▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Естественные науки, системы счисления → Славяне и российские этносы (XVII век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.10. Естественные науки, системы счисления. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Каптерев, Гордон, Немоевский, Елассонский, Коллинз, Масса, Олеарий, Книга Чертежу, Витсен, Милюков, Эрмитаж, Алеппский

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

У москвитян иной способ, против прочих народов, считать и изображать числа: для этого служит им доска, содержащая несколько рядов зерен, посредством которых москвитяне с удивительной скоростью сосчитывают верно самые большие числа. Впрочем, этот способ счисления известен и другим народам, с той только разницей, что в других землях для этого употребляется мелкая монета, распределением которой по разным местам изображаются разные числа.

счёт на Русирусский абакус

Источник: [17.2]

Статья № 2
П. Ф. Каптерев, †1922

Облегчение всех вычислений началось с введения арабских цифр. Но арабские цифры медленно входили в жизнь в течение XVII века. Впервые они встречаются в славяно-русских книгах (с 1611 г.), вышедших из западных типографий. В московской типографии употребление арабских цифр началось с 1647 года. Даже в начале XVIII века издавались иногда книги с арабскими и русскими цифрами, одна половина экземпляров с одними, а другая  — с другими.

Поэтому понятно, что в старых рукописях арифметика превозносилась как высочайшая мудрость: «без сей численности философии, изобретения финикийского, единой из семи свободных мудростей, нельзя быть ни философом, ни доктором, ни гостем искусным в делах торговых... ея знанием можно снискать великую милость Государеву». Особенно расхвалена арифметика в одной рукописи первой по-ловины XVII века: «Арифметика. Аз есмь от Бога свободная мудрость высокозрительного и остромысленного разума и добродатное придарование человеческое. Мною человек превосходит бессловесное неразумие. Аз бо есмь своими легкими крылома парю выспрь под облаки, еще и несть мя тамо. Аз заочныя, невидимыя и предъочиыя дела объявляю» и т. д.

По части общих представлений о земле и Вселенной большим авторитетом в течение целых веков (XIV–XVII) пользовался у нас монах Козьма Индикоплов, бежавший в Индию (но не доплывший до нее) в VI веке. Его сочинение представляет нечто вроде христианской топографии, физического и астрономического толкования Священного Писания. В древних рукописях оно носит такое заглавие: «Книги Козьмы порицаемого Индикоплова, избраны от божественных писаний благочестивых и повсюду славимым мир Козмою». Он восстает против системы Птоломея, против тех, «которые доказывают сферическое и кругообразное движение неба и хотят геометрическими вычислениями, на основании затмения солнца и луны, определить форму мира и фигуру земли».

Сам Козьма основывается на Священном Писании. Для него земля имеет форму четырехугольной плоскости, длина которой вдвое больше ширины, потому что такова была форма престола в святая святых, устроенного Моисеем по подобию земли. Земля стоит на самой себе, потому что сказано: ты утвердил землю на ее основании. За пределами океана, окружающего земную плоскость, есть еще земля. Там был и рай. На краю этой земли поднимается высочайшая стена, которая сверху закругляется и образует небесный свод. Где стена начинает закругляться, растянута, наподобие скатерти, твердь и отделяет от земли небо, на котором живут Бог и святые. Небесные явления производятся шумными силами: ангелы движут звездами, они же собирают трубами морскую воду, чтобы пустить ее в виде дождя на землю. Конечно, при такой форме земли существование антиподов является невозможным.

Были и другие представления о земле, например, что она стоит на трех китах, что она поддерживается семью столпами. Апокрифические легенды рассказывали о людях, подходивших к концу земли и видевших, как хрустальный свод неба опускается к земле и соединяется с ней. Новгородские бывалые люди находили на море гору, за которой скрывался земной рай. «И видели они, что на той горе чудною лазурью написан Деисус, удивительно громадный по размерам, как бы не человеческими руками сотворенный... и свет в том месте был самосиянный такой, что человеку и не перерассказать... а на тех горах слышны были многие ликования и веселые голоса».

системы счисления на Русиарабские цифры на Русиначала арифметики

Источник: [20.1]
Комментарии

Статья № 3
Патрик Гордон, †1699

Реконструкция Дела о возмещении расходов П. Гордона на поездку в Британию — см. здесь.

Источник: [17.14]
Комментарии

Статья № 4
Станислав Немоевский, 1606–1608

По пути из Ростова на Бело-озеро, ноябрь 1606

К четвертому ночлегу сделавши 27 миль (Ок.135 верст — Прим. ред.), мы под Романовом переехали Волгу, называвшуюся antiquitus Rha, которая, по представлению древних геометров, делит Азию и Европу.

Источник: [17.7]
Комментарии

Статья № 5
Арсений Елассонский, †1626

Мы слышали (19 марта 1611 года — Прим. ред.) от многих, что в трёх укреплениях великой Москвы находилось мужей и жен, юношей и старцев всего душ триста мириад, т. е. три раза тысячу тысяч. Итак, такое множество народа было истреблено и бежало из великой Москвы, чтобы избавиться убиения мечом и огнём.

Источник: [17.9]
Комментарии

Статья № 6
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Они считают мили свои не сотнями, а девяностами.1


1 Про счёт девяностами см. также ст. 2 в 20.10.16.s

системы счисления на Русисчитать девяностами

Источник: [17.10]
Комментарии

Статья № 7
Исаак Масса, †1635

Исследование Северного морского пути в начале XVII века за счёт Ле-Мэра, нидерландского купца

 Россия, карта Исаака Массы, 1636. Сайт Петра Власенко, http://ua.vlasenko.net/


Я не буду удивлен, если узнаю, что Вайгачский пролив забит на северо-востоке огромными ледяными горами, так как реки Обь и Енисей и ещё много других рек, имена которых неизвестны, гонят такое количество льда, что этому прямо трудно поверить.
Россия, карта Исаака Массы, 1636. Сайт Петра Власенко, http://ua.vlasenko.net/

В начале весны случается, что вблизи моря лёд бывает так толст и его так много, что он сносит целые леса. Это без сомнения и является причиной того, что около берегов пролива Вайгач наблюдается так много плавающего леса. Неудивительно поэтому, что так холодно в этом проливе около Новой Земли, если при узости его в нём накапливается и замерзает такая масса льда, причем толщина льда достигает 60-ти или, по крайней мере, 50-ти шестифутовых саженей, как это в настоящем году (1612) было измерено теми, кто поехал туда за счет Исаака Лемэра в небольшой лодке.

Северный морской путькарта Сибири

Источник: [20.26]

Статья № 8
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Впрочем, московитам не столь интересно было, пожалуй, иметь меня в качестве астронома: скорее всего хотели они меня удержать в стране потому, что им стало известно о начерченных мною и нанесенных на карту реке Волге и персидских провинциях, через которые мы проехали.

Источник: [17.34]
Комментарии

Статья № 9
Книга Большому Чертежу, 1627

Перевод текста на 1-ом листе:

Книга Большому Чертежу, что зделан в розряде новой чертеж всему московскому государству, городом, и полю, и рекам, и всяким полевым именным урочищам 135-го году.

По государеву цареву и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии указу сыскан в Розряде старой чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства, и в том чертеже и мера верстами, и мильми, и конскою ездою, сколько ехать днем станичною ездою на день, написано, и мера верстам положена...

Лист 1 Книги Большого Чертежу, http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_654.htm

Царствующей град Москва стоит на реке на Москве на левом берегу. А в реку в Москву, с вышней стороны города Кремля, пала речка Неглинна, течет сквозь Белой город; а ниже Белаго города в реку Москву пала речка Яуза. А река Москва вытекла по Вяземской дороге за Можайском верст с 30 и больше.

А от царствующего града Москвы дорогою до Можайска 90 верст, а город Можаеск стоит на реке на Москве на правом берегу. На реке ж на Москве, ниже Можайска 50 верст, а от Москвы 40 верст, на левом берегу Звенигород. А от Можайска до Вязьмы 80 верст, а город Вязьма стоит на реке на Вязьме на левом берегу.

А река Вязьма вытекла выше города Вязьмы 20 верст и пала река Вязьма в Днепр от города от Вязьмы верст с 30. А от Вязьмы до Дорогобужи 80 верст, а город Дорогобуж стоит на реке на Днепре на левом берегу. А река Днепр вытекла изо мшары из болота от Белые от города 60 верст, а от города от Вязьмы 60 верст, а Белая от Вязьмы 120 верст. А от Дорого-бужы до Смоленска 80 верст. Смоленеск на Днепре с левые стороны.

А река Днепр, и которыя реки в Днепр пали, и по Днепру городы на низ, и пороги, и горы мильми и верстами писаны собе сгатьею. А промеж города Можайска и города Вязьмы по Московской, дороге верх реки Поротвы, от Можайска 30 верст, для заставы из Можайска острожок, в нем стоит застава смотреть у проезжих людей от воевод проезжих грамот и печатей, а у торговых людей смотреть товаров. По той же дороге село Царева Займище, а в нем стоит застава из Вязьмы смотреть тож, а Царева Займища от Вязьмы 40 верст...

Река Донец Северскои вытекла ис чистого поля, от верху Семицы Донецкия, едучи к Перекопи, с левыя стороны дороги Муравскои, от Белагорода верст св 60, аи потекла под Белъгород; а мимо Белъгород потекла и пала в Дон, ниже речки Кондрючьи 10 верст. А Дон река пала под Озовом в море Озовское.

А протоку Донца Северского от верх и до устья 514 верст.
A с верху с правые стороны, от Муравскои дороги, пали в реку в Донец речка Донец Сажной да речка Донец Липовой, выше Белагорода, Липовой верст с 6, а Сажной верст с 20.

А ниже Липового Донца с версту пал в Северскои Донец колодезь Лихой Ерек, взялся врагом ис под Муравскои дороги.

А Белгород стоял на Донце, на Белой горе, на правой стороне Донца, и после литовского разоренья перенесен на другую сторону Донца, с нижные стороны Белого Колодезя, от берега от Донца, от старого городища 380 сажен, стоит в ниском месте; а Белой Колодезь течет из Разуменского лесу, пал в Донец выше города...

Источник: [20.40]
Комментарии

Статья № 10
Николаас Витсен, 1665

Москва, 23 января

Пряности им, правда, понравились, но, когда мы сказали, что они привезены из [Ост-] Индии, кто-то спросил, какая это страна, как далеко от России и как туда попасть, удивились, когда им сказали, что на корабле.

Источник: [17.39]

Статья № 11
П. Н. Милюков, 1896

Арабскія цифры появляются впервые въ славянскихъ книгахъ, напечатанныхъ за-границей, въ Венеціи и въ Римѣ, съ 1611 года. Въ 1647 году издается первая книга съ арабскими цифрами въ московской типографіи. Но еще въ 1676 г. «цыфирь» въ лѣчебникѣ Матвѣева заставила его обвинителей по всему его дому разыскивать эту «непотребную и противную закону Божію» книгу.

Какъ непривычны были для читателей арабскія цифры еще во время Петра, видно изъ того, что, издавая въ 1702 г. дневникъ взятія Орѣшка, онъ не рѣшился выпустить все изданіе съ «цифирными числами» и половину велѣлъ отпечатать съ «русскими».

Источник: [19.152]

Статья № 12
Государственный Эрмитаж

Из коллекции Государственного Эрмитажа

Приборы для определения широты места, координат небесных тел, для определения направления движения на море и для попыток определения долготы места. Производство мастеров Росии, Великобритании, Франции и Ирана:

Астролябия, 1682 // Иран; бронза (латунь); литьё, резьба, 11,5х18 см.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Астролябия, 1682 // Иран; бронза (латунь); литьё, резьба, 11,5х18 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]
Компас азимутальный корабельный, нач. XVIII // Великобритания; медные сплавы, намагниченное железо, дерево, бумага, офорт. 47х74,4х30 см.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Компас азимутальный корабельный, нач. XVIII // Великобритания; медные сплавы, намагниченное железо, дерево, бумага, офорт. 47х74,4х30 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]
 Компас корабельный, нач. XVIII // С.-Петербург;  дерево, латунь, стекло, бумага, тушь. 18,5х18,5х19,5.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Компас корабельный, нач. XVIII // С.-Петербург; дерево, латунь, стекло, бумага, тушь. 18,5х18,5х19,5. Государственный Эрмитаж, [21.102]
 Компас морской, нач. XVIII // Великобритания; дерево, бумага, металл, гравюра; диам. 26 см.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Компас морской, нач. XVIII // Великобритания; дерево, бумага, металл, гравюра; диам. 26 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]
 Часы солнечные экваториальные универсальные аугсбургского типа, начало XVIII // Франция; медные сплавы, сталь, стекло.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Часы солнечные экваториальные универсальные аугсбургского типа, начало XVIII // Франция; медные сплавы, сталь, стекло. Государственный Эрмитаж, [21.102]
 Часы солнечные, 1761–1762/63 // Россия, мастер Н. Чижов латунь; 28,5х20,5х19 см.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Часы солнечные, 1761–1762/63 // Россия, мастер Н. Чижов латунь; 28,5х20,5х19 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]

Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты.

астролябияопределение широты местадвижение по компасуопределение долготы места

Источник: [21.102]

Статья № 13
Павел Алеппский, 1656

Три Сибири. Страны Нового Света
Затем патриарх Никон пригласил воеводу, приехавшего из Сибири. Он явился к нему, приведя с собою нескольких должностных лиц из почётных жителей той страны. То были посланные с казенною податью, которую они в настоящее время привезли... Эти люди не из первой и не из второй Сибири, а из третьей, называемой: ени дунья (Новый Свет), которую открыли казаки шесть лет тому назад.

три СибириНовый Свет РоссииТретья Сибирь

Источник: [17.145]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,087