▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Космические явления: затмения, кометы… Астрономия и астрология → Иные этнические системы (...VIII век) → Комментарии к статье № 8

Комментарии к статье № 8, Аристотель, †322 до н. э.

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор
20.20. Космические явления: затмения, кометы… Астрономия и астрология. Иные этнические системы (...VIII век)

Редактор сайта (6.01.2013 09:35:02)

1.

«так как десятка, как им [пифагорейцам] представлялось, есть нечто совершенное и охватывает всю природу чисел, то и движущихся небесных тел, по их утверждению, десять, а так как видно только девять, то десятым они объявляют «противоземлю... иногда — будто они ограниченны в пределах десяти»  —

Какую «противоземлю» имели в виду пифагорейцы?
Речь, похоже идёт о мифической Глории, гипотетическом космическом теле, которое постоянно находится на противоположной точке орбиты Земли, за Солнцем, и которое двигается синхронно с нашей планетой. Поэтому Глория никогда не может быть видима с Земли.
Так имется ли за Солнцем двойник Земли? — вопрос и сегодня не имеет ответа.

Далее.
Про число каких объектов Космоса говорил Аристотель, когда он говорил про «движущиеся небесные тела» - про звёзды, кометы, или о планетах речь шла?

Если мы в одно и то же время посмотрим на ночное небо через сутки, то все звёзды окажутся практически на прежних местах, а вот планеты своё местоположение поменяют. Таким образом, только про планеты и мог вести речь Аристотель.

Но, как считается, в его время их было известно только семь, к которым причисляли Солнце и Луну: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн; Земля же была центром Мироздания.
Откуда взялось девять и, тем паче, десять планет? Надо полагать, что Аристотель сумел углядеть и Плутон, и Нептун? Про Глорию я сказал выше.

2.

«...мы видим другие пространственные движения — вечные движения планет (ибо вечно и не знает покоя тело, совершающее круговое движение; это показано в сочинениях о природе)»  —

Вижу устойчивое понимание Аристотелем разницы понятий планета и звезда, и это — более чем удивительно!

Например, Плотин, живший столетием позже Аристотеля, и как мы можем видеть из статьи 3 этой же темы, путался в этих понятиях нещадно. А из статьи 2 (далее) следует, что Гермес Трисмегист (300 лет после Аристотеля!) слова планета не знает также, но, правда, осознаёт их отличие от звёзд, называя планеты астра. Причём тон его повествования такой, как будто бы он открывает эту истину впервые.
Да что там Плотин или Трисмегист!

Николай Кузанский (Кузанец, †1464) — самый образованный клирик Запада XV века — даже через 650 000 дней и ночей (sic!), минувших после смерти Аристотеля, не догадывался о разнице понятий планета и звезда:

«Земля не является самой малой звездой, ибо она, как показывают затмения, больше Луны и даже Меркурия, а может быть, и ещё других звёзд» [15.1].

Но 2 400 лет назад Аристотель знал точно (но, правда, ни разу не пояснил): от звезды свет исходит, а от планеты — только отражается, планеты вращаются вокруг звёзд — в том и есть основные отличия планет от звёзд.

Получается, что планетарная цивилизация способна периодически напрочь терять знания, затрачивая затем тысячелетия для их восстановления. Последняя потеря памяти произошла у людей аккурат с пришествием Христа, после чего на планете наступила длительная пора чудовищного мракобесия...
Чудеса исторической как бы науки, да, и только! Или тот «Аристотель» жил где-то в XIV веке, а не «до нашей эры». Что — много логичнее. Причём его истинное имя вполне могло быть «Кузанец».

3.

«От древних из глубокой старины дошло до потомков предание о том, что эти [светила] суть боги и что божественное объемлет всю природу. А всё остальное [в предании] уже добавлено в виде мифа для внушения толпе, для соблюдения законов и для выгоды, ибо в нём утверждается, что боги человекоподобны и похожи на некоторые другие живые существа, утверждается и другое, вытекающее из сказанного и сходное с ним...»  —

Какие мысли навевает этот пассаж:

  1. Как же сильно смахивает эта фраза на  высказывание Платона:
    «Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы...».
  2. Фраза подходит больше ко времени, когда мир завоёвывала очередная имперская религия — Христианство;
  3. Фразу «миф для внушения толпе»  — обсудим отдельно.
    Получается, что технология массового одурачивания (зомбирования) людей была известна аж со времён Платона. Но если эта технология обсуждается в IV веке до н. э. уже как нечто само собою разумеющееся, то почему вплоть до XV века христианство не стало крепко на ноги, сотрясаясь то одной, то другой «ересью», так и не сгенерировав продуктивный «миф для внушения толпе» ?

4.

Серия ляп-non-stop:

Итак.
Давно доказано, что «Никомахова этика» написана не Аристотелем, его же руками был написан её краткий вариант — «Этика».
Создаётся впечатление, что «Метафизика» — также не плод усилий этого философа, но компилятивный труд какого-то талантливого монаха средневековья.

Не могу отделаться от общего, гнетущего впечатления от прочтения трудов «антиков», в том числе, и главного из них — меня кто-то постоянно пытается заставить считать себя, мягко говоря, не очень умным человеком с клиническим рецидивом глупофилии и умофобии... И я даже догадываюсь, кто именно!



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,102