Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта > Ювелирное дело и технологии > Славяне и российские этносы (XX век)

22. Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта

Ювелирное дело и технологии . Славяне и российские этносы (XX век)

Седова, Макарова

Статья № 1
М. В. Седова

Ювелиры Новгорода. Обзор творчества

Артефакты из археологических раскопок в Новгороде
В настоящее время в коллекции Новгородской экспедиции насчитывается 2 447 предметов из цветных металлов. В основном это украшения и детали костюма: головные украшения, шейные гривны, привески, кресты, булавки, фибулы, браслеты, перстни, пряжки, поясные бляшки и кольца, бусины, пронизки, цепочки, пуговицы, бубенчики и пр. Имеются также различные накладки, оружие, рукоятки ножей, писала, хоросы, замки, весы и другие предметы повседневного быта горожан. Основная часть изделий (1 853) происходит с Неревского раскопа, 198 — с Ильинского, 28 — с Вуяного, 5 — со Славѳнского, 27 — с Готского, 46 — с Тихвинского, 72 — с Михайловского, 34 — с Торгового, 8 — с Рогатицкого, 22 — с Людогощинского, 99 — с Кировского, 43 — с Троицкого, 12 — с Козмодемьянского. Весь этот огромный материал хорошо датированных методом дендрохронологии комплексов сам становится своеобразным археологическим определителем для находок северной лесной полосы древней Руси, да и для общерусских украшений вообще.

Технологические приёмы новгородских ювелиров
Специально технологическому исследованию новгородских ювелирных изделий из раскопок 1951–1958 гг. посвящена работа Н. В. Рындиной... проследила такие технические приёмы, как литье (по восковой модели, в формы каменные, деревянные и металлические, имитационные, составные пластинчатые и жесткие); свободная ковка (вытяжка, осадка, плющение, обрезка, изгиб, скручивание, пробивка отверстий); волочение; прокатка; ковка проволоки и фигурного дрота на наковальне с желобком; тиснение; чеканка; гравировка; паяние; золочение; выемчатая и, возможно, перегородчатая эмаль; термическая обработка меди и бронзы; шлифование; полирование. Используя эти приемы, ремесленники достигали такого мастерства, которым могли обладать только узкоспециализированные производители.

Этапы равития техники литья металлов
В литейной технике Н. В. Рындина выделила следующие хронологические этапы: в X–XI вв. основным приемом было литье по восковой модели. Литье в каменные формы применялось редко. В XII в. широкое распространение получают каменные литейные формы. Эта техника была связана с растущим рыночным спросом, с переходом работы ремесленника от индивидуального заказа к работе на рынок. В 70-х годах XII в. появляются разъемные имитационные формы, в XIII в. — составные пластинчатые, в XIV–XV вв. — составные жесткие.

С X в. новгородские ювелиры освоили волочение проволоки, в XI в. — ковку проволоки на наковальне с желобком. С X в. применялось тиснение металла...

Растительные мотивы в работах ювелиров. Дань древним верованиям славян: бог Перун
На массовой продукции новгородских ювелиров, такой как пластинчатые браслеты), в XII–XIII вв. наряду с традиционными геометрическими узорами появляются и растительные мотивы. Вообще геометрический узор в большой степени несет нагрузку языческой символики. Языческие представления долго сохранялись в быту новгородцев, о чем свидетельствуют находки в слоях XII–XIII вв. изображений Перуна (рис. 75; 76), а в слое XIV в. — кремневого амулета.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Древнерусский языческий бог Перун – 1, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Рис. 75. Стержень четырехгранного сечения с односторонним плоским скульптурным изображением человеческой фигуры. Стержень изготовлен из оловянисто-свинцового сплава. Длина его 7,5 см. Человек стоит в полный рост, подбоченившись, на нём одежда (рубаха) до колен. Лицо человека овальное, усатое, с большими выпуклыми глазами. Вероятнее всего, изображен древнерусский языческий бог Перун. Предмет датируется 30–60-ми годами XII в., [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Древнерусский языческий бог Перун – 2, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Рис. 76. Небольшая бронзовая привеска в виде мужской фигурки. Найдена в слое середины XII в. (Тр18-117). Длина 6,8 см. Фигурка плоская, с выступающей головой и выделенными ступнями ног. Мужчина одет в короткую рубаху. Лицо его бородатое, правая рука согнута на груди, левая — на бедре. Вероятно, тоже изображает Перуна... Новгородская находка связана с усадьбой церковнослужителя и художника Олисея Гречина. Видимо, она была изъята у кого-то из прихожан, продолжавшего стойко придерживаться языческих воззрений еще в середине XII в., [20.100]

Бытование амулетов-змеевиков вплоть до XIV в. также дает представление о стойкости языческих пережитков и существовании двоеверия у новгородцев.

Амулеты и обереги славян
Металлический убор новгородок X в. отличается обилием нагрудных привесок. И это вполне понятно, так как X век — это век язычества, когда в женском костюме большую роль играли привески-амулеты, имевшие различные значения, связанные с языческими представлениями.

В первую очередь отметим широкорогие лунницы, обнаруженные только в слоях X в. Сюда же относятся разнообразные привески с зооморфными изображениями — коньки, уточки, а также различные монетовидные привески с изображениями и без них и грушевидные бубончики с крестообразной прорезью.

Другие металлические украшения немногочисленны. Это браслетообразные завязанные височные кольца; подковообравиые фибулы с концами в виде стилизованно изображенной головы дракона, с гвоэдевидными, гранчатыми и спиральными концами; скорлупообразные фибулы.

Браслетов мало, среди них узкопластинчатые завязанные; пластинчатые тупоконечные; круглопроволочные гладкие; массивные, овальные в сечении. Количество перстней также незначительно. Представлены следующие типы: пластинчатые широкосрединные незамкнутые; узкопластинчатые незамкнутые и печатные.

Женские украшения
Металлические украшения новгородского женского костюма XI в. отличаются уже большим разнообразием. В слое XI в. найдены ромбо-щитковые браслетообразные завязанные и загнутоконечные, перстневидные и трехбуснные височные кольца. К XI в. относится и колт, узор которого, к сожалению, но сохранился.

Женский костюм содержит привески-амулеты, но наряду с языческими привесками появляются привески христианского значения — кресты-тольники и иконки. Еще распространены грушевидные бубенчики с крестообразной прорезью, на смену которым в это время приходят шаровидные с линейной прорезью.

Продолжают носить подковообразные фибулы со спиральными и гвоздевидными концами, появляются фибулы с маковидными концами. К XI в. относятся одежные булавки эстонского типа с крестообразными головками.

В слое XI в. найдены браслеты следующих типов: круглопроволочные разомкнутые и загнутоконечные; пластинчатые тупоконечные и загнутоконечные; узкопластинчатые; массивные, овальные в сечении. Появляются первые витые тройные и ложновитыо браслеты.

В XI в. новгородские горожане носили перстни следующих типов: круглопроволочные; спиральные; пластинчатые широкосрединные завязанные, характерные только для этого столетия; широкосрединные замкнутые и незамкнутые; «усатые».

В женском костюме XII в. еще много различных привесок, свидетельствующих о сохранении языческих пережитков среди новгородского населения. Это привески-ложки, топорики, ножны, коньки, уточки, привески ромбовидной формы, круторогие лунницы, привески-крестики, иконки и бубенчики с линейной прорезью.

В XII в. получают большое распространение височные кольца. Типичными височными украшениями горожанок, по-видимому, были трехбусинные кольца. Для убора богатых горожанок в XII в. характерны колты. Бытуют одежные булавки своеобразных новгородских форм — со стилизованными зооморфными головками, кольцевидные трехлопастные и др. Продолжают пользоваться популярностью и подковообразные фибулы с гвоздевидными, спиральными и маковидными концами.

Формы браслетов следующие: витые тройные с петлями на концах; трехпроволочные с обрубленными концами; витые с суживающимися концами. Употребляются также пластинчатые тупоконечные, пластинчатые овальноконечные, пластинчатые узкие гладкие, створчатые браслеты. Наибольшее распространение в этом столетии находят рубчатые перстни, исчезающие из употребления на рубеже XIII и XIV вв. Кроме того, известны пластинчатые широкосрединные незамкнутые, пластинчатые со щитками, печатные, витые и ложновитые перстни.

Женский костюм XIII в. характеризуется уменьшением количества нагрудных привесок. Исчезают языческие привески-амулеты в виде коньков, птиц, ложечек и др. Вместо них все чаще начинают носить христианские символы — кресты-тельники. У финского населения пережитки язычества сохраняются в большей степени, так как именное XIII–XIV вв. наибольшее распространение получают шумящие привески в виде полых коньков и уточек. Новым типом привесок для ХIII в. являются решетчатые.

Известны еще лунницы (тип круторогих и замкнутых). Применяются бубенчики двух типов: продолжают бытовать шаровидные с линейной прорезью, появляются грушевидные, тоже с линейной прорезью.

Из головных украшений в XIII в. распространены ромбощитковые, перстневидные и трехбусинные височные кольца и колты. В конце столетия входят в употребление многобусинные височные кольца. Употребляются одежные булавки с подвижными кольцевидными, двуспиральными, трехлопастными головками и головками в виде петушиного гребня.

Типичным браслетом для этого времени можно считать витой тройной с петлями на концах. но носят также и трехпроволочные витые с обрубленными концами, и витые с суживающимися концами.

Судя по новгородской стратиграфии, только для XII–XIII вв. характерны браслеты плетеные со щитками на концах и браслеты в виде стержня с обмоткой. Продолжают употребляться пластинчатые тупоконечные, овальвоконечныѳ, узкопластинчатые гладкие и створчатые браслеты. Появляется и новый тип пластинчатых браслетов с выпукло-вогнутой средней частью. Разнообразие типов перстней уменьшается. Известны перстни широкосрединные замкнутые и незамкнутые, печатные, ложновитые; большое распространение получают перстни с различными щитками и вставками.

Для XIV в. характерным головным украшением становятся серьги в виде вопросительного знака. Известны также отдельные находки водских многобусинных височных колец. Количество привесок невелико, это в основном шумящие привески, кресты. Распространены витые браслеты 2×2, хотя в течение всего века еще носят витые тройные браслеты.

Продолжают употребляться браслеты пластинчатые тупоконечные, створчатые и с вьпуклой серединой. Перстни XIV в. немногочисленны: это печатные, со вставками, со щитками и пр.

В слоях XV в. продолжают встречаться перстневидные и многобусинные височные кольца, а также серьги в виде вопросительного знака. Немногочисленные привески представлены крестами, образками, шумящими коньками.

Из браслетов в употреблении находятся плетёные и литые полые. Типичной формой перстной становятся узкопластинчатыѳ замкнутые, употребляются также ложновитые и щитковосрединные перстни.

Рассмотренный выше материал уточняет наше представление о металлическом уборе женского костюма с X по XV в. Анализ массового материала, изготовляемого новгородскими мастерами-серебряниками, даёт возможность судить о масштабе и техническом уровне той ремесленной среды, из которой выходили и высокохудожественные уникальные произведения.


Альтернативное мнение о точности датировок с помощью метода дендрохронологии — см., в частности, здесь. — Прим. ред.

О применяемых новгородскими ювелирами сплавах цветных металлов — см. ст. 1  в 22.20.20.s

новгородские ювелирыпредметы украшенийювелирные изделияювелирные технологииювелирное делотехнологии ювелирного деланаукакультураремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [20.100]

Статья № 2
Т. И. Макарова

О чернении по серебру

Чернение по серебру — искусство для России древнее и живое одновременно. Взлёты его совпадали со становлением древней русской государственности в XI–XII вв., возрождением её в лице Московского княжества в XIV–XV вв. и расцветом Московского государства в конце XV–XVII в.

Черневое дело возникло и развилось в оригинальную область прикладного искусства на территории древнейшего региона русской государственности — на Киевщине и Черниговщине. Это не случайно: овладение таким сложным ремеслом само по себе предполагает длительную традицию металлообработки, а эта традиция возникла именно в Среднем Поднепровье.

 Т.И. Макарова. Местонахождения украшений с чернью на Руси
Рис. 56. Местонахождения украшений с чернью: а — места находок украшений с чернью; б — великокняжеские мастерские черневого дела; в — мастерские черневого дела удельных княжеств
1–8 — Киев, Киевская обл.; 9 — Чернигов; 10 — Любеч; 11 — Льгов; 12 — д. Низовка (Святое озеро); 13 — Слободка; 14 — Терехово; 15 — Шмарово; 16 — Пискова; 17 — хут. Терещенко; 18 — Стариково; 19 — Кресты; 20 — Старая Рязань; 21 — Владимир; 22 — Исады; 23–25 — Никоново, Изварино, Болшево; 26 — Тверь; 27 — Войтовцы; 28 — Переяслав; 29 — Романово; 30 — Масковичи; 31 — Исковичи; 32 — Шанчай; 33 — Городище; 34 — Болоховское городище; 35 — Викторово; 36 — Демидово; 37 — Залесье (Залесцы); 38 — Болгары

Новгород располагает произведениями серебряного дела культового назначения — это сион и кратиры мастеров Братилы и Косты. На Большом сионе применено чернение больших плоскостей: на фоне превосходной по качеству черни располагается лента бордюра из кринов. Все эти произведения демонстрируют великолепное владение чеканкой — приёмом, не характерным для черневого дела Киева, Рязани, Владимира. На дошедших до нас новгородских произведениях серебряного дела чернь ни разу не выступает в качестве ведущего приёма. Приходится признать, что в ювелирном деле Новгорода, в настоящее время прекрасно изученном, не прослеживается длительного знакомства с искусством черни.


Так как автор постоянно ссылается на работу Теофила Пресвитера (Записка о разных искусствах. — В кн.: Сообщения ВЦНИЛКР, 1963, № 7), жившего якобы в XII в., а также не делает отличий в технологии ювелирного дела что в веке XI, что в веке XVII (ни один из представленных к описанию экспонатов не датирован, физико-химический анализ изделий отсутствует), то сведения о технологии червления серебра, а также описание антропоморфных существ и  представителей животного мира, изображённых на ювелирных украшениях, приводятся в XII в.

чернение по серебру на Русиместа археологических раскопоклокализация ювелирных мастерских Русиювелирное делотехнологии ювелирного деланаукакультураремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [20.156]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,224