▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Торговля и жизнь купеческая → Дополнительные риски и форсмажор → Славяне и российские этносы (XVII век)

23. Торговля и жизнь купеческая

23.22. Дополнительные риски и форсмажор. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Котов, Коллинз, Вывоз соли, Алеппский

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Польша-ВКЛ. Дела дорожные.

16 марта. Мы хотели ускорить нашу езду, но встретили препятствие в неимоверно глубоких снегах. Полозья под телегой с кухонной посудой сломились, экипаж господина посланника опрокинулся; и лошади, и люди сегодня очень утомились.

18 марта. Целый день мы копались в снегах; хотя мы и поставили в Вильне все наши повозки на полозья, но это нисколько не помогло нам. Путь наш лежал по узким дорожкам, по которым часто нельзя было пробраться, сквозь беспредельные леса, по беспроходным тропинкам, заслоненным деревьями с перевисшими ветвями. Для прохода требовалось обсекать сучья и срубать многолетние деревья. Какой-то татарин, по имени Ризван, имеющий в своем распоряжении много других татар, был вместе с ними потребован в Вильну для перевозки наших вещей на небольших санях. Они то, по просьбе и по приказанию, вытащили из снега нашу телегу и прочие повозки, которые так глубоко завязли в снегу, что, казалось, невозможно было их высвободить

22 марта. Самые тяжелые наши телеги, служившие для перевозки вещей и кухонной посуды, весьма неудобные в дороге, были оставлены на сохранение до нашего возвращения из Московии или до нового распоряжения господина посланника. По этой причине кладь с них было переложена на небольшие сани. Отслушав обедню у отцов доминиканцев, около одиннадцати часов отправились мы благополучно в путь с 28 меньшими и 4 большими санями и, сделав 8 миль, в семь часов вечера приехали в Смолевичи.

5 апреля. Секретарь [посольства] возвращался на санях, имея впереди, в некотором расстоянии, двух верховых слуг. К несчастью, встретились они на тесной дороге с большим обозом московских купцов; слуги имели дерзость требовать, чтобы купцы со своими возами, нагруженными товарами, очистили им дорогу, и один из слуг обнажил даже саблю и ударил плашмя одного купца по спине. Москвитяне, со своей стороны, приготовились к драке и защите, но секретарь с чиновником своим  — проводником остановили ссору и тем предупредили дурные последствия этого дела.

Источник: [17.2]

Статья № 2
Фёдор Афанасьевич Котов, 1623

А между Тарками и Дербентом живут лезгины, у них свой князь, которого называют Усминским. У них есть каменная крепость, а сами они живут далеко в горах, никому не подчиняясь. Они разбойничают на дороге, грабят и захватывают купцов и продают их в рабство; а если и не грабят, то взимают дань с купцов, по три куска ткани с вьюка.

Эти места проходят с провожатыми. Грабежом занимаются усминский и кайдатский князья со своими людьми...
Купцы из Низовой до Шабрана ходят вьючным путем. Путь на малых судах опасен тем, что если струг прибьет непогодою к берегу в Дербенте и в Тарках, то с находящихся на нем купцов взимают большие пошлины, а если струг прибьет к пустому месту, то люди усминского и кайдатского князей нападают на купцов, убивают их и товары отнимают. На берегу постоянно идут грабежи...

Путь от Шабрана на Шемаху. Приходится идти высоко в горах, путь очень опасен и безводен, идти три дня вьючной дорогой на верблюдах и на конях. По дороге от Шабрана до Шемахи стоят три караван-сарая, а по-русски гостиные дворы, каменные, крепкие и хорошие, с амбарами, конюшнями и воротами. Построены караван-сараи давно для проезжающих, чтобы укрываться в них от разбоя.

Источник: [17.4]

Статья № 3
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Московская торговля прошедшим летом была в большом упадке по причине недавней войны, которая лишила купцов пятой части доходов, кроме того, что они потеряли от возвышения пошлин. У них силой брали товары за медные деньги, а медные деньги упали сначала от ста до одного, и, когда казна снова захотела ввести их, многие разорились, многие повесились, другие пропили свои имущества и померли в пьянстве.

Источник: [17.10]
Комментарии

Статья № 4
Отписка воеводы о вывозе соли за границу, 1623

Гнусный архимандрит Корнилий настучал на контрабандистов, и началось...

Сказка:
[7]131 года, апреля в 8 день, приехал в Севеск в съезжую избу Спасскаго монастыря архимандрит Корнилий, воеводе Григорию Ивановичу Горихвостову да подъячему Михаилу Бороздинцову сказал: приходили де к нему, архимандриту, в монастырь Севский стрелец Федька... да гулящий человек Андрюшка Безчастнаго, а сказывали: возили де из Севска за рубеж соль при воеводе при Борисе Кокореве кабацкой откупщик Ивашка Павлов, отпущал с севском казаком с Ивашкою Сусловым тридцать пуд соли; да казачья пятидесятника Тимофея Чепищова сын Ивашка возил полтретьядцать пуд соли; да затинщиков Никифоров сын Церкин Ивашка возил соли ж за рубеж, а того не ведаю, сколько пуд; да казачий десятник Иван Русинов посылал с казаком с Ивашкою Сусловым за рубеж соли, а того не ведает, сколько пуд; да пушкарь Игнат Титов возил соль за рубеж, а того не ведает, сколько пуд. А про всю де тое соль, кто возил и поскольку пудов, ведает Комарицкия волости села Орлея крестьянок Ларя Офонасов. К сей сказке Спасский архимарит Корнилей сказал и руку приложил.

Помета на отписке:
«Указал государь: послати свою государеву грамоту к воеводе, а велел про техъ людей, которые соль продавали, а они запираются, сыскати всякими людьми накрепко; да будет в сыску объявится, кто соль продавал за рубеж, а государевы грамоты о том не послушал, а те люди учнут запираться, и по сыску тех людей велеть пытать, чтоб... прото подлинно...»

сеть монастырских информаторовборьба попов с конкурентами

Источник: [17.59]
Комментарии

Статья № 5
Павел Алеппский, 1656

Московия
Знай, что чрез этот Путивль идёт дорога в землю московскую из всех наших стран, и другого пути нет. Это очень важный проход. Сколько трудов и злополучий, испытанных многими архиереями и монахами, остались тщетными; они были возвращаемы назад, проездив попусту и понапрасну.

Что касается купцов, то московиты всех их вообще знать не хотят и не пускают в свою страну для торговых дел. Но те проникают при помощи разных хитростей, из коих одна состоит в том, что собираются несколько торговцев и достают себе письмо от одного из патриархов на имя царя по делам, для него приятным. Прибыв в Путивль, они выдают себя за послов от такого-то патриарха к царю с письмом. Одного из своей среды они ставят начальником и таким образом проникают внутрь страны и представляют письмо царю, а между тем тайком покупают то, что им нужно, и затем возвращаются тою же дорогою, после прощания с царём.

Но такой способ немногие умеют привести в исполнение, только те, которые ездили неоднократно и знают каждую пядень дороги; большинство же, как-то: настоятели монастырей, монахи и торговцы, ждут кого-нибудь из патриархов или из известных архиереев и с его согласия присоединяются к его свите. Приехав в Путивль, он выдаёт их за своих людей и составляет роспись их должностей: настоятелей и монахов причисляет к своим приближённым, а торговцев к служителям. По въезде внутрь страны, каждый из них представляет в своё время удостоверение и испрашивает подаяние; торговцы же покупают, что им нужно, на свои деньги. Также и при отъезде отправляются вместе.

Но чтобы настоятель монастыря или значительный купец, приехав, был впущен, это вещь совершенно невозможная, что всем хорошо известно. Все это происходит от ненависти московитов к вере нашей страны и к нашему языку (Т. е. к мусульманству и его языкам — Прим. пер.). Затем, что строгость в этом огромном государстве очень велика.

Царь не нуждается в торговцах, которые приезжают из стран турецких и тайком покупают соболя и другие меха, быть может, на сумму в миллион золотых, — не нуждается, потому что к нему приезжают послы из страны шаха, т. е. кизильбашей, на судах, везя с собою в подарок редкости своей страны, каких здесь нет, на сумму в тысячи золотых и подносят их царю в дар; он же даёт им взамен лучших соболей на большую сумму. Точно также приезжают к нему послы из страны Немса (Австрии).

Что же касается франков, инглизов, которые наиболее дорожатся, то они также приезжают тысячами в пристань, называемую Архангелос (Архангельск), с редкостями своей страны, привозя вино, оливковое масло, лимоны и иное, и покупают соболей и прочее.

форсмажор купцовзакрытые границы украйныкупеческие хитрости

Источник: [17.145]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,076