Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Обустройство > Описание культовых сооружений > Славяне и российские этносы (XVIII век)

2. Обустройство

Описание культовых сооружений. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Рондо, Челищев, Ребелинский, Москва, Описание Киева, Белокуров, Роспись

Статья № 1
Леди Рондо

Вокруг этого города (Москвы — Прим. ред.) на расстоянии трёх, четырёх, пяти миль много монастырей; они очень старые, но некрасивые. Некоторым придаёт великолепие лишь то, что их шпили и башни снаружи позолочены. Должно быть, это стоило очень дорого, и в часовнях монастырей обычно хранятся большие богатства...

Милях в трёх оттуда расположен женский монастырь для высокопоставленных особ, где сейчас находится вдовствующая императрица, как её теперь называют, но я имею в виду первую супругу Петра I. Как только её внук взошёл на престол, она покинула тот монастырь, где столь долго прожила в заточении, и переехала в этот, где как вдовствующая государыня имеет настоящий двор. Она и все монашки выходят, когда хотят, но в своих одеяниях.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [18.12]

Статья № 2
П. И. Челищев, 1791

Вологда

В городе Вологде каменных строений сорок девять церквей. Соборных две и при них старинный, на подобие крепости, казенный архиерейский большой каменный дом; в нем живет епископ Ириней Вологодский и Велико-Устюжский, Прилуцкого монастыря архимандрит Иннокентий и прочие духовной консистории члены и многие семинарии учителя... В соборной ризнице из числа достойных примечания редких вещей имеется две архиерейских панагии, в них вделано по яхонтовому изрядной величины круглому камню, на них вырезаны брульефом на одном Спасителен образ, на другом Знамения Пресвятыя Богородицы.

Внутри города имеется два монастыря: мужеской Каменской или Духов и Спасский называемый; в нем церкви и одна связь монашеских келий каменные, а прочее все строение старое деревянное. Монахов, довольствующихся обыкновенным третьеклассным жалованьем, семь, а восьмой игумен Досифей, штатных служителей пять человек (...)

Девичий: в нем две церкви и несколько келий каменные, тако ж и ограда вкруг монастыря строится на казенные деньги каменная ж. В нем монахинь с игуменьею пятнадцать, штатных служителей четыре человека, довольствуются обыкновенным штатным жалованьем.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [18.13]

Статья № 3
М. С. Ребелинский, 1792–1800

Июль (1797). 25. Ездили на Меновой двор, который отстоит от Оренбурга в трех верстах за Уралом, окружен каменною стеною... Сверх того была и церковь, но в бывшее в 1772 году (?) неустройство (Пугачевский бунт — Прим. ред.) раззорена и стоит без всякого поправления. А за меновым двором выстроены каменные две мечети, очень изрядного фасону.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [18.105]

Статья № 4
Описание Московской губернии, 1781

Москва

Церквей каменных: соборных — 9; приходских — 262; домовых — 69; ружных1 — 32; иностранных — 5.


1 Ружная церковь — это храм, построенный не в селе, не имеющий прихода и земли, её притч получал не плату за требы с горожан, а фиксированное жалование — «ругу».
Соответственно, притч (или клир) — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц. — Прим. ред.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [18.96]

Статья № 5
Описание Киева поручиком В. И. Новгородцевым, 1784

Ведомость о числе состоящих в городе Киеве монастырей

Киево-Софийский катедральный монастырь. В нем первопрестольная катедральная каменная церковь во имя святой Софии, Премудрости Божией, а в оной храм: Рождества пресвятой богородицы, да других престолов 17, а именно: 1-й Анны. 2-й собор Архистратига Михаила... 17-й Преображение Господне...

Монастырские подворьи

В верхнем городе Киеве неподалеку киево-золотоверхо-михайловского монастыря. В оном церковь каменная во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, и Иоанна Златоустого с придельным при ней престолом, во имя нерукотворенного образа Господня, каменные. Близ оной колокольня на деревянных столбах. Кельи для начальника тамошнего и служащих две. Вокруг оного подворья ограда деревянная. Сия трехсвятительская церковь начало свое имеет с 1573 года. В ней для священнослужения иеромонах один.

На Подоле. Ставропигиального Киeвo-Meжигopcкогo монастыря. В нем церковь деревянная на каменном фундаменте, во имя святого великомученика, целителя, Пантелеймона об одном престоле деревянная. Келий деревянных 4, вокруг оного ограда деревянная. Cие подворье состоит с 1615 года, а церковь в оном построена 1769 года с позволения Святейшего Правительствующего Синода. В оном подворье для священнослужения иеромонах 1, послушников 3...

Епископское Переяславское. В нем церковь во имя пресвятой Богородицы, Живоначального ее источника с одним престолом.

Построено cие подворье в 1715 году для приезду в Киев Переяславских епископов, и тамо монашествующих: и издревле принадлежит к катедральному Переяславскому монастырю. В оном подворье для священнослужения иеромонах 1. Кельи — начальничья и для служащих — 2 деревянные. Вокруг сего подворья ограда с деревянных досок и драни.

Итого во всех монастырях монашествующих и светских имеющих пребывание 1 646.

Ведомость о числе состоящих во всех трех частях города Киева с предместьями церквей

В верхнем городе Киеве
1-я Церковь ружная во имя Пресвятой Богородицы, честного ее рождества, называемая Десятинная, с престолом на верхнем этаже во имя святых апостолов Петра и Павла, с придельною к обоим престолам, ныне сооружаемой на место обветшалой деревянной колокольней, и с оградою вокруг деревянною...

8-я Церковь во имя Вознесения Господня на Кудрявце. Оная церковь построена в 1718 году покойным преосвященным митрополитом Киевским Иоасафом Кроковским, при которой на колокольне имеется надпись 1603 года; но откуда cия колокольня перенесена, и была ль прежде на том месте cия церковь, сведения нет.

В крепости Печерской

1-я церковь Вознесения Господня, внутрь пушечного двора, каменная, около которой заложен теперь огромный каменный арсенал. Оная церковь построена в 1705 году коштом, бывшего на том же месте издревле, киево-печерского девичьего монастыря игуменьи Марии Магдалины. И как по высочайшему блаженной и вечной славы достойной памяти Государя Императора Петра Первого усмотрению, благоугодно было ему, по удобнейшему местоположению, быть при ней пушечному артиллерийскому двору: то находящаяся во оном старицы переведены на Подол, где и ныне — под именем Киево-флоровского Вознесенского — монастырь состоят...

6-я церковь рождества святого Иоанна Предтечи, состоящая за киево-печерской крепостью в слободе Зверинце, деревянная, с такою ж оградою.

В оное именование на показанном месте устроена была церковь еще за бывшего в Kиеве печерской лавре архимандрита Иоанникия Сенютовича, который сам был той церкви и фундатор, чему уже будет до 60 лет; а за обветшалостью оной в тож именование, и на том же месте вновь устроена коштом и старанием той же церкви прихожан и прочих христолюбивых дателей 1763 года.

В Kиево-Подоле

1-я церковь во имя Пресвятой Богородицы честного ее успения с одним пределом с правой стороны святой великомученицы Парасковии. При ней колокольня каменная, в которой храм святой великомученицы Варвары с оградою деревянною. Построена старательством и иждивением некоторой княгини польской благочестивой, но в котором году неизвестно. Горела в 1651 году, от которого пожара и повреждена верхняя часть: а в 1779 году общим милостинным подаянием состроена...

15-я церковь во имя Воздвижения честного креста, деревянная, с оградою каменною. Оная церковь состроена в 1747 году коштом киевского мещанина Артема Трофимова Кожемяки.

В подгородье Куреневщине

16-я во имя святых апостолов Петра и Павла, деревянная с оградою деревянною. Сия церковь состроена в 1752 году старательством и иждивением киевского мещанина Кондрата Бушума.

В подгородье Преорке

17-я церковь во имя святых великомучеников Георгия и Димитрия об одном престоле, деревянная с оградою деревянною. Сия церковь состроена в 1722 году иждивением от доброхотов.

Всего во всех частях: протопопов и попов 50, их жен и детей 178; диаконов 15, их жён и детей 38; дьячков и пономарей 70, их жён и детей 112.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [18.104]

Статья № 6
Сергей Белокуров, 1735

Церковь Спаса Нерукотворенного въ селѣ Волынскомъ1:

Образа, каменная, крыта тесомъ.
Въ ней царскіе двери, посеребрены, рамы вызолочены. Местныхъ образовъ: Спаса Нерукотворенного оклада, венцы и поля серебреныя, пресвятыа Богородицы Тихвинскiя, Іоанна Златоуста, образъ мучениковъ Андрея и θеодора Стратилата, передо ними 4 ломпады медныхъ вызолочены.

Надъ царскими дверми иконостасъ вь рамахъ, в 6 деиствусахъ (sіс) апостолы, праотцы и Страсти Христовы; вверху образъ Распятiе Господне. Да на налои дванадесятные праздники на медныхъ шти листахъ.

Въ кіоте образъ Воскресения Христова, окладъ серебреной вызлаченъ; образъ Живоначальныя Троицы, окладъ и венцы серебреные чеканные вызолочены; образъ Воскресенiя Христова, окладъ и венец серебреной вызолоченъ; образъ пресвятыя Богородицы Владимерскiе, окладъ и венецъ серебреной вызолоченъ чеканной; образъ Неопалимыя Купины пресвятыя Богородицы, окладъ по полямъ, венецъ и цати серебреные резной вызолоченъ; образъ Алексѣя митропалита в кіоте, окладъ по полямъ чеканной серебреной вызлоченъ, венецъ і цати серебреные резной, въ венце одинъ камень; образъ мученика Никиты, окладъ — поля і венецъ серебреной вызлоченъ; образъ Никиѳра патріярха, венецъ и, поли серебреные.

На престоле одѣяние изорбатное красное; 2 евангелiе, одно, обложено бархатомъ чернымъ, евангелисты сребреные, другое обложено бархотомъ малиновымъ, евангелисты сребреные чеканные; третье Евангеліе (на поляхъ выноска — в четверть), евангелисты серебреные ровные позолочены; крестъ на деревѣ обложенъ серебромъ; ковчегъ оловянной съ дароносицею; сосуды і дискосъ, звѣзда, блюдичко, лжица серебреная, 2 копія, одно серебреное, друсое булатное въ хрусталѣ и в сребре; ризы обяринные белые, оплечье красное, вкругъ ризъ обложено круживомъ золотнымъ на 3 вершка; стихарь белой камчатной, вокругъ ево обложено круживомъ золотымъ на 1 ½ вершка; подризникъ белой комчатой, обложенъ лентою красною золотною; ризы комчатные васильковые ветхіе; ризы и подризникъ кумашные, оплечье таѳтяные желтые; стихарь китайчетой белой, травчетой, ветхой; орарь тоѳтяной красной, обложенъ круживомъ серебренымъ; другой китайчетой; поручи шиты по камке белой золотомь и шелкомъ с весками; 2 поручи комчатные желтые; поясъ шелковой; поручи штоѳные желтые, ветхіе; потрахилъ обяринная с серебромъ, вокругь обложено кружемъ серебренымъ; 3 покровы обяринные красные: в средине оберь белая с серебромъ, вокругь и в средине обложено круживомъ серебренымъ, другіе комчатные зеленые ветхіе; ризы парчевые по васильковому цвету, обложены позументомъ серебренымъ; подризникъ штеѳной полосатой желтой, около рукавъ и подолу обложено позументомъ серебренымъ; патрахель парчевая по васильковому цвету, на патрахели сетка серебреная, на ней же 7 крестовъ позументу серебреного; 3 покровы оберинные золотные порчевые васильковые, вокругь обложено камкою красною, на нихъ кресты позументу серебреного; поручи обьярь золотая васильковая, на нихъ кресты сетка серебреная; поручи камчатные белые, на нихъ кресты позументу золотного; 2 чаши водосвятные медные, блюдо оловянное ветхое, ѳиникъ, 2 кадила, укропникъ да ковшикъ — медные ветхіе; 2 подсвечника медныхъ да 2 жестяныхъ; зерколо в черныхъ рамахъ; книгъ в десть: уставъ, апостолъ, 2 октоиха, 2 треоди: посная да цветная, 12 миней месячныхъ, псалтирь, чесословъ, въ четверть: служебникъ, ермологій. Къ той церкви три колокола малыхъ на столбахъ.


1 Село Волынское и деревни Давыдково и Молотцы, опись коихъ представляетъ настоящій документъ, находятся около Москвы, первыя близъ Дорогомиловской заставы, верстахъ въ 4–6 отъ нея, послѣдняя въ Подольскомъ уѣздѣ верстахъ въ 25 отъ Москвы. — Прим. авт.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобществоцерковная утварьПодмосковье

Источник: [18.136]
Комментарии

Статья № 7
Роспись Московских церквей, 1778

Москва. Инвентаризация основных фондов РПЦ в конце XVIII в.

В Москве, яко в древней столице Российский Самодержцев, по умножению час от часу жителей умножалися и церкви, которыя для лучшего порядка священно- и церковно-служителей разделены на шесть со́роков, то есть заказов.

В со́роке ж состоит не точно 40 церквей приходских; но и больше и меньше, как ниже сего явствует.

Для того желающему подлинно о сем знать, во удовольствие здесь именное росписание всем церквам, то есть: соборным, монастырским, ружным1, приходским, предельным и домовым.

* Под сим знаком разумеется обыкновенное название церкви, по которому тот собор, или монастырь, или церковь та известна; хотябы от предела, или от образа только зависело название.

Роспись Московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных и домовых, 1778
Роспись Московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных и домовых, 1778
Роспись Московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных и домовых, 1778
Роспись Московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных и домовых, 1778

Именование со́роков Московских:

I. Китайской, по части города Китаем называющейся; к оному же причисляется и Кремлевския ружныя церкви.
II. Пречистенской, от улицы Пречистенки прозывается. стран. 16.
III. Никитской, по Девичьему монастырю. стран. 32.
IV. Сретенской, по мужескому Сретенскому монастырю. стран. 46.
V. Ивановской, по Девичьему Ивановскому монастырю. стран. 58.
VI. Замоскворецкой, по части города Москвою рекою отделенной. стран. 68.

Номера со́роков Соборы (в Кремле) Монастыри Монастыри в Китае Ружных церквей Приходских и домовых цервей Церкви на подворьях в Китае Кладбищенские церкви вне Москвы, деревянные Итого в со́роке
I 9 2 4 16 19 6 —  56
II —  4 —  —  54 —  —  58
III —  3 —  —  50 —  —  53
IV —  3 —  3 41 —  —  47
V —  2 —  —  42 —  —  44
VI —  7 —  —  40 —  6 53
Всего: 9 21 4 19 246 6 6 311

1 Как пишет П.В. Верховский: под термином «руга» поначалу имелось в виду зерно, выдаваемое духовенству вместо жалованья. Потом натуральную помощь хлебом заменили выплатой денег по установленным окладам.
Руга выдавалась преимущественно тем монастырям и церквам, если у оных не было земли, то есть не было постоянного дохода. —  Прим. ред.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобществосо́роки Москвыколичество церквей в Москве в конце XVIIIружные церквиприходские церкви

Источник: [18.4]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,225