▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Что знали и чего не знали. Космические явления, мор → Меры времени. Летоисчисление. Новый год. Пасха → Славяне и российские этносы (XVII век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

20.1. Меры времени. Летоисчисление. Новый год. Пасха. Славяне и российские этносы (XVII век)

Зани, Карлейль, Петрей, Олеарий, Сенаи, Витсен, Койэтт, Давид, Летоисчисление, Алеппский, Рейнтенфельс, Мейерберг

Статья № 1
Эрколе Зани, 1678

Главные ворота (Спасские — Прим. ред.)  — велики и роскошны; близ них высится небольшая деревянная башня, где постоянно стоит часовой и на случай пожара, и для означения деревянной колотушкой по доске ночных часов, по захождении солнца.

Часы на Спасской башне. Альбом Мейерберга, http://www.booksite.ru/enciklopedia/album/meierberg/index.htm
Часы на Спасской башне. Альбом Мейерберга, http://www.booksite.ru/enciklopedia/album/meierberg/index.htm (перевод см. ниже)

счёт времени на РусиСпасские куранты

Источник: [17.3]
Комментарии

Статья № 2
Чарльз Карлейль, 1663–1664

...огромная разница и в длине дня: между тем как в Москве самый большой день продолжается около 18 часов (Реально 17 час.34 мин. — Прим. ред.) и соразмерно ночь; на севере и западе, а именно в Лапонии, Кондоре и у Печоры последовательно шесть месяцев сряду продолжается день и шесть месяцев ночь.

Москвитяне (из подражания грекам) начинают год с 1 сентября, потому что они ведут своё летосчисление от сотворения миpa, которое, как они полагают, было осенью. Как в этом они отличаются от нас, так точно и в измерении дня: они считают за день то, что мы называем днём искусственным, начиная с восхода солнца до его захода, так что первый час дня начинается у них с восходом солнца, а первый час ночи с его заходом.

местное времядневное и ночное время

Источник: [17.11]

Статья № 3
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Русские начинают свой год с 1 сентября, Эгидиева дня, и ведут своё летосчисление не так, как принято у нас и других христиан, со священного и благодатного Рождества Иисуса Христа, а с сотворения мира, в чём они очень ошибаются: их счисление не сходно ни с каким сочинителем, ни с Бедою, ни с Функцием, ни с Лютером и Меланхтоном, ни с другими, вычислявшими годы от начала и сотворения мира до настоящего времени. Потому что русские говорят, что от сотворения мира до настоящего времени прошло 7130 лет, так и ставят этот год в своих письмах и книгах.

Дальше они говорят, что следуют в своем счислении Златоусту, Евсевию и Киприану и считают следующим образом:

Из этого очевидно можно видеть, что, по их счислению, от сотворения мира до Рождества Христова должно было пройти 5500 лет, а от сотворения мира до настоящего 1620 года 7179 лет, что решительно невозможно, не имеет никакого основания и согласия с Священным Писанием.

Они даже утверждают без всякого основания и доказательства, что мир существует 8000 лет, но наши писатели доказывают это совсем иначе и говорят, что мир существует не более 6000 лет. Потому что 2000 лет считается бесплодных и беззаконных, когда человек жил без законов, 2000 лет продолжалось законное время, и 2000 принадлежат царствованию Иисуса Христа; однако ж из этой последней суммы надобно несколько вычесть, если только человек должен быть блаженным. Русские совсем не хотят допустить того, но упорно стоят в своём нелепом мнении и следуют в этом летосчислении множеству басен и вздоров.

Надобно также заметить, что русские считают часы и ставят стрелку не так, как водится у нас, а начинают считать с утра, когда станет всходить солнушко, и считают часы до самого его заката. Как только пройдет с час времени после солнечного восхода, колокол бьёт один раз. Потом, когда солнушко поднимется на два часа над землей, колокол бьёт два раза, да так и продолжается до солнечного заката и наступления ночи. С этого захождения солнца они опять считают часы до его восхождения и рассвета.

Источник: [20.26]
Комментарии

Статья № 4
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год. Они ведь считают свои годы от сотворения мира и уверены, подобно некоторым старинным еврейским и греческим писателям, с которыми и иные наши ученые согласны, что мир начался осенью. Я не намерен излагать причины этого убеждения. Об этой причине говорят Альфонс Тостат, Госпиниан, Кальвизий и Ориган, которые все того же мнения.

Московитский год в то время (в год по Р. X. 1634) был 7142. Русские, приняв от греков веру, захотели последовать им и в их летосчислении.

Греческая и восточные церкви утверждают, что они придерживаются хронологии Никифора; они насчитывают от начала мира до Рождества Христова 5508 лет, хотя Никифор и считает всего 5 500 лет. Если теперь причислить сюда тогдашнюю цифру года от Р. X., а именно 1634, то получится 7142. Таким образом нынешний 1654 год пишется московитами и греческими христианами 7162. Мы же, согласно истине библейских рассказов о создании мира в 3949 г. до Р. X., должны считать теперь 5603 г.

Источник: [17.34]

Статья № 5
К. Х. Мехмед Сенаи, 1645, 1648–1650

Для попадания на ось от РХ нужно бы прибавлять к авторским датам не 591 год, или 590 (смотря какой месяц), а 622 года (от хиджры)?

В году тысяча пятьдесят четвертом, первого числа месяца джумади-уль-эввель (1645) согревающее мир солнце, покоритель стран, луна, озаряющая сию прекрасную страну, взошла и заблистала над завоеванным и ставшим подвластным Крыму, укрепленным городом Кефе (Феодосия — Прим. ред.)...
Написание этой книги закончено 13-го Ша’бан 1061 (1651) года.

Источник: [17.35]

Статья № 6
Николаас Витсен, 1664–1665

Псков

Я сразу заметил, как здесь считают время: счёт начинают с восхода солнца и до захода, а оттуда снова до утра...

Наступило 20 января (1665) — день, когда нас должны были впустить в город. Микита, наш пристав, просил передать послу, что у него приказ привезти нас к 4 часам (После восхода солнца — Прим. ред.), т. е. около 10 часов, к городу.

Источник: [17.39]

Статья № 7
Бальтазар Койэтт, 1675–1676

Архангельск

В среду, 11-го сентября (1675 г.) — 1-го по старому стилю, когда Русские празднуют новый год, губернатор, прислав его превосх. послу две пары белых и серых зайцев...

Источник: [17.41]

Статья № 8
Иржи Давид, 1686–1689

Тому, кто будет писать русско-московский директорий, или календарь, следует иметь в виду:

Во-первых:
Что москвитяне вместе с греками и другими восточными народами начинают свой год с первого дня сентября. Это у них общее с евреями, которые называли первый день Тирса или сентября Ros hassana, то есть глава или начало года. Отсюда они начинали языческий год, отсюда брали начало субботние годы или юбилеи, как отметил Габриэль Буцелин в своём «Ядре всеобщей истории».

Во-вторых:
Годы свои они обычно исчисляют, начиная от сотворения мира, иногда от Рождества Христова. Так, нынешний год 1690 у них от сотворения мира 72031. Отсюда, кажется, они придерживаются в точности лунных лет, какими пользовались некогда евреи после вавилонского пленения, халдеи, самаритяне, греки и римляне до Юлия Цезаря. В исчислении лет от Рождества Христова они полностью сходятся с нами.

В-третьих:
Часы они считают от восхода солнца до захода и снова от захода до восхода, так что один час после восхода солнца называется первым, следующий за ним — вторым, и так далее. Всего дневных часов столько, сколько часов солнце находится над горизонтом, а ночных столько, сколько оно скрыто внизу. Но все ночные и дневные часы, взятые вместе, всегда равны нашим двадцати четырём.

В-четвертых:
Хотя самый длинный день у них равен семнадцати часам и почти тридцати минутам, — ведь Москва расположена примерно на 56 градусе — они, однако, считают самый длинный день только пятнадцать часов2. Так им угодно. Отсюда они в своём календаре на каждый месяц указывают, скольким часам в этом месяце равен день.

В-пятых:
В городе Москве общественных часов только трое, которыми все и руководствуются. В частных домах знати и в монастырях за городом встречается много часов как немецких, так и русских, искусной работы.

Немцы в свое время просили разрешения построить в своей слободе башню с часами для общего пользования, как дневными, так и ночными, но им в этом отказали. Отсюда остаётся обычай, особенно в Немецкой слободе, отбивать часы ударами какого-нибудь жезла таким образом: после того, как прозвонят хозяйские часы, домашний сторож начинает постукивать специально приготовленными палочками в жезл, будто в колокол, и, после такого вступления, которым он привлекает внимание к последующему звону, он ударяет медленно по жезлу столько раз, сколько должно быть часов.

Немецкие и русские часы отбиваются по-разному. Но все это только ночью, и притом в богатых домах. Но приобщаются к этому все, ибо поднимается такой шум, что слышно его далеко и широко. Удары следуют в определённом порядке, один за другим, чтобы из смешения часов не получалось путаницы...

В-восьмых:
Календаря они придерживаются старого, Юлианского. Они говорят, что по приказу папы Григория календарь был реформирован специально для того, чтобы наша церковь и их церковь расходились в праздниках.


1 Год от СМ сосчитан И. Давидом неверно — следует 7198 (1690+5508). — Прим. ред.

2 Очень сомнительная информация. Просто на момент проявления интереса Иржи к теме, длительность дневного (светлого) времени была перенастроена на курантах Кремля на 15 часов. Подробнее — см. ст. 1 в теме 20.1.17.s и в комментарии к статье. — Прим. ред.

Источник: [17.52]

Статья № 9
Пётр I. О новом летоисчислении, 1699

(№ 1735)
Декабря 19. Именный — О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира.

В Розряде и во всех приказех, в пометах, в записках, в грамотах и во всяких Наших Великого Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всех крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, а того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова потому ж.

А то указали мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских и окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова.

А буде кто захочет писать и от сотверения мира: и им писать оба те лета от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно.

(№ 1736)
Декабря 20. Именный. — О праздновании Новаго года.
Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Государю, нетолько что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Величества Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходить 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век...

Источник: [17.120]
Комментарии

Статья № 10
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны. Киево-Печерская лавра

За вратами великой церкви две колокольни, одна насупротив другой, с западной стороны. они деревянные, высокие, четырёх угольные. Одна из них очень высокая и подъём на неё равняется всходу на минарет Исы (Иисуса) в Дамаске (Один из трех минаретов Большой мечети, вышиной около 80 метров — Прим. пер.). Она громадна и имеет много камор внутри; на верх ведёт большая витая лестница.

Наверху висят на деревянных брусьях пять больших и малых колокола; там же находятся, скрытые в каморе, большие железные часы, бой которых слышен на большом расстоянии. Они возвещают каждую четверть часа одним ударом в малый колокол; когда пройдет час, они ударяют четыре раза тихо, потом бьют известное число часов в большой колокол. В то время, 24 июня, они били до вечера 24 часа, таким образом день имел и 7 4/2 часов, а ночь 6 ½.
У них есть извне, на стене колокольни, круг для солнечных часов.

Другие часы висят снаружи каменной колокольни церкви Троицы, о коей мы упоминали. Когда большие часы вечером пробьют 24 часа, эти ударяют много раз в железную доску с сильным боем, дабы слышали находящиеся вне монастыря, вошли и заперли ворота.

время в монастыреколокольни Киевской лаврычасы в Киевесолнечные часы

Источник: [17.145]
Комментарии

Статья № 11
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О языке и науках

При летосчислении они, по сию пору, согласно со счетом 70 толковников считают года с древнейших времен, с начала мироздания, и начинают год с сентября месяца. Не так давно еще они не имели ни малейшего понятия об астрологах и математиках и провозгласили Олеария, знаменитого составителя истории московской, чародеем, когда он, будучи в Москве, показал так называемую камеру-обскуру.

система хронологиилетоисчисление на Русиастрономия на Руси

Источник: [17.146]

Статья № 12
Альбом Мейерберга, 1661–1662

Надпись на рисунке:
Horologium Moscoviticum — Московские часы.

Текст на рисунке:
Таковы главные часы, к востоку, на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близь большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают часы дня от восхождения до заката солнечного. В летний солнцеворот, когда бывают самые долгие дни, часы эти показывают и бьют до 17, и тогда ночь продолжается 7 часов.
Прикрепленное сверху на стене неподвижное изображение солнца образует стрелку, показывающую часы, означенные на оборачивающемся часовом кругу. Это самые большие часы в Москве. Кроме них имеются еще одни громко бьющие часы, в замке кремлевском, по другую сторону, на Москве-реке; других же никаких нет.

Часы на Спасской башне. Альбом Мейерберга, http://www.booksite.ru/enciklopedia/album/meierberg/index.htm
Часы на Спасской башне. Альбом Мейерберга, http://www.booksite.ru/enciklopedia/album/meierberg/index.htm

счёт времени на Русижизнь по солнцу

Источник: [17.31]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,108