▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Летоисчисление. Метрология → Иные этнические системы (...VIII век) → Комментарии к статье № 14

Комментарии к статье № 14, Беда Достопочтенный, 731

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор
20.1. Летоисчисление. Метрология. Иные этнические системы (...VIII век)

Редактор сайта (2.02.2013 18:17:07)

«В год от воплощения Господа 729-й...»

Считается, что именно Беда Достопочтенный (Bede Venerabilis — лат.) первым начал использовать фиксацию дат по шкале от Рождества Христа; было это в VII веке.

Похоже, до Беды таки дошла инициатива от 525 года римского аббата Дионисия (Малого)... Правда, эта инициатива в самом Риме получила воплощение только при датировках энциклик папы Евгения IV, то есть... с 1431 года; до этого они, и все иные документы датировались в Европе от Сотворения мира.

В России новое летоисчисление вообще стало входить в быт только в XVIII веке, когда после календарной реформы Петра ещё много десятилетий в документах отмечался параллельный счёт годам по двум шкалам — от Сотворения Мира и от Рождества Христова!

Странная чехарда цивилизационных событий, однако!

Редактор издания (2.02.2013 18:18:32)

Примечания переводчика:


1 Имеется в виду книга канонов, утверждённых на Халкидонском соборе 451 г. Эти каноны, принятые западной церковью, были переведены на латынь Дионисием Экзигием в начале VI в.

2 Автор «Церковной истории» Евсевий Кесарийский играл главную роль на Никейском соборе 325 г., но о его участии в выработке 19-летнего цикла ничего не известно.

3 Друг Евсевия священник Памфил был казнён во время гонений 309 г. Евсевий написал его житие, не дошедшее до нас, и взял себе прозвище Памфила.

4 Феофил был патриархом Александрии в 385–412 гг. Он разработал пасхальный цикл на 418 лет (22 цикла по 19 лет) для римского императора Феодосия (правил в 379–395 гг.).

5 Кирилл Александрийский, ученик Феофила, сократил его цикл и исправил в нем ошибки.

6 Дионисий Малый (Dionysius Exiguus) в 525 г. составил пасхальные таблицы на 532 года (28 циклов) по улучшенной системе Виктория. Он также ввёл летосчисление от Рождества Христова, приверженцем которого был Беда. Прозвище «Малый» произошло от его смирения, а не от малого роста.

7 Т. е. на то же число лет, что охватывают таблицы Дионисия.

8 При Беде и даже позже дни месяца именовались по традиционной римской системе. Они отсчитывались назад от календ (первое число месяца), нон (пятое или седьмое число) и ид (тринадцатое или пятнадцатое число). Первый день до этих дат назывался «кануном» (pridie). Обычно в русских переводах такие даты именуются по схеме оригинала (например «десятый день августовских календ»).
Чтобы избежать неясности, здесь и далее перед базовыми днями ставится предлог «до» и даётся перевод дат. Десятый день до августовских календ соответствует 23 июля.

9 В Восточной империи звание консула превратилось в почётный титул императора и использовалось только для уточнения хронологии.

10 Индиктион или индикцион — цикл из 15 лет, который использовался для уточнения хронологии до окончательного утверждения летосчисления от рождества Христова. «Пятнадцатый индиктион» означает 15-й индикт (год) очередного индиктиона. Индикт мог начинаться 1 января, 1 сентября или 24 сентября; последний тип был введён Бедой и по его имени назывался «indictus Baedae».

11 Этерий был епископом не Арелата (Арля), а Лугдуна (Лиона). Кафедру Арля занимал Вергилий, которого Беда в главе ХХVIII называет преемником Этерия. На самом деле данное письмо обращено к епископу Тура Пелагию и епископу Массалии (Марселя) Серену. Епископу Вергилию было послано отдельное письмо, текст которого Беда не приводит.


Об исчислении Пасхи

Вопрос об исчислении Пасхи является одним из основных в сочинении Беды, поэтому его необходимо осветить подробнее. С первых веков христианства среди различных церквей возникли расхождения по вопросу даты главного переходящего праздника. В восточных провинциях Пасха по традиции антиохийской церкви совпадала с еврейской пасхой и начиналась 14 числа лунного месяца нисана. Александрийская церковь рассчитывала Пасху независимо от иудеев и праздновала ею в воскресенье после первого весеннего полнолуния; по этой системе Пасха могла начинаться в воскресенье между 15 и 21 днями лунного месяца.

Римская церковь поддерживала эту точку зрения, но исчисляла день Пасхи по своему 84-летнему циклу, который не совпадал с 19-летним александрийским. Никейский собор 325 г. в своём седьмом правиле определил, чтобы Пасха праздновалась отдельно от иудеев, в воскресенье после весеннего полнолуния.

В 525 г. римский монах Дионисий Малый предложил новое летосчисление от Рождества Христова и одновременно — новую систему исчисления Пасхи на основе 19-летнего (т.  н. Метонова) цикла. Часть церквей в результате ошибочных расчётов праздновала Пасху с 14 по 20 дни лунного месяца, но большинство вместе с Римом приняло за начало праздника 15 день луны. Постепенно главным защитником «неправильной» Пасхи стала кельтская церковь, по иронии судьбы воспринявшая ею именно из Рима в V в.

В вопросах Пасхи и тонзуры кельты отстаивали свою самостоятельность от Рима и главное — от английской церкви. Хотя ещё в 664 г. собор в Витби (Стренескальке) признал неправоту кельтов, основная часть ирландских христиан приняла католическую Пасху только в 716 г., а валлийская церковь — в 768 г.



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,196