▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Общественные науки: история; право; военное дело… → Славяне и российские этносы (XXI... век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.50. Общественные науки: история; право; военное дело…. Славяне и российские этносы (XXI... век)

Гуц, Гоголев, Гоголев, Бондаренко, Кеслер

Статья № 1
А. К. Гуц

Подлоги в Радзивилловской летописи (РЛ) — (в сокращении)

Издание Полного собрания Русских летописей (ПСРЛ) продолжается уже более 150 лет, многие важнейшие русские летописи до сих пор не изданы. Например, не изданной остаётся Новгородская Карамзинская Летопись. И многие другие. В том числе и знаменитый Лицевой Летописный Свод XVI века. Откуда такая загадочная неторопливость с публикацией важнейших документов русской истории?

Формуляр РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/
Формуляр РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/

Мы подозреваем, что именно Лицевой свод является древнейшим по дате своего изготовления, а не Радзивиловская летопись. Его объём — 9 тысяч листов, охватывает период от сотворения мира до 1567 года. в нём, в частности, содержится 16 тысяч прекрасных миниатюр, некоторые из которых часто воспроизводятся. ссылок на него много, однако полного издания до сих пор нет.

В чем дело? Судя по той скорости, с какой редколлегия издаёт полное собрание русских летописей, может быть к 3000-му году мы и дождёмся, наконец, публикации лицевого свода...

Начнём с того, что нумерация листов рукописи (РЛ) идёт сначала латинскими буквами. три листа, считая от переплёта пронумерованы буквами «a», «b», «c». а потом, — то есть остальной текст, — арабскими цифрами. Эта нумерация проставлена в правом верхнем углу каждого листах. Таким образом, рукопись пронумерована вполне естественным для XVIII века способом. Но такая арабская нумерация выглядела бы крайне странно для летописи, составленной на Руси в XV веке. Ведь до середины XVII века в русских рукописях и книгах употребляли, как известно, исключительно церковно-славянскую нумерацию.

Таким образом, церковно-славянская и арабская нумерации обе были проставлена уже после того, как рукопись была окончательно переплетена.

Но тогда — вопрос. А когда же был изготовлен сам переплёт?
И тут мы с удивлением вспоминаем, что листы от переплёта самим историками датируются по филиграням восемнадцатым веком...

Обратим внимание на странное обстоятельство. согласно академическому описанию, рукопись состоит из тетрадей, в каждой из которых чётное число листов: 4, 6 или 10. Следовательно, общее число листов в Радзивиловской рукописи должно быть чётным.
Но номер первого листа — 1, а номер последнего листа — 251 в арабской нумерации, не имеющей пробелов и сбоев. Таким образом, в книге нечётное число листов. То, что это действительно так, легко убедиться и по фотокопии рукописи. Что это значит?

Это означает, что в одной из тетрадей содержится — вложен, или подклеен, — один непарный лист. Может быть, попавший туда позже. А может быть и наоборот — один из листов был утрачен, а его парный сохранился. Но в последнем случае на месте утраченного листа должен обнаружиться смысловой разрыв в тексте. Такого разрыва может не быть лишь в том случае, когда утрачен первый или последний лист книги. Например, лист с оглавлением или предисловием...

Радзивилловская летопись.  Страница 8 РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/
Радзивилловская летопись. Страница 8 РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/

Листа с церковно-славянским номером 8 в рукописи просто нет. Лист с церковно-славянским номером 16 есть. Однако, он является по счёту пятнадцатым листом в рукописи. Но он должен являться последним листом 2-й тетради, то есть шестнадцатым. Следовательно, в первых двух тетрадях недостает одного листа...

Мы видим, что церковно-славянские номера на трех листах были кем-то сдвинуты вперёд на единицу. Освобождая, тем самым, место для церковно-славянского номера «девять». На это место был вставлен лист. К нему мы вернёмся чуть позже.
Главной же целью подлога было освобождение места для листа с церковно-славянским номером 9. Церковно-славянский номер на прежнем листе 9 был переправлен на церковно-славянское 10. Так освободили место...

Кто вклеил лист с <<норманской>> теорией в повесть временных лет?
А изложено на нём ни много ни мало, как знаменитое призвание варягов на Русь. То есть — основа знаменитой норманской теории. По сути дела именно вокруг этого листа и ломали копья западники и славянофилы на протяжении всего XIX века. Если же убрать этот лист из рукописи, то норманская теория полостью рассыпается. Рюрик становится просто первым русским князем. Причем, — ростовским.

Радзивилловская летопись.  Страница 8а РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/
Радзивилловская летопись. Страница 8а РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/

...только здесь, — на этом вставленном листе — упоминается Ладога, то есть ладожское озеро, услужливо указывающее на местоположение первой столицы Рюрика, якобы где-то в псковской области, на современных новгородских болотах.

Радзивилловская летопись.  Увеличение нумерации стр. 8 РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/
Радзивилловская летопись. Увеличение нумерации стр. 8 РЛ. Изображение с http://radzivil.chat.ru/

Вывод.
Ввклеив лист с церковно-славянским номером 9, то есть с арабским номером 8, фальсификатор обосновал сразу два фудаментальных подлога.

Вклеив один лист, фальсификатор заготовил место для второго, который вскоре «счастливо нашёлся»
На вклеенном листе с арабским номером 8 и с церковно-славянским 9, к одному из его ободранных углов приклеена любопытная записка. написана она, как смущённо объясняют нам, не то почерком конца XVIIII века, не то почерком XIX века, не то почерком XX века. а сказано в ней следующее: «...перед сим недостает целого листа». Далее в записке даётся ссылка на издание 1767 года, которое, напомним, «содержало, — как говорят сами историки, — множество пропусков, произвольных дополнений, поновлений текста и т. д.».

Итак, некий комментатор услужливо сообщает нам, что якобы здесь пропущен некий лист...

Тем не менее, чья-то рука указала, что здесь, якобы, пропущен лист. И этот лист стараниями Шлецера и его «научной» школы был найден.
С тех пор его содержание неизменно вставляют во все издания «Повести временных лет», кроме разве что фотокопии. Вставлен он даже в академическое издание.

Что же на нём написано?
Написана на нём ни много ни мало, вся глобальная хронология древней русской истории и ее связь с мировой хронологией. Поэтому с полным основанием этот «найденный потом лист» можно назвать хронологическим.

Вот что, в частности, здесь рассказано:

в лето 6360, индикта 8, наченшу михаилу царствовати, и нача прозыватися русская земля. о сем бо уведахом, яко при сем цари приходиша русь на царьград, яко же пишет в летописании греческом (а кто пишет? — фантазии не хватило? — авт.), тем же отселе и почнем, и числа положим, яко от адама до потопа лет 2242, а от потопа до авраама лет 1082; от авраама до исхождения моисеова лет 430; а исхождениа моисеова до давида лет 601; а от давида и от начала царьства соломоня и до пленениа иарусолимова лет 448; а пленениа до александра лет 318; в от александра до христова рождества лет 333; а от христова рождества до коньстянтина лет 318; от костянтина же до михаила сего лет 542, а перваго лета михаила сего до перваго лета олга, русскаго князя, лет 29; а от перваго лета олгова, понеже седе в киеве до 1 лета игорева лет 31; а перваго лета игорева до 1 лета святославля лет 83; а перваго лета святославля до 1 лета ярополча лет 28; ярополк княжи лет 8; а володимер княжи лет 37; а ярослав княже лет 40; тем же от смерти святославли до смерти ярославле лет 85; а от смерти ярославля до смерти святополче лет 60...

Здесь изложена вся хронология Киевской Руси в ее связи с византийской, римской хронологией.

Если этот лист убрать, то русская хронология «Повести временных лет» повисает в воздухе и лишается привязки к Всемирной скалигеровской истории. И открываются возможности для самых различных интерпретаций. Например, для различных интерпретаций приведённых в ней дат.

Фальсификаторы прекрасно понимали всю огромную важность этого якобы «утраченного» листа для построения хронологии русской истории. Поэтому с ним обошлись гораздо более аккуратно и внимательно, чем с «норманским листом». Тот просто грубо вклеили, надеясь на Романовых. Пусть, дескать, сами разбираются, откуда пришёл их Рюрик.

Источник: [21.55]

Статья № 2
А. К. Гоголев, 2014

К вопросу о перетекании идей из науки в некии области знаний.

Бенуа П. Э. Клапейрон (†1864), французский физик и инженер, работавший в России в период с 1820 по 1830 год, член-корреспондент С.-Петербургской АН, известен как автор уравнения состояния идеального газа (уравнение Клапейрона), которое выглядит так:

Формула идеального газа

где const. — константа, то есть некая постоянная для данного идеального газа величина.

Уравнение (1) прочитывается так:

Если давление идеального газа P возрастает, то, поскольку частное от деления показателей должно оставаться постоянным, либо объем газа V должен уменьшиться, либо ровно на столько, на сколько возросло давление, должна возрасти его абсолютная температура T.

То есть при любом изменении одной характеристики состояния обсуждаемого идеального вещества, неминуемо должна/должны измениться иная (две иных) его характеристика (характеристики).

Понятие «идеальный» здесь означает, что молекулы газа условно считаются абсолютно упругими шарами, как и абсолютно упруги и стенки сосуда, при соударении с которыми, равно как и с другими «шарами» молекулы газа не теряют ни одной «йоты» своей энергии. — Вот такая идилия «вечных попрыгунчиков». В итоге, ни один инженер, пребывающий в здравом рассудке, в своих расчётах эту формулу без поправок не использует никогда.

Проходит почти век.
Ирвинг Фишер (†1947), американец, «выводит» (sic!) формулу, которая, как и уравнение идеального газа, используется и поныне, но только не физиками, а уже экономистами. Причём эта формула — базовая, и называется она в «Библии монетаристов» [1] «уравнением обмена», и я бы внёс очень существенное уточнение — «уравнением идеального обмена»:

Формула Фишера

где
P (Price) — уровень цен;
Q (Quantity) — объем потребленных товаров;

Кстати: эту «сладкую парочку» по делу было бы лучше описать иначе: не как P×Q,
а как ∑ Pi Qi, где i — i-ый товар (дискретная услуга, работа). Если уж на то пошло.

Но кроме как у самого автора формулы (2) такое уточнение трудно где ещё можно увидеть.

M (Money) — денежная масса;
V (Velocity) — скорость оборота денежной массы.

Если учесть, что V=const., приблизительно равная семи оборотам денежной массы в год (по агрегату денежной массы М1 (наличные), статистика по США в 80-ых годах), то аналогия двух формул просто режет глаз:

Как только уровень цен P возрастает, то для сохранения значения V как постоянной величины и для обеспечения устойчивости экономики государства совершенно необходимо либо уменьшить объем потребляемых товаров Q (пустые прилавки), либо увеличить денежную массу M (инфляция).

Cкажу мягко: заимстование — на лицо!

Если милый (внешне) старик Фишер «позарился» на достижения французского физика без ссылки на автора (последующих обвинений в его нечистоплотности мир так и не услышал), то я, перед описанием своей форммулы такую отсыку на гениальное соотношение (1) таки делаю.

Предлагаю формулу стабильности мира (формулу Шаданакара):

Формула Фишера

что прочитывается «нормальным языком» примерно так:

Чем больше Зла на земле, тем (при постоянстве Страданий), для сохранения равенства соотношения, должно быть больше Добра; если же силы Добра не реагируют на приращение сил Зла, то автоматически увеличиваются людские Страдания. Если недоброта исходит от источников Зла в меньшей мере, то, даже при постоянстве Добра, люди освобождаются от части Страданий.

В формуле (3) используются термины в тех значениях, в которых они используются в буддизме, в книгах последней ступени Трипитаки авторства Васубандху, где описывается учение принца Гаутамы на функциональном уровне.

Зло там — это проделки воинства Ямы, царя претов-блюстителей кармы, ракшасов и проч. нечисти — жителей буддийского инфрамира, населенцев адов, коих насчитывается числом более двух сотен с разным течением времени и мерностью пространств.

Жизнь определяется как Страдание. При этом, действует базовый закон Четырёх Благородных истин:

В чём человек увяз, чем он угнетён, подавлен и от чего он жаждет освобождения, именно это при первоначальном размышлении нужно рассматривать как Истину страдания, и это страдание должно быть познано!
Уже потом человек анализирует, какова причина всего этого — это Истина возникновения (возникновение должно быть полностью утрачено!).
В чём состоит его устранение — это третья истина, Истина прекращения (прекращение должно быть достигнуто!).
Каков путь к такому прекращению — это последняя истина, Истина пути, и этот путь непременно должен быть реализован!

Самая настоятельная задача перед человечеством — положить конец несчастьям.

Стоит сказать, что буддийская мудрость напоминает мне… практику лекарей при столкновении с болезнью: симптоматика — первая истина, вторая — диагноз, третья — прогноз и четвёртая истина — назначение.

Понятие Добро в (3) должно восприниматься как итоги действия дисциплины Пратимокши.
В учении принца Сиддхартхи Гаутамы — с другими своими именами: Шакьямуни («мудреца из рода Шакьев»), Будды («Просветленного»), Татхагаты («Так приходящего так и уходящего»), Джины («Победителя»), Бхагавана («Торжествующего») — признается теоретическая невозможность ни отдать приказ, ни исполнить его так, чтобы не нарушить правила дисциплины Пратимокши. При этом неблагие действия Лидера нации ведут к коллективной ответственности, то есть черная карма возникает у всех исполнителей повеления.

Впоследствии ссылки чиновников типа «я только исполнял приказ» теряют свой оправдательный смысл! Поэтому Васубандху — составитель Энциклопедии Абхидхармы [3] — отмечал [4], что поименованные выше персонажи (все четверо — на одной «доске»!) всегда пребывают вне этой дисциплины.

формула ШаданакараИрвинг Фишеридеальные формулызаимствования

Источник: [21.73]
Комментарии

Статья № 3
А. К. Гоголев, 2014

О «начале земли Русской»

В Софийской летописи (и не только в ней) говорится: «и начася прозывати Русьская земля» — куда уж яснее сказано!

«Прозывать» — это давать «прозвание, наименование, именовать». Несомненно, русский или прото-русский этнос существовал и до 854 года, но мог именоваться по иному. Чему примеров в истории масса.
Но лейб-историки интерпретируют это летописное сообщение примерно так: «вот ничего не было и вдруг на тебе — в одночасье появился новый этнос со своим языком и, соответственно, новое государство Русь. И смотрящий Царьграда сподобился отметить факт появления нового государства»
Низкий поклон царю! Если бы не этот «Царьградский Колумб»…

По аналогии, надо полагать и государства инков не существовало до появления в Южной Америке испанских корсаров, да и Индия прямо из воздуха проявилась в русском миропредставлении также в одночасье, после посещения оной Юсуфом Хорасани (второе, восточное имя Афанасия Никитина).

Но почему же тогда история инков и древняя история Индии существуют, а история России до её упоминания каким-то мифическим персонажем и до последующего прихода на её территорию христианства отсутствует?

Определяющие линию Кремля на оболванивание людей историки и попы сей летописный текст, что называется, дружно дожали по полной, рассыпав по всем учебникам утверждения: до 854 года России не было, ибо это сказал сам Византийский царь! — значит, не было и русских, значит, не было и никакой культуры, никого русского языка и, тем более, докириллической письменности. Просторы России населяли дикие язычники, исчадия ада. Но вот пришло христианство, и у тех язычников враз поотваливались чертячьи хвосты (предки же были из Ада!)… Прочие передёргивания Истины льются на школяров водопадами и по сей день!

Кстати.
В обсуждаемом интервале времени на троне в Царьграде восседал непонятно кто: толи Роман Старый Неудержимый, толи Леон, «иже от Хазары рожден», толи некто Михаил, сын Феофила — как кому нравится. Про Мишу — преемника царя Константина — ни русская летопись, ни арабский источник ничего не ведает.

То есть имеем в хронологии полную неразбериху! Что и подметил один из летописцев Ипатьевского монастыря [19.4] уже очень давно:

Ипатьевская летопись, [19.4]

В списке, упоминая Яна Длугоша, летописец имел в виду «Польские Хроники»; их автор — секретарь кардинала Олесницкого — скончался в Кракове в 1480 году

Попутно вызывает восхищение уровень образования монаха: кроме широчайшей начитанности, автор Пополнения к Ипатьевской летописи свободно владел латынью, ибо свой труд поляк писал именно на латыни.

В список иных авторитетов ипатьевского монаха попали: Мачей Стыйковски (около 1574), Мартин Бельский (1564 — третье издание Хроники, на русском), Барониус — историк папства XVI века, Марцин Кромер и Александр Гвагнин — опять-таки польские историки того же XVI века.

В связи с чем интересно отметить тесные контакты РПЦ и РКЦ, Московии и Польши того времени. Ибо иначе непонятно, каким образом «Хроника Длугоша» и другие книги попали в Кострому, в Ипатий — цитадель Романовых!

Приводимая запись в Ипатьевской летописи никак не могла быть сделана ранее 1574 года (ибо упоминается Стыйковский). Следовательно, в конце XVI века не было на Руси уверенности в точности даты крещения; засомневаться же в самом факте плесканий Владимира в Днепре и высказать своё личное мнение было для монаха-летописца смертельной забавой — его за такую ересь просто бы сожгли в клетке.

Аналогичны датировки и в иных списках Русской Летописи (их всего 168 было собрано к 1837 году) указывают на беспрецедентную по объёмам работ компанию, затеянную Иваном IV Грозным по написанию истории России и коррекции её хронологии себе в угоду!

А о начале этой его деятельности повествует летопись по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому списку за 1552 годом [19.6], о том, как 22-летний царь Иван идёт искать следы предков. То есть царь Иван впервые в истории Руси всерьёз заинтересовался историей своей страны:

Ипатьевская летопись, [19.4]

Итак.
Безусловно, что без «потерь» для психики привести к здравому смыслу весь этот хронологический сюр удастся вряд ли! Нужна капитальная реставрация хронологии и истории России.

О нестыковках в летописной хронологии и о «Начале земли Русской» — см. также комментарий к ст. 1 темы 20.1.19.s

Россияначало земли Русскойподлогхронологиянестыковки

Источник: [21.73]

Статья № 4
Ю. Г. Бондаренко , 2002

Законы Мироздания, двоично-десятичная конструкция энергофизической фрактально-иерархической среды (ЭФИС), элелементы и формы ЭФИС…

Мы мыслим рассудочно и интуитивно. Рассудочные мысли нам поставляет история нейрособытий, накопленных в процессе современной жизни. Интуитивные мысли нам поставляют многомиллионнолетние истории формирования тела, души и духа, истории «нейроматрешек», которые одновременно живут в организме человека. Наши привычные представления о мире иллюзорны из-за ограниченности наших знаний о нем. Мы всегда живем в прошлом, так как оцениваем те события, которые уже прошли, и продолжаем их проживать, а мир всегда в будущем с учетом одновременности прошлого, настоящего и будущего. Поэтому с позиции настоящего мы мысленно всегда в прошлом…

Если внутренняя структура живого и даже неживого объекта меняется, то меняются и потенциалы силовых линий, связывающие их одновременно с прошлым, настоящим и будущим в окружающем мире. Одни ослабляются и исчезают, другие усиливаются на основе волевых желаний, чувств, планов, проектов, мыслей. В таком случае предопределенность нарушается. Предопределенность работает строго там, где нет внутренней, активной работы по самосовершенствованию… Случайность привносится людьми… Для головного мозга спинной мозг является внешней частью… Только перечисление этих теорий1 говорит о той путанице, которая была и есть в мировоззрении… Число есть количественное отражение сущности всех вещей и организации самой Вселенной…

Идеальные критерии Бытия:


1 «теорий» — физические, общественные, религиозные воззрения… только одних философских течений существует несколько сотен (sic!) — Прим. ред.

2 Φ = 0,618 — «золотое отношение», часто называемое «золотым сечением». — Прим. ред.

предопределённостькритерии БытияЭФИСструктура неживого и живогоЗемля

Источник: [21.91]

Статья № 5
Я. А. Кеслер

Начало и конец цивилизации. Цивилизационные события от СМ

Человеческая цивилизация, по космическим меркам, молода и быстротечна. Традиционно считаётся, что она началась в эпоху неолита, т. е. примерно за 5000–6000 лет до н. э., когда человек помимо присваивающего хозяйствования (охота, собирательство и т. д.) начал заниматься производительной деятельностью (земледелием, скотоводством, ремеслом и т. д.).

Для любого производства в каждый данный момент необходимо выполнение двух условий: 1) наличие некоторого ресурса и 2) существование некоторой технологии переработки этого ресурса в продукцию. Все ресурсы для производственной деятельности предоставляет природа, а вот технология — это человеческое изобретение.

Любому изобретению предшествует открытие — т. е. обнаружение человеком действия некоторого, ранее не известного ему закона природы. Тем самым осознание законов природы лежит в основе любого изобретения, а следовательно, и технологии производства любой продукции, т. е. антропогенной деятельности.

Цивилизация развивается волнообразно: периоды эволюции, т. е. накопления опыта использования какого-либо природного ресурса по уже известной технологии (тиражирование продукции), сменяются интервалами освоения нового ресурса (или нового качества уже известного ресурса) и рождением новой технологии, т. е. технологической революции, которая переводит цивилизацию на качественно более высокий уровень, на котором снова начинается эволюционирующее тиражирование, и т. д.

Каждое цивилизационное событие характеризуется своим интервалом. Интервал цивилизационного события — это отрезок времени от появления товарной (в самом широком смысле) продукции по новой технологии до начала массового постоянного использования ее человечеством.

Начало массового использования такой новой продукции мировым сообществом теоретически определяется как момент, в который доля населения, пользующаяся новой продукцией, превышает 1/6, т. е. 17% от численности населения. Например, последним по хронологии цивилизационным событием по состоянию на 2000  г. н. э. можно считать Интернет, число пользователей которого превысило 1 млрд. чел. при общей численности населения 6 млрд. чел.

Перечень основных цивилизационных событий, произошедших в истории современного человечества, приведен в таблице 4.
Интервалы цивилизационных событий на сегодня достаточно надежно (с точностью в пределах ± 20%) определяются на отрезке времени примерно от 1500  г. н. э. до наших дней (этапы цивилизации № № 15–22 в таблице 4).

Анализ этих экспериментально определенных человечеством интервалов событий позволяет сделать два важнейших вывода:

  1. Интервалы параллельных по времени цивилизационных событий, уже происшедших на одном и том же отрезке временной шкалы (т. е. на одном и том же этапе цивили-зации), практически равны
  2. Интервалы последующих по времени цивилизационных событий короче интервалов предыдущих.

Первый вывод подтверждает хорошо известный факт, что каждое поколение или эпоха (этап) характеризуются своими темпами цивилизации.

Второй же вывод отражает эффект от наложения на один отрезок времени нескольких цивилизационных событий и стимулирования ими друг друга (например, на рубеже XIX–XX веков электрогенератор — радио — телефон и т. д., интервал события — 20 лет).
Несколько примеров. Параллельными цивилизационными событиями на рубеже XV- XVI веков были становление артиллерии как рода войск и распространение печатного дела, и интервал каждого из этих событий составил около 100 лет.

Одним из цивилизационных событий рубежа XVIII–XIX веков стало появление в практике человечества паровых машин. Универсальный паровой двигатель (Ползунов, 1765 г.; Уатт, 1784 г.), послужил основой для создания паромобиля (Кюньо, 1769 г.), паровоза (Тревитик, 1803 г.) и, наконец, парохода (Фултон, 1807 г.), с которого начались регулярные пассажирские рейсы.

Таблица 4
Цивилизационные события и интервалы их реализации, лет

№ этапа От начала цивилизации От «новой эры» Интервал реализации (±20%) Цивилизационные события
1 0–1250 1250 Поддержание огня за счет естественных энергоносителей (хворост, солома и т.п.).
2 1250–2300 1050 Добыча огня. Кремневые орудия.
3 2300–3200 900 Копье, острога. Плот. Связная речь.
4 3200–3900 700 Плетение. Корзина. Бредень. Пасека. Собака.
5 3900–4500 600 Долбленая лодка. Сезонный сбор злаков.
6 4500–5000 500 Рычаг. Весло. Салазки. Лук, стрела. Праща.
7 5000–5400 400 Дрова как энергоноситель. Обжиг глины. Варка пищи. Пресный хлеб. Соха. Севооборот. Консервирование мяса и рыбы копчением. Меновая торговля. Коромысло
8 5400–5750 250 350 Мясное скотоводство. Ворот. Жернов.
9 5750–6050 550 300 Скот как тягловая сила. Плуг. Пахота на быках. Колесо. Ручная мельница. Веретено. Прялка. Щелок. Бучение. Деготь. Смоление. Ось. Повозка
10 6050–6300 800 250 Водяная мельница. Лошадь. Молочное скотоводство. Красное каление. Плавление. Бронза. Кузнечное дело. Меч. Гончарный станок. Иероглифы.
11 6300–6500 1000 200 Уголь как восстановитель металлов. Железо. Ветряная мельница. Уключина. Бочарное дело. Верховая езда.
12 6500–6660 1160 160 Азбучная письменность. Образование. Сыромятная кожа. Лодка-шебека. Шорное дело. Парус. Ременная передача. Бурав. Плавленая керамика, непрозрачное стекло.
13 6660–6800 1300 140 Конница, конный транспорт. Ткацкий станок. Белое каление. Булатная сталь.
14 6800–6900 1400 120 Цемент. Каменное градостроительство. Соль. Консервирование пищи засолкой. Чеканка монет. Арбалет. Баллиста.
15 6900–7000 1500 100 Порох. Артиллерия. Бумага. Гравировка. Печатное дело. Прозрачное стекло. Стеклянное зеркало. Компас. Глобус. Картография. Арифметика. Дистилляция. Этанол. Серная кислота.
16 7100 1600 80 Уголь как энергоноситель. Кирпичное производство. Стеклодувное дело. Лупа. Очки. Шестерня. Пружина. Сверло.
17 7200 1700 60 Маятник. Механические часы. Оптические навигационные приборы. Поршень. Насос. Червячная передача. Домкрат. Термометр. Стрелковое оружие.
18 7300 1800 40 Металлопрокат. Паровые машины. Перегонка нефти. Вакцинация. Хроматический звукоряд
19 7350 1850 30 Постоянный ток. Телеграф, фотография. Железнодорожный транспорт. Таблица Менделеева.
20 7400 1900 20 Переменный ток. Радио. Электротехника. Сварка. Фонограф. Телефон. Кино. Нефть как энергоноситель. Нитрокрасители. Динамит. Двигатель внутреннего сгорания. Автомобильный транспорт. Гусеница. Танк. Алюминий как материал. Авиация. Компрессор. Подводная лодка.
21 7450 1950 10 Пластмасса. Синтетическое волокно. Антибиотики. Магнитная pапись. Телевидение. Ракетно-ядерное оружие. Искусственные спутники. АЭС. Видео.
22 7500 2000 < 5 Персональный компьютер. Лазер. Интернет. Генная инженерия.

Тем самым интервал цивилизационного события «паровая машина» определяется величиной 40±10 лет. Параллельно с этим событием состоялись и другие: в частности, мас-совая вакцинация (впервые — против оспы) и хроматический музыкальный звукоряд, ставший достоянием мировой культуры в течение тех же 40 лет после того, как Бах написал свой «Хорошо темперированный клавир». В середине же XX века для таких параллельных событий, как, например, ракетно-ядерное оружие и телевидение, интервал реализации составил всего примерно 10 лет.

Очевидно, что темп цивилизации со временем постоянно растет. Во всяком случае, в 1500—2000 гг. нет «цивилизационных провалов»: варварского запустения, деградации и т. п. даже в случаях крупных природных катаклизмов и мировых войн.

Анализ интервалов порядка 50 цивилизационных событий на отрезке 1400—2000 гг. приводит (с точностью не хуже ± 20%) к линейной зависимости интервала события от времени, показанной на рисунке 1 (здесь не приводится — Прим. ред.), вида:

Т = 1500 — 0,2t (лет),

где Т — интервал цивилизационного события,
a t — число лет от некоторого старта современной цивилизации t0.

Это — уравнение темпа цивилизации.

уравнение темпа цивилизацииуравнение Кеслерацивилизационные события

Источник: [21.140]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,105