▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов → Дань, репарации, вымогательство → Иные этнические системы (...VIII век)

26. Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов

26.4. Дань, репарации, вымогательство. Иные этнические системы (...VIII век)

Инэ, Вьет, Схоластик, Видукинд, Вэй, Никифор, Ксенофонт, Фредегар

Статья № 1
Правда Инэ, 690

Британия

Уиль1, платящий подать, [имеет вергельд] в 120 шиллингов, его сын — 100; за раба — 60, за других — 50; кожу [несвободного] уиля [можно защитить от побоев уплатой] 12 [шиллингов].

Если уиль владеет гайдой земли, его вергельд равен 120 шиллингам; если он владеет половиной [гайды] — 80 шиллингам; если он вовсе не имеет [земли] — 60 шиллингам.

Конный слуга короля из уилей, который может исполнять для него вестовую службу, имеет вергельд в 200 шиллингов.


1 Уиль — абориген Острова. И далее: англ — это пришелец; вергельд — мера стоимости жизни, компенсация за убийство; 1 гайда = 48,6 га. — Прим. ред.

Источник: [8.23]

Статья № 2
Краткая история государства Вьет

Лу Цзя ван устыдился и признал (180 до н. э.) свою вину, просил вновь назначить [его] вассальным ваном и [обязался] вечно представлять обязательную дань...

В 1-м году Цзянь-юань [императора] Гао-ди [династии] Ци (479 г.) [император] сделал [Ли] Шу-сяня цы-ши. Как только [он] получил [этот] приказ, [Ли] Шу-сянь прекратил представлять дань.

Источник: [20.49]
Комментарии

Статья № 3
Схоластик (Схоластик), †582

Афёра афро-Иоанна при полном попустительстве власти

В его (Юстиниана — Прим. ред.) свите был некто Иоанн по имени, африканец по происхождению, вначале человек незаметный и бедный, так что ради получения средств к жизни должен был даже служить за плату, сопровождать оруженосцев и переносить тяготы положения слуги, но немного спустя он достиг большого богатства и стал заносчивым.

Изобретая разные махинации, имея успех в разных выдумках, он стал известен незадолго до этого Юстину, — этот наихудший коварнейший человек, который ради выгоды не отказывался ни от какого позорного и бесчестного предприятия.

Теперь он просил у полководца определённую сумму денег, обещая по получении её предоставить и ему самому, давшему эти деньги, в какое угодно время предметы продовольствия на выгодных условиях, затем всем его наличным слугам, рабам, свите, переводчикам, оруженосцам — снабдить их всех необходимым продовольствием. Он обещал, сделав это, не только сохранить все деньги и возвратить столько же, сколько взял как взятые взаймы, но и прибавить известную сумму в качестве процентов. И, конечно, это казалось многим пустой похвальбой, граничащей с загадкой...

Иоанн, объезжая римские деревни, какие были на дороге, созывал жителей там, где не хватало быков, и заявлял, что войско нуждается в них. Показывая двадцать талантов, он говорил: «На эту сумму вам нужно доставить быков, отнюдь не на меньшую. Получите их, а мне как можно скорее доставьте быков». Они же просили его об освобождении от этого и клялись, что имеющихся у них быков не хватает даже для обработки собственных полей.

Однако этот негодяй сурово отказывал им в этом и угрожал строгими карами, если у полководца не будет возможности купить необходимые средства передвижения, и, притворно негодуя, он так представлял дело, что те, продав самое ценное свое имущество и собрав столько денег, сколько могли, откупались от требований этого негодяя. Убравшись отсюда и появившись там, где даже не слышали названия верблюдов и мулов, он кричал, что прибыл для их покупки, и, пользуясь тем же способом, предъявлял деньги и уходил, получив отступное.

Так, обходя повсеместно и ища того, чего не было, ничего не продав, ничего не купив, не заключив никакой сделки, он собирал деньги и взыскивал с тех, кому ничего не давал взамен, и благодаря этому очень скоро основная сумма налогового бремени удваивалась у налогоплательщиков.

Когда он явился в страну колхов, он и там проделал то же самое. Сверх того, добыв, не знаю каким способом, грузовые суда, собрав всевозможными насилиями местные продукты, скупив многое за бесценок, он отправил всё это и распродал в других местах.

Естественно, что войско нуждалось в самом необходимом, так что даже зелень покупалась. Этот же преступный спекулянт и перекупщик получил громадные прибыли. Из этих прибылей он возвратил с процентами Юстину взятые у него деньги и доставил ему в то же время продовольствие.

Юстин, хотя и знал, что делалось, обращал мало внимания на плач и слезы ограбленных людей несмотря на то, что они постоянно приходили к нему, бросались к его ногам и заклинали избавить их от вымогательств. Так недостойным образом извлекал он выгоды из несправедливости и радовался этому, пользовался непокупным продовольствием и притом делал более увесистым свой кошелёк.

Источник: [8.33]

Статья № 4
Видукинд Корвейский

Итак, саксы, получив землю во владение, стали жить в величайшем мире, пользуясь союзом и дружбой франков. Они разделили и часть земель с оказавшими им помощь друзьями и отпущенными на волю, остальную же часть побежденного народа заставили нести дань; поэтому вплоть до сего дня народ саксов, не считая людей рабского состояния1, делится по происхождению и праву на три вида (Благородные, свободные, отпущенные на волю — Прим. ред.).

Княжество всего народа управляется также тремя князьями, которые довольствуются властью созывать войско к определенному сроку, и эти народы, как нам известно, в зависимости от [своего] местоположения и названия обозначаются как восточные народы (остфалы), ангарии («angarii» — букв. «сжатые» или «средние») и вестфалы.

После того как Генрих наложил дань на соседние народы, а именно: на ободритов (Полабские славяне, жили по рекам Драве, Варне и Лабе), вильцев (Союз западнославянских племен, располагался ниже ободритов, между реками Лабой, Елдой, Пеной и Одером), гаволян, доленчан, чехов и ротарей (Или родарии, одно из велетских, ведущих племен — Прим. ред.) — и [после того как] был установлен мир, ротари нарушили верность и, собравшись большой толпой, пошли приступом на город по названию Валислав...


1 В подлиннике: «servilis conditio» — самая низшая стадия общественного положения. Его занимали холопы и слуги, человек в этом положении приравнивался к вещи, имуществу — «instrumentum vocale, то есть неодушевлённый предмет, обладающий даром речи» [Аристотель]. — Прим. ред.

Источник: [10.8]

Статья № 5
Вэй Чжэн, 581–617

Китай

Северные шивэй иногда присылали послов с данью и подношениями, но от остальных [племён] никто не приезжал.

Источник: [8.38]

Статья № 6
Патриарх Константинопольский Никифор, †829

Муж Анны Комниной о событиях в Восточной Римской империи и в Царьграде

673

Именно потому, что народ так разделился и расселился, племя хазар, жившее внутри области, именуемой Верилией, по соседству с Сарматией, часто нападало на него. И пройдя все области, лежащие за Понтом Эвксинским, проникло через все земли до моря. И вслед за тем подчинило Ваяна и заставило производить уплату дани.

Источник: [9.1]

Статья № 7
Ксенофонт, 401 г. до н. э.

Передняя Азия

Взяв с собой легко вооруженных, он сделал набег на ту деревню, которая досталась Ксенофонту, и захватил всех находившихся в ней жителей, комарха, 17 жеребцов, выкармливаемых для уплаты дани царю, и дочь комарха, вышедшую замуж за 9 дней перед тем, но муж ее, охотившийся за зайцами, не был захвачен в деревне.

Персияданьсын Дарияподатьдеревня

Источник: [8.46]

Статья № 8
Фредегар

617
Теперь я подошел к рассказу о том, как лангобарды стали платить франкам ежегодную дань в 12 тысяч золотых солидов и я не умолчу о том, как они сдали франкам два города — Аосту и Сузу вместе с их окрестностями.

631
Дагоберт освободил саксов от дани, которую они были должны ему — со времен первого Хлотаря они давали ежегодно 500 коров.

636
В этом же году лангобардский король Хароальд тайно послал к патрицию Изаций просить у него, чтобы тот каким–нибудь образом уничтожил Тасо, герцога провинции Тосканы, а в обмен за эту услугу король Хароальд обещал платить Империи 100 фунтов золота из той ежегодной дани в 300 фунтов, которую он ежегодно получал от нее... Король Хароальд сдержал свое слово относительно 100 фунтов золота для Изация и Империи, и каждый год римский патриций платил лангобардам только 2 кентенария золота, а кентенарий имеет вес 100 фунтов.

золото франковвалютный резерв Франциизолотые копи франков

Источник: [8.50]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,102