Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали. Космические явления, мор > Летоисчисление. Метрология > Иные этнические системы (XX век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

Летоисчисление. Метрология. Иные этнические системы (XX век)

Ватиканский Собор , Иовль, Бережков

Статья № 1
Декларация о реформе календаря

Решение II Ватиканского Собора

Святейший Собор не противится тому, чтобы Пасха праздновалась в определённое воскресенье по григорианскому календарю — при том условии, что на это согласятся те, кого это касается, особенно братья, отделённые от общения с Апостольским Престолом.

Источник: [20.20]

Статья № 2
В. Иовль , 1907

Китай

Начало каждого времени года определяется для китайцев в ежегодно издаваемом при астрономическом приказе в Пекине полном народном календаре. И как бы ни был теплым первый день зимы, или холодным первый день лета, но китайцы обязательно в первом случае наденут зимнюю одежду, простеганную ватой, а во втором — сменят её на соответственную летнюю.

Народный календарь в жизни китайцев играет видную роль распорядителя, которому все подчиняются. В полном народном календаре определена вся бытовая жизнь китайца, указаны все счастливые и несчастливые в году дни на всякий случай обихода его жизни, будет ли это постройка дома, продажа и купля, поездка по делам, поступление на службу или вступление в брак, принесение благодарственной божеству жертвы и т. п.

И до известной степени надо отдать справедливость китайскому календарю: он не всегда врёт...

времена года в Китае.календарь жизни

Источник: [20.112]

Статья № 3
Н. Г. Бережков

О календарных стилях Западной Европы

В разных областях одной страны в одно и то же время начало года определяется по-разному; в одном и том же месте совершается время от времени переход от одного начала года к другому, т. е. смена стилей летосчисления.

Для примера возьмём Италию XII–XIV вв., тех веков, когда у нас применялась три стиля летосчисления. В разных областях и центрах Италии о того времени мы встречаем и сентябрьские начало года (в южной Италии, где оно удержалось от поры византийского господства, — в Неаполе, Амельфи, большей части Апулии и Калабрии), и рождественское начало (в Милане, Генуе, Лукке, Падуе), и начало года 1 марта (в Венеции — mos Venetus), и благовещенское начало.

Благовещенское начало существовало при этом в двух вариантах (calculus Florentinus, calculus Pisanus). Флоренция (а также Сиена) начинала год 25 марта после того, как год с тем же обозначенном был начат в городах и областях, придерживавшихся других указанных стилей. Пиза (также Лоди) меняла обозначение года 25 марта на 12 месяцев раньше, чем такая же перемена была произведена во Флоренции. На всем протяжении года обозначение его по пизанскому счету было единицею больше обозначения по флорентийскому. Год, обозначавшийся во Флоренции 1174, в Пизе обозначался 1175; с флорентийским 1223 г. совпадал пизанский 1224.

Отношение между флорентийским и пизанским счётом в точности соответствует отношению у нас между мартовским и ультрамартовским стилями. Папская канцелярия в Риме в XII и начале ХIII в. следовала благовещенскому стилю флорентийского типа; но в её документах этого времени встречается и рождественский стиль, господствовавший в её делопроизводстве раньше (приблизительно до середины X в.), а в первые десятилетия XII в. также благовещенский стиль пизанского типа. Затем, приблизительно в конце второго десятилетия XIII (при Гонории III, 1216–1227) в делопроизводстве канцелярии восстанавливается господство рождественского стиля; однако благовещенский стиль флорентийского типа не был окончательно оставлен, временами он вновь находил применение (1243–1280).

В Германии долгие века господствовал рождественский стиль. Ему следовала имперская канцелярия со времён Каролингов, он удостоверен в большинстве областей, его применял Тевтонский орден, его придерживалось большинство немецких анналистов и хронистов. Но множественность стилей летосчисления отмечается и в средневековой Германии. В пору господства рождественского стиля применялся в некоторых местностях Германии также благовещенский стиль (в епископствах Трира, Меца, Туля, Вердена); в первой половине XIII в. этот стиль встречается и в документах имперской канцелярии, особенно в продолжительное "правление Фридриха II (1218–1250), пасхальный (в Кёльнском архиепископстве до 1310 г., в Мюнстере до 1313 г., в Люттихе до 1333 г.), январский (встречающийся в актах имперской канцелярии с середины XIII в., а в начале XIV в. появляющийся в Мюнстере на смену пасхальному).

Во Франции широкое распространение получил пасхальный стиль летосчисления. Королевская канцелярия приняла пасхальное начало года (вместо благовещенского, применявшегося при первых Капетингах) во второй половине XI в. (при Филиппе I, 1060–1118). Этот стиль постепенно становится господствующим в стране. Но в некоторых областях долго ещё сохраняется благовещенский стиль (в Лангедоке, Провансе, Дофине и других областях в XII–XIII вв.), в некоторых применяется рождественский стиль (в областях под английским владычеством; в XIII в. он появляется также в Провансе и в Дофине).

Был ли счёт ультрамартовскими годами стилем местного, русского происхождения, или же он был усвоен под влиянием со стороны? Данными, которые говорили бы о заимствовании, мы в настоящее время не располагаем.


О календарных стилях Древней Руси см. здесь >> и здесь >>

летоисчислениеразная хронологияотсчёт Нового годакалендарные стили

Источник: [20.159]

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2019

▲ Наверх

0,121