Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Общественные и гуманитарные науки > Иные этнические системы (XX век)

20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями

Общественные и гуманитарные науки. Иные этнические системы (XX век)

Цзунъу, Мао, Шпенглер, Сорокин, Сорокин, Месснер

Статья № 1
Ли Цзунъу, 1911

Конфуцианство создал Конфуций, он достиг верха совершенства. Янь, Цзэн, Сы, Мэн учились у Конфуция, но их ученость была на порядок ниже, чем у Конфуция; Чжоу, Чэн, Чжу, Чжан учились у Янь, Цзэн, Сы и Мэна, и их ученость была еще ниже и т. д. Причина кроется в том, что способности основоположника были сверхвысоки. Это относится ко всем наукам Восточной Азии. То же у Лао-цзы в даосизме, Шакьямуни в буддизме. Только в западной науке не так. В момент изобретения она первоначально груба и проста, но чем больше проводятся исследования, тем глубже она становится.

области знанийгуманитарное образованиефилософияисторияполитикарелигияидеологияподлоги историиальтернативная историякультураинтересные фактыобщество

Источник: [20.34]

Статья № 2
Председатель Мао Цзэ-дун

Мы — за уничтожение войны, нам война не нужна, но уничтожить войну можно только через войну. Если хочешь, чтобы винтовок не было, — берись за винтовку.

Народы всего мира, сплачивайтесь и громите американских агрессоров и всех их приспешников! Народы всего мира, будьте мужественны, смело сражайтесь, не бойтесь трудностей и идите вперед волна за волной! Тогда весь мир будет принадлежать народам. А всякая нечисть будет полностью уничтожена.

Все реакционеры — бумажные тигры. С виду реакционеры страшны, но в действительности не так уж сильны. Если рассматривать вопрос с точки зрения перспективы, то подлинно могучей силой обладают не реакционеры, а народ.

Держать в голове «цифры». Это значит, что при изучении обстановки или проблемы необходимо обращать внимание на количественную сторону и делать анализ основных количественных данных. Любое качество проявляется в определенном количестве, без количества нет и качества.

При любом массовом движении необходимо произвести обследование и анализ основных данных, чтобы выяснить число активных сторонников движения, его противников и тех, кто занимает промежуточную позицию. Нельзя подходить к решению вопросов необоснованно и субъективно.

Мы за опору на собственные силы. Мы хотели бы получить помощь извне, но ставить себя в зависимость от нее мы не должны. Мы полагаемся на собственные усилия, на творческие силы всей нашей армии и всего народа.

Откуда у человека правильные идеи? Падают они с неба? Нет. Искони присущи человеческому мозгу? Нет. Правильные идеи человека возникают только из общественной практики, из трех ее форм — производственной борьбы, классовой борьбы и научного эксперимента.

Ни один руководящий работник не может осуществлять общее руководство всеми руководимыми им объектами, если он не приобретает конкретного опыта в работе на отдельных объектах с отдельными работниками и по отдельным вопросам.

Врагом учебы является самодовольство. Чтобы по-настоящему что-либо изучить, нужно прежде всего отбросить самодовольство. Как говорится, «учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали» — вот как мы должны поступать.

китайские мудростиМао Цзэ-дун и Красная книжечкаобласти знанийгуманитарное образованиефилософияисторияполитикарелигияидеологияподлоги историиальтернативная историякультураинтересные фактыобщество

Источник: [20.143]

Статья № 3
О. Шпенглер

Ложные посылы в истории и некоторые фразы Шпенглера

Вместо истории народов историки написали историю имён, однако у имён — своя судьба, и как с их помощью, так и на основании языков, их странствий, изменений, побед и поражений оказывается невозможно хоть что-либо доказать даже в отношении факта существования соответствующего народа. Вот коренное заблуждение науки, и прежде всего индогерманистики...

Прямо-таки правила хорошего тона требуют от народа, чтобы он откуда-нибудь происходил и имел прародину. Что он может оказаться у себя дома именно там, где находится теперь, — предположение едва ли не оскорбительное.

«Переселение» — излюбленный мотив сказаний изначального человечества, однако его применение в серьёзных исследованиях превратилось едва не в манию. Уже не спрашивают о том, проникли ли китайцы в Китай, а египтяне — в Египет; спрашивают лишь, когда это произошло и откуда. Учёные с большей готовностью вывели бы семитов из Скандинавии, а арийцев — из Ханаана, чем отказались бы от понятия прародины.

Факт значительной подвижности всех ранних народностей сомнению не подлежит. Такого рода тайна кроется в проблеме ливийцев. Ливийцы или их предки говорили на хамитском языке, однако по своей телесной конституции, как показывают это уже египетские рельефы, были высокорослы, светловолосы и голубоглазы, т. е., несомненно, североевропейского происхождения...
*
Целые народы утратили расовую энергию вследствие гложущего убожества своего образа жизни. Здесь умирают от чего-то, а не ради чего-то. Политика жертвует людьми ради цели; они гибнут за идею; экономика даёт им возможность только пропадать. Война — творец, голод — губитель всего великого. В первом случае жизнь возвышается через смерть зачастую до той неодолимой силы, уже одно наличие которой означает победу; во втором — голод пробуждает тот отвратительный, низменный, совершенно неметафизический род жизненного страха, при котором высший мир форм культуры резко пресекается и начинается голая борьба человеко-животных за существование.

Вся высшая экономическая жизнь развивается на крестьянстве и над ним. Само же крестьянство, помимо себя, не предполагает. Оно является, так сказать, расой... Переживания города для него не существует.

Мышление деньгами порождает деньги: вот в чём тайна мировой экономики.

Сама смерть — сестра сна.

Мужчина делает историю, женщина же и есть история.

Народы (греч.) или, по-старому, языки (отсюда — язычники)

Для немецкого языка (и для основных европейских): Staat (нем.), state (англ.), etat (фр.), stato (ит.), estado (исп.). Следует заметить, что понятие «государство» возникло в европейских языках в XVI в. (в немецком — к концу XVII в.) из латинского status, «состояние», не непосредственно, а через средневековое его значение «сословие».

ложная историяподлог историифразы Шпенглерапассионарная энергияальтернативная историятеория пассионарностиобласти знанийгуманитарное образованиефилософияисторияполитикарелигияидеологияподлоги историиальтернативная историякультураинтересные фактыобщество

Источник: [21.57]

Статья № 4
Питирим А. Сорокин, †1968

Часть 8. Культура, личность и поведение

Таблица 54. Средние геометрические для исторических личностей, занимавшихся религиозной и коммерческой деятельностью и включённых в энциклопедию «Британника», %%

 Питирим А. Сорокин. Средние геометрические для исторических личностей, занимавшихся религиозной и коммерческой деятельностью и включённых в энциклопедию «Британника»
Питирим А. Сорокин. Средние геометрические для исторических личностей, занимавшихся религиозной и коммерческой деятельностью и включённых в энциклопедию «Британника»

Начиная с XVI в. процент религиозных деятелей стремительно понижается и достигает самого низкого уровня в последний период — с 1750 по 1849 г. Динамика процента коммерческих деятелей совершенно противоположна. С началом нашей эры этот процент упал до нуля и оставался таковым до периода, охватывающего 1100–1149 гг. Затем он поднялся и начал расти, особенно после 1250–1299 гг. Впоследствии, с некоторыми флуктуациями, этот процент сохранялся устойчивым, а начиная с периода 1650–1699 гг. он постоянно растёт вплоть до последнего периода, охватывающего 1800–1849 гг.

Приведённые цифры обнаруживают явный параллелизм с подъёмом и упадком волн идеациональной и чувственной культур, сменявших друг друга с 800 г. до н. э. до настоящего времени. Другими словами, этот набор доказательств — что очень важно — прекрасно подтверждает две выше сформулированные нами теоремы. Если бы здесь были приведены данные по отдельным странам, то такое подтверждение было бы ещё убедительней.

Доказательства, представленные в настоящей главе, вместе с данными об экономических флуктуациях, представленными в предыдущей главе, и другими материалами, упомянутыми в нашей работе — все они свидетельствуют о том, что не только логически, но и каузально доминантный характер культуры и характер поведения людей безусловно связаны друг с другом. В интегрированном идеациональном или чувственном обществе не только доминирующая ментальность становится соответственно идеациональной или чувственной, но и повседневное поведение людей тоже становится идеациональным или чувственным, о какой бы сфере деятельности ни шла речь, и — что ещё важнее — даже в сфере деятельности, непосредственно связанной с удовлетворением насущных биологических потребностей. Хотя связь поведения в этой последней сфере с господствующим типом культуры не столь тесная, как связь культуры с ментальностью, тем не менее она вполне ощутима и не вызывает сомнения.

Эти выводы означают, что в интегральной культуре тип явного поведения её носителей связан с нею и с культурной ментальностью, что типы культуры и ментальности не изолированы от публичных поступков или «остатков», «доминантных рефлексов», «биологических стимулов» или «склонностей».

области знанийгуманитарное образованиефилософияисториясоциологиярелигияидеологиянаукаподлоги историиальтернативная историякультураинтересные фактыобщество

Источник: [21.27]

Статья № 5
Питирим А. Сорокин, 1941–1944

Подобно ребёнку, играющему с бомбой — ослеплённый физическими силами, которыми он может распоряжаться, в порыве безумия, человек направил их против самого себя и собственных достижений. В стремлении служить мамоне, он забыл о служении Богу, и сейчас платит трагическую цену за собственную глупость!

В процессе своего возрождения и развития наша чувственная культура по самой своей природе была в одних областях нетворческой, в других — творческой. Например, она по своей природе не могла быть высоко творческой в областях религии, этики и метафизики. Можно было предположить, что она будет творческой в чувственных областях, таких как бизнес, наука, и технология.

Приводимая ниже таблица представляет более подробную картину, демонстрируя, где чувственная культура была творческой, а где нет. В этом можно убедиться, взяв персоналии, упомянутые в Британской энциклопедии. Там они классифицированы по областям деятельности, в которых упомянутые личности приобретали историческую известность. Средняя геометрическая числа знаменитостей в каждой области была соотнесена со всеми занятыми в конкретных областях в конкретные пятидесятилетия. Эти абсолютные цифры были выражены в процентах, за 100% принимались все десять областей или сфер. Повышение и понижение процентного отношения для каждой специализированной области от периода к периоду может служить приблизительным критерием сравнительной динамики творческой активности в этих сферах. Дело в том, что из миллионов людей лишь немногие вошли в историю, такие исторические личности должны были сделать что-то экстраординарное, новое, и в этом смысле служащее показателем творческой активности.

В таблице приводятся суммарные данные за несколько последних столетий:

Питирим А. Сорокин. Где чувственная культура была творческой, а где нет

Цифры показывают, что если в средние века на творчество в сфере в религии приходилось от 30 до 46%, то в XVIII и XIX вв. этот показатель упал до 5–6%. Если проследить динамику изменений вплоть до нашего времени, возможно, показатель был бы ещё ниже. С другой стороны, на протяжении средних веков, за исключением одного-двух столетий, творческая активность в науке была очень низкой — от 0 до 1 или от 2 до 3% от общего показателя по всем десяти областям; в период же от 1650 до 1849 г. показатель возрос до 15 и 14%, и ещё больше он возрос за период от 1849 г. до сегодняшнего дня.

В то время как в бизнесе не было ни одной значимой фигуры на протяжении средних веков до 1100—1149 гг. и всего лишь 3 и 4% всех исторических личностей за период с 1750 по 1849 г. Заметно также сравнительное уменьшение показателя креативности в области философии с 1750 г. Другие сферы являют собой, как и следовало ожидать, пёструю и неопределённую картину.
Эти цифры дают приблизительное представление о том, в каких областях чувственная культура была плодотворной, а в каких нет.

Если наука и технология останутся морально и социально безответственными, служа с одинаковым безразличием и Богу-создателю и мамоне-разрушителю, они в конце концов погибнут: продолжение научного и технологического процессов при таких условиях не принесёт успеха. Если они перестанут быть морально и социально индифферентными, они прекратят быть тем, чем они являются; они должны будут признать некоторые универсальные — и в этом смысле абсолютные — нормы и ценности. Такое признание означает шаг далеко за пределы чувственной культуры в царство культуры идеациональной и идеалистической. Это могло бы означать окончание чувственной эпохи и начало новой, отличной от чувственной, творческой эпохи. Таковы альтернативы, поставленные перед наукой и технологией…

На обоих континентах мы стали свидетелями подъёма науки, проявившегося в этот период в мощном росте научных открытий и технологических изобретений. Единственное различие состояло в том, что сравнительная доля США во всех областях естественнонаучных открытий и технологических изобретений была выше. Она неуклонно возрастала с 1,1% (от совокупного количества) в период 1726—1750 гг., до 25,3% в 1900—1908 гг. и, возможно, ещё больше в настоящее время, тогда как, соответственно, роль Европы снижалась. На обоих континентах число университетов, исследовательских институтов и школ быстро росло, но опять же в Америке быстрее, чем в Европе. Но все это — второстепенные различия. Главное же состоит в том, что и Европа, и Америка шли вперёд в развитии науки и технологии; обе возвели науку на уровень религии и видели в ней основную надежду на лучшее будущее…

Динамика войн

Автор исследовал все известные войны в истории Греции, Рима и западных стран с 500 г. до н. э. до 1925 г. За это время произошло примерно 967 значительных войн. Каждая из них была рассмотрена с точки зрения продолжительности, численности армий и жертв. Взяв за единицу измерения войны количество жертв на миллион соответствующего населения, получаем следующую величину для каждого конкретного столетия.
Для Греции: в V  в. до н. э. индикатор величины равен 29; в IV  в. до н. э. от 48 до 36; в III  в. до н. э. — от 18 до 33; во II  в. до н. э. — от 3 до 3,6.
Для Рима (Италия) показатель для IV  в. до н. э. — 12; для III  в. до н. э. — 63; для I  в. до н. э. — 33; для I  в. н. э. — 5; для III в. — 13.

Если мы возьмём всю Римскую империю, то соответствующие показатели будут, естественно, гораздо ниже: 3 — для I  в. до н. э.; 0,7 — для I  в. н. э.; и 1,3 — для III в. Империя как целое, конечно, наслаждалась Pax Romana.

Для Европы индикаторы динамики войны, измеренные тем же способом — а именно, количеством жертв на миллион соответствующего населения — следующие: для XII  в. н. э. — от 2 до 2,9; для XIII в. — от 3 до 5; для XIV в. — от 6 до 9; для XV в. — от 8 до 11; для XVI в. — от 14 до 16; XVII в. — 45; XVIII в. — 40; XIX в. — 17. Когда мы подходим к двадцатому веку, показатель только для первой четверти столетия равен 52.

В свете нашей теории мы вполне можем предположить, что пока длится переходный период, и до воцарения новых идеационального или идеалистического общества и культуры, война по-прежнему будет играть важнейшую роль в человеческих отношениях. Даже если завтра подпишут перемирие, оно будет всего лишь антрактом, за которым последует ещё более страшный и катастрофический Армагеддон.

Динамика революций

Теперь обратимся к революциям, восстаниям и другим внутренним беспорядкам. Пользуясь тем же методом, мы сделаем обзор основных беспорядков, которые характеризовали историю Греции, Рима и Западной Европы с VI  в. до н. э. до 1925 г. — всего около 1 622 событий. Нас интересуют многие аспекты этих событий, такие как их продолжительность, их социальное пространство, число участников и интенсивность проявленного насилия. Комбинируя данные показатели, мы можем оценить общую величину каждого внутреннего беспорядка. В свою очередь, комбинируя все волнения, отмеченные за каждое столетие или четверть столетия, мы можем установить следующую тенденцию.

В случае Греции: для VI  в. до н. э. индекс равен 149; V — 468; IV — 320; III — 259; для II (первые три четверти) — 36.
В Риме: для V  в. до н. э. — 130; IV — 29; III — 18; II — 158; I — 556; для I  в. н. э. — 342; II — 267; III — 475; IV — 368; V (первые три четверти) — 142.

Для Европы цифры следующие:

Питирим А. Сорокин. Динамика революций

Динамика самоубийств

Ещё меньше сомнений вызывает рост самоубийств практически во всех западных странах в XIX и начале XX вв. Примерно с 1850 по 1920 гг. их уровень на 100 000 человек населения увеличился в Италии с 2,8 до 8,3; во Франции с 7,1 до 23; в Англии с 7,3 до 11; в Пруссии с 10,6 до 20,5; в Бельгии с 6,3 до 14,2; в Ирландии с 1,3 до 3,5; в Испании с 3,6 до 6,1; в Швеции с 8,1 до 12,4; в Румынии с 0,6 до 4; в Сербии с 3,8 до 5,1; в Финляндии с 2,9 до 5,5; в Японии с 11,0 до 20,1 и в Соединённых Штатах (с 1860 по 1922 гг.) с 3,1 до 11,9. Во время этих нескольких десятилетий они удвоилось и утроилось.

Само по себе самоубийство мало значимо; даже сейчас только небольшое число людей умирает таким образом. Но как симптом разочарования человека в своём страстном стремлении к чувственному счастью, феномен очень важен. Очевидно, что счастливый человек не совершает самоубийства, сознательно предпочитая смерть жизни. Поэтому, если уровень самоубийств резко возрастает, то это один из вернейших барометров крушения надежд чувственного человека на обретение счастья.

социологияисториякультуразакат Европыобществогуманитарные наукиобразованиереволюциисамоубийстватворчество

Источник: [21.180]

Статья № 6
Е. Э. Месснер

Один упавший с дерева лист — случайность, вызванная каким-либо вредителем древесным. Тысячи падающих жёлтых листьев — это осень.
Одиночное смятение в обществе, в городе, в государстве — случайность, вызванная социальным «вредителем». Тысячи одновременных смятений во всём Мире — это всемирная война.
Или ещё: один случай заразной болезни — случайность, но тысячи одновременных случаев — эпидемия.

(«Мир» с большой буквы — человечество, земной шар; «мир» с малой буквы — не война.)

В двух всемирных войнах и во многих местных родилась и развивалась всемирная революция, войны сплелись с мятежами, мятежи — с войнами, создалась новая форма вооруженных конфликтов, которую назовем МЯТЕЖЕВОЙНОЙ, в которой воителями являются не только войска и не столько войска, сколько народные движения. Этот новый феномен подлежит рассмотрению с разных точек зрения, и в первую очередь с психологической: если в войнах классического типа психология постоянных армий имела большое значение, то в нынешнюю эпоху всенародных войск и воюющих народных движений психологические факторы стали доминирующими. Народное войско — психологический организм, народное движение — сугубо психологическое явление. Война войск и народных движений — мятежевойна — психологическая война…

Войны возникали, когда мир становился несносным. А когда несносной становилась война, возникала революция. Теперь же война и мятеж почти неотделимы…

Ни одна из войн новейшей истории не прекратилась вследствие недостатка денег. А вследствие истощения духа сдались Россия в 1905 и 1917 гг., Франция в 1940 г., Югославия в 1941 г., Германия в 1918 г. Истощение в 1945 г. германских ресурсов людских, оружейных, продовольственных и паралич железных дорог имели решающее значение, однако немаловажны были и психологические надломы: от уверенности в победе к надежде на победу, от борьбы за победный мир к борьбе за какой-нибудь мир, от надежды на мир к неизбежности капитуляции.
Война на нервах в эпоху, когда народы неврастеничны, требует от стратегов весьма продуманного обращения с главным фактором войны: с психикой воюющего народа.

В 1947 г. американскому министру иностранных дел Маршаллу пришла в голову мысль затормозить послевоенный развал Европы и, следовательно, революцию: на 12 млрд. долларов товаров было подарено европейским государствам. Следствия этого великолепного предприятия были значительны: 1) Европа поднялась из развалин и быстро стала восстанавливать хозяйство, разрушенное войной; 2) несмотря на усилия европейских социалистов и коммунистов Европа стала отстраиваться по капиталистической системе, сопротивляясь экономической и социальной революции; 3) Европа, набираясь экономических сил, набиралась и духа и почувствовала себя в состоянии противиться инфильтрации кремлевского коммунизма и воспротивиться его агрессии, если бы он на нее отважился; 4) во всем Свободном мире возникла уверенность, что экономическая поддержка экономически отсталых стран ставит преграду коммунистической всемирной революции; 5) владельцы долларов вообразили, что доллар все может.

Послевоенная консолидация Европы удалась не только благодаря Маршаллу, доллару и американской энергии: ей помог коммунизм своими органическими пороками и порочностью своей политики и экономики; коммунизм не дал и в 1960 г. своим подданным возврата к советскому стандарту жизни 1940 г. Он не мог к 1953 г. предоставить больше, чем 7,4 кв. м жилищной площади на человека, в то время как во Франции, стоящей в жилищном отношении хуже всех в Западной Европе, приходится по 25 кв. м на душу.

«Социализм это — высокое и прекрасное», то сейчас мало кто верит, что социализм — это полезное. Немарксистский социализм английских лейбористов отказался от догмата социализации, а марксистская социал-демократия Германии отказалась от Маркса: 15.09.1959 в Бад-Годесберге партия большинством 324 голосов против 16 сдала в архив Маркса, Прудона и Адама Смита, борьбу классов, национализацию орудий производства и стала на путь сотрудничества с церковью, национального оборончества, согласования интересов рабочего и работодателя. Эту дату надо запомнить: она войдет в историю ре-революции.

мятеж-войнаэкономикапсихология_массметоды_агитациинавязчивая_пропагандапредательство_Маркса

Источник: [20.176]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,224