Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих > Налоги в денежной и натуральной форме > Славяне и российские этносы (XVI век)

26. Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих

Налоги в денежной и натуральной форме. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Статуты ВКЛ, Герберштейн, Просьбы, Гурлянд, Гурлянд, Акты, Метрика, Инвентари, Толстой, Грамота, Договор

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1588–1589

Для сбора податей и других доходов, принадлежащих казне, определено несколько чиновников, которые сдают их в главное казначейство. Сюда принадлежат: во-первых, Дворцовый Приказ (Приказ Большого Дворца — Прим. ред.), заведывающий хозяйственной частью; во-вторых, Четверти, которые я соединяю здесь в одно место, хотя оно и разделяется на четыре части, как было сказано выше; в-третьих, так называемый Большой Приход.

Что касается до первого, т. е. Дворцового Приказа, то он получает все доходы с наследственного имения царского или казенного, называемого вотчиной. Вотчины, или царские имения, заключают в себе 36 городов с принадлежащими к ним селениями или волостями.

Второе место сбора податей, называемое Четвертями (оно разделено на четыре отдельные части, как было сказано выше), имеет четырех главных чиновников, которые, кроме управления и заведывания областями, приписанными к каждой Четверти, обязаны еще собирать в пользу царя тягло и подать, получаемые в означенных четырех Четвертях.

Тягло есть годовой доход или оклад, взимаемый с каждой выти или определенной меры какого бы ни было хлеба, который собирается присяжными и доставляется в Приказ. Выть содержит в себе шестьдесят четвертей, а каждая четверть три английских бушеля или несколько менее. Подать есть положенный сбор деньгами с каждой сохи или известного участка по всему государству.

Тягло и подать ежегодно доставляют Четвертным Приказам значительное количество денег, как можно видеть из помещаемых здесь подробностей. Город Псков с его областью платит каждый год тяглом и податью около 18 000 рублей, Новгород 35 000, Торжок и Тверь 8 000, Рязань 30 000, Муром 12 000, Холмогоры и Двина 8 000, Вологда 12 000, Казань 18 000, Устюг 30 000, Ростов 50 000, город Москва 40 000, Сибирь 20 000, Кострома 12 000 (итого = 293 000). Весь годовой итог простирается до 400 000 рублей или марок, вносимых ежегодно в казну первого числа сентября месяца, которое они считают за первый день года.

Третье место (называемое Большим Приходом) принимает все пошлины, собираемые со всех главных городов по всему государству, и сверх того налоги и другие сборы, взимаемые различными низшими местами, которые все поступают в этот Приказ Большого Прихода. Главные города по торговле, платящие самую значительную пошлину, суть: Москва, Смоленск, Псков, Новгород Великий, Старая Руса, Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда. Эту пошлину, получаемую с больших городов, тем вернее и легче исчислить, что заранее уже определено и в точности назначено, сколько им приходится платить ежегодно. Положенный оклад они обязаны непременно внести в означенный Приказ, хотя бы сами столько не собрали; если же получат более, то излишек идет также в пользу царя.

Город Москва платит ежегодно пошлины 12 000 рублей, Смоленск 8 000, Псков 12 000, Новгород Великий 6 000, Старая Руса солью и другими произведениями 18 000, Торжок 800 рублей, Тверь 700, Ярославль 1 200, Кострома 1 800, Нижний Новгород 7 000, Казань 11 000, Вологда 2 000 рублей. Пошлина с других торговых городов бывает иногда более, а иногда менее значительна, смотря по их торговым оборотам и барышам в течение года.

Можно сказать наверно, что эти три статьи доходов, поступающих в Приказ Большого Прихода, когда они наименее значительны, доставляют: первая 160 000 рублей, вторая 90 000, третья 70 000 рублей, так что Большой Приход с этих и других городов получает дохода по крайней мере (как видно из их приходных книг) до 340 000 рублей в год. Кроме этого дохода с торговых городов, в Приказ Большого Прихода поступают ежегодно пошлины с простых бань и кабаков или питейных домов, принадлежащих царю, которые (хотя и неизвестно, как именно велика получаемая от них сумма, но, судя по общей любви всех русских к бане и купанью) доставляют значительный доход царской казне.

Кроме того, у них берется известный штраф или пеня в пользу царя с каждого решения или приговора, постановленного в каком бы то ни было судебном месте по всем делам гражданским. Эта пеня или штраф заключается в двадцати деньгах или пенсах с каждого рубля или марки, и, следовательно, в десяти со ста; платит же ее сторона, обвиненная по закону.

Далее, с каждого имени, упоминаемого в бумагах, выдаваемых судебными местами, в пользу царя берется по пяти алтын, а алтын равняется пяти пенсам стерлинг или около того. Пошлины вносят в то место, откуда выдается бумага; потом пересылается она в место, где хранится меньшая печать, и здесь за нее платится еще столько же в пользу царя. Этот доход простирается, обыкновенно, до 3 000 рублей в год или около того.

Наконец, из Разбойного Приказа, заведывающего всеми делами по преступлениям, берется в пользу царя половина всего имущества преступника; из остальной половины одна часть отдается доносчику, другая чиновникам.

Все эти статьи поступают в Приказ Большого Прихода, кроме излишка или остатка от поземельных доходов, приписанных к разным другим Приказам, как то: к Приказу, называемому Разрядом, который имеет в своем заведовании земли и доходы, определенные на ежегодную плату солдатам или коннице, которая содержится на постоянном жалованье. В мирное время, когда войско остается на месте, не употребляясь на службе, жалованье, обыкновенно, убавляется и выдается только вполовину, а иногда еще менее, так что остающаяся в Разряде сумма, поступающая в царскую казну, простирается, большей частью, ежегодно до 250 000 рублей.

Таким же образом (хотя в меньшем количестве) употребляется излишек от доходов Стрелецких Приказов, имеющих свои собственные земли, на жалованье стрельцам, как находящимся в Москве и составляющим царскую стражу (обыкновенно в числе 12 000), так и на границах и в других городах и крепостях.

То же должно сказать относительно Приказа Иноземного, имеющего в своем заведовании земли, определенные на содержание иноземных наемных солдат, как то: поляков, шведов, голландцев шотландцев, и проч., равно как Пушкарского (которому предоставлены земли и доходы для снабжения войска орудиями, порохом, дробью, селитрою, серою, свинцом и т. п.), где также к концу года остается сумма, поступающая в казну. Все эти места вносят излишки, оказывающиеся у них в конце года, в Приказ Большого Прихода, а отсюда их пересылают уже в царскую казну, так что вся сумма, поступающая в Приказ Большого Прихода (как видно из книг этого Приказа) простирается до 800 000 рублей в год или около того.

Все Приказы, как то: Дворцовый, Четверти и Большой Приход, передают поступающие в них доходы в главное казначейство, которое находится в ограде царского дворца или замка в Москве, где хранятся все царские деньги, драгоценные камни, короны, скипетры, посуда и т. п. в сундуках и мешках, за собственной печатью царей, которые сами ее прикладывают, хотя в настоящее время боярин Борис Федорович Годунов и здесь заменяет царя, употребляя свою печать и наблюдая над ней, так точно, как и во всем прочем. Второе место по этой должности занимает теперь Степан Васильевич Годунов, двоюродный брат означенного Бориса, который имеет при себе еще двух приказных для отправления дел по службе.

Сумма, поступающая каждый год в царскую казну одними деньгами, такова:

  1. Из Дворцового Приказа, за расходами для дворца, 230 000 рублей.
  2. Из четырех Четвертей сошных и подушных денег 400 000 рублей.
  3. Из Приказа Большого Прихода пошлин и других сборов на 800 000 рублей.

Итак, всего 1 430 000 рублей чистого дохода, не включая сюда расходов на содержание дворца и постоянное жалованье войску, которые удовлетворяются другими способами.

Кроме дохода, вносимого в казну деньгами, царь ежегодно получает еще на значительную сумму из Сибири, Печоры, Перми и иных мест меха и другие подати, которые продаются или вымениваются для вывоза за границу на разные иноземные произведения купцам турецким, персидским, армянским, грузинским и бухарским, торгующим в пределах этого государства, сверх купцов других христианских держав. Об итогах (хотя нельзя определить его в точности по причине зависимости его от случайных обстоятельств, смотря по тому, какой получится барыш) можно судить по прошлогоднему сбору царской подати в Сибири, который заключался в 466 сороках соболей, пяти сороках куниц и 180 черно-бурых лисиц, не считая других произведений.

К доходам можно присовокупить также конфискации имуществ тех, которые подвергаются опале, простирающиеся на большую сумму, кроме других чрезвычайных налогов и поборов с должностных лиц, монастырей и проч., не для какой-нибудь видимой надобности или потребности царя и государства, но по одному произволу и обычаю, впрочем, под некоторым предлогом скифской, т. е. грубой и варварской, политики, как показывают немногие софизмы, или ложные политические меры, употребляемые русскими царями с целью грабить свой народ и обогащать свою казну.

По этому случаю покойный царь Иван Васильевич обыкновенно говаривал, что народ сходен с его бородой: чем чаще стричь её, тем гуще она будет расти, или с овцами, которых необходимо стричь по крайней мере один раз в год, чтоб не дать им совершенно обрасти шерстью.

тягла и податидань от городовпошлиныштрафыПриказы Кремлядоходы царяналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [16.4]
Комментарии

Статья № 2
Статуты ВКЛ Сигизмунда I, 1529

Великое княжество Литовское

Также приказываем, чтобы ни один человек в нашем государстве, Великом княжестве Литовском, ни на дорогах, ни в городах, ни на мостах и на греблях, и на водах, ни на торгах в своих имениях не смел придумывать новых мыт, ни устанавливать их, кроме тех, которые были установлены издавна, на что имелись бы грамоты наших предков, великих князей, или наши. А если бы кто-либо посмел устанавливать новые мыта, тот теряет то имение, в котором установил, и оно переходит к нам, великому князю...

запрет на ввод местных налоговсанкцииэкспроприация земельналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [16.14]

Статья № 3
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Московия

Крестьяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственного хозяйства. У них есть несколько собственных, назначенных им господами полей и лугов, которыми они и живут. Всё остальное принадлежит господам.

Кроме того, положение их весьма плачевно ещё и потому, что их имущество предоставлено хищению знатных лиц и воинов, которые в знак презрения называют их «крестьянами» или «черными людишками»1
Поэтому в каждом доме их по двое: один работает на себя, другой — на господина.

Великое княжество Литовское

Бедняки платят королю или великому князю ежегодно денежную подать, кварту: двенадцать грошей с каждой гуфы на охрану границ королевства. Помимо оброка они еще работают на господ шесть дней в неделю.

Если у господина гости или свадьба либо ему предстоит отправиться ко двору или куда-либо ещё, то на деревню назначают (дать) столько-то гусей, кур, овец и прочего; наконец, при женитьбе или смерти жены, равно как и при рождении или кончине детей и после исповеди, они обязаны заплатить известную сумму приходскому священнику.


1 Чёрные люди — это великокняжеские крестьяне, «Христианами» первоначально называли только церковных или монастырских крестьян, с XIV в. так стали именовать всё сельское зависимое население. — Прим. ред.

работа без выходныхсбор на охрану границграбежи крестьянналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [16.27]

Статья № 4
Просьбы Витебского повета, 1559

Прозьба
А што били есте господарю его милости чоломъ, абы зъ людей вашихъ серебщизну1 брати потомужъ яко и въ Полоцвомъ повѣтѣ2: который чоловѣкъ одною клячою у сохѣ робитъ, абы платилъ яко отъ полсоха водлѣ данноѣ звыклости.

Отказъ
Господарь его милость на то призволяти рачитъ: вѣдьже который чоловѣкъ двѣма клячами у сохѣ робити будетъ, таковый абы серебщизну отъ суполноѣ сохи платилъ.


1 Серебщина — государственный сбор на нужды армии (10–30 грошей с лана, т. е. примерно с 23 га) — Прим. ред.

2 Термин «повет» (powiat — польск., павет — белорус., повіт — укр.) происходит от слова «вече» и дословно обозначает «район» (в котором мужчины могли собраться для решения местных вопросов) — Прим. ред.

сбор на нужды армиивечеповетналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [16.58]

Статья № 5
И. Я. Гурлянд, 1586–1631

Ямские слободы и окормление царя

Котелницкне слободы въ Рогатицкомъ заполе нива Васюка Луковника да Кузмы Ковурого 11 чет съ осминою и съ третникомъ, и того полобжи съ получетю; и та пашня отдана Михаилу Милославскому изъ денежного оброку, а оброку во Государеву казну платитъ въ Новѣгороде по 16 алтынъ по 4 денги. Да помѣстныхъ земель въ Волотовскомъ погосте Леонтьевского помѣся Резянцова пуст, что была дер. Еремѣевская Рамене, Жарокъ тожъ, да къ той же пустоши припущена пустошь Новинка, полторы выти, пашни 15 чет. въ поле, а въ дву потомужъ, сѣна 15 копенъ; ныне пуста, непахана и некошена…

И въ прошломъ во 132 и въ нынешнямъ во 133 году съ тѣхъ съ ихъ участковъ у нихъ у Мишки съ товарыщи хлѣбъ не выделиванъ и оброкъ не имыванъ, потому что ещо они изъ льготы не вышли. А досталная того Ѣдровского яму пашня и сенные покосы и пустоши всѣ лешатъ впусте, иные и лѣсомъ поросли, и нихто ихъ не пашутъ и не косятъ.

А по писцовымъ книгамъ Ивана Яковлевича Морозова 58 году (1550) написано: и Здвиженского и Пруского заполя оброчникомъ съ оброчныхъ огородовъ давати имъ по вся годы, опричъ денежного оброку, на Царевъ и Великого Князя погребъ ключнику 10 бочекъ огурцовъ соленыхъ да 10 бочекъ капусты соленые, а которого году не надобе огурцы и капуста, и ключнику имати денги за огурцы по гривне по Ноугородцкои, капусты по 10 денегъ Ноугородцкие. И того 17 гривенъ и 2 денги въ Ноугородцкое число.

Да имъ же давати 2 короби луку, а къ Москве имъ того луку не возити. Посылаетъ тотъ лукъ къ Москве дворетцкой на Царя и Великого Князя подводе по старинѣ; а розводятъ капусту и лукъ и огурцы по оброку по болшому межъ собя сами. А которого году Царь и Великий Князь въ своей отчине въ Великомъ Новѣгороде будетъ, и Олексѣевского и Здвиженского и Пруского заполя огородникомъ съ тѣхъ огородовъ при Государе на Дворцѣ стояти по недѣлямъ отъ Покрова Святей Богородицы до Юрева дни вешнего, а давати имъ огурцы и капуста свѣжея и соленая, лукъ и честнокъ, горчица, морковъ, редка, свекла на росолы на ставленые, боршъ и всякой огородной овощъ; а оброку имъ того году денежного съ тѣхъ огородовъ и съ полосъ не давати. А постоитъ Государь Царь и Великий Князь въ Новѣгороде менши того, и дворетцкому и диякомъ денежной оброкъ зачитати по росчету…

За городомъ въ Неревскомъ концѣ въ Зверинскои улицы пустыхъ дворовыхъ на оброке за воротникомъ за Суботкою за Ивановымъ 4 мѣста, а по книгамъ подячихъ Домашнево Луговского да Ивана Матфѣева 95 году мѣра тѣмъ мѣстомъ поперегъ 25 саженъ, а длина тремъ мѣстомъ по 14 саженъ, мѣсто 9 саженъ, а оброку полтина…

ямские слободызапустениеналоговая базаналоги натуройокормление царяналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [19.161]

Статья № 6
И. Я. Гурлянд, 1586–1631

Въ какомъ размѣрѣ сбирались ямскія деньги — собственно для разсматриваемаго періода указаній мы также не нашли. Судя, однако, по практикѣ нѣсколько болѣе поздняго времени слѣдуетъ думать, что до конца первой половины 16 вѣка, а, можетъ быть, и нѣсколько позже платили по разводу съ сохъ, какъ коли гдѣ Государь велитъ, какъ въ которомъ году Государь велитъ, по указу, какъ въ которомъ году Государь укажетъ.

Для времени послѣ 1556 г. мы встрѣчаемъ, дѣйствительно, различные оклады этого сбора. Такъ, въ 1556 г. съ Новгорода съ посада и со всей земли брали 7 ½ рублей съ со-хи, въ 1584 г. въ Переславскомъ уѣздѣ брали съ сохи 14 руб. Въ 1583 г. съ Переславскихъ рыболововъ — 23 р. 16 ал. 4 д. съ сохи; въ томъ-же году, въ томъ-же уѣздѣ, съ земли Ѳедорова монастыря — 20 рублей съ сохи.

ямской сборналогооблагаемая базаставка ямского налоганалоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [19.162]

Статья № 7
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1593–1594

217. — Платежныя по мостовому сбору

Лета 7101 Августа в 13 день, Государев Царев и Великого Князя Дьяк Семейка Емельянов взял в Государеву Цареву и Великого Князя казну мостовых прибавочных денег, с Николского с Вяжитцкого монастыря и с их слобод, с служних и со крестьянских дворов, четырнадцать рублев и два алтына и четыре денги. Денги платил Николского Вяжитцкого монастыря старец Нифонт.

Подлинник писан на лоскутке бумаги. Внизу собственноручно: Диак Семейка Емельянов.

218. — Платежныя пo aнбарному оброку

Лета 7102 году Февраля в 20 день, Вологодцкие посадцкие земские целовалники Меркурей Марков, да Онтипа Стопкин да Менщой Корцов с товарыщи, взяли есми Прилутцкого монастыря в Государев порядной оброк, с их монастырского анбару, в тридцать в три рубли в двадцать восм алтын оброку, на нынешней сто второй год, полполтины денег. Денги платил Прилуцкого монастыря слуга Дмитрей Михаилов. — А отпись писал Семейка Федоров сьн Деев.

Подлинник писан на лоскутке бумаги. На обороте собственноручно: К сей отписе целовалник Меркуш руку приложил. К сей отписе Меншичко руку приложыл.

налоги и сборы в XVIIналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [19.205]

Статья № 8
Литовская метрика, 1510–1522

196 — 1521, 8 августа
Запродажа Дорогицкаго мыта на три года Городенским Евреям Хацку и Мошку Исаковичам Хорошеньким

Я, Ян Миколаэвич, маршалок земский, староста Дорогицкий и Слонимский. Явно чиню сим моим листом, штожь запродал эсми мыто Дорогицкоэ Жидом Городенским Хадку а Машку Исаковичом Хорошеньким, котороэ перво сего держал от мене пан Михель Шпис. А запродали эсмо им тое мыто за триста и за шестьдесять коп грошей Литовскоэ монеты, по десяти пенязей у грош, на три годы, почонши от Трех Кролей, приидучого свята, котороэ маэть быти индикта десятого. И вжо ми початку заплатили сто коп и шестьдесять коп грошей; а эщо мають дати нам на семую суботу, тежь приидучую, двесте коп грошей. А заставил эсми им тоэ мыто со всим по тому, как пан Михель держал, ничого на себе не оставляючи, ани выймуючи. А до того року, до трех годов, не мам от них того мыта ни кому застовляти, ани к собе привлащати: мають они тоэ мыто держати три годы.

А эстли бы хто хотел им которую кривду вчинити в том мыте, мы маэм их боронити. А который бы купець промытился, врядник нашь Дорогицкий маэть им помочь давати; а намъ с тоэ промыты половица маэть быти. И на то дали эсмо им сесь нашь лист под печатью моею. Писан и дан в Слониме, лета Божьего тисяча пять сот двадцать первого, месяца авгус[та] 8 день, индик[т] 9.


Мягкое (хвостатое) «е» во всех фрагментах источника отображается на сайте буквой «э». — См. ст. 18.1.16.s9

Литовские Метрикизападный диалект русскогоналоги в арендуналоговый откатналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [20.116]
Комментарии

Статья № 9
Инвентари имений XVI-го столетия ВКЛ, 1555

Из введения И. Я. Спрогиса (члена Археографической Комиссии Вильны)

Инвентарь имения Раклишек (№ 33) обращает на себя чрезвычайное внимание одним особенным обстоятельством. В этом имении крестьяне семи его сел: Бутриманцов, Поблазнупя, Ромотович, Ставиданцев, Вильканцев, Попишек и Калитович, кроме денежной платы, хлебной ссыпки, даней птицею, яйцами, баранами, яловицами и проч., должны были работать в неделю по три дня с уволоки*. Уклоняющиеся от этой работы подвергались наказанию, равному по своей суровости и неслыханности, наказаниям, которым во времена невольничества америкаские плантаторы подвергали своих рабов.

Вот что говорится в инвентаре по этому поводу:

«а на работу обязаны выходить и становиться: на назначенном месте, с восходом солнца, а уходить с работы скоро по заходе солнца; работу же обязан заказать войт или урядник; а кто бы, после таковаго заказа, не вышел на работу, тот за таковое непослушание имеет работать за один день два дня, не уходя со двора, а за другой день четыре дня, также не уходя со двора; а еслибы все три дня не вышел, или в течении шести недель дозволил себе это, особенно летом, по разу в неделю, то за это цеую неделю в окавах имеет работать во дворе, а после этого уряднику имеет дать барана, а если бы и после того оказался упорным, тогда — бичевание у столба (tedy cłosta u dyby)».

Неявка на работу за болезнию, удостоверенною самолично урядником, не влекла за собою никакого наказания.
Дале оговорено: «А никто от работы не должен откупаться; а если бы это относительно кого было доказано, то таковой подвергается каре, как за воровство (złodzieyską wyną ma bydz karan)».

В местечке Титовянах было 29 мещан1: каждый из них имел по «1 пиву и 1 горелке» («piwo 1, gorzałka 1»), т. е. по пивной или вместе и горелчаной корчме. С этих корчем каждый содержатель-мещанин платил за пиво 40 грошей, а за горелку 10 гр. Торговаго получалось с местечка 4 копы**, 30 гр. Местечко это имело до 6 уволок земли, за каждую из которых платилось 50 гр. Сверх того были полевые морги, с которых взималось по 6 гр.

Общую повинность местечка составляло: все мещане, имеющие уволоки, обязаны пешком отработать 12 толок во время жатвы или сенокоса на своем хлебе или за это давать каждый год по 12 грошей. Неимеющие же уволок, обязаны также, на своем хлебе, отбыть 6 толок или за них дать 6 гр. Имеющие уволоки обязаны ездить с листом за 6 миль (42 версты), а неимеющие таковых — за 3 мили. Сверх того все мещане с каждаго дома должны строить гребли (плотины) и пруды, исправлять прорывы в прудах, при мельницах повреждения от наводнения, под опасением штрафа в 12 гр. Равным образом, они обязаны идти на охоту (łowу), сколько раз потребуется. Со всех мещан шло чистой платы 39 коп, 54 гр. и 3 пенязя.

В Титовянском имении находилось 9 сел. Повинность каждаго села была такова: с каждой осадной тяглой уволоки чиншу*** 25 гр., меду 1/3 медницы или за нее 17 гр., ржи 1 бочка или за нее 1 (?) гр., овса 1 бочка или за нее 10 гр., сена 1 воз или за него 3 гр., серебщизны 15 гр., стации 2 ½ гр., невода 2 гр., за лен 2 гр., 1 гуся, 2 курицы, 20 яиц или 4 гроша. Работы в каждую неделю с уволоки 3 дня, с чем прикажут, в течении года. Гвалтов в летнюю пору 3 со своим хлебом, с чем прикажут. Подвода на своей телеге, куда прикажут; большая и малая стража по очереди; на неводы по очереди же.

Все крестьяне вышепомянутых 9 сел, при уплате чиншов, обязаны были с каждой уволоки давать ксендзу 2 гр., сборщику (бирчему) списнаго 1 гр., 2 пен., хрену (особый род дани) за девиц: если крестьянин выдавал дочь за чужаго, должен быль дать 60 гр., а если за своего — 12 гр. Мещане хрену не повинны были давать, только ксендзу с уволоки должны дать в год 4 гроша. Сумма чистой платы со всех крестьян, с местечком, в Титовянском имении составляло 167 коп, 20 гр. и З 12/23 пенязя, ржи 43 2/3 бочки и овса 51 2/3 бочки.

Село Войборовичи.
Данники, прислухаючи к тому двору Сольшницкому.
Степан Шишка, дым, волов соха; Тимофей Шишчич, дым, волов соха; Микита Иконович, дым, волов соха; Алсей Апанасович, дым, волов соха; Гришко Нестеревич, дым, волов соха; Терешко Бородчин, дым, волов соха... Мелешво Короевич, дым, вол 3. Сума тых данников Войборицких дымов к 20, всих сох воловых 14.

Повинность их: до Сольшник сена косити ходят два чоловеки с косами, а от тых двух кос закосного дают по грошу вряднику або служебнику панскому. К тому по весне и осень ку роботе дворной по одному чоловеку с топором посылают, от топора посекирщины по 2 гроши. Тые ж данники дани дают меду 14 пудов; грошовое дани копу, пять грошей; жита пол корца, овса бочку, пол белки шерстью.

Там же у Войборовичах на земли пустовской Тарасовщине боярин Иван Собина живет, осады дает пол копы грошей, без службы; тот боярин со всим статком его и з землею мает быти напол поделен. Дань медовая и грошовая с тых данников по томуж зособна, кому ся достанут, мает быть брано. Тивунщины на выеждчого дают тыеж данники Войборицкие меду пол пуда и три гроши, к тому с кождого дыму по 4 ½ гроша, овса по корцу, а пищого при овсе от корца по пенезю, полуконного 6 грошей.


* Уволока (włoka) — земельная мера в ВКЛ и Польше, равнялась 30 моргам или 19,56 десятинам. То есть получается, что 1 уволока — это земельный участок примерно 2000×100 м.
1 морг = 30 прентов, 1 прент = 7 ½ локтей.
1 десятина = 2400 кв. саж = 109,25 соток = 1,09 га. — Прим. ред.

** Копа — 60 штук чего-то / большая укладка снопов. — Прим. ред.

*** Чинш (/ценз) — оброк, то есть выплата крестьян в пользу господина (феодала). — Прим. ред.

1 В исходнике все числа выражены славянскими буквами. — Прим. ред.

налоги с семейналоги в ВКЛнаказания за уход от оброкаоброк с белорусовналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [19.208]

Статья № 10
Дмитрий Толстой

Цитируется по первому изданию от 1846 г. Второе, от 1848 года представлено на сайте по  источнику 19.147 >> в орфографии XIX века.

Время взимания податей

Все податные установления древней России носят на себе отпечаток обычного происхождения, исключающего всякую возможность единства, повсеместности, точности. Тот же обычный характер примечаем мы и в определении времени сбора податей.
Не было закона, который бы постановил одно определенное время для сбора податей во всем Государстве. Это время назначалось жалованными грамотами. Рассматривая оные, можно заметить, что сбор податей, по большей части, бывал отнесён к двум временам года: к весне и зиме.

Подать, взимаемая к Петрову дню, называлась Петровщиною, данью Петровскою, вешнею данью, Петровским; а подать, взимаемая к Рождеству Христову, называлась данью Рождественою.

Что касается до платежа податей в древней России, то он был весьма невыгоден для земледельцев, самого многочисленного класса в народонаселении государства. Старосты, целовальники и другие должностная лица, собрав подать с своего селения, должны были сами вести её в Московской Приказ, в котором то селение было ведомо.


См. также конспект по более позднему изданию 1848 года в орфографии XIX в. >>

внутренние пошлиныналоговый прессторговля в Россииналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [19.223]

Статья № 11
Жалованная обельно-несудимая, односрочная и заповедная Грамота Ивана III

1504 г. апреля. — Жалованная обельно-несудимая, односрочная и заповедная (от ездоков, незваных гостей и попрошатаев) грамота в. кн. Ивана III Васильевича и его сына в. кн. Василия III Ивановича иг. Спасского Валаамского м-ря Якиму на села и деревни в 7 погостах Корельского и Ореховского уездов Водской пятины Новгородской земли.

Второе
Отныне вышеназванный игумен и тот, что будет после него, полностью освобождаются от пошлины, которую брали с Валаамского монастыря в качестве оброка или налога новгородский архиепископ, его наместник, тиуны, судья4, его люди, владычные дьяки и софийские священники. Таким же образом Спасский монастырь на Валааме должен быть полностью освобожден от налога, который с него брали наши новгородские наместники, их тиуны, или судьи, и их люди. Также он должен быть свободен от обязанности содержать коней, которых наши наместники, их тиуны, или судьи, и их люди имели обыкновение ежегодно ставить на прокорм в Валаамском монастыре...

Седьмое
Мы также милостиво пожаловали игумена Спасского Валаамского монастыря с его собратьями. Никто из наших князей, бояр, ратных воевод и никакие другие ездоки не ставятся в монастыре и у их крестьян на постой. Они не должны ничего требовать от монастыря и его крестьян, ни подвод, ни проводников, ни кормов и ничего другого. А если кто у них остановится, то тому быть от нас в большой немилости. Тот, кто у них что-нибудь возьмет, заплатит вдвое без суда и следствия.

Десятое
Равным образом, сим запретили мы владычным людям, а также людям наместников и волостелей, и всем другим людям, которые10 ходят и просят на пропитание, приходить к монастырским людям и крестьянам просить милостыню.
А кто этот наш запрет нарушит и поступит вопреки ему, тот будет от нас, великих государей и великих князей, наказан смертной казнью11.

Дано на Москве в 7012 году, в апреле месяце.

грамота Ивана-3преференции попамсудопроизводство Русирабство в Россиизапрет милостыниосвобождение от налогов РПЦналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [21.167]
Комментарии

Статья № 12
Русско-ливонский договор, 1535

Русско-ливонский договор: о единообразии пошлин

А весчее имати с товару у гостеи и у купцов у пьскович в Немецкои земли, а у немец во Пьсковскои земле, на обе стороны по старину...

Россия и Ганзаконтакты России и Европыдоговоры с Ганзойвесчееединые пошлиныналоги в денежной форменалоги в натуральной формеподатиналоговые сборыставки налоговисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [16.83]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,205