Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов > Налоги «натурой» и деньгами > Иные этнические системы (XIII век)

26. Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов

Налоги «натурой» и деньгами. Иные этнические системы (XIII век)

Поло, Кольмар, Андрей II, Чжао, Туси

Статья № 1
Марко Поло, 1295–1298

Китай. Чэнду, главный город провинции Сычуань, около моста через Янцзы

Есть тут еще мытный двор великого хана, где доходы его собираются, пошлина, значит, с товаров, что на мосту продаются, и пошлина та, скажу вам, доходит до тысячи золотых безантов (ар. динаров). Народ — идолопоклонники.

Индия, о. Цейлон

А налог купцы платят вот какой: прежде всего царю дают десятую долю; платят они ещё и тем, кто заколдовывает рыбу, чтобы не вредила она людям, ныряющим в воду за жемчугом. Им они дают двадцатую долю.

Источник: [13.9]

Статья № 2
Большие анналы Кольмара

1284

Папа послал во Францию кардинал-легата, который должен был собрать десятину с мирских и орденских священнослужителей для короля Карла.

1299

Господин епископ Страсбургский наложил на людей в Руффахе налог: кто за год до того [в прошлом году] отдавал один фунт, должен был в этом году своему господину преподнести одну марку, и столько, сколько фунтов давал годом раньше, столько марок был принужден [теперь] платить.

Источник: [13.29]

Статья № 3
Андрей II, 1222

Венгрия. Золотая булла

Мы не будем собирать налогов, а также «денег за свободу»1  с людей, проживающих в имениях наших вассалов. Мы не будем приезжать в их дома или поля иначе как по приглашению. Мы не будем также собирать налогов с их церковных людей2...

Знатные лица, следуя со двором или куда-либо направляясь, не должны притеснять и грабить бедных...

Графы будут пользоваться только теми доходами, которые им следуют со своего округа, остальное, что причитается королю, от налога ведерного, таможенного, налога с быков, а также две трети дохода от замков, должны быть переданы королю.


1 Налог, взимавшийся с ещё незакрепощенного крестьянства . — Прим. ред.

2 То есть с людей церкви, проживающих в имениях вассалов. — Прим. ред.

Источник: [13.40]

Статья № 4
Чжао Жугуа

Страны Нусантары: Ланъули и Силань

От одного человека ежемесячно в казну поступает 1 и золота16.

налог золотом

Источник: [13.56]
Комментарии

Статья № 5
Насир ад-Дин Туси

Трактат о государственных финансах: система налогообложения и льготы

То, что взимают с подданных: если эти люди являются землевладельцами, то они бывают состоятельными или беднейший, а там, где они возделывают землю, имеется сад или вода, а земли бывают хорошими и плохими. Боле человек состоятелен, а место земля хорошее, надобно, чтобы он уплачивал налог из расчета 1/10 доли, а это называется ’ушр; ежели место земля плохое, а человек беден пусть он уплачивает 1/20 из собранного урожая и освобождается от ’улуфе и хараджа4. А если неурожай, то пусть ничего не уплачивает. Древнее правило было именно таковым.
После того, как вилайеты, стали многочисленными к распределение доли урожая стало трудным, вынуждены были взимать, подать с подданных (ра’ийатов) больше, чем из расчета 3/10 доли урожая.

Правосудные и справедливые государи повелевали, дабы определить по справедливости сколько получено дохода с посевных земель и садов в годы обильного, среднего и плохого урожая в зависимости от этого приказывали установить долю урожая из расчета 1/10 или 1/20 части, — определить цену, чтобы она не была дорога и дешева и, таким образом справедливо установив размер доли, налагали ежегодные подати. И на этом основании заносили в специальную книгу земли и сады и требовали от них владельцев харадж.

А ежели земли не засевали и ежегодно сады не давали плодов, то с них не взимали хараджа. Действовали по принципу: «От разорения — нет хараджа». И несколько лет проверяли земли и сады, если былые обрабатываемые поля запустели, то харадж отпал.
А если прежде заброшенные поля возделывались, то поступали двояким образом. Старая, заброшенная земля, давность которой равняется 30 годам, не облагалась налогом и с нее ничего не взимали в течение 3 лет. После этого считали установленным взимали половину доли хараджа до 10 лет, дабы возделывание земель было постоянным и сделалось желанием людей.
Если же земли были недолгое время необрабатываемыми и стали вновь возделываться, то их рассматривали как подлежащие обязательному, обложению хараджем; если пашня стала садом, а сад — пашней, то требовали харадж по справедливости, в размере не меньше и не больше положенного.

А земли и сады, которые древними падишахами по какой-либо причине не облагались хараджем, то их называли «хурр», а стоимость таких земель бывает высокой.
Бывают люди, земли которых освобождали от хараджа. Эти земли в некоторых областях называли «искат», а в других — "моузу«5, И бывали люди, которым вместо установленной суммы назначают «идрар», и её заносят в счет очищения хараджа их или отдают им для пропитания.
Эти категории земель, т. е. хурр, искат, идрар переходят по наследству, их передают от одного к другому и они бывают имуществом и владением разных людей. И этой податной льготы никогда не отнимают. А постановления великой Ясы Чингиз-хана таковы, что не позволяют, чтобы имущество людей убавлялось.

У каждых вилайетов имеются податные уставы и каждый вилайет действует по ним, в каждой местности имеются подобающие ей податные уставы. Харадж признается важным для дел государства налогом.

Что касается налога с богатых людей и торговли, то с них в большинстве случаев не требовали ничего, кроме сбора при купле-продаже с основной сумы денег. Так, с 240 динаров взимался 1 динар в качестве подати. А после эпохи Чингиз-хана эта подать стала известна под названием тамга.

Что касается подати со скота, то она в давние времена не взималась. А затем с каждой головы скота, если получен приплод и животное паслось на выгоне, взималось в размере: со 100 гол. — 1, но бывало, что и меньше этого; взимались также деньги, и это называлось мара’и. А потом стали взимать с каждых 50 гол. — 1. В каждой местности взимали по-разному. Все это была государственная подать.

Что касается таййарат, то он четырех видов. Во-первых, это имущество умершего, у которого не было никакого наследника; во-вторых, имущество человека, растратившего имущество государя; в-третьих, это буларгу6 и потерянные вещи; в-четвертых, имущество отсутствующих лвдей гаибанэ, когда не выяснено мертвый ли он владелец или жив и не имеет ли он наследников. Оба эти вида имущества после возвращения их хозяину возмещается государем их владельцу. Все эти виды имущества шли на важные государственные дела.

Что касается того, что добывается трудом, то оно бывает четырех видов: вид первый, от обработки полей и необрабатываемых богарных земель, после того, как уплачены доли землевладельцев; вид второй, то, что добывается из рудников: золото, серебро, жемчуг, железо и другие руды; вид третий, то, что взимается с карханэ7, ахран8, уртаков9 и имений, покупаемых на деньги золотом; вид четвертый это то, что поступает государю от рыболовства, охоты, а все это бывает собственностью государя.
Все это было правилом прежних государей. В наше же время к ним прибавились некоторые другие налога. Они также четырех видов: вид первый, это то, что начислено налогом в виде надбавки и взимается для оплаты жалованья служащим из расчета из десяти — одна или из десяти — половина; вид второй, налог, который взимался с ремесленников; вил третий, налог, который прибавился за счет отдачи на откуп по контракту кабалэ некоторых ремесел; вид четвертый, это налог, который взимали с наследства тех, у кого имелись дальние родственники.

То, что было не по вкусу государю мира Чингиз-хану в его роду это, во-первых, взимание дорожной пошлины, плата конвою за сопровождение караванов и кораблей; во-вторых, доходы от махинаций золотом и серебром; в-третьих, от покупок и перепродажи того, в чем нуждались; в-четвертых, от налога, взимавшегося за вину людей убийство, избиение, питье вина.

А подушную подать раньше не брали, ее стали брать при исламе, а до того не брали, а этот налог купчур, который теперь взимают по повелению великой Ясы раньше не взимали. Теперь также не взимают налогов по повелению Ясы с людей пяти разрядов: во-первых, с тарханов, людей которым государь пожаловал титул тархана, ученых (мусульманских богословов) и аркаунов10; во-вторых, со стариков; в-третьих, с немощных и инвалидов; в-четвертых, с бедных; в-пятых, с детей.

В старину не оставляли без работы людей, которые не являлись издольщиками, не занимались торговлей, гончарным ремеслом я прочими делами, если они были молоды и расторопны.

Минфин Иранауправление финансамиденьги в Древнем Иранеосновы управления государствомсистема налогообложенияльготы по налогам

Источник: [0.0]
Комментарии

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,113