▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Космические явления: затмения, кометы… Астрономия и астрология → Иные этнические системы (...VIII век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.20. Космические явления: затмения, кометы… Астрономия и астрология. Иные этнические системы (...VIII век)

Птолемей, Трисмегист, Плотин, Диодор, Овидий, Цельс, Адальберт, Аристотель, Кведлинбург, Малала, Трирский, Хокинс, Инишфаллен, Елишэ, Турский, Беда, Марцеллин, Летописный свод, Сигеберт, Фредегар

Статья № 1
Клавдий Птолемей, †ок. 87–165

Астрология Птолемея и продолжительность жизни предков

Поскольку Овен знаменует собой равноденствие, то, в целом, он характеризуется громом и градом; однако, рассмотрение его по частям на основании изменения градуса в силу особою свойства фиксированных звезд показывает, что его ведущая доля связана с ветром и дождями, середина  — с умеренной погодой, а последняя часть  — с губительной жарой. Его северные части жаркие и разрушительные, а южные  — прохладные и морозные.

Знак Тельца, в целом, является показателем как температур, так и вообще жары; однако, если рассмотреть его по частям, то ведущая доля, особенно возле Плеяд, связана с землетрясениями, ветрами и туманами, середина  — с влагой и холодом, последняя часть, расположенная возле Гиад,  — с огнём, громом и молниями. Северные части знака умеренные, южные  — неустойчивые и нерегулярные Близнецы, в целом, производят ровную температуру; тем не менее, ведущая часть знака  — это влажность и разрушение, середина  — умеренность, а последняя часть  — смешение погоды и нерегулярность. Северные части ветреные и вызывают землетрясения, южные  — сухие и знойные.

Знак Рака, в целом, свидетельствует о ясной, теплой погоде; однако, его ведущая часть и область, расположенная возле Яслей, вызывают духоту, землетрясения и туманы; середина  — умеренную погоду, последние части  — ветер. Его северные и южные части жаркие и знойные.

Знак Льва, в целом, жаркий и душный; однако, ведущая часть его дает духоту и губительна, середина характеризуется умеренностью, а последняя доля  — влажностью и разрушением. Северные части знака изменчивые и обжигающие, южные  — влажные.

Знак Девы, в целом, влажный и отмечен грозами; но если взять его по частям, то ведущая часть связана с относительно теплой погодой и разрушительным влиянием, середина  — с умеренной температурой, последняя часть  — с влажностью. Северные части знака ветреные, южные  — умеренные.

Знак Весов, в целом, изменчивый и непостоянный; его ведущая и средняя части умеренные, последняя  — водная. Северные части ветреные, южные  — влажные и пагубные.

Знак Скорпиона, в целом, отмечен громом и молнией, его ведущая часть снежная, средняя  — умеренная, а последняя вызывает землетрясения. Его северные части жаркие, а южные  — влажные.

Знак Стрельца, в целом, ветреный; его ведущая часть  — влажная, средняя  — умеренная, а последняя  — обжигающая. Северные части ветреные, южные  — влажные и переменчивые. Знак Козерога, в целом, означает влажность; однако, его ведущая часть отмечена жаркой погодой и разрушительна, середина  — умеренная, последняя — вызывает ливни. Северные части знака, равно как и южные, влажные и разрушительные.

Знак Водолея, в целом, холодный и водный; однако, ведущая часть его влажная, средняя  — умеренная, последняя  — ветреная. Его северные части порождают жаркую погоду, южные  — облака.

Знак Рыб, в целом, холодный и ветреный; однако, ведущая часть  — умеренная, средняя  — влажная, а последняя  — жаркая. Северные части ветреные, южные  — влажные...

Мы должны изучать движение Луны в течение трех дней до и трех дней после новолуния, полнолуния и четвертей. Когда появляется Луна тонкая и ясная, и вокруг нее ничего нет, то это означает ясную погоду. При тонкой и красной Луне и видимости всего диска неосвещенной части, форма которого несколько нарушена, следует ожидать ветров в том направлении, в котором она особенно наклонена. Если Луна темная или бледная и утолщенная, то это указывает на грозы и дожди.

Мы должны также осуществлять наблюдение за гало вокруг Луны. Так наличие одного гало, четко выраженного и затем постепенно бледнеющего, говорит о ясной погоде, двух-трех гало  — о буре; если они имеют желтоватый цвет и разорванный контур, то гроза будет сопровождаться сильным ветром; широкое, туманоподобное гало  — признак снегопада, бледное или темное и разорванное гало означает бури со снегом и ветром; чем больше число гало, тем сильнее будет ураган...

И, действительно, особыми качествами каждого возраста являются те, что естественным образом присущи планете, соотносящейся с ним; их необходимо рассмотреть, ибо это позволит нам исследовать общие проблемы деления по времени, тогда как частные различия будут выявлены из особых качеств, обнаруженных в карте рождения. Так первыми четырьмя годами жизни, которые соответствуют четырехлетнему периоду, то есть возрастом младенчества, управляет Луна, которая является причиной гибкости и отсутствия устойчивости тела, его быстрого роста и, как правило, влажного характера потребляемой пищи, изменчивости физического состояния и несовершенства и не выраженности состояния души, что согласуется с ее собственными активными качествами.

В течение дальнейших лет Меркурий, которому принадлежит второе место и второй возраст, то есть детство, и период, составляющий половину от двадцати лет, начинает очерчивать и формировать тонкую и разумную часть души, сеять определенные семена и зачатки знаний и высвечивать индивидуальные особенности характера, пробуждая душу через наставления, обучение и первые гимнастические упражнения. Венера, отвечающая за третий возраст, то есть юношество, который длится восемь лет и соответствует ее собственному периоду, начинает, что вполне естественно, возбуждать при их созревании деятельность семенных протоков и зарождать стремление к соблазнам любви.

Именно в это время душу охватывает некое безумие, невоздержанность, желание использовать любой случай для достижения полового удовлетворения, бурная страсть, вероломство и безрассудство пылкого влюбленного. Управитель средней сферы, Солнце, несет ответственность за четвертый возраст, стоящий посередине и именуемый периодом зрелости, который равен по продолжительности девятнадцати годам; в течение этого времени оно доводит душу до совершенства и направляет ее деятельность, рождает в ней желание материальных благ, славы и достойного положения в обществе и производит в ней изменение от беззаботных и наивных блужданий к серьёзности, благопристойности и честолюбию.
Вслед за Солнцем управление зрелыми людьми Осуществляет Марс, пятый по счету, оно длится в течение пятнадцати лет, что равно его собственному периоду. Он привносит в жизнь суровость и невзгоды, тревоги и страдания как души, так и тела, вызывая чувство и понимание того, что пора расцвета уже проходит, и заставляет до ее окончания завершить в упорном труде что-то из начатого, наиболее важное и дорогое. Шестой по счету, Юпитер, берущий на себя управление пожилым возрастом в течение двенадцати лет, что равно его периоду, порождает отказ от ручного труда, тяжелой работы, суматохи и опасных видов деятельности и вместо них приносит благочестивость, предусмотрительность и уединение, а также склонность ко всеобъемлющим размышлениям, поучениям и утешению; именно в этот период люди начинают особенно высоко ценить свое доброе имя, заслуги и независимость, оставаясь скромными и полными чувства собственного достоинства. Наконец, Сатурн управляет старостью, самым последним периодом, который длится до конца жизни...

Поскольку наш населенный мир делится на 4 квадранта, что равно по величине числу тригонов, и делится по широте Внутренним морем от пролива Геркулеса до залива Исс и прилегающим на востоке горным хребтом на северную и южную части, а по долготе Арабским заливом, Эгейским морем, Постом и озером Меотида на восточную и западную части, то образуются четыре квадранта, которые согласуются в расположении с тритонами. Первая часть лежит на северо-западе населяемого мира; в неё входит Кельтская Галлия, и мы называем ее в целом Европой. Напротив расположен юго-восточный квадрант, включающий в себя восточную Эфиопию, которая обычно называется южной частью Большой Азии. К северо-восточной части населяемого мира относится Скифия, которая известна ещё как северная часть Большой Азии.

Частью, расположенной напротив и лежащей на юго-западе, является западная Эфиопия или, согласно более общему названию, Ливия.

Источник: [8.7]
Комментарии

Статья № 2
Гермес Трисмегист, †60 до н. э.

Я тебе говорил о зодиакальном круге, иначе говоря, о круге, несущем животных, а также о пяти планетах, Солнце, Луне и о каждом из их кругов...

Под ними находится то, что называют Медведицей, составленной из семи звезд в середине зодиака, имеющей для равновесия другую медведицу над своей головой. Деятельность Медведицы подобна деятельности оси, поскольку она никогда не заходит и не восходит, но все время находится в одном и том же месте и вращается вокруг одной и той же точки, будучи тем самым причиной вращения зодиакального круга и перехода Вселенной из ночи в день и изо дня в ночь.

За Медведицей следуют иные хоры звезд, которых мы не сочли достойными иметь названия, но те, которые придут после нас, наследуя, в свою очередь, действительность, дадут им имена...

Существует иной род звезд, о Тат,  — то, что называют кометами. Они появляются в свое время и вскоре снова исчезают, они не восходят, не заходят и не рассеиваются, рождаясь как видимые посланцы и предвестники событий, которые вскоре должны повлиять на судьбу рода людского. Они занимают пространство под кругом Солнца. Когда в мире должно что-либо случиться, они появляются будь то на востоке, будь то на севере, будь то на западе, будь то на юге и, сияя в течение нескольких дней, возвращаются под круг Солнца, где они пребывают невидимыми после того, как они показались. Мы назвали их звездами-пророками. Такова природа звёзд.

Звезды (астерес) отличаются от созвездий (астра). Астерес называют звезды, которые плывут по небу, астра  — неподвижные звезды на теле неба, движущиеся вместе с небом: двенадцать из астра названы знаками зодиака.

Земля находится в середине Вселенной, как человек, лежащий на спине. Она лежит лицом к небу и состоит из стольких частей, сколько членов имеет человек. Ее взор обращен к небу как к своему отцу, чтобы, следя за изменениями в небе, она изменялась сама в том, что свойственно ей. Ее голова помещена на Юге Вселенной, правое плечо обращено к восточному ветру, левое  — к ливийскому, ноги  — под Медведицей (правая  — под хвостом), Левая  — под головой Медведицы, бедра суть в местах, следующих за Медведицей, средние части  — в средних местах.

Доказательством тому служит то, что люди, живущие на голове земли, имеют хорошо развитую верхнюю часть головы и красивые волосы; восточные предрасположены к борьбе и суть приверженцы Стрельца, так как этими качествами они обязаны правой руке; западные защищены от опасности и часто сражаются левой рукой, и всё то, что иные выполняют правой рукой, они выполняют левой; те, которые живут под Медведицей, отличаются своими [сильными или быстрыми ступнями и...] хорошо сложенными ногами; у тех, кто прибывает из тех же мест и ещё более отдаленных [?], называемых сегодня [?] италийскими или эллинскими, прекрасные бедра и ягодицы, и по причине превеликой красоты этих частей опускаются до предпочтения мужчин...

Мир есть полый шар, имеющий в себе самом причину своего качества, невидимый в своей целости; если, выбрав какую-либо точку на его поверхности, мы пожелали бы увидеть что-нибудь на дне (in imo; Фергюсон: в середине), мы не смогли бы это увидеть. Поэтому многие приписывают миру природу и качества пространства. Шар сей кажется видимым только посредством отдельных отражений идеальных форм, как будто нарисованных на его поверхности; он видится в образах, но в действительности он всегда невидим сам по себе. Вот почему дно, низшая часть шара, если это все-таки место, называется по-гречески аидэс, невидимый, от слова идеин  — видеть, ибо невозможно увидеть глубину шара.

Образы мы называем идеями, потому что это видимые (Менар: невидимые...) формы. Это дно шара, которое греки называют Адес, потому что оно невидимо, римляне называют Инфер, нижний, по причине его нижнего расположения.

Источник: [8.9]

Статья № 3
Плотин

Когда нам говорят, что некая холодная звезда тем более благоприятнее для нас, чем дальше она от нас находится, то этим ясно дается понять, что её вредное влияние проистекает из холодности ее природы; и в то же время (если размышлять подобным образом) она должна помогать нам, когда она находится в противоположных Зодиакальных фигурах.

Нам говорят, что когда холодная планета находится напротив горячей, то они обе становятся опасными: но их воздействие на нас может быть результатом компромисса между ними...

Далее Плотин продолжает путаться в терминах звезда/планета:

Звезда, известная под названием Юпитер, обладает положенным ей количеством огня (и тепла), напоминает в этом смысле звезду Венера, и, стало быть, находится с ней в союзе. В конфигурации со звездой, известной под названием Огненная (Марс), Юпитер является благоприятной планетой, поскольку его воздействие смешивается с воздействием Марса; в конфигурации с Сатурном он неблагоприятен для Земли ввиду расстояния, на котором он от неё находится. Меркурию, похоже, все равно, в какой конфигурации находиться: он перенимает характер любой планеты.

Источник: [8.15]
Комментарии

Статья № 4
Диодор Сицилийский, †30 до н. э.

...в начале мироздания земля и небо имели один и тот же вид, так как их природа была перемешана; затем, когда они отделились друг от друга, мир получил все видимое в нём устройство, воздух же оказался в постоянном движении, и огневидная часть его устремилась в высшие сферы, так как всё, имеющее такую природу, поднимается вверх из-за легковесности; поэтому солнце и остальное множество звезд оказались вовлеченными в общий круговорот; напротив, все то, что было илистым, грязеподобным вместе с примесью влаги, по причине тяжести осталось пребывать в том же самом месте. И так как все это постоянно вращалось вокруг себя и уплотнялось, то из влаги возникло море, из более твердых элементов возникла суша, которая была глинистой и совершенно мягкой...

Актин (Гелиад с острова Родос — Прим. ред.) отправился в Египет, где основал Гелиополь, который назвал так в честь своего отца. Именно благодаря ему египтяне познакомились с наукой астрологии. Впоследствии у эллинов произошел потоп, большинство людей погибло от проливных дождей, и все письменные памятники оказались утеряны. Поэтому египтяне, воспользовавшись благоприятным случаем, присвоили себе достижения в области астрологии, а поскольку эллины не могли возразить им из-за утраты письменности, утвердилось мнение, что именно [египтяне] первыми разработали науку о звездах.

Равным образом и афиняне, основавшие в Египте город Саис, по причине потопа пребывали в таком же неведении. Вот почему считается, что только много поколений спустя Кадм, сын Агенора, впервые принес в Элладу письмена из Финикии, и после него всегда полагали, что эллины внесли в письменность только некоторые дополнения, поскольку сами эллины пребывали во всеобщем неведении...

На расстоянии около трехсот стадиев за Эфалией находится остров, который эллины называют Кирн, а римляне и местные жители  — Корсика. Причалить к этому острову легко, поскольку здесь есть прекрасная гавань, называемая Сиракосий. Есть на этом острове и два значительных города, один из которых называется Каларида, а другой  — Никея...

Источник: [8.18]
Комментарии

Статья № 5
Овидий, †60

И восхожденье Козлят, и нисхожденье Плеяд,
Повременú, а не то, не вовремя вверившись морю,
Еле удержит рука щепки разбитой кормы.

Источник: [8.3]
Комментарии

Статья № 6
Цельс, II в.

На это же намекает учение персов и мистерия Митры, имеющаяся у них. В этой мистерии даётся символ двоякого движения в небе  — движения неподвижных звезд и планет и прохождения душ через них. А символ этот таков: семивратная лестница и над ней восьмые ворота.

Первые ворота из свинца, вторые из олова, третьи из меди, четвертые из железа, пятые из смешанного металла, шестые из серебра, а седьмые из золота. Первые [ворота] они посвящают Кроносу, видя в свинце признак медлительности этого светила, вторые  — Афродите, сравнивая с ней блеск и мягкость олова, третьи «с медным порогом», крепкие  — Зевсу, четвертые  — Гермесу, так как и железо и Гермес выносят всякую работу, деятельны и работоспособны, пятые, неровные и переменные вследствие смешения,  — Аресу, шестые, серебряные,  — Луне, седьмые, золотые,  — Солнцу, которое они напоминают цветом.

Источник: [8.10]
Комментарии

Статья № 7
Адальберт

Небесное тело подобное комете наблюдалось четырнадцать дней подряд и за этим последовал небывалый падеж скота.

Источник: [10.9]

Статья № 8
Аристотель, †322 до н. э.

...так как десятка, как им [пифагорейцам] представлялось, есть нечто совершенное и охватывает всю природу чисел, то и движущихся небесных тел, по их утверждению, десять, а так как видно только девять, то десятым они объявляют «противоземлю.

...мы видим другие пространственные движения — вечные движения планет (ибо вечно и не знает покоя тело, совершающее круговое движение; это показано в сочинениях о природе).

Итак, Евдокс считал, что движение Солнца и Луны происходит у каждого в трех сферах, из которых первая  — это сфера неподвижных звезд, вторая имеет движение по кругу, проходящему посредине созвездий зодиака, третье  — по кругу, отклоняющемуся по широте от зодиака (при этом на большую широту отклоняется тот круг, по которому движется Луна, нежели тот, по которому движется Солнце).

Движение планет, по мнению Евдокса, происходит у каждой в четырех сферах, и из них первая и вторая  — те же, что и указанные выше (ведь сфера неподвижных звезд есть сфера, несущая с собой все [другие], и та, которая расположена ниже и имеет движение по кругу, проходящему посредине созвездий зодиака, также общая для всех); у третьей сферы всех планет полюсы находятся на круге, который проходит посредине созвездий зодиака, а движение четвертой совершается по кругу, наклоненному к среднему кругу третьей; и полюсы третьей сферы у каждой из других планет свои, а у Афродиты и Гермеса одни и те же.

У Каллиппа расположение сфер такое же, что и у Евдокса, и количество их для Зевса и Кроноса он отводил одинаковое с Евдоксом, но для Солнца и для Луны, по его мнению, надо было еще прибавлять по две сферы, если хотят объяснить наблюдаемые явления, а для каждой из остальных планет  — по одной.

Однако если эти сферы должны в своей совокупности объяснять наблюдаемые явления, то необходимо, чтобы для каждой планеты существовали другие сферы  — числом меньше на одну,- такие, которые бы каждый раз поворачивали обратно и приводили в то же самое положение первую сферу светила, расположенного ниже, ибо только так может вся совокупность сфер производить движение планет. А так как [основных] сфер, в которых вращаются планеты, одних имеется восемь, других  — двадцать пять и из них не требуют возвращения назад только те, в которых движется планета, расположенная ниже всего, то сфер, возвращающих назад сферы первых двух планет, будет шесть, а тех, которые возвращают назад сферы последующих четырех,  — шестнадцать; и, таким образом, число всех сфер  — и тех, которые несут планеты, и тех, которыми эти последние возвращаются обратно,  — пятьдесят пять. А если для Луны и для Солнца не прибавлять тех движений, которые мы указали, то всех сфер будет сорок семь...

От древних из глубокой старины дошло до потомков предание о том, что эти [светила] суть боги и что божественное объемлет всю природу. А все остальное [в предании] уже добавлено в виде мифа для внушения толпе, для соблюдения законов и для выгоды, ибо в нём утверждается, что боги человекоподобны и похожи на некоторые другие живые существа, утверждается и другое, вытекающее из сказанного и сходное с ним...

Ничто этому не мешает, скорее необходимо [вещам] вращаться в этих [числовых отношениях], если всё связано с числом. А кроме того, под одно и то же число могли бы подходить различные вещи; поэтому если для нескольких вещей было бы одно и то же число, то они были бы тождественны друг другу, принадлежа к одному и тому же виду числа; например, Солнце и Луна было бы одним и тем же. Однако на каком основании числа суть причины?

Есть семь гласных, гармонию дают семь струн, Плеяд имеется семь, семи лет животные меняют зубы, было семь вождей против Фив. Так разве потому, что число таково по природе, вождей оказалось семь или Плеяды состоят из семи звезд? А может быть, вождей было семь, потому что было семь ворот, или по какой-нибудь другой причине, а Плеяд семь по нашему счету, а в Медведице  — по крайней мере двенадцать, другие же насчитывают их больше; и X, Ps, Z они объявляют созвучиями, и так как музыкальных созвучий три, то и этих звуковых сочетаний, по их мнению, тоже три, а что таких сочетаний может быть бесчисленное множество, это их мало заботит (ведь GR также можно было бы обозначать одним знаком)...

Вот какие выводы следуют из этого учения, и их можно было бы привести еще больше. Но уже то, что объяснить возникновение чисел столь мучительно и что свести концы с концами здесь невозможно, свидетельствует, по-видимому, о том, что математические предметы вопреки утверждениям некоторых нельзя отделять от чувственно воспринимаемых вещей и что они не начала этих вещей.

Источник: [8.13]
Комментарии

Статья № 9
Кведлинбургские хроники

729 год

Появились кометы.

733 год

Произошло солнечное затмение (6.08.733).

Источник: [19.18]

Статья № 10
Иоанн Малала, †578

В то же царствование (Юстиниана — Прим. ред.) появилась на западе большая, внушающая ужас звезда, от которой шёл вверх белый луч и рождались молнии. Некоторые называли ее факелом. Она светила двадцать дней, и была засуха, в городах — убийства граждан и множество других грозных событий...

В то же время было громадное падение звёзд, продолжавшееся с вечера до [самого] утра, так что все изумлялись и говорили «Мы никогда не видели ничего подобного»...

В ноябре месяце пятого индикта появился на небе огонь наподобие копья, протянувшийся от восточных областей до западных.

Источник: [8.19]

Статья № 11
Св. Максимин Трирский

538

16 февраля, с первого до третьего часа было солнечное затмение.

540

20 июня произошло солнечное затмение, и в течение почти получаса, с третьего часа дня были видны звёзды.

Источник: [10.4]

Статья № 12
Джеральд Хокинс

Стоунхендж был построен между 1900-м и 1600 годами до н. э. (до н. э.).

Уточнено более поздними исследованиями — 3100–2800 до н. э..

Все астрономические расчёты производились автором для дат около 1500 ВС.
Местоположение памятника: 51°10′43.88″N ; 1°49′35.01″W

Датировка памятника проводилась исходно:

Хотя сам-по-себе радиоуглеродный метод — горе нации. Ибо неоднократно были случаи чудовищных ошибок, например, датировки образца... 2150 годом от РХ.

Кратко о сути и исследованиях Дж. Хокинса (насколько это вообще возможно для людей, сейчас вообще не изучающих астрономию ни в школе, и ни где-либо ещё) — здесь, 1.0 Mb

Джеральд Хокинс. План Стоунхенджа из [21.48]
Джеральд Хокинс. План Стоунхенджа из [21.48]

В Северном полушарии есть только одна широта, на которой азимуты Солнца и Луны, когда они находятся в крайних положениях, разделены углом в 90° (51°17′N). Стоунхендж лежит всего в нескольких милях от этой широты.

Стоунхендж, http://tripblog.ru/wp-content/uploads/2009/09/стоун.jpg
Стоунхендж, http://tripblog.ru/wp-content/uploads/2009/09/стоун.jpg

Если вписать реальную форму Земли в правильную сферу, то поверхности двух тел пересекутся в районе 52° северного полушария. Значение этого совпадения пока не изучено.

Справочно.
Аркаим находится практически на той же широте — 52°39′N.

Стоунхенджлунки Обритрудоёмкость работАркаим

Источник: [21.48]
Комментарии

Статья № 13
Анналы Инишфаллена

442

Звезда волосатая появилась.

444

Затмение солнца в девятом часу.

Источник: [11.17]

Статья № 14
Елишэ

Ответил (середина V века) епископ Сахак:

«Что же касается солнца, то, если желаешь просветиться, поведаю тебе истину.
Оно — частица сотворенных [тел] сего мира, частица, отделенная от множества частей. Часть [тел] выше него, часть ниже.
Само по себе оно не имеет чистого сияния, но через посредство воздуха велением Божьим распространяет свои лучи и огненной частью согревает все сущее, находящееся ниже него.
А вышние вовсе не получают его лучей, ибо свет заключен в его шаре, как в некоем сосуде, который отверзается и изливает [лучи] вниз, в усладу нам, живущим внизу. Подобно тому как корабль, летящий над бездной вод морских, слепо следует, направляемый умелым и знающим кормчим, также и солнце, направляемое своим распорядителем, меняясь, обращается по кругу в течение года»

Источник: [8.34]

Статья № 15
Георгий Флоренций (Григорий Турский), †594

485

Тогда же и солнце затмилось (29 мая — Прим. ред.), так что едва была видна третья часть его.

563

Но однажды, в октябрьские календы (1 октября — Прим. ред.), солнце было затемнено так, что не только не светила даже и четвертая часть его, но оно казалось безобразным и бесцветным, как мешок.
Кроме того, над этой областью в течение целого года появлялась звезда, которую некоторые называют кометой, с хвостом, похожим на меч; и видели, как пылает небо; и было много других знамений.

581

Произошло затмение луны (5 апреля) и появилась комета...

590

В середине октября (14 окт.) произошло затмение солнца, и сияние его настолько уменьшилось, что было почти таким же, как бывает от серпа луны на пятый день новолуния.

Источник: [8.35]

Статья № 16
Беда Достопочтенный, 731

538

В году 538-м, в тринадцатый день до мартовских календ с первого часа до третьего происходило солнечное затмение1.

540

В году 540-м, в двенадцатый день до июльских календ случилось солнечное затмение, и после трёх часов в течение получаса были видны звезды.

664

В году от воплощения Господа 664-м в третий день мая около четырёх часов дня случилось солнечное затмение2.
В том же году внезапно пришедшая чума вначале обезлюдила южные области Британии, а затем обрушилась на Нортумбрийскую провинцию, производя повсюду ужасные опустошения и поразив великое множество народа.

678

В году 678-м появилась комета...

729

В год от воплощения Господа 729-й, когда Пасха выпала на восьмой день до майских календ...
В год от воплощения Господа 729-й вокруг солнца появились две кометы, наводя на всех великий ужас. Одна из них предшествовала солнцу, когда оно вставало на востоке, а другая следовала за ним, когда оно садилось на западе; казалось, они предвещают ужасные бедствия, как востоку, так и западу. Одна комета появлялась днём, а другая ночью, что означало, что беды ожидают человечество днём и ночью. У них были длинные хвосты, обращённые к северу и похожие на факелы, грозящие зажечь огонь; появились они в январе месяце и оставались на небе почти две недели.


1 Это и следующее затмения не упомянуты в «Истории». Первое произошло 16 февраля, второе — 20 июня. — Прим. пер.

2 На самом деле затмение имело место 1 мая. — Прим. пер.

Источник: [8.45]

Статья № 17
Аммиан Марцеллин, 359

Надвигавшийся уже конец осени и появление на небе созвездия козлов (Козерога — Прим. ред.) препятствовали продолжению похода; поэтому Сапор и персы собирались вернуться домой с пленными и добычей.

Источник: [8.41]
Комментарии

Статья № 18
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Затмение солнца в Византии.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Затмение солнца в Византии, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

При Константине же было сильное землетрясение: в Каменнейской стране 13 городов разрушились и затмение солнца было в 3-ий час дня, так что и звезды на небе появились.


Лицевой сводзатмение солнцаземлетрясение

Источник: [16.55]

Статья № 19
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112

393
На небе появился страшный знак колонны, везде одинаковый.

541
В различных частях Галлии видели разные знамения: появилась комета; в день Пасхи видели, как горело небо; из облака на одежды людей пролилась настоящая кровь; стены внутри дома одного человека оказались забрызганными кровью. Последовавшие за этим великие напасти, в том числе оспа с волдырями и нарывами унесли жизни многих людей.

555
Будто наконечник копья появился на небе с севера на запад.

565
На солнце и луне появилось множество знаков.

567
В небе были видны огненные копья, предвещавшие вторжение лангобардов в Италию.

580
Люди видели, как огонь промчался по небу.

654
Огонь упал с неба, и великий страх напал на людей.

677
Начиная с августа, в течение трёх месяцев звезда, пронизывая небеса лучами, появлялась со стороны востока от крика петуха и до самого утра, и сильная смертность последовала за ней со стороны востока.

695
Затмение солнца произошло в третьем часу дня; так что кое-где были ясно видны звёзды.

740
На солнце, луне и звёздах появляются знаки.

космические явлениякометызатмение солнца

Источник: [12.34]

Статья № 20
Фредегар

587
В этом же году на небе появились знамения — огненные шары, которые, искрясь и пылая, падали на землю.

590
В этом же году было лунное затмение; и в том же году началась война между франками и бретонцами на берегах реки Вилен.

591
На 32–м году правления Гунтрамна затмилось солнце от края до середины своего диска так, что была видна едва третья часть его.

600
На 5–м году правления Теудериха на западной части небосклона наблюдались те же знамения, что и в предыдущем году: огненные шары летали поперек неба и казалось, что это летают огненные копья.

603
На 8–м году правления Теудериха... В этом году произошло затмение солнца, и оно случилось тогда, когда Бертоальд, франк по рождению, был майордомом Теудериха.

затмения небесных телметеоритный дождь

Источник: [8.50]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,094