Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Летоисчисление. Хронология. Метрология > Иные этнические системы (XVI век)

20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями

Летоисчисление. Хронология. Метрология. Иные этнические системы (XVI век)

Ниенштедт, Шиле, Адамс, Мотолиниа

Статья № 1
Франц Ниенштедт, †1622

Рига, 1586

Прежде чем уехать, кардинал передал (Магистрату города — Прим. ред.) королевский указ о том, что Рига должна принять григорианский календарь и что этот календарь должен быть обнародован.
Следствием этого произошли удивительный смуты в городе: бюргеры вообразили, что перемена календаря повлечёт за собою перемену всего лютеранского учения и восстановление папской религии.

После этого были присланы еще повторительные указы о том, но община ни за что не хотела повиноваться им. Тогда магистрат и городское управление приказали обнародовать новый календарь как гражданское (не духовное) дело, вследствие чего поднялся ропот в общине, а в особенности восстал против календаря школьный ректор Гейнрих Мэллер, проповедывавший своим ученикам, что новый календарь для папы есть мост, чрез который папа намерен снова ввести католичество в городе. Таков был ропот между бюргерами...

У ректора был товарищ, конректор Расциус, к нему и побежали ученики, взрослые приманы (ученики высшего класса) и потребовали, чтобы он изыскал средства освободить ректора из-под ареста. Тот собирает вокруг себя бюргеров, отправляется к буркграфу Экке, просить, чтобы он выпустил ректора на поруки, что они приведут его назад в другой раз; но бургграф не хотел согласиться на это. Когда они возвращались от ратуши, к ним сбегается всякая челядь с большим раздражением, достают пожарную лестницу, бегут к ратуше, берут ее штурмом, освобождают ректора и провожают его до дому; затем берутся за оружие, назначают сторожей оберегать ректора от насилия; другая толпа бежит с топорами, алебардами и пр. на рынок, тащут барабан, который находился под ратушей и которым созывали кнехтов к караулу, и какой-то оборванец, Андрей Кнуте, бьёт набат.
Тогда чернь тотчас побежала к домам Экке, пастора Нинера и доктора Веллинга, разграбила эти дома, ранила подло пастора, а бургграф с доктором, с женою, детьми и челядью попрятались и бросили все. Все бургомистры и ратсгеры заперли свои дома, также как и многие бюргеры, и предоставили магистрат господину Omnis’у (Черни — Прим. ред.).

Утром, когда колокол ударил 8 часов, собрался магистрат, а тем временем тот реформатор Гизе велел созвать всех бюргеров на рынок со знамёнами от кварталов, которые несли пред ними со свистом и с барабанным боем. Там они на скорую руку выбрали себе начальников, квартирмейстеров и румор-мейстеров, подняли по улице страшный шум, свист и барабанный бой.

Тогда же были выбраны 16 человек, которые должны были с копьями и дубинами явиться пред магистратом; всеми ими предводительствовал Гизе. Тогда и началась капитуляция и переговоры (мы говорим это вообще) с магистратом...

Заводилы смуты — Ганс Бринке (Спрятался в Швеции потом — Прим. ред.) и Мартин Гизе — предстали перед судом. Их обвиняли в уголовном преступлении; они были главными зачинщиками смятения в Риге в течение 4 лет и имели сношения с чужеземными монархами...

По решению суда виновные должны были быть казнены, как-то заслужили, четвертованием, но, по ходатайству секретаря Гильхена, приговор этот был смягчён: решено было казнить их мечом...

В 1589 году, 26 августа, в день св. Северина был заключён бюргерский договор между магистратом и общиною и подписан господами комиссарами, припечатан и был прочитан всенародно в ратуше, в присутствии господ комиссаров, и каждый должен был клясться и обещать держать его на вечные времена. Поклялись весь магистрат и эльтерманы вместе со старшинами обеих гильдий, вся община и все жители города Риги. Таким образом драгоценный мир был снова восстановлен в Риге.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [16.21]

Статья № 2
Михаил Шиле, 1598–1605

9-го Июля нового счисления (Styli), в вышеназванном прошлом 98 году, я выехал отсюда, из Праги…

 Прага, 1572
Прага, 1572

Покойный Великий Князь и Царь Московский, наикротчайшей и блаженнейшей о Христе памяти, Феодор Иванович, скончался и позван был всемогущим Богом из этой юдоли плача в ночи 15 Генваря, 98 года, а по Греческому счислению, употребительному у них по всей Русской (Reussischen) земле и в Москве, в 7006 году oт coтворения мира.


Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты. Там же и ссылки на источники заимствования.

смерть сына Ивана-4по Европе в Московиюнаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [19.59]
Комментарии

Статья № 3
Климент Адамс, 1553

Туземцы, в свою очередь, спросили наших, откуда они и чего ищут в чужой земле. Им отвечали, что они Англичане, присланы от Пресветлейшего Короля Эдуарда VI, имеют к Московскому Kнязю письма…
" …Дано в Лондоне, нашей Столице, в лето от сотворения мира в 5 517, царствования нашего в 7."

См. комментарии редактора к ст. 3 в 4.1.16.w

путешествие Ченслераграмота Эдуардаанглийская хронологиянаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [16.59]

Статья № 4
Торибио де Бенавенте (Мотолиниа), †1568

Мексика. Календарь ацтеков

Совершали издревле заведенные у них обряды, особливо же когда сажали маис, и когда его убирали, и каждые двадцать дней, сколько насчитывают их месяцы7; последний, двадцатый день по всей стране считался большим праздником.
Каждый из таких дней был посвящен одному из демонов, и отмечали они празднество человеческими жертвоприношениями и многими другими обрядами. Как будет сказано дальше, было у них в году восемнадцать месяцев, каждый по двадцать дней, и когда эти восемнадцать заканчивались, оставалось еще пять дней, которые, говорили они, лишние и в году не считаются. В оные пять дней также свершались всяческие обряды и устраивались пирушки, пока не начинался новый год.

захват земель ацтековиспанцы в Мексикекалендарь ацтековиспанцевнаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [16.82]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,256