Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов > Грабежи, разбои и рейдерство властных структур > Славяне и российские этносы (XVI век) > Комментарии к статье №23

Комментарии к статье №23, А. К. Гоголев

26. Регулирование финансовых потоков и людских ресурсов
26.2. Грабежи, разбои и рейдерство властных структур. Славяне и российские этносы (XVI век)

Редактор сайта (12.12.2018 18:48:59)

Десять нештатных наблюдений по ходу описания событий XVI века в России:

1
Примечательно, что все миниатюры Царь-книги, сопровождающие текст с подробнейшим описанием болезни Великого князя Василия III (современным врачам учиться писать эпикриз!), не раскрашены. Что, на мой взгляд, символично с точки зрения тактичности сына-«тирана» по отношению к отцу.

2
Первое встреченное мною использование слово «украйна» нашлось под 7015 (1507) годом;
слово «янычар» впервые появляется применительно к Крымским туркам (татарам, под 7060)
и под 7059 годом впервые используется слово «улан»:

И крымцы (убежавшие из Казани — А. Г.) сделали тары и начали переправляться, и пришли против них Бахтеяр с вятчанами и казаками и разбили их наголову, и потопили: а живыми поймали Кощака-улана, Барболсун-улана, Торчи-князя-багатыря, Ишмахамета-мурзу, Сулешева брата крымского, и других уланов и князей.

3
Представлен реальный итинерарий хождения царя Ивана IV в его втором походе на Казань в 7058 (1550) году:

В 7058 году царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси не мог больше терпеть клятвопреступников казанцев за многочисленные нарушения ими клятвы и их неправды...
Иван Васильевич пошел из царствующего города Москвы в стольный город Владимир месяца ноября в 24 (день) в воскресенье... А во Владимир пришел царь и великий князь (месяца) декабря в 3 (день) во вторник... А сам царь и великий князь пошел из Владимира (месяца) января в 7 (день) во вторник, а в Нижний Новгород пришел царь и великий князь (месяца) января в 18 (день) в четверг. А из Нижнего Новгорода пошел царь и великий князь (месяца) января в 23 (день) в четверг, а перед ним пошли вооруженные полки по чинам... (Месяца) февраля в 12 (день), Сырной недели во вторник, царь и великий князь подошел к городу Казани...

4
Странновата неоднократная локализация города Тюмень у Каспийского моря, окрест Астрахани:

7062. И взят город Асторохань в июле во второй день, на праздник пречистой владычицы нашей Богородицы Положения честной ризы, которая во Влахерне... А последних людей догнали за день пути от Тюмени, и поймали, и в Асторохань привели

5
Скорость передвижения банд Крымских турок поражает! — по 70 верст в день:

7063. И пришла весть от подъездчиков, что (Крымский) царь идет назад спешно, по семьдесят верст в день.

6
Город на острове (но непонятно на каком именно), который в иных летописях фигурирует под именем Васильсурск, непонятно с какого перепугу был переставлен на новое место:

7064: В том же году был переставлен Василь-город: убавлен снизу и поставлен по горе.

7
Событие

«В июле в 28 день пришел царь Саип-Гирей к городу Осетру, и татары многие к городу приступали»

задвоено: фигурирует в Книге 19 под 7049 годом, а в Книге 20 уже под 7048 годом.
При этом все миниатюры к событиям для 7044–7049 гг. в Книге 19 не раскрашены, а в Книге 20 они продублированы и уже раскрашены, но, судя по палитре, уже иным художником, специалистом с плохим вкусом и более низкой квалификацией (на мой взгляд).

8
В Книге 20 полностью задублированы страницы с информацией

«7059. В ту же зиму (месяца) декабря в 26 (день) пришли ногайские мурзы, Ураслан-мурза и Отай-мурза, и Тейляк-мурза, и остальные мурзы со многими людьми на Мещерские места и на Старую Рязань»

9
Имя Андрея Курбского в Лицевом своде отсутствует напрочь. Как будто и не было бравого рубаки, лучшего друга молодого царя, который одним из первых забрался на стены крепости. В то время как 22-летний Иван IV истово молился за благополучный исход битвы в своей походной палатке, призывая Бога-Отца Иегову «вспомнить молодость» и помочь ему взять Казань так же, как Старик когда-то помог Иисусу Навину взять Иерихон.

Кстати: именно со знамёнами с изображением Иисуса Навина бойцы-московиты и штурмовали Казань в Третьем походе.

Или, быть может, всё совсем наоборот: описание библейского штурма Иерихона явилось парафразой описания взятия Казани? По крайней мере в понятно почему непереведённых на современный язык Геннадиевой (рукописная) и Острожской (первая печатная) Библиях сцен из реалий северных широт «почему-то» многовато, а некоторые персонажи (князья Гог и Магог) так и вообще согласно индексу Стронга русскими князьями числятся.

10
И кстати. Похоже, попы-летописцы были творчески явно мало одарёнными людьми. Сценарий взятия князем Владимиром Корсуни через перекрытие водоснабжения подозрительно напоминает аналогичные действия царя Ивана под Казанью. Или татары в городе не умели рыть колодцы?

А как же тогда Сергиева Лавра держала целый год польскую осаду? Или как поляки, запертые почти на год в Кремле, обходились без воды?

Впрочем, в подвалах Лавры были огромнейшие бочки с медовухой. Да и думаю, где-то был и колодец отрыт, да не один! Если в Нерехте в это же время откапывали соляные колодцы глубиной до 100 метров, то почему это нельзя было сделать в Казанской крепости и в Кремле? То есть отстроить мощную крепость татары смогли, а вот отрыть колодцы нет?

Ну не бред ли вся это логика от спецов «вакуумной акустики» — попов и лейб-историков?

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2019

▲ Наверх

0,109