▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обустройство → Границы территории проживания. Общая численность этноса. Плечо Менделеева → Славяне и российские этносы (XII век)

2. Обустройство

2.3. Границы территории проживания. Общая численность этноса. Плечо Менделеева. Славяне и российские этносы (XII век)

Ниенштедт, Гельмольд, ал-Гарнати, ал-Гарнати, Лицевой свод , Петахия

Статья № 1
Франц Ниенштедт, †1622

Кажется действительно, судя по древним писаниям, что за 450 лет тому назад (ок. 1150 г.) всё-таки верховную власть над языческими народами в Ливонии до некоторой степени имели московиты, частию же у этих народов были начальниками и несколько своих собственных королей, как и теперь ещё один из их рода живет в Курляндии, в пяти милях за Газенпотом, называемый курляндским королём.

...ему (Ивану IV — Прим. ред.) в 1557 г. правительство тех стран точно означило и обнародовало взимание дани для православной веры, а также допустило подтвердило грамотами и печатями, чтобы каждый человек давал 10 денег (10 Denninge). Также указывают древние дома, города, шраги древней конторы в Новгороде на то, что ливы (жившие в этой стране, и которых племена еще существуют, от них же и Ливония получила свое название) приезжали со своими товарами и в Новгород, в России, где тогда находилось складочное место, прежде чем немцы пришли в Ливонию; потому что в самых древних шрагах написано, что купцы платили штраф своим старшинам и приставам, если в чём провинились, по 5 ливских фунтов воску (что будут теперешние лисфунты — 20 фунт — и отсюда, их название).

Находились ли отчасти ливонские языческие народы и под владычеством литовских князей, находившихся тогда еще в слепом идолопоклонстве, мне доподлинно неизвестно, но это вероятно, ибо литовский король Мендов (Миндовг, ВКЛ — Прим. ред.), а также и самаиты (самогиты), часто оказывали помощь язычникам против христиан, прежде нежели страна была покорена христианской вере.

Источник: [16.21]

Статья № 2
Гельмольд из Любека, †1177

Северный Ведический пояс славян в изложении германца (использует часто хроники Адама Бременского)

Много славянских племён живёт на берегу Балтийского моря.
Море это простирается от Западного океана (Северное море — Прим. ред.) к востоку, и Балтийским называется потому, что тянется длинной полосой, подобно поясу (balteus — пояс, лат. — Прим. ред.), через земли скифов (Считал ими вост. славян и скандинавов — Прим. ред.) до самой Греции. Это же море называется Варварским, или Скифским (Чёрным — Прим. ред.), морем по варварским народам, страны которых омывает.

Вокруг этого (Балтийского — Прим. ред.) моря сидят многие народы. Ибо северное его побережье и все острова возле него держат даны (Датчане — Прим. ред.) и свеоны (Шведы — Прим. ред.), которых мы зовём нортманнами, южный берег населяют племена славян, из которых первыми от востока идут русы, затем полоны (Поляки — Прим. ред.), имеющие соседями с севера прусов, с юга — богемцев (Чехи — Прим. ред.), и тех, которые зовутся моравами, каринтийцами и сорабами (Сербы-лужичане — Прим. ред.).

А если прибавить к Славянам, как того хотят некоторые, угров, так как они не отличаются от них ни по внешнему виду, ни по языку, то пределы земли, занимаемой славянским народом, так расширятся, что почти невозможно будет её описать.
Все эти народы, кроме прусов, украшены именем христиан...

Полония — большая славянская страна, границы её, как говорят, соприкасаются с государством Русью. Она делится на восемь епископств. Некогда имела она короля, теперь уже управляется князьями. Как и Богемия, она подчинена власти императора...

Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами (Венды, венеды — Прим. ред.), называются. Из них первыми являются поморяне (pomerani), поселения которых простираются вплоть до Одры.
Одра же — это самая богатая река в славянской стране, oна начинается в дикой чаще в земле моравов, расположенной на востоке от Богемии, где берёт начало и Альбия (Эльба — Прим. ред.)...

Есть и другие славянские народы, которые живут между Одрой и Альбией, длинной полосой простираясь к югу,- а именно герулы (Германское племя на самом деле — Прим. ред.), или гаволяне, обитающие по реке Гаволе, и дошане, любушане и вилины, стодоряне и многие другие.

За медленно текущей Одрой и разными племенами поморян, на западе мы встречаем страну тех винулов, которые называются доленчанами и ратарями (Редарии — Прим. ред.). Их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов...

Дальше мы попадаем к черезпенянам и хижанам, которых от доленчан и ратарей отделяют река Пена и город Димин (Деммин — Прим. ред.). Хижане и черезпеняне живут по эту, доленчане и ратари по ту сторону Пены. Эти четыре племени за свою храбрость называются вильцами, или лютичами. Ниже них находятся глиняне и варны.

За ними следуют бодричи, город их — Микилинбург (Мекленбург — Прим. ред.). Оттуда по направлению к нам живут полабы, их город — Рацисбург (Ратибор, Рацёнж? — Прим. ред.)

Оттуда, перейдя реку Травну (Траве — Прим. ред.), мы попадаем в нашу землю вагров. Городом этой земли был некогда приморский город Альденбург.

Есть и острова в Балтийском море, населённые славянами. Один из них называется Вемере (Фембре — Прим. ред.). Он расположен напротив Вагрии, так что с него можно видеть Альденбург.
Второй остров, больший, лежит против земли вильцев, его населяют раны, называемые также руянами, — самое сильное среди славян племя (На о. Рюген — Прим. ред.), единственное, которое имеет короля. Без их решения не может быть совершено ни одно общественное дело. Их боятся так по причине особого расположения к ним богов или, скорее, идолов, которых они окружают гораздо большим почётом, чем другие славяне.
Таковы эти племена винулов, рассеянные по землям, областям и островам на море.

Альденбург (Ольденбург — Прим. ред.) — это то же, что на славянском языке Старгард, то есть старый город. Расположенный, как говорят, в земле вагров, в западной части [побережья] Балтийского моря, он является пределом Славии. Этот город, или провинция, был некогда населён храбрейшими мужами, так как, находясь во главе Славии, имел соседями народы данов и саксов, и [всегда] все воины или сам первым начинал или принимал их на себя со стороны других, их начинавших.
Говорят, в нём иногда бывали такие князья, которые простирали свое господство на [земли] бодричей, хижан и тех, которые живут ещё дальше.

После многих лет взаимных грабежей и жестокостей, в том числе грызни и меж славянами, и меж саксами, при довольствовании своей долей князя Прибислава в договоре с Генрихом Львом и последующим утверждением этого договора Фридрихом Барбароссой в 1170 году, все земли славян на территории современной Германии отошли, по сути, под контроль саксов с последующим онемечиванием славян:

Вся же земля славянская, начиная от Эгдоры, которая служит границей Дании и тянется та большом протяжении между Балтийским морем и Альбией (Эльбой — Прим. ред.) до Зверина (Шверина — Прим. ред.), некогда страшная засадами и почти пустынная, теперь, благодаря господу, вся обращена как бы в единую саксонскую колонию. И воздвигаются здесь города и селения, и увеличивается количество церквей, и [растёт] число служителей божьих.

Прибислав же, оставив долголетние упорные восстания, понимая, что ему «трудно... идти против рожна», успокоился, довольный размерами выделенной ему части, отстраивал города Микилинбург (Мекленбург, Померания — Прим. ред.), Илово и Росток, и селил в их пределах славянские народы.

И так как разбои славян беспокоили тевтонцев, которые жили в Зверине и его пределах, то правитель замка, Гунцелин, муж сильный и вассал герцога, приказал своим, чтобы если они обнаружат каких-нибудь славян, пробирающихся по глухим местам, и намерения тех не будут ясны, то чтобы, взяв их в плен, немедленно предавали их казни через повешение. И таким путём славяне были удержаны от грабежей и разбоев.

Источник: [12.20]

Статья № 3
Абу Хамид ал-Гарнати, †1170

К северу от точки впадения Камы в Волгу

И выше этой страны (Булгарии — Прим. ред.) обитают народы, которым нет числа, они платят джизью царю булгар.

А смысл слова булгар — учёный человек... А учёный у них называется балар, поэтому назвали эту страну «Балар», смысл этого — «учёный человек», и арабизировали это, и стали говорить «Булгар». Это прочитал я в «Истории Булгара», переписанной булгарским кадием...

А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж, между ними и Булгаром месяц пути, называют её Вису (Беломорье — Прим. ред.). И есть другая область, которую называют Ару («Арская земля» в Летописях: финны, м.б. предки удмуртов — Прим. ред.), в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров.

Источник: [12.24]
Комментарии

Статья № 4
Абу Хамид ал-Гарнати, †1170

Окрест Дербента

В стране Дербента [то есть] Баб ал-Абваба есть народность, которую называют табарсалан, у них двадцать четыре рустака (сельких общин), в каждом рустаке имеется большой военачальник, подобный эмиру. Они — мусульмане, принявшие ислам во времена Масламы ибн Абд ал-Малика1. И приняли из его рук ислам многочисленные народы, в том числе: лакзан, и филан, и хайдак, и заклан, и гумик, и дархах. Всего этих народов — семьдесят народов, и у каждого народа свой язык.

...когда Маслама захотел уйти, после того как поселил в Дербенте 24 тысячи семей арабов из Мосула, Дамаска, Химса, и Тадмора, и Халеба, и других городов Сирии и Джезиры (Верхней Месопотамии — Прим. ред.)...

А недалеко от Дербента есть большая гора, у подножия которой — два селения; в них живет народность, которую называют зирихгаран, то есть бронники; они изготавливают всякое воинское снаряжение: кольчуги, и панцири, и шлемы, и мечи, и копья, и луки, и стрелы, и кинжалы, и всевозможные изделия из меди. Все их жены и сыновья, и дочери, и рабы, и рабыни занимаются всеми этими ремеслами. И хотя нет у них пашен и садов, добра и денег у них больше, чем у других, потому что со всех сторон привозят к ним люди всякие блага.


1 Этот арабский полководец согнал хазарцев с завоёванных ими земель Сев. Кавказа. — Прим. ред.

Источник: [12.25]

Статья № 5
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

В 6647 лето от Адама (1147 лето от Христа)
Князь великий Киевский Всеволод Олегович услышал о негодовании на себя Владимировичей Маномаших и начал замышлять на Владимировичей и на Мстиславичей, надеясь на множество своего воинства, и хотел сам с братьями своими всю землю Рускую держать, и хотел отнять у Ростислава Мстиславича великое княжение Смоленское, а у Изяслава Мстиславича — великое княжение Владимирское, а у дяди их, князя Юрия Владимировича Маномаша — великое княжение Суздальское, а у другого дяди их, у князя Андрея Владимировича Маномаша — великое княжение Переяславля Руского.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1147: Русь. Князья и контролируемые ими территории - 1
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1147: Русь. Князья и контролируемые ими территории - 1, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1147: Русь. Князья и контролируемые ими территории - 2
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1147: Русь. Князья и контролируемые ими территории - 2, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой сводконтролируемые территориикняжеские вотчины

Источник: [16.64]

Статья № 6
Раби Петахия Регенсбургский, 1175–1185

Хадж еврея из Германии

Всю землю кедарскую (Печенегов — Прим. ред.) во всю ширину её прошёл в шестнадцать дней... На пространстве одного дня ходьбы в стране кедарской тянется рукав морской, отделяющий страну эту от земли хазаров2... Р. Петахия прошёл землю хазарскую в восемь дней.

печенеги и Киевплощадь Хазарии

Источник: [12.33]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,115