Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов > Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти > Славяне и российские этносы (XV век)

26. Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов

Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти. Славяне и российские этносы (XV век)

Софийская-1, Ян Гус, Андрей из Дубы, Статуты, Лицевой свод , Калужская, Владимирский, Фроянов

Статья № 1
Первая Софийская летопись, 1477

Новгородцы возмущены раболепством Микифорова перед московским князем и убивают его за это.

Первая Софийская летопись, 1477. Новгородцы возмущены раболепством Микифорова перед московским князем и убивают его за это.

До этого Захар Овинов, а затем и послы промосковского архиепископа Феофила без ведома Вече приняли обращение к Ивану III в форме «государь», а не «господин». Воодушевлённый Иван послал послов в Новгород за подтверждением признания. Но тем было сказано, что это признание — ложь, оговорка:

Первая Софийская летопись, 1477. До этого Захар Овинов, а затем и послы промосковского архиепископа Феофила без ведома Вече приняли обращение к Ивану III в форме «государь», а не «господин». Воодушевлённый Иван послал послов в Новгород за подтверждением признания. Но тем было сказано, что это признание — ложь, оговорка

Это, как я предполагаю, не было главной причиной и обоснованием террора новгородцев в 1478 году, но и не последней.

Источник: [19.6]

Статья № 2
Ян Гус, 1414

Если мой человек не имеет никакого родственника, кому должно перейти это имущество? Краткий ответ: Кому он даст его, того оно и будет. Но скажешь: А если умрет, не дав никому? Коли хочешь истинное добро сделать, раздай бедным, прежде всего уплатив долги, если они есть.

Когда поступишь так, то не заблудишься, ибо это имущество добыто его (крестьянина) усилиями и он — господин этого имущества, а ты, пан, был или есть лишь его защитник и судья и за это берёшь с него плату и службу.

Источник: [15.7]
Комментарии

Статья № 3
Андрей из Дубы

Согласно этому (Земскому Чешскому — Прим. ред.) свободному праву о каждом деле, будь то о дедине, о долге, об ущербе, о вражде, убийстве, насилии, изнасиловании, похищении или что другое, каждый человек должен удовлетворяться судом, иных всех действий или мести не допускается под угрозой (утраты) чести, доверия и изгнания из страны как душегуба и земского злодея и под утратой всего своего имущества и наследства, как об этом свидетельствуют общие решения панов и записано в земских книгах.

Источник: [15.6]

Статья № 4
Полный свод статутов Казимира Великого

Из-за того, что подданные покидают панские имения без всяких к тому надлежащих оснований, [эти имения] часто пустеют, и наши рыцари сочли нужным противодействовать без промедления этому ущербу. Поэтому мы нашей волей устанавливаем, чтобы из одного села в другое вопреки желанию господина села, в котором они живут, могло перебраться не больше, чем один-два кмета или обитателя, за исключением таких случаев: первое — когда господин села изнасилует дочь или жену своего кмета; второе — когда по вине господина имущество крестьян было разграблено или захвачено; третье — когда отлучают (от церкви) кмета за вину его господина. В этих случаях не только два, три или четыре кмета могут уйти, но и все там проживающие могут уйти, куда им любо...

Источник: [15.4]

Статья № 5
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Русь. Пассионарное напряжение этнической Системы. Акматическая фаза: «Не по-вашему, а по-моему!» «Мы хотим быть великими!»

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6978 (1478). Идеологическое обеспечение карательного рейда на Новгород и аннексии республики

6978 (1478)*
Против этих же богопротивных новгородских еретиков и против других ересей написал обличительные слова из свидетельств Божественных писаний преподобный Иосиф, игумен Волока Ламского, которые собраны в особую его книгу на утверждение православным1...


1 Об опусе Иосифа Волоцкого см. также здесь. — Прим. ред.
*В Царь-книге используется хронологическая шкала Ивана IV и староверов: для перевода в юлианский стиль вычитаемое — 5500, а не 5508 (для января – августа).

Лицевой сводересь жидовствующихидеологическое обеспечение аннексии

Источник: [16.65]

Статья № 6
Калужская летопись В. В. Ханыкова

B 1489 году Великий Князь Иван Васильевич, уничтожив Вятскую республику, тамошних земских людей поселил в Боровске и Кременске, граждан в Москве и Дмитрове. Это Вятичи новые!

Калужская летописьконец русским республикамдемократию по боку

Источник: [19.212]
Комментарии

Статья № 7
Владимирский летописец

Съезд славянских князей с представителями Ватикана

1430. В лето 6938... Того же лета у великого князя Литовьского у Витовта был съезд всем людем от всех земль, внук его князь великий Василей Васильевич Московский да король Польский Ягайло Ольгердович, князь местер немецкий, Фотий митрополит, гарденал от папы из Риму, князь Борис Тферский, воевода Льяш Волжьский (Надо читать: Ильяш Волошский — Прим. изд.), король Ческий, вси князи и воеводы и от всех земль.

съезд славянских князейдань Новгородапредставительство Ватикана

Источник: [20.169]
Комментарии

Статья № 8
И. Я. Фроянов

Идеология Древней Руси. Противостояние

Видный специалист в области изучения истории нестяжательства Н. А. Казакова, характеризуя учение Нила Сорского, пишет: «Главным в учении Нила Сорского являлся призыв к внутреннему духовному самоусовершенствованию иноков — к борьбе со «страстными помыслами». Путь борьбы со страстями лежит, согласно взглядам Нила, не в исполнении внешних обрядов, а в «умной молитве» — внутреннем сосредоточении, молитве сердцем, во время которой человек вступает в соединение с Богом. На формирование взглядов Нила Сорского значительное влияние оказал исихазм со свойственным ему утверждением религиозного индивидуализма...

Прямые обличения вотчинного быта монастырей в сочинениях Нила Сорского отсутствуют. Но признание Нилом Сорским скитов (объединений двух-трех монахов, живущих трудом своих рук) наилучшей формой организации монашества означало de facto отрицание прав монастырей на владение вотчинами и эксплуатацию крестьянского труда... С представлением о первенствующей роли в религии духовного начала и осуждением церковного стяжательства связано отрицательное отношение Нила Сорского к пышному церковному убранству...

В учении Нила Сорского наше внимание привлекают три принципа:
1) отвержение внешнего обряда и сосредоточение на индивидуальной «умной молитве», молитве сердцем, непосредственно соединяющей молящегося с Богом;
2) отрицание необходимости монастырского землевладения и предпочтение скита другим организациям монашеской жизни;
3) критический взгляд на церковную литературу, освященную авторитетом отцов церкви.

Все эти принципы в конкретных исторических условиях Руси конца XV — начала XVI века, охваченной ересью «жидовствующих», способствовали развитию разрушительных процессов, пагубных для только что зачинающейся Святой Руси...
А это, несомненно, привело бы к расстройству симфонии духовной и светской власти, вследствие которой и стало возможным появление Святой Руси...

Против установок Нила восстал Иосиф Волоцкий. Сугубо индивидуальной молитве он противопоставил «соборную молитву», отверг скепсис относительно Святого писания, защищал общежительный устав монашеской жизни, земельные владения монастырей, в конечном счете, тот церковно-государственный порядок, который сложился на Руси к исходу XV столетия. Он правильно почувствовал опасность, исходящую объективно от нестяжательства (независимо от благих намерений Нила и его сторонников): «Ино вере будет поколебание».
Исходя из объективной исторической роли иосифлян и нестяжателей, есть основания характеризовать последних как партию национального разрушения, а первых — как партию национального спасения...

Однако коренным недостатком учения нестяжателей, предопределившим их поражение в борьбе с иосифлянами, являлось то, что оно, утверждая принципы индивидуализма, шло вразрез с исторической практикой русского народа, издревле жившего коллективно и возносившего молитвы к Богу соборно.

Ради исторической справедливости надо сказать, что негативное влияние нестяжательства на церковно-политическую жизнь Святой Руси менее всего заметно в деятельности Нила Сорского, поскольку то был человек экзальтированный и отрешенный «от пустотного мира сего». Другое дело прагматичный, энергичный и деятельный ученик Нила — старец Вассиан (Патрикеев), который сумел приспособить учение нестяжателей к собственным политическим нуждам, превратить теорию нестяжательства в инструмент публичной политики и затеять с церковью громкую «прю» по вопросу о монастырском землевладении, осуществив тем самым очередную попытку расшатывания церковно-монастырских устоев на Руси.
*
«Ересь жидовствующих», возникнув как своеобразная религиозно-политическая диверсия антиправославных и антирусских сил, преследующая цель разрушения Святой Руси, формирующейся на основе «симфонии» церкви и государства, впоследствии подновлялась иноземцами, посещавшими Русь или жившими в нашей стране. Появлению «ереси жидовствующих» на Руси предшествовала соответствующая рекогносцировка и подготовка, о чем можем судить по некоторым случайно дошедшим до нас данным. Известно, например, что Иероним Пражский; ближайший соратник Яна Гуса, создателя протомасонского чешского братства, «посетил литовскую и русскую земли в 1412–1413 гг. Известно о его публичной проповеди в Витебске и Пскове» Можно предположить, что миссия Иеронима имела также непубличную, тайную задачу. Во всяком случае, Констанцский собор обвинял его в том, что, будучи в Литве, «он стремился привлечь русский народ к гусизму».

Как свидетельствует Ян Амос Каменский, почитаемый в масонских кругах, в 1474 году представитель моравских братьев Маврус Гасконец в поисках единомышленников побывал в России, не исключено, что в Москве. По А. И. Клибанову, «сам по себе показателен интерес, проявляемый чешскими религиозными реформаторами к России». По нашему мнению, этот интерес показателен не сам по себе, а в связи с кануном и началом «ереси жидовствующих» на Руси. Затем в качестве «подогревателей» этой ереси мы видим венгра Мартынку, отведавшего «все европейские каши» Максима Грека, выходцев из Литвы Матюшку-аптекаря и Андрюшку Хотеева. Были, конечно, и другие...

Ереси пришли в Литву (имеется в виду территория нынешней Белоруси, части прежнего ВКЛ — Прим. ред.) и Польшу, как установлено исследователями, из Чехии, Италии и Германии.

драма историидрама славянпуть к опричниненестяжателиидеология волковпрессинг идеологии

Источник: [21.19]
Комментарии

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,137