▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Ремёсла и промышленность: политехнический музей сайта → Ювелирное дело и производство уникального инструмента → Славяне и российские этносы (XII век)

22. Ремёсла и промышленность: политехнический музей сайта

22.5. Ювелирное дело и производство уникального инструмента. Славяне и российские этносы (XII век)

Седова, Макарова

Статья № 1
М. В. Седова

В XII в. широкое распространение получают каменные литейные формы. Эта техника была связана с растущим рыночным спросом, с переходом работы ремесленника от индивидуального заказа к работе на рынок. В 70-х годах XII в. появляются разъемные имитационные формы...

В новгородских берестяных грамотах неоднократно упоминаются названия украшений и деталей костюма. Очень интересна грамота 335, найденная в ярусе 20, датированном 1116–1134 гг. В ней говорится: «... Выменяй же мне четыре колтка — из золотых колтков [ценой] по полугривне. А за тобой 12 кун из денег за рабыню; [купи] же на эти деньги шлем...?»

 Новгород, {1160–1180}. Раскоп Неревский, усадьба «Д».Грамота 335, http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=344
Новгород, {1160–1180}. Раскоп Неревский, усадьба «Д».Грамота 335, http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=344

Безусловный интерес представляет и названная стоимость золотых колтов (по полугривне за штуку) — значительная по тем временам. Видимо, речь идет о колтах с перегородчатой эмалью. В грамоте 246, относящейся к ярусам 22–24 (70–90-е годы XI — 50-е годы XII в.) упоминается «чьстьное дрѣво» (крест) стоимостью «полоупяты гривьни», т. е. четыре с половиной гривны.

Привески-ложки. Наиболее часто в состав оберегов входила ложка — символ благосостояния и довольства. В Новгороде найдены три привески-ложечки (27/26-29-1253; 24-27-1184; 19-23-282) в слоях конца X — середины XII в. Размеры ложочек 6–6,5 см. Изготовлены они на бронзы способом литья по восковой модели с потерей формы.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Обереги: привески-ложки, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Обереги: привески-ложки, [20.100]

Матрицы.
Бронзовая литая матрица овальной формы с двусторонним изображением древа жизни обнаружена в слое последней четверти XII в. (17-17-1089). Пышное древо состоит из треугольного корня с отходящими от него изгибающимися стеблями, на концах которых по-мещены пальметки. Этот растительный орнамент — символ богини жизни — имеет глубокие исторические корни. В прикладном искусстве XII–XIII вв. и на Руси, и в Византин, и в странах исламского Востока он получил особенно широкое декоративное применение.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Брон¬зовая литая матрица овальной формы с двусторонним изображением древа жизни, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Брон¬зовая литая матрица овальной формы с двусторонним изображением древа жизни, [20.100]

Зеркала.
Круглое плоское зеркало, литое из бронзы, датируется 60–80-ми годами XII в. (13/12-12-1810). Диаметр его 7 см. С одной стороны оно гладкое, а с другой имеет выпуклую ручку со сквозным отверстием и четырехчастный орнамент, в каждом секторе которого помещен завиток. Зеркало принадлежит к кругу кочевнических древностей.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Круглое плоское зеркало, литое из бронзы, датируется 60–80-ми годами XII в., [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Круглое плоское зеркало, литое из бронзы, датируется 60–80-ми годами XII в., [20.100]

Аналогичные зеркала найдены в Новом Сарае, в Змейском катакомбном могильнике XI–XII вв., на городище Княжая гора.


Альтернативное мнение о точности датировок с помощью метода дендрохронологии — см., в частности, здесь. — Прим. ред.

О применяемых новгородскими ювелирами сплавах цветных металлов — см. ст. 1  в 22.20.20.s

новгородские ювелирыпредметы украшенийювелирные изделияювелирные технологии

Источник: [20.100]

Статья № 2
Т. И. Макарова

Технология чернения по серебру

Для перегородчатой эмали серебро является материалом второго сорта в силу того, что оно менее мягко и ковко, чем золото, и легче плавится: температура плавления cеребра 960,5°, а температура плавления золота 1063°. Поэтому эмальеру, работающему с серебром, сложнее сделать тонкие перегородки для эмали и спаять их в печи с дном лотка так, чтобы они не расплавились.

В процессе изготовления черни такие тонкие операции не производились. Сама же чернь — сплав сернистого серебра — прочно соединяется с серебром и даёт простор для множества художественных исканий.

Чернь лучше всего сохраняется в углублениях рисунка, поэтому создание подходящего для неё ложа достигалось естественнее всего при помощи гравирования. В результате мастер получал чернёный рисунок на светлом фоне. Другой путь — чернение фона со светлым рисунком на нем — предполагал углубление поверхности для черни. Во всех этих случаях широко применялось и золочение...

Радирной иглой производят первую операцию гравирования — переноску рисунка с бумаги на металл... Пластина, на которую надо перевести рисунок, закрепляется неподвижно на специальной подушке. Такой подушкой может служить смола, разогретая в сосуде, как это делается при чеканке. После этого на заготовку кладут тонкий слой воска. Рисунок, сделанный карандашом на кальке, накладывают на воск лицевой стороной и слегка придавливают, отчего на воске остаётся отпечаток.
Эта операция могла выглядеть и так: по линиям рисунка проводят деревянной палочкой с заострённым концом. По снятии бумаги на воске остаются углублённые линии переведённого рисунка... грубые контуры примитивных рисунков на некоторых колтах прочерчивали сразу штихелем.

 Т.И. Макарова. Рабочие части резцов-штихелей и их следы на изделиях
Рис. 3. Рабочие части резцов-штихелей и их следы на изделиях 1 — фляхштихсль; 2 — мессерштихель; 3 — болтштихель; 4 — пунктирштихель; 5 — фаденштихель;
а — прямоугольник; б — зубцы острые; в — зубцы округлые; г — точка; д — параллельные штрихи

Самый распространённый след гравировки на чернёных украшениях древней Руси — зигзаг. Он бывает мелким, видным только при сильном увеличении — в 11- и 20-кратную лупу, и крупным, хорошо различимым невооружённым глазом. В последнем случае ясно, что бесконечно повторяющийся след — прямоугольник, повёрнутый косо (рис. 3, а). В мелком зигзаге он выглядит как тоненькая полоска. Зигзагообразный рисунок получается от характерного движения руки мастера, который продвигает резец вперёд и врезает его в толщу металла, равномерно поворачивая то вправо, то влево.

Резец с маленьким острием оставляет мелкий зигзаг, след которого различим в лупу. Резец с широким и длинным острием даёт крупный зигзаг с хорошо видным прямоугольным следом, косая траектория которого образует характерный зигзаг.

Резец с прямоугольным острием различных размеров широко применялся ювелирами в XIX в. Им пользуются и современные мастера. В XIX в. он назывался фляхштихелем. Другой частый след резца — зубчатый. Его повторяющийся элемент — треугольник.

При движении руки, аналогичном движению, описанному в предыдущем случае, получается след, состоящий из треугольных зубцов. При движении резца вперёд с ритмичными поворотами в одну сторону получается цепочка зубцов с одной стороны. Если при движении резца мастер наклоняет его в правую сторону больше, чем в левую, что и удобнее, получается характерный след, у которого зубцы чётче справа, чем слева (рис. 3, б). Этому инструменту соответствует резец, называемый мессерштихелем.

Характерный след зафиксирован при обработке фона на некоторых медальонах. Он представляет собой как бы фестоны, обращённые в одну сторону. Повторяющимся элементом здесь оказывается скобка, стороны которой слегка выпуклы. Легко представить острие, оставляющее подобный след: оно должно иметь форму равнобедренного треугольника со слегка выпуклыми длинными режущими сторонами, причём именно они и работали, так как короткая сторона не оставляла следа, потому что в металл не врезалась. Такой след оставит трехгранное острие с двумя выпуклыми гранями, срезанное наискось. Резец с подобной рабочей частью называется болтштихелем (рис. 3, в).

Наконец, иногда рисунок дан как бы пунктирной линией. След инструмента в этом случае — точка, которую могло оставить только острие. Вероятнее всего, это след пунктирштихеля — инструмента, похожего на фляхштихель, с двумя заострёнными зубцами вместо режущего края. Продвигая его вперёд, гравёр оставлял пунктирную линию (рис. 3, г).

Последний след, который можно связать с конкретным инструментом, — это сетка, прямая или косая, которой часто обрабатывали поверхность под чернь. Такой след оставляет фаденштихель — резец с мелкими зубцами на режущем крае (рис. 3, д).

Таким образом, мы представляем себе форму пяти инструментов, которыми работал древнерусский гравёр. Вероятно, их было больше, и у каждого мастера — по нескольку.

 Т.И. Макарова. Примеры следов работы резцами на колте (1) и браслетах (2–5)
х
Рис. 4. Примеры следов работы резцами на колте (1) и браслетах (2–5)

Заключительным этапом работы над украшением с чернью и гравировкой было собственно чернение...

Соотношения количества серы и сплава Теофил (XI–XII вв. — Прим. ред.) не даёт, но всю операцию описывает подробно, деля на ряд этапов.

«Возьми жёлтую серу, искроши её и брось свинец и часть этой серы в медный тигель». Далее в расплавленное серебро с медью надо влить свинец и серу из медного сосуда, а потом, «изо всех сил» перемешав их «с углём» (?), быстро влить в приготовленный тигель с серой. Последний надо поставить на огонь «до тех пор, пока все не расплавится»

Последний этап приготовления черни на Руси в позднее время таков: сплав, тщательно перемешивая, выливают на сковороду, толкут в порошок, снова переплавляют в горне, остывший сплав снова толкут в порошок и хранят его в таком виде. У Теофила эта операция описана так: полученный сплав надо влить в железную форму. Затем, —советует Теофил, — «прежде чем он остынет, тихонько ударяй, немного нагрей и опять тихонько бей, и так поступай, пока она не превратится в тонкий лист».

При этом нельзя давать черни остыть, «ибо, — как сообщает Теофил, — природа черни такова, что если бить по ней, когда она остынет, то она сразу же разламывается на кусочки. Но нельзя нагревать её и до красноты, потому что она сразу плавится».

Наконец, лист черни кладут «в глубокий толстый сосуд и, налив сверху воды», разбивают её круглым молотком на мельчайшие кусочки.

В позднее время чернь хранили в порошке. Теофил сообщает живые подробности приспособлений, к которым в этом случае должен был прибегнуть древний ювелир:

«Вынь, высуши и мелкую (чернь. — Т. М.) сунь в гусиное перо и заткни его. Частицы покрупнее сунь в сосуд и измельчи, опять высуши и сунь в гусиное перо»

При этом Теофил советует приготовить много перьев, прежде чем приступить к чернению изделия.

Перед чернением изделия русские мастера смачивали его раствором буры (10 г буры на 200 мг воды), а потом нагревали до испарения влаги. Теофил пишет:

«Возьми клей, который зовётся камедь, и немного разотри его с водой, так, чтобы вода слегка замутилась. Место, которое ты хочешь покрыть чернью, сначала смочи этой водой. Возьми перо и вытряхивай с помощью тонкой железной палочки аккуратно на это самое место, пока не покроешь его целиком»

Последующий обжиг в горне он описывает так: «Собери очень горячие угли, сунь в Них сосуд (с чернёным изделием. — Т. М.) и тщательно закрой его, но так, чтобы на чернь не попало ни одного угля, иначе она выпадет. Когда вся чернь расплавится, возьми сосуд щипцами и, поворачивая, смотри, чтобы чернь не упала на землю. Если при первом нагревании чернь не покроет весь сосуд, опять смочи их (изделия. — Т. М.) и положи, как раньше, и поскорее, чтобы этого не пришлось повторять снова».

В этом подробном руководстве есть и раздел о полировке черни — процессе, с такой педантичной подробностью описанном Теофилом в отношении к перегородчатой эмали. Для полноты ознакомления со всеми стадиями изготовления чернёных изделий посмотрим, как советует Теофил производить полировку черни. Покрытый чернью предмет смачивают слюной и натирают пемзой, «пока не проступит везде рисунок, и вся поверхность не станет гладкой».

Затем чернь натирают куском липового дерева с нанесённым на него влажным порошком пемзы, «пока она не станет блестеть». Последняя стадия этого процесса наступает после того, как протёртую тонким холстом чернь натирают жиром, а потом слегка полируют «кожей козла или оленя, пока она не станет светлой». В позднее время в России поступали почти так же: после обжига лишнюю чернь осторожно спиливали мелким напильником до выявления рисунка, сглаживали неровности
полировкой пемзой, а потом доводили чернёную поверхность до глянца шлифовкой берёзовым угольком.


Общие сведения и местонахождения украшений с чернью на Руси представлены в статье за XX век >>

чернение серебра на Руситехнология чернения по серебруювелирные инструментырезцы-штихели Древней Руси

Источник: [20.156]
Комментарии



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,121