▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Общественные науки: история; право; военное дело… → Славяне и российские этносы (XVII век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.50. Общественные науки: история; право; военное дело…. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Каптерев, Бельский, Карлейль, Немоевский, Сеймовые записи, Целларий, Петрей, Олеарий, Корб, Сенаи, Койэтт, Алеппский, Стрюйс

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Некоторые писатели утверждают, что русские происходят от роксолан и называются именем своих предков, немного лишь изменённым.

Источник: [17.2]

Статья № 2
П. Ф. Каптерев, †1922

Что касается других областей ведения, например философии, то они были скудны. В Азбуковниках был отдел философии, но заключал в себе немного: объяснялись некоторые понятия  — существо, естество, свойство, качество. О философах сообщались такие сведения: Анаксагор  — «учитель бе во елинех некий тако именуем»; Димокрит  — во елинех древле философ некий Димокрит именуем»; Пифагор  — «елинский муж в лета 5307»; Аркезилай  — имя философа. Об Аристотеле сказано, что он был учителем Александра Македонского, а о Платоне говорится только, что он жил за 400 лет до РX. К философам причислялись ораторы Демосфен, Исократ, поэты Виргилий, Еврипид, Овидий. В одном Азбуковнике слово «ветий» объяснено так: «ветий  — мудрец, философ, речеточец, прокуратор, речник, хитрословец»†

О птицах, о рыбах, вообще о животных, о камнях наши допетровские предки рассуждали по «Физиологу»  — произведению II — III веков от РX, переведенному на болгарский язык. Основы этого произведения весьма древние, восходящие до библейских представлений и памятников египетской старины. Но собраны были сообщения «Физиолога» христианскими писателями со специальной целью  — сопоставить их с текстами Священного Писания и таким образом подготовить материал для христианской литературы и искусства.

При таком сопоставлении образы зверей, часто и сами по себе фантастические, получили символическое значение и начали обозначать Христа, Божию матерь, добродетели и пороки. Словом, животные, камни, растения изучались не сами по себе, ради заключающегося в них интереса, а ради душеспасительности, которую в этих предметах можно было открыть. Так, агнец и единорог считались символами Христа, голубь  — символом Духа Святого и верующей души вообще; овцы и рыбы обозначали последователей Христа, олень  — душу, ищущую спасения. Дракон, змей и медведь были символами дьявола, свинья, заяц, гиена  — образами невоздержанности и непотребства. Также символизировались и камни: яшма обозначала живость, сапфир  — небесную чистоту, халцедон  — твердость веры, аметист  — готовность во всех обстоятельствах воздать хвалу Богу и т. п. При каждом библейском сказании отыскивались соответственные символические применения†

Этнографические сведения, обращавшиеся между нашими предками, как и зоологические, были малодостоверны. Вот некоторые данные из древних хронографов: «люди Астромове или Астании живут в индейской земли, сами мохнаты, без обоих губ, а питаются от древ и корения пахнучего, и от цветов, и от яблок лесных, а не едят, не пьют, только нюхают. А пока места у них те запахи есть, то места и живут.  — Люди есть Атанасии живут на полунощи окияна моря, уши у них столь велики, что покрывают ими все свое тело. — Люди Попадеси живут над морем окияном, главы у них человечий, а руки и ноги как конские ноги, а ходят на всех четырех ногах.  — Люди Пилмеи живут в индейских землях† недолговечны, толко по осьми лет век их, а дерутся с журавлями о корму, а ездят на козлах, а стреляют из луков.  — Люди завоми Потомия ходят на руках и на ногах, брады у них долги, половина человека, другая конь. А у жен их власов на головах нет, а живут в воде.

Много и иных всяких чудных как во Фритских и во Индейских и в Сирских странах: у иных песьи главы, а иные без глав, а на грудях зубы, а на локтях очи, а иные о дву лицах, а иные о четырех очех, а иные по шти рог на главах госят, а у иных по шти персов у рук и у ног, а все те люди на вселенную пошли от единого человека, рекше Адама, и за умножение грехов такося учиниша, можем разумети от жены Лотовы и от прочих, их же множество и окаменеша»  — объяснение весьма характерное.

Замечательно, что составитель одного Азбуковника (находится в библиотеке Соловецкого монастыря под № 14) в толковании статьи «О диких людех» говорит: «Аще истинно есть или ложно, неведе, но убо в книгах сия обрете понудихся и та зде написати, такоже и о зверех и о птицах, и древесех, и травах, и рыбах, и каменех, яже зде написаны по буквам» (т. е. по алфавиту). Замечательное признание, весьма характерное и для составителей энциклопедических статей, и для их читателей.

уровень образования

Источник: [20.1]

Статья № 3
Самуил Бельский, 1609

В тот же день (29 августа) дано знать, что наши Украинцы, собравшись и присоединив к себе некоторое число слуг, сделали нападение и не мало народа забрали в плен†

В лагере известие (10 октября), но неизвестно от кого, будто бы Шуйский ведёт на помощь Турок и Скифов.

Источник: [17.13]
Комментарии

Статья № 4
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Москвичами называются по преимуществу те, которые живут в провинции, называемой также Московией. Они производят свое название (что довольно вероятно) от Мосоха. Об этом упоминается у Лукана и у Плиния. В настоящее время под именем Москвичей разумеют не только жителей Московской провинции, но вообще всех русских русского происхождения, исключая только тех, которые находятся в зависимости от польского правительства. Им еще, впрочем, дают имя русских (Russes et Russiens), что и я сам нередко делал, в своих донесениях. Наконец, как под именем Московии разумеют обыкновенно все государство русское, так точно и под именем москвичей разумеют всех живущих в стране, исключая только тех, которые имеют свой самостоятельный язык, а именно: Лапландцев на севере («Lapons»), Самоедов (Jamoiedes) на востоке и Татар (Tartares) на юге. Их, конечно, не следует называть Москвичами, так как они говорят совершенно другим языком. По этой причине и я, говоря о Московии, не принимаю во внимание эти три народа.

Источник: [17.11]
Комментарии

Статья № 5
Станислав Немоевский, 1606–1608

Этот грубый народ называет нас Литвою, рассуждая, что только и есть три народа в христианском мире: первейший народ — это Русь, а ею они называют самих себя; далее — Литва, и под тем же названием слывут и поляки; третий — Немечина, включая в это название и все остальные народы, которые ходят в штанах (w plundrach), различая среди них: неметчину французскую, неметчину датскую, шведскую, брабантскую. Об этих только народах они нечто знают, ведя с ними commercia; о других же народах я очень редко что слышал.

Андрей Стадницкий проводит ликбез Дмитрия Шуйского, брата царя:

†Но, вследствие скорости суждения, людской спесивости и самомнения, каждый считал себя более умным, явилось множество желающих приказывать, и мало — повиноваться; поэтому, желая установить между собою порядок, вверились одному, который управлял бы всем и заведывал бы общим всех благополучием, унимая насилие и обиды, хранил бы права и законы, разбирал тяжбы (но которых было еще мало), не имея ничего отдельного и ни к чему особенной любви. Они, подчиняясь его управлению и желая быть послушными его приказаниям, ограничивались только тем, чего требовала природа для жизни, что защитило бы тело от вредного действия климата. Но для того, чтобы он мог быть более способен на это и помыслы свои обращал бы исключительно на это, чтобы не явилось у него никакого отвращения от этого печалования обо всех, — снабдили его всякими достатками, имея и уважая его в отца место. Однако разные установили у себя формы этого управления и разное заведывание общественным благополучием.

Источник: [17.7]
Комментарии

Статья № 6
Сеймовые записи, 1605

Хотя всё это Могущественный Великий наш Князь Московский ни за что считает и не только такое войско, но хотя бы и в соединении со Скифами и даже Турками.

Источник: [17.18]

Статья № 7
Андреас Целларий, 1659

При описании Киевского палатината Польши

В Силезских хрониках Шиккфузия (Schikfusius) есть следующий рассказ, заимствованный из книги барона Герберштейна, составленной на основании московских летописей: «Некогда в Киеве и низменных местностях по соседству с русскими обитали так называемые Поляне, т. е. жители полей, населявшие пастбища и поля».
«Здесь, — по мнению Шиккфузия, — имела своё первоначальное происхождение польская нация».

Источник: [17.12]

Статья № 8
Пётр Петрей, 1601–1605, †1613

О Белоруссии, новом названии ВКЛ

Думаю, что одно место в этой стране (России — Прим. ред.) называется Белоруссией по той причине, что там мужчины в летнее время носят на головах белые шапки, а женщины красят и подделывают себе лица белилами, точно так же, как чагатайцы у русских называются «зеленые головы», а катайцы — «черные головы», от разных цветов, которые носят они на головах у себя, и называют свои шапки тюрбанами.

Источник: [20.26]

Статья № 9
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

Дагестан

После этого мы вновь обращаемся к нынешним жителям этой области. Это — татары; персы зовут их лезги[нами], а сами они зовут себя «дагестан-татар», т. е. горными татарами. «Даг» на их языке и по-турецки обозначает гору; они живут на склоне горы и между горами, миль от двадцати до тридцати к западу от Каспийского моря.

К югу их граница, как здесь сказано, сейчас же у Дербента; она простирается вдоль моря к С до Терок, эту дорогу мы в извилинах ее определили в 40 миль†

Жители черно-желтого цвета кожи, крепки телосложением, лицом безобразны, дики и жестоки, волосы их длинные, черные как смоль; они ходят в длинных серых и черных кафтанах, сделанных из плохого сукна, а поверх надевают грубый войлочный плащ. На голове у них шапки, сшитые четырехугольником из куска черного сукна. Их башмаки из овечьей или лошадиной кожи, вырезаны из одного куска со швом сверху на ноге и сбоку ее. Они, правда, признают себя по вере мусульманами, дают производить над собой обрезание, следуют туркам, но сколько-нибудь ревностным благочестием не отличаются.

Источник: [17.34]

Статья № 10
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Одно из первых применений этнонима «белорус» (до этого — «литвин» / «литовец»)

...марта в 20 день, по государеву Алексея Михайловича указу присланы в Вологду жить до государева указу Белорусцы.

...белорусцов, кто не истинно крещён1... тех крестить снова.


1 То есть не православный. — Прим. ред.

Источник: [17.2]
Комментарии

Статья № 11
К. Х. Мехмед Сенаи, 1645, 1648–1650

Для попадания на ось от РХ нужно прибавлять к авторским датам не 622 года (от хиджры), а 591 или 590 (смотря какой месяц).

1059

Глава о родословной хазрета сахибкирана до Чингисхана (да будет вечным его владычество)

Хазрет падишах-завоеватель мира и Искандер наших дней, то есть сахибкиран земли и времени Ислам Герай хан (да хранит его господь всемилостивый!) от отца к дедам является потомком Чингисхана, и будучи ханом, сыном хана и султаном, — сыном султана, то, наверное, на восемнадцатом колене его высокородным предком был Чингис-хан.

Среди его славных предков и других, сидевших на Чингизовом троне прежних султанов, среди его родных и родственников было много таких, кто удостоился побед, но такой степени славы еще никто не достигал.

Хазрет сахибкиран времени Ислам Герай хан [есть] сын султана Селямет Герай хана, а он сын султана Девлет Герай хана, а он брат погибшего святого Сахиб Герай хана, а он сын султана Менгли Герай хана, а он сын султана Хаджи Герай хана, а он сын султана Гияседдина, а он сын султана Таштемур хана, а он сын султана Девлетберди хана, а он сын прославленного Токтамыш хана, он сын султана Узбек хана, а он сын султана Тогрул хана, 4 он сын султана Токта хана, а он сын султана Чагатай хаии, а он сын султана Джучи хана, а он сын султана Тули хана, а он сын султана Огдей хана, а он сын султана Саин хана, а он сын Чингизхана.

Источник: [17.35]
Комментарии

Статья № 12
Бальтазар Койэтт, 1676

Сев. Двина, Устюг.

Во вторник, 29-го (октября), к его превосх-у пришёл некий Русский, подаривший его вельможности раскрашенную фарфоровую вазу, которую он сам, как он сказал, привез из «Китая». Это — местность, про которую эти люди не могут сказать, Sina-ли это или Татария или некое иное царство, находящееся между тою и другою.

По его рассказу, можно почти подумать, что это Sina (Китай — Прим. ред.); он рассказывал, что женщины там имеют очень маленькие ноги и что, когда они молоды, их ноги заключаются в повязки; точно также, что все женщины там очень красивы, а мужчины грубы и крепки.

Рассказывают также, что там находятся большие и прекрасные города с красивыми в них домами, что крепости окружены земляными валами, и что земля хорошо обработана.

Этот человек, по занятию купец, имел у себя большое количество шёлковых материй: дамасту и сатину, а также много драгоценностей, в том числе и драгоценные продолговатые камни, величиною с сустав пальца, которые были не очень прозрачны; имелись у него и рубины, сапфиры, топазы, особый вид агата и ещё другие дорогие вещи.

Он рассказал также, что область Шань-дун, завоёванная великим ханом (о чём можно прочесть в «Татарских войнах против Сины» достопочтенного отца Мартина Мартиния), взяла в руки оружие и восстала против него, и что великий хан (император Кан-си) намерен искать поддержки у его царского величества.

Источник: [17.41]

Статья № 13
Павел Алеппский, 1656

Московия. В плавании по Оке от Калуги до Коломны

Жители этих мест, мимо которых мы проходили по реке, очень дивились на нас, ибо никогда, с самых древних времен, не случалось, чтобы к ним приезжал по этой реке чужестранный архиерей, особенно патриарх антиохийский. Они нас спрашивали: «есть ли у вас женщины и хлеб?» Ибо эти бедняги не имели о нас никакого понятия и приходили в изумление. Мы же подсмеиваясь над ними, отвечали им: нет.

представления о мире

Источник: [17.145]

Статья № 14
Ян Стрюйс, 1668–1673

О происхождении казаков

Есть два рода казаков: Запорожские и Донские.
Первые некогда зависели от Польши. Они живут обыкновенно на островах Борисфена или Днепра, который, пройдя Смоленск, пересекает Литву; потом, приняв на Волыни Припеть, течёт через Киев, в окрестностях которого они тоже иногда живут. Эта река наполнена множеством скал, называемых порогами, что на местном языке значит лестнички или ступени, которые разделяют воду и образуют более 50 небольших островов. Отсюда и жители названы Запорожцами т. е. за уступами (То есть «за порожками» — Прим. ред.).

Эти казаки обязаны были охранять Польшу и препятствовать всеми силами нападениям врагов, преимущественно Татар. Они получили название казаков от того, что легко бегают, так как коза; cosa на их языке значит коза или дух, esprit, и они полагают, что и тот и другая чрезвычайно легки.

Донские казаки живут по Дону или Танаису и находятся под властью Московского царя, впрочем не по принуждению, а добровольно: они подчинились его царскому величеству с условием управляться собственными законами, своим народным вождем, которого сами выбирают. Они пользуются и многими другими правами, которых не имеют сами Москвитяне.

Между прочим, замечательно то, что холоп знатного Москвитянина, укрывшийся между ними, становится на столько свободным, что его господин теряет на него право и не может употребить насилия для поимки. Из этих-то казаков произошел знаменитый Стенька Разин*, который дерзнул напасть на войско царствующего государя Алексея Михайловича.


*См. Ян Стрюйс о Степане Разине — Прим. ред.

происхождение термина казакЗапорожская СечьДонское казачествоСтепан Разин

Источник: [17.147]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,101