Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали. Космические явления, мор > Общественные и гуманитарные науки > Иные этнические системы (XIX век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

Общественные и гуманитарные науки. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Бакиханов, Шпенглер

Статья № 1
Н. Я. Бичурин (о. Иакинф), †1853

О монголах

Монгольский народ искони получал народное название от владетельного дома, а западные ориенталисты, напротив, ошибочно принимая каждый владетельный монгольский дом за собственный народ, уклонились от прямого пути, и таким образом из единоплеменных владетельных домов составили несколько разноплеменных народов, которым не могли определить ни начало, ни конца...

Монгольские племена, искони граничат с Китаем на юге, по необходимости должны были иметь тесную связь с государством сим; и потому с вопросом о их народности следовало преимущественно обратиться к китайским источникам, что и было сделано западными ориенталистами; но при исследовании надлежало бы пристальнее вникать в каждый предмет, а не поверхностно и бегло рассматривать его. Вот в чем состоял их промах, которого они в продолжение двухсот лет не могли приметить...

Династийная История дома Юань1, Юань-шу, представляет порядок предков Чингис-хановых до десяти колен, составлявших прямую линию Дома Монгол, но ни слова не говорит о происхождении самого Дома, давшего народное название племенам, сопредельным с Россиею от Аргуни на западе до Бухтармы.

Китайская статистика, И-тхун-чжы, показывает восемь единоплеменных владетельных Домов, от которых монголы в продолжение двенадцати (С третьего столетия до Р.Х. до десятого по Р.Х) столетий получали народные названия, последовательно одно за другим. Сии Дома были: Хунну, Ухуань, Сяньби, Жужань, Дулга, Ой-хор, Сеняньто, Кидань. Заметим, что Дом монгол и в статистике не виден; одна только государственная летопись, тхун-гянь ган-му, сообщает некоторые сведения о происхождении сего Дома. Из сведений, сохраненных помянутой летописью, открывается что Дом Монгол вовсе не принадлежал к племенам того народа, которому в начале XIII столетия сообщил народное название, доныне им удержанное. Первобытные монголы были тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.

... монгольскому старейшине предложен (Нючженями — Прим. ред.) титул мынфусского царя, но он не принял сего титула, а дал своему царству наименование Великий Мын-гу, т. е. Монгол (Здесь название Монгол относится к одним татэньским поколениям)...

Итак, происхождение монгольского народа и Дома Монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи совершенно различные между собою. Начало монгольского народа восходит слишком за 23 столетий до Р.Х.; Дом Монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове.


1 Дом Чингизидов, царствовавших в Китае с 1260 года, принял название Юань — Прим. ред.

Источник: [19.22]

Статья № 2
Аббас-Кули-ага Бакиханов (Кудси), †1846

...большая часть коренных слов и глаголов осетинского языка чисто древнеперсидская. Осетины сами себя называют ироны, а свою землю Иронистан.

Неизвестно, река ли Атил (так называется Волга у восточных народов) дала своё имя этому царю или царь Аттила реке...

Аланы, имея собственных царей, жили в Кавказском крае, а по сходству названия Алан с Албан (Албания) можно полагать, что одно произошло от другого. Может статься, что Албания получила своё название от римлян — слово Альбус, Алби (белый) употреблено здесь, может быть, в смысле «свободный». Так, по предположению М. Т. Каченовского, Белая Россия (Белоруссия) получила своё название от того, что не была покорена татарами во время нашествия Батыя...

Кажется, название Азербайджан происходит от слова Азер-Бабаган, которое арабы произносят Азербабеджан, что значит огонь Бабека. Как бы ни было огнепоклонство, сколько нам известно, зародилось в крае, называемом ныне Азербайджан.

Источник: [19.47]

Статья № 3
О. Шпенглер

Органический крестьянин

Когда Ницше впервые записал слова «переоценка всех ценностей», душевное движение того столетия, посреди которого мы живем, отыскало наконец свою формулировку. Переоценка всех ценностей — вот наиглубиннейшая характерная черта всякой цивилизации. Она начинается с того, чтобы перекроить все формы предыдущей культуры, переосмыслить их и иначе ими распорядиться. Она больше ничего не рожает, а только перетолковывает. В этом заключается негативизм всех эпох такого рода. Они предполагают, что собственно акт творения уже имел место. Они лишь вступают во владение наследством, образованным великими реалиями...

«Народ» — это ныне лишь городской народ, неорганическая масса, нечто колеблющееся. Крестьянин — не демократ (ибо также и это понятие принадлежит к механическому и городскому существованию), и потому его ни в грош не ставят, осмеивают, презирают и ненавидят. После исчезновения старинных сословий, аристократии и духовенства, это — единственный органический человек, реликт ранней культуры. Ни в стоическом, ни в социалистическом мышлении ему не находится места.

переоценка ценностейкритика Ницшепереосмысление культурыгородской народорганический крестьянин

Источник: [21.165]

   Внимание!   Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.    Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2020

▲ Наверх

0,097