Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Армия, флот и охрана границ. От тактики к стратегии > Порядок мобилизации и рода войск > Иные этнические системы (XIII век)

24. Армия, флот и охрана границ. От тактики к стратегии

Порядок мобилизации и рода войск. Иные этнические системы (XIII век)

Поло, Сага о гутах, Гуталаг, Андрей II

Статья № 1
Марко Поло, 1295–1298

Вот какие у них (Татаро-монгол — Прим. ред.) порядки: когда татарский царь идет на войну, берет он с собою сто тысяч верховых и устраивает такой порядок: ставит он старшину над десятью человеками, другого — над сотнею, иного — над тысячью, а иного — над десятью тысячами; сносится он только с десятью человеками, а старшина над десятью тысячами сносится также с десятью человеками, кто над тысячью поставлен, также с десятью, кто над сотнею, также с десятью. Так то, как вы слышали, всякий отвечает своему старшине.

Когда государь ста тысяч пожелает послать куда-нибудь кого-либо, приказывает он старшине над десятью тысячами, чтобы тот дал ему тысячу, а тот наказывает тысячнику поставить свою часть, тысячник — сотнику, сотник приказывает десятнику, чтобы всякий поставил свою часть тому, кто над десятью тысячами; всякий, сколько ему следует дать, столько и даёт. Приказу повинуются лучше, нежели где-либо в свете. Сто тысяч, знайте, называются тут, десять тысяч — томан («Тьма» или «несеведа» по-русски — Прим. ред.), тысяча... сотня... десяток...

порядок мобилизациирода войскАрмияисторияподлоги историиинтересные фактыобществонравыобязанность служить в Армииновобранцыобразование

Источник: [13.9]

Статья № 2
Сага о гутах, 1223

После того, как гуты взяли себе епископа и священников и полностью приняли христианство (около 1223 года), тогда они взяли на себя также [обязанность] сопровождать конунга свеев в военном походе на семи шняках против языческих стран, но не против христианских; однако с условием, что конунг должен приказывать гутам участвовать в ледунге (военно-морское ополчение) после зимы и предоставлять им месячную отсрочку до дня сбора ледунга, но сбор ледунга должен происходить до середины лета и не позднее. Тогда это приказано законно, но не иначе. Тогда гуты имеют право ехать в ледунг, если они пожелают, на своих шняках и с восьминедельным запасом продовольствия, но не с большим.

Если гуты не могут сопровождать [конунга в ледунге], то они должны заплатить сорок марок пеннингов за каждую шняку, но, однако, только на следующий год, а не в тот год, когда был приказан ледунг. Это называется ледунгсламе.

В тот месяц [со дня приказа] в течение недели вокруг должна ходить палочка-приказ1 и должен быть созван тинг2. Если они будут едины в том, что следует участвовать в ледунге, то затем в течение полумесяца они должны готовиться к походу и потом за семь суток до дня сбора ледунга участники должны быть готовы и ждать ветра.

Если случится так, что в ту неделю не будет хорошего ветра, тогда они должны ждать [ветра] ещё семь суток после дня сбора ледунга. Но если и в течение этого времени не будет хорошего ветра, тогда они могут безнаказанно ехать домой, ибо они не могли плыть через море на веслах, не под парусами.

Если приказ о ледунге придёт в более короткое время, чем месяц, тогда не следует ехать, но можно безнаказанно сидеть дома.


1 Палочка определённой формы, передавалась из двора во двор — Прим. ред.

2 Тинг — собрание или вече — Прим. ред.)

порядок мобилизациирода войскАрмияисторияподлоги историиинтересные фактыобществонравыобязанность служить в Армииновобранцыобразование

Источник: [13.24]
Комментарии

Статья № 3
Гуталаг (Судебник о. Готланд), 1220

Охрану должен нести каждый, кому 18 лет, и в 20 лет он должен иметь полное вооружение, в 22 года — отвечать за всё полностью.

порядок мобилизациирода войскАрмияисторияподлоги историиинтересные фактыобществонравыобязанность служить в Армииновобранцыобразование

Источник: [13.23]

Статья № 4
Андрей II, 1222

Венгрия. Золотая булла

Когда король захочет отправиться с войском в поход за пределы королевства, служилые люди не будут принуждены идти с ним, иначе как за особое вознаграждение, а после возвращения он их не будет облагать воинским штрафом.

Если же какое-либо вражеское войско вторгнется извне в королевство, то все вообще обязаны отправиться в поход. Одновременно, если мы захотим идти с войском за пределы королевства, все те, которые получили во владение особые округа или специальное вознаграждение от нас, обязаны следовать за нами.

порядок мобилизациирода войскАрмияисторияподлоги историиинтересные фактыобществонравыобязанность служить в Армииновобранцыобразование

Источник: [13.40]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,22