Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали. Космические явления, мор > Летоисчисление. Метрология > Славяне и российские этносы (XVI век)

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

Летоисчисление. Метрология. Славяне и российские этносы (XVI век)

Кампани, Ипатьевская, Молдавская, Тверская, Новгородская-II, Головацкий

Статья № 1
Паоло Кампани, 1581–1582

Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября...

Между прочим, они не признают никаких канунов праздничных дней, не признают и 4 времени года.

Источник: [16.3]
Комментарии

Статья № 2
Прибавление к Ипатьевской летописи, 1582

О новом Григорианском календаре

О премении нового календаря

В лето 7090 (1582), Григорий 13, папа Римский, не довлеющеся Пасхалиею, изложенною отъ Святых Отец, восхоте Римскому костелу утворити иную Пасхалию. И на се истое, со великим иждивением, собра от всея вселенныя премудрейших астрономов и звездочетцов, им же бе глава и предводитель Сlа?іus іezuіtа, иже со великим прилежанием в сем деле потрудишася, през целые десять лет. И глаголют, яко обретоша в старой Пасхалии мно¬гая погрешения, в солнечном течении, летном обхождении, дний 365 и годин не шесть не всецелых, якоже календару Юлиушовом и старой Пасхалии свидетелствованно есть, но токмо дней 365, и часов 5, и менут 9 (Исправлено библиотечным вандалом на «минут 49» — Прим. ред.) и секунд 16, не доставающу до всецелых годин менут десять и секунд 44 и несекомых нечто; такожде и в лунном течении глаголют не доставати нечто дробных, от них же по триста дванадесяти летех день един непотребный в крузе лунном прибудет.

Аще бо и всем известно есть, яко луна по 19 летех течения своего в сия же дне и числа рождение свое имать, якоже прежде 19 лет: но обаче не всія годины, многим минутам не доставающим, их же ради в коеждо 19-тое лето на¬чиет течение свое упережати, дондеже за лет триста и двенадесятъ днем едным течение свое упередить.

И глаголют, яко от сего то погрешения светил небесных Пасхалия от обычного своего течения десятма днями остася, и пасха не во свое время начать бывати, яко нетокмо по равноденствии по втором полни месяца, но и по остатной кватыре.

Вся же сия вышейреченныи астрономы добре испытавше, отвергоша с календаря десять дней, яже от сих дробныхъ непотребне нарастоша, и утвориша себе иную Пасхалию; еще же притомъ уставиша в коеждо 312 лето за луннаго течения день един выкидати, а в солнечном течении, си есть, летном обхождении, или Пасхалии, в коеждо триста лет три дне выкидати, а в четвертое сто ничтоже откидати.

И сим образом храняще, може неврежденна пребывати навеки сия их Пасхалия. По совершении же новыя сея Пасхалии, абие отлучишася от святых Греческих десятми денми, в лето 7090 (1582), и начаша великия насилия творити Руси, хотяще, дабы з ними их свята Русь святили; но потом, на жаданя Руси, Стефан король, в року 7092 (1581) и в лито 7093 (1585), февраля 15 и проч., привилиями своими возбрани Ляхом, да не творят пакости и насилия Руси о свята, а Руси даде волю ведлуг старого календару свои свята святить.

Прибавление к Ипатьевской летописи, 1582.О новом Григорианском календаре

Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «Занимательная история. Вып. 5» — см., например, здесь >>

Clavius автор григорианской реформыгригорианский стиль

Источник: [19.4]
Комментарии

Статья № 3
Молдавско-Польская летопись, 1352–1564

Списано с хроники о земле Молдавской, также и о господарях ее, как молдаване впервые пришли в землю Молдавскую и кто первый господарь или воевода у них был, от года первого создания мира 6860, от рождества Христова 1352. В году 1566, месяца октября 28, в Яссах.

По воле господа, первый воевода Драгош пришел из Венгерской земли из города и реки Марамуреша как охотник на охоту за туром, которого убил на той реке Молдаве, и там же веселился со своими панами. Ему та земля понравилась и остался там, и на земле поселил тех же венгерских молдаван, и был господарем два года.

Затем сын его был господарем, не пишет, какое имя у него было.
Затем Богдан, не пишет, чей сын, был господарем четыре года.
Затем сын Богдана, Яцко, был господарем восемь лет1...


1 Однако привести к здравому смыслу все данные Летописи мне не удалось — что-то совсем плохо с арифметикой у молдаван было! См. здесь, 25 Kb

Источник: [16.20]

Статья № 4
Тверская летопись

Одна из первых (в 1534 г.) замен даты рождения ИХ с 5500 даже не на 5508, а на 5505 от СМ.

Тверская летопись, 1534. Одна из первых замен даты рождения ИХ с 5500 даже не на 5508, а на 5505 от СМ

Исторические и Библейские события в Тверской летописи до года 6362 СМ — года «Начала земли Русской»

Тверская летопись. Библейские события до года 6362 СМ — года «Начала земли Русской»

Тверская летопись: «Так начинается Хронограф Русских князей...»

Тверская летопись: «Так начинается Хронограф Русских князей…»

Русь образовалась лишь в 854 году, а до того жили Давид, Александр Македонский, Константин из Царьграда... но, оказывается, русских на земле ещё не было, а если и были, то не было у них своей земли (sic! — «нация в небе»).

Тверская летопись: Русь образовалась лишь в 854 году, а до того жили Давид, Александр Македонский, Константин из Царьграда… но, оказывается, русских на земле ещё не было, а если и были, то не было у них своей земли (sic! — «нация в небе»).

О нестыковках в летописной хронологии и о «Начале земли Русской» — см. комментарий к ст. 1 темы 20.1.19.s

начало земли Русскойподделки хронологии

Источник: [19.45]

Статья № 5
Новгородская Вторая летопись, 1551

7059 (1551)
Да того же лета, мѣсяца маіа въ 9, на память иже во святыхъ отца нашего чюдотворца Николы, въ третій часъ нощи по Московскимъ часомъ, а по Новгородцкимъ часомъ на шестомъ часе на ночномъ, загорѣлось въ Юрьевѣ манастыри...

московское и новгородское время

Источник: [19.149]
Комментарии

Статья № 6
Я.Ф. Головацкий

Россия. Попытка сподобить Кремль и РПЦ на применение григорианского стиля

Между старопечатными книгами [Виленской] публичной библиотеки нашёлся полуразорванный листок — часть заглавнаго листа книги, которая по своей неизвестности достойна внимания любителей истории и литературы...

На лицевой стороне этого второго листка осталось 25 строк текста. Текст писан на западно-русском языке, который был в употреблении в письменности XVI столетия во всей юго-западной России и в Литве (в ВКЛ — Прим. ред.).

 Я.Ф. Головацкий, Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 году
Я.Ф. Головацкий, Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 году
Я.Ф. Головацкий, Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 году
Я.Ф. Головацкий, Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 году

Из содержания этих двух уцелевших листков можно узнать, что в 1596 г. в Ватиканской типографии в Риме было напечатано на западно-русском языке кириллицей сочинение, в котором был предложен новый пасхальный ключ с намерением ввести в употребление русской церкви с 1596 года вместе с унией новый грегорианский календарь.

На оборотной стороне этого листка следует разграфованная таблица, в которой помещается соответствующая тексту пасхалия. Пасхальные буквы в графах разложены так, что после трех первых строк следует четвертая киноварью, отмечающая высокосный год. Всего навсего 24 строки по 16 букв, следовательно, если предположить, что на графованной странице было 28 строк (круг солнца) и по 19 букв в каждой из них (круг луны), то оказывается, что на листке вырваны вверху четыре строки, а с левой стороны отрезаны три графы (буквы). Таким образом мы можем определить настоящую величину формата книжки, т. е. в 4-ю долю листа.

 Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 году. Пасхальные буквы на обороте второго листа
Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 году. Пасхальные буквы на обороте второго листа

Так как в этом тоду Кирилл Терлецкий и Ипатий Потей или Поцей — главные виновники брестской унии—поднесли папе Клименту VIII адрес о соединении с римской церковью, то можно предположить, что они сами сочинили и напечатали книгу о введении новаго календаря с применением греческой пасхалии к порядку римскаго ритуала, посвятив своё сочинение папе или кому нибудь из кардиналов, ревностнейших покровителей и рачителей унии. Герб, выставленный на заглавии, должно быть — италиянский; в Полыше не было такого герба, я не находил его ни у Папроцкаго, ни у Несецкаго, ни у Велёндка, ни у других геральдиков.

Предвидя нерасполложение русских к такому нововведению, автор с иезуитской хитростью старался задобрить православных и успокоить их совесть тем, что по его словам «... старая пасхалия и порядок праздников (свят), в ней предписанный, не отменился и он ни в чём не нарушен»

украинские раскольникиуниатская церковь Украиныновая хронологиягригорианский стильбрестская унияпасхалии Ватикана

Источник: [16.73]
Комментарии

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2019

▲ Наверх

0,1