныхъ земляхъ, опредѣлена въ 2 р. 86 к. съ души; на продовольственный капиталъ по 6 к. со всѣхъ податныхъ жителей.

На отправленіе общихъ земскихъ повинностей сбирается по 51 ¼ к. съ души, со всѣхъ сельскихъ обывателей, подлежащихъ личной подати.

Кромѣ сего съ помѣщичьихъ крестьянъ на отправление частныхъ повинностей сбирается около 5 ½ к. съ души; съ государственныхъ крестьянъ на общественные расходы сбирается общественный сборъ по 66 ¾ к. съ души, и на частные по каждому обществу расходы отъ 5 к. до 23 к., а съ ямщиковъ на отправленіе почтовой гоньбы около 2 р.

Источник: [19.146]

Статья № 6
П. Н. Милюков, 1896

Въ 1679–1681 гг. реформа была осуществлена. Остатки налоговъ XVI вѣка (пищальныя, данныя, засѣчныя и т. д.), за исключеніемъ полоняничной подати, были окончательно отмѣнены. Налоги ХVІІ вѣка, въ одной общей суммѣ, переведены на дворъ и сошное обложенiе упразднено. Въ городахъ взимался теперь подворный налогъ въ размѣрѣ отъ 80 коп. до 2 руб.; этотъ же налогъ, сохранившій названіе стрѣлецкой подати, платился и крестьянами сѣверныхъ черныхъ волостей.

Владѣльческія земли остальныхъ уѣздовъ платили деньгами только ямскую подать, слитую съ полоняничной: служилыя по 5 коп. съ двора, а духовныя — по 10 коп. Но, вмѣсто стрѣлецкой подати, они платили хлѣбомъ: служилыя земли по 3/16 четверти съ двора, дворцовыя по 5/16 и духовныя по 7/16 четверти.

Такъ какъ четверть хлѣба стоила въ это время отъ четвертака до трехъ четвертаковъ, то переведенный на деньги платежъ служилаго двора составлялъ отъ 5 до 14 к., дворцоваго отъ 8 до 23 коп. и духовнаго отъ 11 до 33 коп. Съ прибавкой ямскихъ и полоняничныхъ это составляло для служилаго двора 10–19 коп., для духовнаго—21–43 коп. Разница съ прямыми платежами черныхъ сохъ, какъ видимъ, сохранилась и послѣ реформы 1681 года и даже была довольно значительна; но, все же, сравнительно съ только-что покинутой системой это былъ шагъ къ болѣе равномерному обложенію...

П.Н. Милюков. Структура налоговых поступлений в России
Исходная гистограмма П. Н. Милюкова — здесь; о видах налогов на Руси — здесь; о таможенных пошлинах — см., например, здесь

Послѣ этого бѣглаго перечисленія намъ остается отвѣтить на одинъ вопросъ — какъ тяжело ложился и ложится доходъ русскаго государства на населеніе?

Абсолютный цифры денегъ, платимыхъ государству населеніемъ, кажутся не особенно значительными. За 200 лѣтъ, отъ 1680 по 1880 г., общая сумма доходовъ государства разъ въ 80 увеличилась, а съ 1725 г. — удесятерилась. Но мы видѣли раньше, что за то же время количество населенія увеличилось въ 9 разъ; стало быть, принимая въ разсчетъ это увеличеніе населенія (и измѣненіе цѣны денегъ), теперешнее населеніе разъ въ пять платитъ больше, чѣмъ въ допетровское время, и немногимъ болѣе (сравнительно съ 1891 г. по разсчету бумажнаго рубля—раза въ 1 ½), чѣмъ въ концѣ его царствованія. На наши деньги это выйдетъ около 1 руб. 56 коп. съ человѣка въ 1680 г. (если считать 16 мил. населенія и 25 мил. дохода), около 5 р. 77 коп. въ 1724 г. (считая 1З мил. и 75 мил. дохода) и около 8 руб. теперь (считая 120 милл. и около милліарда бумажн. руб. дохода).

Обложеніе большей части европейскихъ странъ значительно тяжеле, а наиболѣе передовыя изъ нихъ (особенно Франція и Англія) заставляютъ свое населеніе платить государству въ 2 ½ —3 раза больше, чѣмъ Россія. Но тяжесть обложения измѣряется не только этими абсолютными цифрами, а также и способностью населения платить эти суммы...

Источник: [19.151]

Статья № 7
В. П. Безобразов, 1869

Вятская губернiя («Уральская афера века»)

Особеннаго вниманія заслуживаетъ разстроенное положеніе дѣлъ Холуницкихъ (поссесіонныхъ) заводовъ (въ Слободскомъ уѣздѣ). Заводы эти находятся подъ казеннымъ присмотромъ... Суда по свѣдѣніямъ, доставленнымъ мнѣ отъ казеннаго присмотра и извлеченнымъ изъ конторскихъ книгъ, Холуницкіе заводы дѣйствовали до сихъ поръ постоянно въ убытокъ: въ 1863 г. — на 110,000 (т. е., на эту цифру цѣны проданныхъ металловъ были ниже ихъ заводской стоимости), въ 1864 г. — на 104,000 и въ 1866 г. — на 112,000.

При этомъ въ особенности замечательна одна операція, которая производитъ на Холуницкихъ заводахъ, наиболѣе замѣшательствъ, и законность которой болѣе чѣмъ сомнительна.

Въ числѣ долговъ, состоящихъ на заводахъ накопилась въ теченіи 8 лѣтъ недоимка въ государственныхъ податяхъ, за государственныхъ крестьянъ, работавшихъ на заводы. Заводоуправленіе выдавало рабочимъ въ счеть платы за работу квитанціи, въ которыхъ обязывалось вносить за нихъ подати въ казну; рабочіе, постоянно недовольные неисправностью заводоуправленія, соглашались работать лишь для полученія этих квитанцій, предъявленіе которыхъ освобождало отъ взысканія съ рабочихъ податей полицейскими властями; только въ виду этого послѣдняго обстоятельства, рабочіе терпѣли неуплату имъ денегъ за работу, слѣдующихъ съ заводовъ даже сверхъ суммы податей, и соглашались продолжать работать.

Посредствомъ такой операціи заводоуправленіе получило возможность переводить въ свой оборотный капитать значительныя суммы государственныхъ податей, ежегодно слѣдующiя въ казну съ 8000 человѣкъ государственныхъ крестьянъ, и при томъ оно могло дѣлать это на неопределенное время, ибо оно оказывалось постоянно неисправнымъ въ уплатѣ этихъ денегъ въ казну.

Въ теченіи 8 послѣднихъ лѣтъ накопилась недоимка въ податяхъ, числящаяся за Холуницкими заводами, въ 209,975 руб. (по показанiю горнаго чиновника, исполняющаго обязанности казеннаго надзора). Этотъ значительный казенный долгъ на Холуницкихъ заводахъ, совершенно исключительнаго свойства, до сихъ поръ, несмотря на свою полную незаконность, никакими усиліями мѣстныхъ властей не можетъ быть взысканъ... По всей вѣроятности одна изъ причинъ этихъ разнорѣчій заключается между прочимъ въ томъ, что часть недоимки числится на самихъ крестьянахъ, какъ и слѣдуетъ по закону, недопускающему ни коимъ образомъ передачу обязанности платежа государственныхъ податей отъ однихъ лицъ къ другимъ, по частному договору...

Источник: [19.155]
Комментарии

Статья № 8
Н. М. Ядринцев, 1885

Алтай и его инородческое царство

Инородцы, увидев раз единственного русского чиновника, посланного для осмотра их быта, который не брал с них подарков и обходился ласково, до того изумились, так были тронуты, что прозвали его «боговым братом».

Когда у зайсанов и родовичей установились отношения с властью и казною путем взноса ясака, не было повода жаловаться на их неисправность.
Они были покорены тихо и могли считаться вполне надежными подданными. Мало того, зайсаны, или родовые начальники, по родовому началу безусловно держали в покорности инородцев и вполне гарантировали власти их повиновение. Дючины (волости) исправно оплачивали ясак и значительные сборы, налагавшиеся на них заседателями и исправниками, но с них собирали всегда больше.

Сборы эти когда-то давали возможность служившим здесь земским чиновникам составлять целые состояния.

Маленький инородческий податной оклад, наложенный казною в 3 рубля с каждой души, увеличивался вдвое и втрое. Ясак вносится обыкновенно мехами: белкой, лисицей и соболем.
Конечно, отборный соболь составляет редкость, большинство среднего сорта, но для ясака требовался высший сорт и оценка его ставилась всегда ниже. Но, не смотря на то, что инородцы поставляли лучшие меха, да худших у них и не принимали, не смотря на то, что эти меха они покупали у торговцев, ценные соболи, все-таки, часто не доходили по назначению и по этому поводу завязывалась между канцеляриями переписка, причем местные власти отписывались и отговаривались тем, что звероловство у инородцев уменьшается и на зверя был неулов...

Русская колонизация, заняв леса и выжигая их, отогнала зверя далеко. Зверь действительно уменьшился, но инородческое положение и тягости не изменялись. Они платили также, хотя экономическое положение их было хуже.

И вот при этих-то условиях, продавая скот торговцам, занимая деньги у ростовщиков, эти инородцы, все-таки, были исправными плательщиками. Мало того, когда-то в начале нынешнего столетия исправники налагали на волости инородцев и требовали взноса оклада вперед за год. Инородцы и это выполняли. Такая мера взыскания была не нужна и незаконна, но факт этот был выставлен в виде добровольной уплаты вперед от изобилия и избытка, а инородец истощил в это время последние средства и окончательно разорялся. А тут еще окружил и взял в руки зверолова торговец кулак, кабалитель; обман, водка свирепствовали и довершали свое дело.

Думал ли кто, что стоило зверолову, рыскающему полуголодным в лесах и питающемуся горстью ячменя, подкараулить соболя или лисицу! Сколько усилий здесь было потрачено! Никто не знает, сколько эта дорогая мягкая шкурка, обвивающая шею петербургской красавицы, поглотила жизни и крови у рыцаря леса, имя которого никогда не будет узнано!

Экономический кризис в жизни инородцев приближался. Давно опустели долины, о прежних стадах не было и помину. Известный ориенталист путешественник В. В. Радлов еще видел Чуйские долины полными стадами скота, но через несколько лет, проезжая те же долины, нашел их пустынными. Мы видели ту же местность после него, и нашли только жалкие шалаши инородцев и обнищалых жителей.
Русский торговец уже хозяйничал в экономической жизни инородца. Прежде дикарь сам себя одевал и кормил. Теперь он приучился приобретать и железо, и мануфактуру путем торговцев, которая ему доставляется как редкость. За бусу, за раковину, за зеркальце, за медное кольцо берутся огромные барыши.

Торг, большей частью, меновой; каждая вещь оценивается во столько-то белок, причем цену за белку ставит торговец, понятно, что покупатель проигрывает...

Приём, полученный в столице, для них был новостью. Третируемые и обираемые местными исправниками, которые задерживали выезд их, они увидели впервые внимание от сановников империи и самое вежливое отношение. Понятно, что это не могло не произвести на них впечатления.

налоговый прессинг аборигеноввседозволенность местной властиэкономический кризис

Источник: [19.190]

Статья № 9
Пётр М. фон Кауфман, 1881

Еврейский вопрос в Киевской губернии

С другой стороны, водворившиеся в сёлах евреи находятся, сравнительно с другими классами населения, в совершенно привилегированном положении. В качестве мещан и вообще городских обывателей, евреи эти освобождены от подушной подати; не владея в городах и местечках недвижимою собственностью, они не платят налога, установленного взамен подушной подати с мещан26; занимаясь в сёлах ремёслами и мелкими промыслами, они избегают платежа за промысловые свидетельства под видом занятий сельскими промыслами и ремёслами и по невозможности надзора за этим в сёлах и деревнях; поземельных земских сборов они не платят тоже, потому что внутренняя раскладка между крестьянами предоставляется сельским сходам27, власти коих евреи над собою не признают. В сборах на сельские учреждения, т. е. содержание сельского старосты28, волостей29 сотских30 и пр. они не участвуют.

Натуральных повинностей постойной, подводной, дорожной они не выполняют; они избавлены от нарядов по требованиям полиции для посылок, сопровождения арестантов и т. д., и все это не столько от злоупотреблений и послаблений, сколько от того, что законодательство наше, считая евреев городскими обывателями, недостаточно определило положение их вне городской черты.

Очевидно, при таких условиях, коренное христианское население не может относиться к евреям вполне доброжелательно...

Коробочный сбор33, взимаемый с необходимейшего предмета народного продовольствия — мяса, являясь чрезвычайно тягостным налогом для бедной части еврейского населения, есть в то же время способ, под законным предлогом, доставлять денежные средства кагалу34. В Бердичеве кагал составляет несколько фанатических, зажиточных евреев, преимущественно духовных раввинов, называемых духовными, в отличие от казённого, который, в сущности, обыкновенный чиновник уездной администрации, заведывающий еврейскими метриками и ничего общего с духовным миром своих единоверцов не имеющий.

Эти члены кагала, в свою очередь, состоят агентами своего цадикаЗ6, произведения закоренелого невежества, воспитанного на талмуде, почитаемого как чудо Творца. В пользу цадика, живущего в Сандогуре, как засвидетельствовали мне сами почтенные купцы г. Бердичева, собирается ежегодно с Бердичевского еврейского населения дань от 6 000 до 9 000 р., которые и доставляются ему правильно одним из членов кагала. Независимо от того, этот же кагал собирает с того же населения деньги на составление капитала для поддержки своих единомышленников во всех их законных и незаконных предприятиях и для осуществления на деле кагального проклятия «херима», ведущего к полному разорению и всяким другим несчастиям каждого еврея и даже христианина, который дерзнёт противоборствовать беззаконным проявлениям подпольного еврейского правительства...

Бердичевский коробочный сбор, как и другие коробочные сборы Киевской губернии, сдаётся Губернским Правлением с торгов на откуп на 4 года. Откупная сумма на четырёхлетние с 1878 по 1882 г. составляла 48 669 р. Высшая норма акциза, по закону, с каждого фунта кошерного мяса, идущая в пользу откупщика, составляет 2 к., затем к этому, на основании кондиций на содержание откупа, прибавляется 11/3 к. с фунта за убой и зарез вола, и таким образом, 21/3 к. должны составлять всю разницу в цене кошера, сравнительно с трефом, т. е. обыкновенною рыночною ценою на мясо, но в действительности разница эта достигает 4, иногда 5 к. на фунт.

Взысканные, таким образом, с еврейского населения лишние противу 21/3 к. поступают в безотчётное распоряжение кружко-содержателя — откупщика сбора, который, в свою очередь, отчисляет из этого барыша значительную долю резникам (шохетам) и наблюдателям (дайонам) и другим влиятельным евреям города, т. е. кагалу. Не платить дань этим лицам откупщик не может, так как в противном случае резники либо делают стачку и отказываются убивать скотину, либо портят её умышленно, не исполняя при резании каких-либо казуистических требований талмуда, что однако превышает убитого вола в треф и, тем самым, заставляет кружко-содержателя продавать мясо без акциза...

Насколько значительна выручаемая указанным выше противозаконным способом сумма, видно из следующего приблизительного рассчета. В г. Бердичеве в неделю потребляется кошера 45 000 фунтов; если взять по З к. на фунт, сверх дозволенного законом сбора, в неделю такого сбора составится 135 000 копеек или 1 350 р., а в год получится 70 200 р. тягостного для беднейшего класса населения произвольного налога и безотчётного дохода откупщика, а через него кагала.

Полный текст Служебной записки Петра М. фон Кауфмана по еврейскому вопросу в Киевской губернии см. (0.66 Mb) >>


Истоки отношения к иным народам как к Instrumentum vocale тех евреев, которые прониклись идеями своей Саги Распятой Совести (ТаНаХа  / Ветхого Завета), и, соответственно, впитали идею исключительности своей нации («Этот народ Я (т.е. Иегова, то есть Бог-Отец в cв. Троице) образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» [Ис 43:21]), подробно изложены в книге « Занимательная история, вып. 4». — Прим. ред.

еврейские налоговые льготыкоробочный сбореврейские махинацииуклонение от налогов

Источник: [20.136]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,15