▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Ремёсла и промышленность: политехнический музей сайта → Строительство дорог. Наземный транспорт. Объёмы транспортировки и скорость → Славяне и российские этносы (XVII век)

22. Ремёсла и промышленность: политехнический музей сайта

22.80. Строительство дорог. Наземный транспорт. Объёмы транспортировки и скорость. Славяне и российские этносы (XVII век)

Марина, Мейерберг, Олеарий, Роде, Гюльденстиерне, Гурлянд, Невилль, Спарвенфельд, Нойгебауэр, Алеппский, Рейнтенфельс, Кельдерман и Воронин, Еврейские купцы

Статья № 1
Описание въезда польских послов с Мариною Мнишек в Москву в 1606 году

При вышесказанном намете, стояла высокая большая карета по Московскому образцу, алым золотым глазетом покрытая, внутри обитая соболями и вся вызолоченая, и золотыми звездами испещренная; ступицы у колес покрыты листовым золотом, а спицы выкрашены лазурью. Спереди, где должен быть сундук, стояли два человека одетые по Английски, держа в руках золотые розаны; на верху кареты золотой орел; по бокам она была разукрашена драгоцветными каменьями, жемчугом и золотом; запряжено в оную десять барсатовых (В яблоках — Прим. ред.) лошадей, на коих были из алого бархата шоры, серебряные вызолоченые пряжки и шёлковые постромки.

Источник: [17.20]

Статья № 2
Альбом Мейерберга, 1662–1663

Древние кортежи, или "Синие вёдрышки" времён Алексея Романова

Повозка боярынь

Альбом Мейерберга, 1662-1663 Повозка боярынь: «Изображение, каким образом в зимнее время жёны бояр и знатных господ разъезжают по городу Москве в закрытых санях, обитых алым сукном, имея при себе бегущих возле саней рабов: в таких повозках они иногда ездят в церковь, а чаще к своим приятельницам. Иногда, по чину едущей особы, впрягаются две лошади, одна перед другою»
Альбом Мейерберга. Повозка боярынь. «Изображение, каким образом в зимнее время жёны бояр и знатных господ разъезжают по городу Москве в закрытых санях, обитых алым сукном, имея при себе бегущих возле саней рабов: в таких повозках они иногда ездят в церковь, а чаще к своим приятельницам. Иногда, по чину едущей особы, впрягаются две лошади, одна перед другою»

Повозка архимандрита

Альбом Мейерберга, 1662-1663. «Изображение, каким образом ездят зимою архимандриты и игумены, т. е. аббаты (больших) или приоры (маленьких) монастырей: они сидят в простых лубочных санях, причём под ними находится и позади на санях свешивается медвежья шкура, а пред ними, вдоль саней, постлан ковёр»
«Изображение, каким образом ездят зимою архимандриты и игумены, т. е. аббаты (Больших — Прим. ред.) или приоры (Маленьких — Прим. ред.) монастырей: они сидят в простых лубочных санях, причём под ними находится и позади на санях свешивается медвежья шкура, а пред ними, вдоль саней, постлан ковёр»

Царицына повозка

Альбом Мейерберга, 1662-1663. «Царицы московской сани, обтянутые алой тканью и украшенные напереди и назади серебряными позолоченными орлами; перед нею двенадцать белых лошадей, заложенных по две в ряд (видимо, по числу апостолов, реинкарнировавшихся в меринов, и тянуших сани спутницы «бога на земле»). Сани окружены множеством служителей, а за ними следует ещё много других саней, в которых едут женщины, также совершенно сокрытые»
«Царицы московской сани, обтянутые алой тканью и украшенные напереди и назади серебряными позолоченными орлами; перед нею двенадцать белых лошадей, заложенных по две в ряд (Видимо, по числу апостолов, реинкарнировавшихся в меринов, и тянуших сани спутницы «бога на земле» — Прим. ред.). Сани окружены множеством служителей, а за ними следует ещё много других саней, в которых едут женщины, также совершенно сокрытые»

«Отмечаются случаи, когда за царицею ехали 24 или даже 36 девиц и прислужниц, верхами, по-мужски, в алых юбках, белых штанах, с алыми или жёлтыми спадающими на спину лентами, в жёлтых сапогах и с белыми покрывалами, покрывавшими часть лица»

Митрополит Питирим

Альбом Мейерберга, 1662-1663. «Крутицкий митрополит, который заступает ныне в Москве место отсутствующаго по причине немилости патриарха (Никона). Он как зимою, так и летом, ездит в санях к тем церквам, в которых по праздничным дням бывает богослужение: посох его носят пред ним. Народ называет его крутицким, потому что он имеет близ города на речке Москва принадлежащее ему подворье с церковью, именуемое крутицким (Крутицкий монастырь). Настоящее имя его: Питирим, митрополит сарский и подонской (смотрящий за паствой по Дону). Имеются приход и рыночное место близ Можайска, с которых он получает ежегодную десятину. Он жительство имеет в замке (Кремле) в Москве.
«Крутицкий митрополит1, который заступает ныне в Москве место отсутствующаго по причине немилости патриарха (Никона — Прим. ред.). Он как зимою, так и летом, ездит в санях к тем церквам, в которых по праздничным дням бывает богослужение: посох его носят пред ним. Народ называет его крутицким, потому что он имеет близ города на речке Москва принадлежащее ему подворье с церковью, именуемое крутицким (Крутицкий монастырь — Прим. ред.). Настоящее имя его: Питирим, митрополит сарский и подонской. Имеются приход и рыночное место близ Можайска, с которых он получает ежегодную десятину. Он жительство имеет в замке (Кремле) в Москве.

1 Крутицкая епархия присоединена к Московской только в 1788 году. — Прим. ред.

Источник: [17.31]

Статья № 3
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

Все эти народы («Самоеды» — Прим. ред.), как и лапландцы, финны и черемисы, зимою, для перехода через глубокий снег, надевают длинные и широкие лыжи, частью из коры, частью вырезанные из дерева, на них они умеют быстро передвигаться.

У финнов задняя часть за каблуком так же выдается, как и передняя, и некоторые из этих лыж достигают 3 локтей в длину, их называют Suksit. Подобного рода передвижение мы видели в Нарве, где полковник Порт для нашего увеселения велел некоторым финнам из числа своих солдат съезжать с большого холма перед городом. Самоедские лыжи называются «нартами», как справедливо указывает Гвагнин в описании области Пермской.

Источник: [17.34]

Статья № 4
Андрей Роде, 1659

Въезд посольства в Москву

За этими всадниками следовало 3 больших боярских саней, из которых одни, предназначенные для г. посланника, были обтянуты красной камкой и, кроме того, красиво убраны коврами. Двое остальных саней, покрытых только медвежьими шкурами, предназначались для обоих приставов [встречавших посольство], но так как они вдвоём поместились в одних санях, то вторые поехали за ними порожняком.
Все сани были запряжены белыми лошадьми, причём по русскому обычаю уши лошадей и дуги были густо обвешаны лисьими хвостами...

Мастеровой из Дании творит «членовоз» для Романова

24 числа [апреля] г. посланник получил приглашение на следующий день в гости, в слободу, к купцу по имени Бахерах, и, так как сегодня у нас никого не было, мы пригласили обедать с нами наверху экипажного мастера великого князя, родом из Дании, который сидел внизу у камердинера. Он рассказал, между прочим, что он в настоящее время занят изготовлением железных частей великокняжеской кареты, которые везде по разрезам будут позолочены, на что потребуется больше 2 500 рублей или червонцев.

Источник: [17.43]

Статья № 5
Аксель Гюльденстиерне, 1602

Бывший опричник Годунов едет в Сергиев Посад замаливать грехи:

6-го Октября царь выехал из Москвы в монастырь, называемый «Троица», находящейся в 12-ти милях отсюда, чтобы помолиться — как он имеет обыкновение то делать ежегодно на каждого Михаила... следовал царь в золоченой повозке с небом из алого бархата, запряжённой шестью красивыми светло-серыми лошадьми в сбруе из алого бархата…

За ним следовало шесть повозок, в каждой из которых было устроено по большому фонарю, каковые имели ехать перед ним зажжёнными, когда станет темно, чтобы он мог ночью видеть…

Через полчаса [показалась] другая большая толпа русских дворян верхом... следовала царица в золоченой повозке с небом из алого бархата, и против неё в повозки сидели две боярыни. Повозка её была запряжена 10-ю очень красивыми серыми лошадьми.

За нею следовала царевна, ехавшая также в золоченой повозке с небом из оранжевого бархата. Повозка была закрыта кругом, так что никто не мог видеть, сидел ли кто-нибудь с ней в повозке. Повозка ее была запряжена 8-ю красивыми серыми лошадьми. Как кругом царицыной, так и кругом царевниной повозки бежала большая толпа бояр. За повозкою царевны ехало верхом 36 боярынь, все замужние, одетые в красное, все в белых войлочных шляпах с широкими полями и красными повязками вокруг шляпы и с белою [фатою, закрывавшей] рот. Сидели они на лошадях по-мужски. За ними следовало большое множество повозок, запряжённых каждая четырьмя серыми лошадьми; [в повозках этих] сидели вдовы.
При царице, так же как и при царе, было шесть повозок с большими фонарями…

17-го Октября царь вернулся из Троицы, где, как сказано, он был на богомолье.

Источник: [17.45]

Статья № 6
И. Я. Гурлянд, 1586–1631

Самая ѣзда производилась и въ 17 в., какъ и въ 16 в., въ одну лошадь, а если въ нѣсколько, то гусемъ; ямщики садились обыкновенно въ ногахъ у ѣхавшаго, а проводники верхомъ, спустивъ ноги межъ оглоблей. Подъѣзжая къ яму, обыкновенно свистомъ вызывали подводу на смѣну. Сами охотники выѣзжали только въ экстренныхъ случаяхъ, обыкновенно-же посылали вмѣсто себя младшихъ членовъ семьи или рабочихъ; впрочемъ, такъ велось, вѣроятно только въ большихъ слоботахъ.

О количествѣ клади.
Еще въ 1609 г. при Василіи Шуйскомъ было приказано Соликамскому воеводѣ оберегать ямщиковъ отъ насильства служилыхъ людей и не позволять класть на зимнюю подводу болѣе 15 пудовъ, а на лѣтнюю — болѣе 4 пудовъ (Наверное опечатка — 14 пудов, — Прим. ред.), если не садятся сами; если-же садятся, то епанчу и чѣмъ сыту быть.

Хотя указъ имѣлъ въ виду только охрану соликамскихъ ямщиковъ, но, очевидно, что иниціатива жалобъ шла изъ Сибири, такъ какъ наиболѣе тяжелая часть пути къ Москвѣ падала на долю верхотурскихъ ямщиковъ, отъ Верхотурья до Соликамской. Жалобы впослѣдствіи стали учащаться, и при Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, во всякомъ случаѣ, до 1645 г., было предоставлено ямщикамъ право каждый тяжелый возъ взвѣшивать, при чемъ былъ опредѣленъ указной вѣсъ — зимой въ 20 пудовъ вмѣстѣ съ санями, а лѣтомъ 15 пудовъ.

Какъ видно, однако, изъ челобитныхъ, служилые люди все-таки нагружали иногда возы вдвое и втрое больше: когда ямщики требовали, чтобы имъ было дозволено взвѣшивать возы, служилые люди противились; когда дѣло восходило къ воеводамъ, воеводы были чаще на сторонѣ служилыхъ людей, чѣмъ на сторонѣ ямщиковъ. Такимъ образомъ, и этотъ вопросъ, несмотря на попытки Москвы разрѣшіть его, оставался неурегулированнымъ.

ямызапряжка лошадей гуськомпредельные нормы кладизимние и летние нормы

Источник: [19.162]

Статья № 7
Де ла Невилль, 1698

Воспоминания о прошлом: почтовые ямы монголо-татар

Голицын, следуя этим уверениям (Спафария — Прим. ред.), начал искать дорогу столь же удобную, сколь и короткую, для провоза товаров; найдя её, он мечтал уже устроить на ней перевозки18. Для этого нужно было приказать построить от Москвы до Тобольска, столицы Сибири, через каждые 10 лье деревянные дома, поселив там крестьян и дав им в собственность некоторые земли при условии, что в каждом доме будут 3 лошади, которые им были даны для начала с правом требовать от тех, кто едет в Сибирь и возвращается оттуда по своим делам, 3 су с лошади за 10 вёрст пути, которые составляют одно немецкое лье.

На этой дороге, как и всюду в Московии, он приказал вбить столбы с указанием направления пути и числа вёрст, а там, где снег столь глубок, что по дороге нельзя проехать на лошадях, он устроил жилища, которые предоставил приговорённым к вечной ссылке, дав им деньги и припасы, а также больших собак, чтобы везти сани вместо лошадей...

В Тобольске, городе, расположенном на большой реке Иртыше, которую неправильно называют Обью, так как он впадает в нее19, он устроил большие склады, наполненные припасами, и приказал построить большие барки, караван которых поднимался по этой реке вплоть до Кизильбаша, озера, расположенного у подножия Магогских (Мадод) гор20, где он подобным же образом обеспечил все необходимые удобства для продолжения путешествия...

Спафарий уверял меня, что в течение своего последнего путешествия он провёл в дороге лишь семь месяцев и что он проделал его с таким же удобством, как в Европе.

Такси в Москве. Мерседесы чиновников. Упряжки в 6 лошадей

Московиты очень любят передвигаться и ездят очень быстро. Их экипажи жалки. Большая часть их них летом ездит по городу верхом на дурных лошадях, причем впереди бегут их слуги с непокрытой головой. Зимой они впрягают эту клячу в сани, которые и являются их единственным экипажем. Что же касается женщин, то большинство их имеет только жесткую карету, в роде паланкина, которую везет одна лошадь и в которую садятся по 5 или 6 человек прямо на пол.

В Москве есть несколько карет на французский манер, которые самые богатые люди выписали из Голландии и Данцига.

Царские кареты стары (у них также большая необходимость в мебели); причина в том, что они никогда не приобретают их, надеясь получить их от иностранных монархов или послов. Самые красивые из них сделаны по местной моде: одни с дверцами, а другие в виде паланкина. Их сани великолепны. Открытые сани украшены позолоченным деревом, обиты внутри гладким бархатом и грубо оторочены галуном. Они впрягают в них шесть лошадей, упряжь которых украшена тем же бархатом, что и сани. Крытые же сани сделаны в виде кареты, со стеклами, отделаны снаружи красным сукном, а изнутри соболиными мехами. Там они лежат во время путешествий, которые они проделывают зимой, благодаря этому удобству, даже и ночью.

Гог и МагогБиблия и Россияустройство ямСибирский тракттакси в Москве XVIIмерседесы бояр

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 8
Юхан Габриэль Спарвенфельд, 1684

Шведское посольство по пути в Москву

20 марта после завтрака мы двинулись в путь через Кипину (3 версты) и несколько вёрст от неё ехали через леса и болота по дороге, проложенной от Новгорода по приказу графа Понтуса Делагарди в то время, когда он 6 лет владел им, для того, чтобы облегчить торговлю. Но теперь она непроезжая, ибо русские забросили её. Они называют её мостом Понтуса, впрочем летом ею не пользуются из-за болот и озёр.

дороги Россииоборот капитала

Источник: [17.143]
Комментарии

Статья № 9
Соломон Нойгебауэр, 1612

Пермия
Они во время зимы, отправляясь куда либо, надевают на свои ноги продолговатые деревянные башмаки (лыжи), имеющие в длину около 6 дюймов, и, опираясь на долгую палку или копье, весьма быстро проходят по непроходимым местам и снегам; вместо вьючного скота употребляют собак, которых впрягают в нагруженные повозки. По сей причине, они содержат великое множество их. Говорят, что к Востоку область сия сопредельна с Татарскою провинциею Тюмень.

наземный транспортдороги Россиидвигаться на лыжах

Источник: [17.142]

Статья № 10
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны
С ним же он отправил наш багаж и тяжести при наших служителях, ибо, как мы упомянули, мы брали безвозмездно от города до города повозки и лошадей, так как из бывших с нами несколько лошадей искалечились и сделались негодны.

Московия
Знай, что от Путивля до столичного города Москвы всё идёт большой подъём, ибо мы и ночью и днём взбирались всё время на большие горы; а также ехали густыми лесами, которые своею чащей скрывали от нас небо и солнце. Ежедневно мы въезжали в леса новой породы: в один день ехали среди деревьев мялуль (дуб?), в другой — среди тополей, диких и персидских, совершенно ровных как в саду — вид прелестный! в иной день — среди высоких кедровых (сосновых!) деревьев, в другой — среди елей, похожих на кедр, из которых делают корабельные мачты, — диковинные, удивительные деревья!

Одному всевышнему Богу известно, до чего трудны и узки здешние дороги: мы, проезжая по разным дорогам от своей страны до сих мест, но встречали таких затруднений и таких непроходимых путей, как здешние, от которых поседели бы и младенцы.

Рассказать — не то, что видеть собственными глазами: густота деревьев в лесах такова, что земля не видит солнца. В эти месяцы, в июле и августе, дожди не переставали лить на нас, вследствие чего все дороги были покрыты водой: на них образовались ручьи, реки и непролазная грязь.

Поперек узкой дороги падали деревья, которые были столь велики, что никто не был в силах их разрубить или отнять прочь; когда подъезжали повозки, то колеса их поднимались на эти деревья и потом падали с такою силой, что у нас в животе разрывались внутренности. Мы добирались к вечеру не иначе, как мёртвые от усталости, ибо одинаково терпели и ехавшие в экипаже, и всадники и пешие...

Протяжение нашего путешествия в этот день составляли восемьдесят вёрст, то есть шестнадцать больших миль, по той причине, что лошади были казённые и их хозяева летели на них, чтобы поскорее возвратиться домой; так бывало ежедневно. Они каждый день кормили их ячменем два, три раза, имея при себе запас, достаточный на путь туда и обратно...

Но дорога чрезвычайно трудна, как мы это впоследствии увидели к нашему крайнему беспокойству и мучению, ибо, выехав на заре в упомянутую пятницу, мы сделали около пятнадцати вёрст, т. е. три больших мили, по лесам и горам, то поднимаясь, то опускаясь, по оврагам, по грязи и воде, образовавшейся от дождя, но только один Бог Всевышний знает, по какой узкой, трудной дороге, так что внутренности разрывались у нас в животе от толчков экипажа и ломались оси колес. Мы терпели великие затруднения.

Гужевой транспорт
Знай, что по этой причине большинство едущих в эту страну отправляются во время Богоявления и заговений (пред великим постом), так как земля и дороги в ту пору бывают ровны: нет ни подъемов, ни спусков, но они как бы вымощены плитами изо льда и глубокого снега, и по той причине в особенности, что экипажи, называемые санями, т. е. бесколесные, скользят, передвигаясь с быстротой свыше всякой меры. Когда в прошлом году мы были в Молдавии, то несколько монахов приехали в санях из столицы Московии в город Яссы в двадцать четыре дня: так обыкновенно ездят. Впрочем, от случая зависит, в какое из двух времен года [лучше] езда: кто знает, что может постигнуть путников от сильного холода и его лютости, ибо многие лишались ног, рук, пальцев и носов...

Тяжести (зерновой хлеб, камни), которые нагружали на эти сани, удивительны, невероятны; мы приходили в изумление, ибо одна лошадь везла то, чего в наших странах не свезти и двадцати лошадям.

В эту пору привозили в Коломну надгробные камни с резьбой, необычайно большие, каких не стащили бы и двадцать лошадей, привозили по одному или по два на санях, на одной лошади, при чём тут еще сидел хозяин; это ужасно удивительно. Стоимость камней не более трех динаров (рублей). Эта [лёгкость перевозки] служит причиной благополучия здешней страны и жизненных удобств: в это холодное время продукты дёшевы, так как привозятся в Москву и окружные города из отдалённых мест в течение рождественских праздников, в каковую пору из года в год продаются и покупаются их продукты.

Сани, очень быстро несясь по льду, проходят около ста верст в этот короткий день. Мы видали, что в эти дни мужчины, женщины или дети клали все закупаемое на рынке на маленькие санки и везли их руками за верёвку без труда и усталости, но очень лёгким движением, идя и таща свои вещи за собою. Так и женщины возят маленьких детей...

«Мерседесы» московских чиновников
В эту морозную пору вельможи ездили только на больших санях. Они очень тщеславятся шкурами медведей, белых и чёрных как ночь, которых в этой стране много и которые чрезвычайно велики; мы дивились на огромную величину шкур, часто большую, чем шкура буйвола. Белый мех очень красив, и только вельможи устилают им сани, причём одна половина меха сзади саней, а другая — под седоком.

Жёны вельмож зимою тщеславятся санями, на которые поставлены кареты со стеклянными окнами, покрытые до земли алым или розовым сукном; летом же они величаются большими каретами. Всего больше они гордятся белыми лошадьми и множеством слуг и невольников, которые идут впереди и сзади. Когда мы, бывало, приходили с подарками к вдовым княгиням, мы также видали у дверей их множество невольников и слуг, привратников и киайней (управляющих).

дороги жутьтормоз экономического развитияскорость коммуникациймерины Московии

Источник: [17.145]

Статья № 11
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

Мальчики... быстро бегают по снегу на лыжах, или деревянных подошвах, упираясь палками. Этот способ передвижения, общеупотребительный у сибиряков, самоедов и лапландцев, некогда принес финнам весьма большую пользу даже на войне, так как, по словам Саксона Грамматика, они, быстро скользя на гладких деревяшках, неожиданно нападали на врагов...

Повозки во всем государстве употребляются весьма простой работы, и одной лошади вполне достаточно, чтобы без труда везти их. Весьма немного лиц ездят в красивых, чужеземного изделия, крытых каретах на 4-х колёсах, во-первых, потому, что царь не всем дозволяет это, а также и потому, что считается неприличным для мужчин ездить в повозках.

Женщин они сажают в совершенно такие же повозки, какие были у древних скифов, обитые красным или зелёным сукном, и возят в них по городу. Помещены эти колымаги столь высоко на осях, что влезть внутрь их можно лишь, приставляя лестницу; не могут они также, подобно употребляемым у нас висячим каретам, качаться в равномерном движении. Подушки, на которых русские спят ночью, они днем употребляют вместо сидений в повозках.

Запрягают они одну лишь лошадь и, большею частью, белую, на которой сидит и правит мальчик, а многочисленная челядь из рабов идёт впереди черепашьим шагом.

Зимою они быстро развозят по всем направлениям товары на приспособленных для грузов санях, которыми иногда пользуются женщины, накрыв их сукном; мужчины же ездят в открытых, устланных медвежьими, чёрными и белыми, шкурами или коврами.

средства передвижениягородской транспортмерседесы и жигулигрузоперевозки

Источник: [17.146]

Статья № 12
Томас Кельдерман и Владимир Воронин, 1670–1671

И во 179-м году сентября в 16 день по указу великого государя от Архангельского Города пошли на карабле за моря... Ноября в 4 день пришли в карабле под Амстрадам город.

оборот капитала XVIIиз Архангельска в Европу

Источник: [17.153]
Комментарии

Статья № 13
Еврейские купцы в Москве, 1672

Дело об отпуске из Москвы в иностранные государства жидов Самоила Яковлева с товарищами его для покупки венгерского вина 1672 г. июня 5.

3
7180-го июня в 5 день в Ямской (приказ). Указал великий государь отпустить с Москвы за литовской рубеж шкловца евреенина Самоила Яковлева для покупки венгерского вина. А от Москвы до Смоленска и до литовского рубежа на чем ему съехать, дать подводу, с оборотом.

См. также комментарии к ст. 23.30.17.s25

еврейская торговля на Русиаренда транспортатокайское для Кремля

Источник: [21.119]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,08