▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов → Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти → Славяне и российские этносы (XVII век)

26. Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов

26.40. Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти. Славяне и российские этносы (XVII век)

Наставления, Жолкевский, Псковская-2+, Витсен, Отписная книга, Пыляев, Рейнтенфельс

Статья № 1
Consideracya, посланная в Москву, 1610

Наставления послам

Необходимо прежде всего внушить Мстиславскому, что доброжелательство, которое он питает в отношении его величества и королевича, не только принимается с удовольствием, но и, несомненно, будет щедро вознаграждено в любое время как королем, так и королевичем. Это надо ему сообщить весьма осторожно, со всеми подробностями при передаче посылаемого ему доверительного письма...

Договориться с Мстиславским относительно источников, из которых будет произведена оплата войска, ибо оплата должна быть произведена, хотя бы и не в тех миллионных размерах, которые обещал вор; ведь этот весь набор был произведен его величеством для успокоения Московского государства и прекращения кровопролития, вследствие просьбы к королю многих московских бояр; однако, е. в. желает, чтобы все это было урегулировано с соблюдением полного порядка, дабы они видели со стороны е. в. всяческое попечение о них и о отечестве...

Не мешало бы открыть тем лицам, кому признаете нужным из числа доброжелателей короля, какие условия предлагает под присягой вор, каковыми король мог бы удовольствоваться для пользы своей и Речи Посполитой...

Придти к соглашению с Мстиславским относительно Шуйских. Лучше всего было бы отослать всех троих Шуйских к королю, чтобы они не могли больше осложнять дела в столице своими интригами; ценности, которые они взяли из царской казны и распределили между собою, у них изъять, а вотчины их инвентаризировать и оставить до дальнейшего королевского указания.

Источник: [17.20]

Статья № 2
Станислав Жолкевский, 1611

О событиях 1606 года: Сейм Польши формально рейд Сигизмунда на Москву не санкционировал

Между тем, начались сеймики, на которых во всем королевстве была одобрена Московская экспедиция; однако ж, кроме того, что сие дело было представлено в тайном Совете, оно предложено также было на сейме, и в полном собрании мнения всех сенаторов, исключая только троих или четверых, согласны были в том, чтобы е. в. король не упускал сего случая. В Посольской палате не было ни какого предложения, ни речи об этом, и только в молчании позволено было отказаться от гражданских дел тем, которые бы были принимаемы в военную е. в. короля службу.

Источник: [17.7]

Статья № 3
Псковская вторая летопись (Синодальная, Пополнение), 1613

Об избрании Михаила Романова на царство

Псковская вторая (Синодальная) летопись (Пополнение), 1613. Об избрании Михаила Романова на царство

Источник: [19.5]
Комментарии

Статья № 4
Николаас Витсен, 1664

Один из митрополитов имеет здесь свою резиденцию, а в России их четверо1; из них выбирают патриархов.


1 После учреждения патриаршества в 1589 г. было установлено, что в России должно быть четыре митрополита: в Новгороде, Казани, Ростове и в Крутицах — районе Москвы, где находился Новоспасский монастырь, резиденция епископа Сарайского, который, став митрополитом, начал именоваться «митрополит Крутицкий». — Прим. ред.

Источник: [17.39]
Комментарии

Статья № 5
Отписная книга Введенского Корнильево-Комельского монастыря, 1657

Отписные книги составлялись при передаче монастыря в ведение нового настоятеля и при передаче отдельных монастырских служб новым, ответственным за них лицам: непосредственного имущества монастыря — келарю, казны — казначею, отдельных деревень или промыслов — посольским или приказчикам и т. д.

Монастырь Корнилиев на реке на Нурме. На монастыре церьков каменная Введение Пречистыя Богородицы о пяти главах, а на них кресты железные, крыты тесом; а в ней 2 предела, а в пределах служба Усекновение честные главы Иванна Предтечи; а в другом пределе служба Николы чюдотворца...
Да в казне же государевых жаловалных грамот и всяких вотчинных крепостей. Грамота ставленая чюдотворца Корнилия. Грамота свидетелствованная чюдотворца Корнилия. Грамота государева жаловалная тарханная на Корнилиивскую монастырьскую вотчину великого князя Василия Ивановича всеа Русии...
Грамота государя царя и великого князя Ивана Васильивича всеа Русии на рыбную ловлю на 4 выти Оназимского истоку, писана лета 7078-го...
Две грамоты жаловалные, одна государя царя и великого князя Василя Ивановича всеа Русии, а другая царя Бориса, писана во 107-м году на 4 выти озерка Аназимского из дву неводов; оброку не давать...
Грамота жаловалная государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на Коптеву пустыню, писана лета 7094-го...
Грамота государева жаловалная, дано лесу на 2 версты, писана лета 7039-го...
Государева жаловалная грамота на деревню Комарове с мелницею, писана лета 7101 -го году, печать орел...
На село Погорелое и на Мошенкино з деревнями даных и духовных и закладных и купчих 41 крепость...
Государева грамота с пошехонские вотчины ямские денги по новым писцовым книгам Юрья Редрикова платит на Москве, печат черная, орел...1


1 Полный текст Отписной книги — здесь, 1.13 Mb. — Прим. ред.

Источник: [17.28]

Статья № 6
М. И. Пыляев

Въ 1681 году было указано, что только бояре могутъ ѣздить на двухъ лошадяхъ, а въ праздники — на четырехъ, во время же свадебъ и сговоровъ — на шести. Всѣ прочіе, не исключая и стольниковъ, должны ѣздить лѣтомъ непременно верхомъ, а зимою — въ саняхъ на одной лошади.

Олеарій говоритъ, что ѣзда въ саняхъ считалась почетнѣе ѣзды на колесахъ; въ торжественныхъ случаяхъ сани употреблялись и лѣтомъ, особенно духовными лицами. Такъ, патріархъ іерусалимскій, пріѣзжавшій въ Москву для посвященія въ патріархи Филарета, ѣхалъ въ Успенскій соборъ въ саняхъ, хотя это было 24-го іюня. Архіереи обыкновение ѣзжали къ обѣднѣ въ саняхъ и лѣтомъ, какъ и зимою, спереди служка несъ посохъ, позади также шли служки.

Колымага или карета единственно употреблялась для двора, въ нихъ запрягалось по шести и болѣе лошадей.

Чтобы имѣть понятіе о древнихъ нашихъ каретахъ, опишемъ одну изъ нихъ, которую царь Борись Годуновъ послалъ въ подарокъ жениху дочери своей, датскому принцу Іоанну: «Возокъ 6 лошадей сѣрыхъ, шлеи на нихъ червчатыя, у возку желѣэо посребрено, покрытъ лазоревымъ сафьяномъ, а въ немъ обито камкою пестрою; подушки въ немъ лазоревы и червчаты, а по сторонамъ писанъ золотомъ и разными красками; колеса и дышло крашены»

«мерседесы» и «жигули»табель о рангахавто класса VIP

Источник: [19.173]

Статья № 7
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О самодержавном образе правления царя и его основании

Цари, дабы лучше обосновать свою власть и вполне обезопасить себя, установили следующие основные законы, сходные с древними спартанскими, а ныне — татарскими. Ибо одинаково с ними они не позволяют своим подданным ни путешествовать, ни вступать в брак с чужеземцами, ни, наконец, заниматься науками и искусствами ради умственного развития и нравственного совершенства; в довершение к сему запрещается ещё кому бы то ни было спорить о вере или обращаться с речами к народу в церкви.

Итак — священники держат в Московии народ в убеждении, что царь ничего не делает помимо воли Божией, и что повинующийся до конца жизни своей приказаниям царя непременно будет угоден Богу.

кремлёвское мракобесиеЭпоха Молизапрет на обучениезакрытые границы

Источник: [17.146]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,077