▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Медицина. Эпидемии, пандемии (мор) → Славяне и российские этносы (XIV век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.60. Медицина. Эпидемии, пандемии (мор). Славяне и российские этносы (XIV век)

Густинская, Псковская, Троицкая, Псковская-2, Софийская-1, Воскресенская, Патриаршая, Авраамки, Кибург, Тверской свод, Лука Попов, Типографская, Новгородская-I, Ермолинская, Аверка, Лицевой свод

Статья № 1
Густинская летопись

1339

В тот год одна женщина родила 12 детей, из которых 11 умерли сразу после родов, а один выживший впоследствие стал епископом

Густинская летопись, 1339. В тот год одна женщина родила 12 детей, из которых 11 умерли сразу после родов, а один выживший впоследствие стал епископом

1357

Митрополит Алексей был призван царём Татарским Чамбеком (иначе Амуратом) в Орду вылечить его мать, царицу Тайдулу, что он с помощью молебна над нею и сделал. И в день её выздоровления (18 апреля) на Москве зажглась сама собою свеча, Алексей же был отпущен из Орды с великими почестями.

Густинская летопись, 1357.Митрополит Алексей был призван царём Татарским Чамбеком (иначе Амуратом) в Орду вылечить его мать, царицу Тайдулу, что он с помощью молебна над нею и сделал. И в день её выздоровления (18 апреля) на Москве зажглась сама собою свеча, Алексей же был отпущен из Орды с великими почестями.

Источник: [19.4]
Комментарии

Статья № 2
Псковская летопись, 1352 (?), 1360

Во Пскове начался мор, который уносил всех без разбора. Люди подметили: как кто начинал отхаркивать кровь, то на 2-ой или на 3-ий день умирал... Второй мор был не менее лют... тогда же и князь Остафей, и два его сына Карп и Алексей преставились.

Псковская летопись, 1352, 1360. Во Пскове начался мор, который уносил всех без разбора. Люди подметили: как кто начинал отхаркивать кровь, то на 2-ой или на 3-ий день умирал... Второй мор был не менее лют... тогда же и князь Остафей, и два его сына Карп и Алексей преставились.

Источник: [19.2]

Статья № 3
Троицкая летопись, 1364

Мор был в Нижнем Новгороде, а по осени настиг Кострому и Ярославль, к зиме дошёл до Переяславля, где продлился до весны.

Троицкая летопись, 1364. Мор был в Нижнем Новгороде, а по осени настиг Кострому и Ярославль, к зиме дошёл до Переяславля, где продлился до весны.

Источник: [19.3]

Статья № 4
Псковская вторая летопись (Синодальная)

1341

В тот год в Изборске и во Пскове был сильный мор: умирали целыми семьями, и не было уж мест на церковных кладбищах для упокоения каждого — отрывали общую могилу, куда вместе хоронили и взрослого, и 7, а то и 8 деток малых.

Псковская вторая (Синодальная) летопись, 1341

1352

В 6860 год от СМ пришёл мор с харкотой у людей: и во Псков, и по сёлам, и по всей волости. О чём, впрочем, подробно описано в Русской летописи.

Псковская вторая (Синодальная) летопись, 1352

1390–1391

Мор во Пскове: где одну могилу выкопали, там и пятеро, и десятеро упокоено...

Псковская вторая (Синодальная) летопись, 1390-1391

Источник: [19.5]
Комментарии

Статья № 5
Софийская первая летопись

1346

Мор в Сарае

Софийская первая Летопись, 1346. Мор в Сарае

1365

Меженина и мор в Ростове

Софийская первая Летопись, 1365. Меженина и мор в Ростове

Источник: [19.5]

Статья № 6
Воскресенская летопись

1309

Был мор и на людей и на животных, мыши же поели всё жито, и наступил великий голод по всей земле Русской

Воскресенская летопись, 1309. Был мор и на людей и на животных, мыши же поели всё жито, и наступил великий голод по всей земле Русской

1346

В тот год наслал Бог казнь на людей, что жили в восточных странах: и на город Орнач (Ургенч, в Хорезмской области), и на Хазтаракань (Тмутаракань, в районе Тамани), и на Сарай (оскрест Астрахани), и на Бездеж (на Волге), и на прочие города в тех сторонах. Чума коснулась и бусурман, и татар, и армян, и абазин, и адыгов (черкесов) и всех, кто жил на тех землях; и не было кому погребать усопших. Как некогда Бог наслал казни на египтян, так и этих казнил.

Воскресенская летопись, 1346. В тот год наслал Бог казнь на людей, что жили в восточных странах: и на город Орнач (Ургенч, в Хорезмской области), и на Хазтаракань (Тмутаракань, в районе Тамани), и на Сарай (оскрест Астрахани), и на Бездеж (на Волге), и на прочие города в тех сторонах. Чума коснулась и бусурман, и татар, и армян, и абазин, и адыгов (черкесов) и всех, кто жил на тех землях; и не было кому погребать усопших. Как некогда Бог наслал казни на египтян, так и этих казнил.

Источник: [19.7]
Комментарии

Статья № 7
Патриаршая летопись (Никоновская)

1364

В 6872 году был мор, как в Нижнем Новгороде, так и по уездам его, накрыл тот мор земли по берегам рек и Сары (Яросл. обл.), и Киши (в Адыгее), и по другим сторонам. Люди начинали харкать кровью, затем за один день покрывались волдырями, и редко кто жил потом два-три дня. И денно и нощно люди умирали, и живые не успевали хоронить мёртвых; только за один день смерть уносила и по пятьдесят, и по сто человек. В тот же год мор накрыл Переяславль.
Симптомы болезни таковы: сначала человек чувствовал себя так, как будто бы его ударили рогатиной под лопатку, или же в грудь — в область сердца или же меж рёбер. Затем человек начинал харкать кровью, чувствуя внутри сильное жжение; потом он обливался потом, и его начинало лихорадить. После чего, полежав день-два, и крайне редко три дня, человек умирал, покрытый волдырями на шее, у кого — на бёдрах, или подмышками, или под челюстями, а у кого — под лопатками. И умирало иногда по семьдесят, иногда по сто, а иногда и по полтораста человек за день. И не только Переяславль накрыла чума, но и все волости, сёла и монастыри Переяславские.
А до того мор прошёлся по Нижнему Новгороду, пришедши с низовьев Волги и из Бездежа, и уже из Нижнего перекинувшись в Рязань и на Коломну, и уже оттуда — в Переяславль.
Затем сильнейшая чума накрыла Москву, откуда разошлась по всем городам: и в Тверь, и во Владимир, и в Суздаль, и в Дмитров, и в Можайск, и в Волок.
Увы, увы! кто может рассказать более страшную и печальную повесть? — на Белоозере не осталось тогда ни одного живого человека. И была великая скорбь по всей земле, и опустела земля, и покрылась лесами, и стали пустыни непроходимыми, и полагали в одну могилу и по семь, и по десять, и по двадцать человек. Тою же зимой преставился князь Иван Иванович Малой (Звенигородский князь, брат Дмитрия Донского).

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1364. В 6872 году был мор, как в Нижнем Новгороде, так и по уездам его, накрыл тот мор земли по берегам рек и Сары (Яросл. обл.), и Киши (в Адыгее), и по другим сторонам. Люди начинали харкать кровью, затем за один день покрывались волдырями, и редко кто жил потом два-три дня. И денно и нощно люди умирали, и живые не успевали хоронить мёртвых; только за один день смерть уносила и по пятьдесят, и по сто человек. В тот же год мор накрыл Переяславль. Симптомы болезни таковы: сначала человек чувствовал себя так, как будто бы его ударили рогатиной под лопатку, или же в грудь – в область сердца или же меж рёбер. Затем человек начинал харкать кровью, чувствуя внутри сильное жжение; потом он обливался потом, и его начинало лихорадить. После чего, полежав день-два, и крайне редко три дня, человек умирал, покрытый волдырями  на шее, у кого – на бёдрах, или подмышками, или под челюстями, а у кого  – под лопатками. И умирало иногда по семьдесят, иногда по сто, а иногда и по полтораста человек за день.  И не только Переяславль накрыла чума, но и по все волости, сёла и монастыри Переяславские. А до того мор прошёлся по Нижнему Новгороду, пришедши с низовьев Волги и из Бездежа, и уже из Нижнего перекинувшись в Рязань и на Коломну, и уже оттуда – в Переяславль. Затем сильнейшая чума накрыла Москву, откуда разошлась по всем городам: и в Тверь, и во Владимир, и в Суздаль,  и в Дмитров, и в Можайск, и в Волок.
Увы, увы! кто может рассказать более страшную и печальную повесть? – на Белоозере не осталось тогда ни одного живого человека. И была великая скорбь по всей земле, и опустела земля, и покрылась лесами, и стали пустыни непроходимыми, и полагали в одну могилу и по семь, и по десять, и по двадцать человек. Тою же зимой преставился князь Иван Иванович Малой (Звенигородский князь, брат Дмитрия Донского).

1365

В тот год был мор в Твери и в Ростове, и тогда же чума накрыла Псков, и, с особой силой, — Торжок.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1365. В тот год был мор в Твери и в Ростове,  и тогда же чума накрыла Псков, и, с особой силой, – Торжок.

1366

После небесного знамения в Москве, и по всем волостям Московским наступил мор. Особо сильно чума задела Волок, перекинувшись затем и на Великое княжество Литовское.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1366. После небесного знамения в Москве, и по всем волостям Московским наступил мор. Особо сильно чума задела Волок, перекинувшись затем и на Великое княжество Литовское.

1374

В тот год на земле стояли зной и жара, за всё лето не выпало ни единой капли дождя, и на лошадей, и на коров, и на овец и на всякий скот нашёл тогда великий мор, который затем перешёл на людей по всей Русской земле.
В тот год и в Орде, у Мамая, также был мор, и по сему случаю тот заключил перемирие с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским (Донским).

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1374. В тот год на земле стояли зной и жара, за всё лето не выпало ни единой капли дождя, и на лошадей, и на коров, и на овец и на всякий скот нашёл тогда великий мор, который затем перешёл на людей по всей Русской земле. В тот год и в Орде, у Мамая, также был мор, и по сему случаю тот заключил перемирие с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским (Донским).

1376

Тем летом пришёл из Царьграда митрополит Киприан, которого Царьградский патриарх Филофей поставил на митрополию на Русь. Однако великий князь Дмитрий Иванович не принял этого решения патриарха и отправил Киприана прочь, заметив, что, мол, у меня уже есть митрополит Алексей, и непонятно почто ты заришься на это место при живом-то митрополите! И пошёл Киприан в Киев, где вскорости началась эпидемия чумы.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1376. Тем летом пришёл из Царьграда митрополит Киприан, которого Царьградский патриарх Филофей поставил на митрополию на Русь. Однако великий князь Дмитрий Иванович не принял этого решения патриарха и отправил Киприана прочь, заметив, что, мол, у меня уже есть митрополит Алексей, и непонятно почто ты заришься на это место при живом-то митрополите! И пошёл Киприан в Киев, где вскорости началась эпидемия чумы.

1388

Тою весной великий мор был во Пскове, и тогда же чума накрыла и Новгород.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1388. Тою весной великий мор был во Пскове, и тогда же чума накрыла и Новгород.

1389

И во Пскове, и в Великом Новгороде, и по волостям, и по сёлам в 6897 году был сильный мор.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1389. И во Пскове, и в Великом Новгороде, и по волостям, и по сёлам в 6897 году был сильный мор.

1390

В тот год был сильный мор в Великом Новгороде.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1390. В тот год был сильный мор в Великом Новгороде.

1391

В тот год сильный мор накрыл Новгород и его окрестности — люди покрывались нарывами.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1391. В тот год сильный мор накрыл Новгород и его окрестности – люди покрывались нарывами.

Источник: [19.9]
Комментарии

Статья № 8
Летопись Авраамки

1352

В тот год и во Пскове, и по окрестным сёлам свирепствовала чума, от которой многие приняли смерть — и мужчины, и женщины, старые и молодые, попы и чернецы, и черницы. И было тогда подмечено смертное знамение: как начнёт человек харкать кровью, так уже на третий день и умирает. Те, кто заботился о сохранении своей души, и в стремлении выжить, и мужчины и женщины устремлялись в монастыри, постригаясь там в монашество, стараясь тем уподобиться ангельскому чину.
Умерших несли к церквям, складывали перед храмом, после чего попы отпевали ежедневно и по двадцать и по тридцать человек одновременно... и уже не оставалось мест для погребений на взгорках у церквей, и тогда копали могилы в низинах, или раскапывали старые могилы церковных кладбищ и в старых могилах хоронили сразу по несколько людей... Только человек с каменным сердцем мог без слёз смотреть на всё это...
А по осени чума накрыла и Новгород...

Летопись Авраамки, 1352. В тот год и во Пскове, и по окрестным сёлам свирепствовала чума, от которой многие приняли смерть – и мужчины, и женщины, старые и молодые, попы и чернецы, и черницы. И было тогда подмечено смертное знамение: как начнёт человек харкать кровью, так уже на третий день и умирает. Те, кто заботился о сохранении своей души, и в стремлении выжить, и мужчины и  женщины устремлялись в монастыри, постригаясь там в монашество, стараясь тем уподобиться ангельскому чину. Умерших несли к церквям, складывали перед храмом, после чего попы отпевали ежедневно и по двадцать и по тридцать человек одновременно... и уже не оставалось мест для погребений на взгорках у церквей, и тогда копали могилы в низинах, или раскапывали старые могилы церковных кладбищ и в старых могилах хоронили сразу по несколько людей… Только человек с каменным сердцем мог без слёз смотреть на всё это… А по осени чума накрыла и Новгород...

1390

В ту осень пришла беда по грехам нашим — случился мор в Новгороде: и внутри крепости и по улицам посада великое множество христиан тогда умерло.

Летопись Авраамки, 1390. В ту осень пришла беда по грехам нашим – случился мор в Новгороде: и внутри крепости и по улицам посада великое множество христиан тогда умерло.

Источник: [19.12]

Статья № 9
Конрад Кибург, 1397

Великое княжество Литовское

Служители наши привели к нему (Переводчику тевтонов — Прим. ред.) лекаря, по виду простого крестьянина, который, осмотрев больного и ничего не спрашивая, не промолвив даже слова, достал из торбы, висевшей у него через плечо, полотняный мешочек с какою-то травою, бросил его в горшок с водою, вскипятил и, крепко выжав траву, смешал полученный настой с крепким мёдом. Больной наш, выпив такого снадобья, на другой же день был здоров и как обыкновенно, ел и пил с аппетитом.

Источник: [14.13]

Статья № 10
Тверской летописный свод

1315

6000 всмъсот 23... Того же лета мор бысть на скотъ.

1344

[6]852-го. Того же году мор бысть на люди во Твери и пришед боголюбивыи епископ Феодоръ сотвори со игумены и с попы и со всеми православными христианы молитву и постъ, и божиею волею преста мор.

Источник: [14.17]

Статья № 11
Летописец Российских Князей (Временник Луки Попова из Хлынова), 1387

В лето 6895 бысть мор велик в Смоленске граде и по волостям, и осталось в Смоленске граде только 10 человек, и град затвориша.

Источник: [20.53]

Статья № 12
Типографская летопись

1364
В лето 6872 бысть моръ великъ в Новегороде Нижнемъ. Тое же осени и тое зимы бысть и на люди моръ великъ в Переславле, на день оумираше человекъ 20 и 30, иногда же 60 или 70, а иногда и ста. И болесть бе сица: преже яко рогатиною оударить за лопаткоу или подъ груди или межи крилъ, и тако разболевся человекъ начнеть кровию хракати и огнь зажже и потомъ потъ, таже дрожь, и полежавъ единъ день или 2, а ретко того кои 3 дни, и тако оумираху. А инии же железою оумираху, железа же не оу всякого бываше на единомъ месте; но овомоу на шии, а иномоу подъ скулою, а иномоу подъ пазухою, другому за лопадкою, прочим же на стегнехъ.

Бысть же сие не токмо во единомъ месте или на градъ Переславли, но и въ всехъ пределехъ его. Прииде же казнь сиа послана отъ Бога на людии снизоу, отъ Бездежа к Новугороду к Нижнемоу и оттоле къ Коломне, такоже к Переславлю, потом же на дроугое лето к Москве, таже и по всемъ градомъ и странамъ бысть моръ великъ и страшенъ, не оуспеваху бо живии мертвыхъ опрятывати, везде бо бе мрътвии: въ градехъ и в селехъ, в домехъ и оу церквей, и 6е тоуга и скорбь и плачь неоутешимъ, мало бо бе живыхъ, но все мертвыа, погребахоу бо во единоу ямоу 5 и 6 мертвыхъ, а инде 10 и боле, а двори мнози пусти быша, и въ иныхъ единъ остася или два, ли женескъ полъ ли моужескъ или отроча мало.

1366
В лето 6874 бысть моръ великъ во граде Москве и во всехъ пределехъ его, якоже преже в Переславли былъ.

Источник: [20.62]

Статья № 13
Новгородская Первая летопись, 1352

6860
Бысть моръ силенъ велми въ Плесковѣ.

Источник: [19.148]

Статья № 14
Ермолинская летопись, 1364

В лѣто 6872. Бысть моръ въ Новѣгородѣ Нижнемъ; зѣло хракаху кровию и железою мряху. Октября 23 престаішся князь Иванъ Ивановичь и положенъ въ Архааггеле. Тое же осени бысть моръ великъ на Коломнѣ, въ Переславли, тою же болестью: лежаху день, два и умираху; на другое же лѣто бысть на Москвѣ, и по всѣмъ землямъ и городомъ Рус-ским.

Прииде же ся казнь отъ Бездежа къ Новугороду Нижнему и къ Коломне, тоже и на всю Русь, и недоволни быша живии мертвыхъ погребати.

Источник: [20.69]

Статья № 15
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка)

Штенгель, со словъ Волатеррана, пишетъ, что въ 876 году была по всему свѣту такая большая моровая язва, что едва только третья часть людей спаслась отъ смерти; моровая язва многолюдные иноземные города и наши — Краковъ, Варшаву, Вильну, Витебскъ и др. обратила въ одну могилу. Какъ вѣтромъ все унесло, а что касается до людей, то остались прямо пустыри (pustki).

Сильная моровая язва была въ тѣ годы: въ Польшѣ [была] въ 1205 г.; въ 1211 году кончилась тяжкая трехлѣтняя [моровая язва], а въ 1318 году была въ Пруссіи, Литвѣ и Бѣлоруссіи, въ Витебскѣ. Свид. Schatz.

Въ 1358 году, моровая язва въ теченіе шести мѣсяцевъ истребила почти половину Поляковъ, наиболѣе шляхты и зажиточныхъ мѣщанъ. Въ одномъ Краковѣ вымерло 20 000 людей. Свидѣтельствуетъ и пишетъ Кромеръ, — 1424 года.

Источник: [18.135]
Комментарии

Статья № 16
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

6860 (1360)
В том же году был сильный мор в Пскове и во всей земле Псковской. Быстрая смерть наступала таким образом: человек начинает харкать кровью и на третий день умирает.
Мертвые были повсюду. И задумались люди о душах своих: богатые люди стали отдавать святым церквям, монастырям села, озера и в озерах ловлю, и в реках части свои, и ловиша свои, и имения свои, желая очиститься от грехов своих и память вечную стяжать по писанному: «Милостынями и верой очищаются грехи».
И так, очистив свои души исповеданием, покаянием и слезами, преставлялись, заканчивая сие быстротечное житие.

И тогда священники не успевали мертвых погребать, но за одну ночь приносили к церкви мертвых по двадцать и по тридцать человек и всех отпевали сразу. Только молитву разрешительную, которая читается по рукописи, каждому свою прочитывали, мужчине или женщине. Клали по пять и по десять человек в одну могилу. И так было во всех церквах.

И было уже негде погребать мертвых, могилы копали все новые и новые, и даже вдали от церкви уже не было мест. Повсюду стояли плач и рыдания, потому что люди видели, сколько людей умирает, и сами ждали смерти. Раздавали имения свои убогим и нищим, и никто ничего ни у кого не брал: как только кто у кого что возьмет, в той час неисцелно умирает.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Мор во Пскове
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Мор во Пскове, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Священники не успевали мертвых погребать
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Священники не успевали мертвых погребать, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

6860 (1360)
В том же году был мор силен в Новгороде и по всей земле Новгородской. По Божьему промыслу пришла смерть на людей тяжкая, страшная и горькая от Успенья Богородицы до Пасхи.
Умерло бесчисленное множество добрых людей. Не в одном только Новгороде случилось это, но прошло через все земли. Кому Бог повелел — тот умер, а кого сохранил — те были так напуганы страхом Господним, что все оставшиеся дни и годы прожили целомудренно и безгрешно.

В том же году был сильный мор в Смоленске, в Киеве, в Чернигове, в Суздале, и по всей земле Руской смерть лютая, напрасная и быстрая. И напал страх и трепет великий на всех людей.
В Глухове же тогда ни одного человека не осталось, все умерли, так же было и на Белозерье.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Мор в Новгороде
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Мор в Новгороде, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Вселенская пандемия. Чума. Лютая смерть
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6860 (1360). Вселенская пандемия. Чума. Лютая смерть, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. . 6872 (1372). Великий мор в Новгороде. Кашель кровью

В 6872 лето от Адама (1372 лето от Христа)
Был великий мор в Нижнем Новгороде и во всех его землях, и на Саре, и на Кише, и по всем окрестностям. Люди кашляли кровью, а иные чумою болели один день или два, или три, и, прожив немного, умирали днем и ночью. Не успевали живые мертвых погребать, так как на дню умирало по пятьдесят и по сто человек и больше.

В 6872 лето от Адама (1372 лето от Христа)
Был великий мор в Нижнем Новгороде и во всех его землях, и на Саре, и на Кише, и по всем окрестностям. Люди кашляли кровью, а иные чумою болели один день или два, или три, и, прожив немного, умирали днем и ночью. Не успевали живые мертвых погребать, так как на дню умирало по пятьдесят и по сто человек и больше.

6874 (1374)
В том же году был сильный мор в городе Москве и по всем окрестностям Московским.
В том же году сильный мор был на Волоке. В том же году сильный мор был и в Литве. В том же году была засуха и сильный зной, воздух стал непрозрачным, и земля горела, повсюду подорожал хлеб, и голод наступил по всей земле, и от этого умирали люди.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6872 (1372). Мор в Нижнем. Кашель кровью. Чума
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного6872 (1372). Мор в Нижнем. Кашель кровью. Чума, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Чума в Москве, в Волоке, в Белоруссии. Засуха в ВКЛ
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Чума в Москве, в Волоке, в Белоруссии. Засуха в ВКЛ, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

6895 (1395)
В том же году мор был в Смоленске на людей, и по волостям, и по селам, а в городе осталось только десять человек.

В 6897 лето от Адама (1397 лето от Христа)
В Новгороде Великом мор был сильный, и во Пскове, и по волостям, и по селам.
Той же осенью, в месяце сентябре, от пятого дня и до девятого непрестанно дождь шел, и потом выпал снег, и были морозы и стужа великая...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6895 (1395). Мор в Смоленске. Чума
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного 6895 (1395)). Мор в Мор в Смоленске. Чума, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397).  Чума в Новгроде, Пскове. Непогода
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Чума в Новгроде, Пскове. Непогода, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой сводимпорт чумыэпидемиялюдские потери

Источник: [16.64]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,086