▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Меры времени. Летоисчисление. Новый год. Пасха → Славяне и российские этносы (XIX век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.1. Меры времени. Летоисчисление. Новый год. Пасха. Славяне и российские этносы (XIX век)

Погодин, Майнов, Известия, Милюков, Языков

Статья № 1
М. П. Погодин, †1875

Годовые числа церковными буквами от С.М. переведены на наше летоисчисление от Р.Х. по вычету 5508 или 5509 лет, если с 1425 г. речь идет о происшествии случившемся от Сентября до Января. Прочия числа в средине текста напечатаны арабскими числами. Впрочем хронология наших летописей ещё не установлена: я надеюсь поговорить об этом в другом месте.

Источник: [19.26]
Комментарии

Статья № 2
В. Н. Майнов, 1884

Угорские народы: Обь — остяки и вогулы.

Не мало интереса представляет у угорских народов существующий у них способ счёта времени; самым коротким мерилом времени является «поть», что значит котёл, и соответствует тому времени, которое потребно на сварку ухи или похлёбки.

День у остяков в смысле «сутки» особого наименования не имеет, а называется составным словом «день-ночь»; неделя называется запросто числительным «семь», подобно мадьярскому языку, месяц называется «луна», а год — опять-таки «зима-лето».

В году месяцев тринадцать, и новый год начинается с первого весеннего новолуния.

Источник: [19.63]

Статья № 3
Внутренние известия. Письма к редактору Москвитянина, 1851

Из Казани, А. Артемьев

В приложении к 17 номеру Губернских ведомостей неизвестным автором был опубливан расчёт Пасхалий в виде очень удобных таблиц...

Письма к редактору Москвитянина, 1851. В приложении к 17 номеру Губернских ведомостей неизвестным автором был опубливан расчёт Пасхалий в виде очень удобных таблиц… /

Источник: [19.92]

Статья № 4
П. Н. Милюков, 1896

Могли (Раскольники — Прим. ред.) еще узнать его (Петра Великого) по предсказанному сроку его появленія, — поэтому онъ измѣнилъ хронологію: велѣлъ считать годы не отъ сотворенія міра, а отъ Рождества Христова, и при этомъ «укралъ у Бога» цѣлыхъ восемь лѣтъ, сосчитавши отъ сотворенія міра до Рождества Христова не 5500 лѣтъ, какъ прежде считали, а 5508 лѣтъ. Такимъ образомъ, 7208-й годъ вышелъ при переводѣ на новый счетъ не 1708-мъ, какъ бы слѣдовало, а 1700-мъ. Чтобы еще болѣе запутать счисленіе, онъ велѣлъ считать новый годъ съ января вмѣсто сентября, забывъ совсѣмъ, что въ январѣ міръ не могъ быть сотворенъ: въ январѣ яблоки были бы не зрѣлы и змію нечѣмъ было бы искусить Еву.

Источник: [19.152]
Комментарии

Статья № 5
Д. И. Языков, 1840

Вместо нынешняго слова год, т. е. времени, состоящаго из 12 месяцев, употреблялось у нас на Руси общее всем Словенам лето, а трехгодичный период, поле котораго прибавляется один день, назвали, следуя Византийцам, испорченным Латинским словом: Висектос, испортив него по своему, Високос (Bissextus, т. е., два раза шесть). Должно заметить, что в церковных книгах и в некоторых приказных делах (купчих и других сделках), слово лето, вместо слова год, употребляется еще и теперь.

Обыкновение разделять год на седьмицы, имели иудеи. У древних Римлян сего обычая не было; у них поселяне, в каждый девятый день приходили в Рим, от чего сии дни назывались Nundinae (рынок, quasi novendinае — девятидневка, — Прим. авт.); но наконец при Императорах, и они начали считать время Седьмицами.

Словено-Русы Седьмицею называли то, что мы ныне называем Неделею (Лат. Septimana), т. е., время, состоящее из 7 дней; неделею же или недельным днем называлось Воскресение или Воскресный день, по тому, что в сей день не занимались ни каким житейским делом. В последствие времени, название недели, очень несвойственно обратили на седьмицу, которая на конец мало по малу вышла совсем из употребления (usus tyrannus!), а осталась только в Церковных книгах.

Летописи доказывают ясно, что год в Россия начинался с Марта, а не с Сентября. Например: ВК Изяслав ушел из Kиeва 15 Сентября 6516 (1068), а возвратился чрез семь месяцев 2 Мая 6517, что случилось бы не в двух, а в одном году, если бы он начинался с Сентября. Также в летописи читаем: «В лето 6105 (1291) прииде Князь из Црьнигова Новугороду Ярополк Ярославич на верьбницю настануцю лету Мартом месяцем». Прочая ясныя же доказательства я пропущаю. Перемена с Марта на Сентябрь сделалась в XV столетии при ВК Василии Дмитриевиче. Карамзин доказал это ясно. Но когда именно сделалась эта перемена, неизвестно. Кончина сего ВК., 21 Февраля 1425, положена уже по новому счислению с Сентября.

Наконец, счисление с Сентября утверждено Московским собором, бывшим в 1505 при ВК Иоанне Васильевиче III при Митрополите Зосиме (Карамзин).

русская система летоисчислениядни недели на РусиНовый год на Руси

Источник: [19.204]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,115