▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов → Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти → Славяне и российские этносы (XVIII век)

26. Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов

26.40. Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Ребелинский, Московский бунт, Силин, Милюков, Тучков, Сегюр

Статья № 1
М. С. Ребелинский, 1792–1800

Оренбург, Уфа

Январь (1797). 16. Стало известно, что Российские законы будут состоять из трех токмо книг. 19. Получены вновь изданные Сенатом штаты, по коим прибавлено два департамента. Губернский прокурор получил ордер, чтоб в присутственных местах не писать высокопарных слов.

Источник: [18.105]

Статья № 2
Московский бунт, 1771

1771 году сентября в 10-де[нь] некоторому простолюдину явился во сне образ боголюбская богоматери, которой стоит на Варварских воротах едучи от Яузских ворот по Варварскому мосту, с таковым произречением, чтоб о избавлении от размножающейся в Москве прилипчевой болезни молились тому божия матери образу. Почему с того 10 сентября по 16 число, по произшедшему в Москве слуху к тому божия матере образу столько богомольцов приходило и приезжало, что в те Варварские ворота проезду не только в день, но и ночью от умножения народу не было, и пять или шесть священников не могли исправляться служением молебнов. И чрез такое короткое время от усердных дателей в собрании на украшение того святого образа, как слышно было, деньгами и вещами до 3 000 [рублев].

А в 15-де[нь] того ж сентября московски просвященны Амвросий, истребовав воинскую команду, с кансисторским подъячим пополудни в 8-м часу отправил для взятья показанного образа божия матери и зборной денежной казны при одном священнике от Всех святых, что на Кулишках. И как только каманда пришла и стали денежную казну печатать, то ис караульных, бывших у Варварских ворот з гобвахты солдат, закричали, что образ богоматери грабят, и потому вдруг у нескольких караулен ударили в трещетки и у многих церквей в набат...

И началось... — подробнее см. ст. 1 в 26.2.18.s

Источник: [18.91]
Комментарии

Статья № 3
Е. П. Силин

Шёлк в России

Дорога от Кяхты до Москвы составляла в середине XIX в. 5555 верст. Три месяца пути чайного обоза стоили от 4 до 8 руб. с пуда. Существовала дифференцированная плата: от Кяхты до Иркутска – от 1,5 до 3,5, от Иркутска до Томска зимой – 4-7 (к весне – 12-24), от Томска до Тюмени (сухим путем) – 3-4 рубля за пуд груза. Средняя провозная плата от Кяхты до Нижнего Новгорода составляла 4 рубля за пуд. http://pribaikal.ru/tea-way.html
Дорога от Кяхты до Москвы составляла в середине XIX в. 5 555 вёрст. Три месяца пути чайного обоза стоили от 4 до 8 руб. с пуда. Существовала дифференцированная плата: от Кяхты до Иркутска — от 1,5 до 3,5, от Иркутска до Томска зимой — 4–7 (к весне — 12–24), от Томска до Тюмени (сухим путём) — 3–4 рубля за пуд груза. Средняя провозная плата от Кяхты до Нижнего Новгорода составляла 4 рубля за пуд. http://pribaikal.ru/tea-way.html

С начала организации караванной торговли русские казенные караваны и частные купцы привозили из Пекина и Урги большое количество шёлковых тканей, которые составляли около 90 процентов от всех ввозимых китайских товаров. В России распространению товара способствовали прямые правительственные указы; например, в 1717 г. было приказано «никакого золота и серебра пряденого и волочёного не носить, а носить только китайские из Сибири шелковые материи»

Подобные указы распространялись, конечно, на людей состоятельных, и прежде всего на придворных аристократов.

Источник: [20.45]

Статья № 4
П. Н. Милюков, 1901

Масонские ложи: изничтожить, ибо ненадобы стали.

Голодъ 1787 г. былъ высшей точкой дѣятельности московскихъ мартинистовъ1; но онъ же сдѣлался и началомъ ихъ бѣдствій. Масонство было терпимо, пока высокопоставленныя лица занимались имъ для собственнаго развлеченія и забавлялись имъ, «какъ игрушкой». На масонство не обращали особеннаго вниманія и тогда, когда оно обратилось къ работѣ вкутренняго самоусовершенствованія и къ таинственнымъ алхимическимъ занятіямъ. Но масонство, какъ частное общество съ задачами общественнаго характера, какъ организованная общественная сила, располагавшая крупными денежными средствами, распространявшая черезъ своихъ членовъ «сокровенныя книги оть Риги до донскихъ станицъ», сильная своимъ вліяніемъ на общество и крѣпкая внутренними убѣжденіями, — это масонство было явленіемъ неслыханнымъ въ русской жизни. Оно занимало слишкомъ видную позицію, чтобы можно было дольше его игнорировать.

Императрица попыталась сперва бороться съ новымъ общественнымъ движеніемъ старыми средствами2. Въ 1780 г. поступила въ продажу анонимная брошюрка, осмѣивавшая масоновъ («Тайна противонелѣпаго общества»). Авторомъ брошюры, вѣроятно, была императрица... Однако, когда организовалась «Типографическая компанія» и когда на Западѣ иллюминаты были оффиціально признаны вредной политической организацией, Екатерина рѣшилась выступить открыто противъ масонства. Въ это время были, какъ мы видѣли, «разорены» по ея приказанію московская ложи.

Но въ то же время Екатерина не теряла еще надежды настроить противъ масонства само общественное мнѣніе. Въ январѣ, февраль и іюнѣ 1786 г. на эрмитажномъ театрѣ были поставлены три комедіи императрицы2, грубовато осмѣивавшія «мартышекъ» и извѣстнаго шарлатана Каліостро («Обманщикъ», «Обольщенный» и «Шаманъ Сибирскій»). Двенадцать лѣтъ Екатерина не писала комедій; и три комедіи заразъ, послѣ такого долгаго промежутка, свидѣтельствуютъ о сильномъ впечатлѣніи, произведенномъ на Екатерину дѣятельностью московскихъ мартинистовъ...

Послѣ разоренія московскихъ ложъ, кружокъ друзей буквально послѣдовалъ совѣту Екатерины. По донесенію московскаго главнокомандующаго, съ этихъ поръ «партія Новикова собирается приватно, чего и запретить невозможно, въ видѣ пріятельскаго посѣщенія, внѣ Москвы, у кн. Н. Н. Трубецкого въ деревнѣ, называемой Очакова». Запретить это, действительно, было трудно. Лицъ Екатерина пока оставила въ покоѣ, но на ихъ дѣло уже въ 1787 года она наложила свою руку. Старый покровитель масоновъ, гр. Зах. Чернышевъ, въ то время уже нѣсколько лѣтъ какъ умеръ (1784); его замѣнилъ нарочно выбранный Екатериной суровый, надменный графъ Брюсъ. Екатерина, очевидно хотѣла смирить строптивую Москву. Идя ей навстречу, такіе видные масоны, какъ Тургеневъ, Гамалѣя, Лопухинъ оставили государственную службу...

Источник: [20.63]
Комментарии

Статья № 5
С. А. Тучков, 1766–1808

Польша

Крестьяне не могутъ имѣть ни водяныхъ, ни вѣтряныхъ, ни другого рода мельницъ: сіе предоставлено однимъ помѣщикамъ. Помѣщикъ, построивъ мельницу, отдаетъ оную въ аренду жиду; а дабы онъ заплатилъ дороже, не позволяете своимъ крестьянина имѣть въ домахъ своихъ ручные жернова, и они по необходимости должны идти къ жиду на мельницу. А тотъ, по неимѣнію у нихъ денегъ, беретъ зато по своему усмотрѣнію некоторую часть его муки или зерна.

Я не знаю, какъ бѣдные польскіе землевладельцы могутъ по сіе время существовать.

запрет на личное имуществоевреиземлевладелец

Источник: [20.71]

Статья № 6
Л.-Ф. Сегюр, 1785–1789

С пышностью отпраздновав в Петергофе Петров день, императрица, по обыкновению, воспользовалась этим торжественным случаем, чтобы излить на многих свои милости. Графу Безбородку подарила она 4 000 душ, графу Воронцову — 50 000 рублей. Шесть человек были пожалованы сенаторами, несколько сановников назначены губернаторами, и роздано было много орденов.

прикормить окружениеупрочение власти

Источник: [18.148]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,075