▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Меры времени. Летоисчисление. Новый год. Пасха → Славяне и российские этносы (XVIII век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.1. Меры времени. Летоисчисление. Новый год. Пасха. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Паллас, Бибиков, Эрмитаж, Перри

Статья № 1
П. С. Паллас, 1793–1794

Крым

Имена старых ханов, погребённых у главной мечети ханского дворца в Бахчисарае (Букв. — сад-дворец — Прим. ред.), были мне указаны в следующем виде.

В первом мавзолее — Батыр-Гирей, умерший в 1051 г. эгиры (Хиджры — Прим. ред.), или 165 тому назад; Ислам-Гирей, умерший в 1025 г., или 150 лет тому назад; Махмет-Гирей, умерший в 1075 г., или 139 лет тому назад. Во втором мавзолее — Адил-Гирей, умерший в 1093, или 120 лет тому назад; Сафа-Гирей, умерший в 1104, или 111 лет тому назад; Хаджи-Селим-Гирей, умерший в 1117, или 99 лет тому назад; Девлет-Гирей, умерший в 1125 г., или 90 лет тому назад; Саадет-Гирей, умерший в 1137 г., или 71 Лет тому назад; Каплан-Гирей, умерший в 1149 г., или 65 лет тому назад; Менгли-Гирей, умерший в 1154, или 60 лет тому назад; Селамет-Гирей, умерший в 1156, или 60 лет тому назад.

Вне сводчатых усыпальниц лежат: Селим-Гирей, умерший в 1161 г. эгиры, или 55 лет тому назад; Арслан-Гирей, умерший в 1180 г., или 36 лет тому назад; Крым-или Керим-Гирей, умерший в 1182 г., или 34 года тому назад...

Татары (Крымские — Прим. ред.) привыкли иначе разделять времена года.
Весна (бахаар) начинается у них с Св. Георгия (23 апреля ст. стиля), столь торжественного дня у греков, называемого у татар кедрелес, и продолжается, с этого дня до 22 июня — шестьдесят дней.
Затем наступает их большое лето (чилле) в сорок дней — до 1 августа. Этот месяц, не принадлежащий никакому времени года, называется агостос до 25-го числа.

Их осень (гус) начинается 26 августа и продолжается до 26 октября — шестьдесят один день. На то же 26 октября, называемое ими также кедрелес, приходится значительный праздник Св. Димитрия у греков, и татары обычно заключают условия на этот день платить поземельные и вообще долговые обязательства, потому что к этому времени заканчиваются все сборы зерна, плодов и вина в стране.

С этого же дня они считают тридцать шесть дней, предваряющих их зиму, а с 1 декабря начинается их большая зима (киш-чиллэ), продолжающаяся сорок дней и кончающаяся только 4 февраля. Остающимся двадцати пяти дням этого месяца они дают название гучук-ай.

Следующие шестьдесят шесть дней, с 1 марта до 23 апреля, или их кедрелес, они называют март и не причисляют ни к какому времени года. В этот период по татарским метеорологическим наблюдениям примечают ещё времена холодов, показавшиеся мне довольно верными, называемые: зимой старых женщин, зимой скворцов (бердюль-адиюр), длящейся семь-восемь дней, и, наконец, зимой удодов. Замечательно, что они сохранили двенадцатилетний период монголов и дают почти те же названия его двенадцати годам, хотя некоторые из этих имён они взяли в свой язык в переводе, а другие плохо истолковали.

Вот употребительные у них названия этих лет:

  1. сичан, значащее у них мышь,
  2. ссихир — корова [укир — у монголов],
  3. барже, значащее по-монгольски тигр, у них в переводе обозначает маленькое серенькое насекомое, оно — не больше хлебного зерна и находится под камнями; [164]
  4. таушан — заяц [тушкан — у монголов],
  5. улу [по-монгольски лу — дракон], они его принимают за маленького червяка, не умея иначе объяснить;
  6. илан — змея [могой — у монголов],
  7. жилке — табун [морин по-монгольски — лошадь],
  8. коюн — овца [хоин — у монголов],
  9. метчин — монгольское название обезьяны; татары полагают, что это чёрное и красное насекомое — клоп, ползающий по стенам;
  10. таук — курица [такие — у монголов],
  11. кепек — собака [нохой — у монголов],
  12. шинзир — свинья [гохой — у монголов].

Этот период, недавно начавшийся в 1792 году и кончающийся 1803 годом, служит им главным образом для предсказания качества и урожайности годов, в чем они часто ошибаются, насколько я мог заметить за время моего пребывания в Крыму; я не могу также уверять, что они свои метеорологические соображения основывают на наблюдениях, сделанных некогда в период двенадцати лет.

Источник: [18.7]
Комментарии

Статья № 2
И. И. Бибиков, 1727

Уж как 27 годков минуло с момента ухода счёта лет от даты Сотворения мира, однако даже энциклопедист Бибиков сбиваетя в счёте...

...В 1722-м году тот указ в докладе е. и. в. был написан, на котором собственною рукою подписать изволил тако: учинить по указу 208 года (То есть 7208 года от СМ, т. е. 1700 г. от РХ — Прим. ред.) с таким изъяснением, что которые имеют домы, лавки и заводы в городах и слободах городских, тех написать в посад...

Источник: [18.62]

Статья № 3
Государственный Эрмитаж

Из коллекции Государственного Эрмитажа

Исчисление времени в XVIII веке — в России и в Европе по солнечным часам

 Часы солнечные, 1761–1762/63  // Россия,  мастер Н. Чижов; латунь; 28,5х20,5х19 см.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Часы солнечные, 1761–1762/63 // Россия, мастер Н. Чижов; латунь; 28,5х20,5х19 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]
 Часы солнечные экваториальные универсальные аугсбургского типа, начало XVIII // Франция; медные сплавы, сталь, стекло.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Часы солнечные экваториальные универсальные аугсбургского типа, начало XVIII // Франция; медные сплавы, сталь, стекло. Государственный Эрмитаж, [21.102]


Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты.

солнечные часы XVIIIопределение долготы места

Источник: [21.102]

Статья № 4
Джон Перри, 1716

Смена хронологической шкалы

Когда я впервые приехал в страну эту, Русские вели летосчисление от сотворения мира, и считали тогда 7206 год, но я не мог добиться от них и понять, откуда и на каком основании они ведут этот счёт, разве только то, что это делается по преданию отцов. Они также считают первым днём года 1-ое Сентября, и празднуют его с великой торжественностью. Вот причина, которою они объясняют, почему начинают год 1-м Сентября, причина, которую спорщики их, гордящееся тем, что они мастерски владеют доказательствами своими, считают весьма основательной и убедительной.

Они говорят, что Бог премудрый и добрый, создал мир осенью, когда рожь была в полном колосе и плоды земные зрелые, так что только оставалось срывать их и есть, и что он не мог создать мир среди зимы, как полагают прочие Европейцы, т. e , тогда, когда земля замёрзла и покрыта снегом. Но Царь (сознавая ошибочность их понятий) приказал своим Господам взглянуть на карту и, быв в приятном расположении духа, добродушно заставил их понять, что Россия не есть ещё целый свет, и что, когда у них бывает зима, то в то же время всегда бывает лето во всех странах, лежащим, за равноденственником. Кроме того, сообразно с обыкновенным способом исчисления окончания года с самого создания мира, времена года значительно изменились посредством всех тех лишних минут, которые остаются в конце каждого года сверх 365 дней и шести часов.

И так, Царь, чтоб сообразовать страну свою с прочими странами Европы, постановил считать первый день года с первого Генваря, и вести летосчисление так, как и все прочие Христиане, начиная с воплощения Спасителя нашего.

Чтоб привести в действие это нововведение, он избрал следующий способ:
Первого Генваря старого счисления 1700 года он провозгласил Юбилей, и приказал праздновать его целую неделю при пушечных выстрелах и со звоном колоколов; улицы во время дня должны были быть разукрашены развевающимися разноцветными знаками, а по вечерам назначено было освещение, обязательное для всех домов более значительных; тут же издан был Указ, по которому никто, под страхом наказания, не смел считать начало года по старинному обычаю, которого до сих пор придерживались Русские.

Все это он сделал, не взирая на то, что недовольные смотрели на это, как на важное нововведение, подрывающее основание их Вероисповедания. Они подчинились этому Указу только из страха, но и до сих пор находятся ещё некоторые старые Русские, которые в день 1-го Сентября собираются между собою и с ревностным усердием празднуют этот день, как первый день Нового Года. В частных разговорах они тайно будут уверять вас, что свет действительно так стар, как они то полагают, согласно расчёту их. Это составило бы теперь 7223 года.

Новый год в Россиисмена хронологической шкалыпроклятие староверовгод рождения Христа

Источник: [18.143]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,096