▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обустройство → Описание культовых сооружений → Славяне и российские этносы (XVII век)

2. Обустройство

2.20. Описание культовых сооружений. Славяне и российские этносы (XVII век)

Бельский, Карлейль, Петрей, Олеарий, Сотная, Мерцалов, Витсен, Отписная книга, Койэтт, Гюльденстиерне, Бурх и Фелдтриль, Давид, Эмилиан, Сементовский, Шлейссингер, Невилль, Алеппский, Рейнтенфельс, Акты Севера

Статья № 1
Самуил Бельский, 1609

1 (сентября) Его Королевское Величество (Сигизмунд III — Прим. ред.) со всем своим войском, прибыл к монастырям, находящимся в расстоянии не более полумили от Смоленской крепости. Мы расположились лагерем между этими монастырями в палатках, однако, по причине холода и непогоды, монастыри были росписаны следующим образом:

Источник: [17.13]

Статья № 2
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Москва

...лучшее украшение городу — множество церквей и часовен да царский замок, называемый Кремлём. Церкви у них обыкновенно каменные, со сводами, круглой формы; они составляют большое украшение городу колокольнями покрытыми латунью, коей блеск как будто удваивается от лучей солнца. Церквей и часовен насчитывают в Москве до двух тысяч.

Источник: [17.11]
Комментарии

Статья № 3
Пётр Петрей, 1608

Москва

Церквей, монастырей и часовен внутри и вне города до 4 500, однако ж ни одна не сравнится величиною с самою меньшею из немецких церквей, потому что можно принять за правду, что в иных церквах едва поместится 5 или 6 человек; не встречается также ни одной церкви, на которой не висело бы по крайней мере четырех или пяти колоколов, на других даже 9 или 12, смотря по величине церкви, так что, когда эти колокола зазвонят все вместе, поднимется такой звон, что никак нельзя расслышать друг друга.

Близ города Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников: она называется Красное село; в четверти мили пути от нее, на реке Яузе, находится Немецкая слобода, где живут иностранцы, построившие свою собственную деревянную церковь и отправляющие в ней свое богослужение; там есть и лютеранские проповедники, учители и глашатаи чистого и неложного слова Божия и совершающие таинства в их истинном значении. В этой же церкви покоится знаменитый и высокородный князь, герцог Иоанн, родной брат Христиана IV, могущественнейшего короля датского, к великому сожалению, принявший блаженный покой во Христе в 1603 году в Москве.

Почти все церкви (В Москве — Прим. ред.) одинаковой постройки: их башни обыкновенно с яблоком, по большей части крыты медью, свинцом, жестью или другим веществом, со множеством крестов, число которых на церкви должно быть сообразно с числом алтарей внутри её, и при каждом алтаре особенный певчий. Все доски и чурбаны делают они ровно и гладко, без всяких пил и рубанков, одним топором, которым владеют очень проворно...

Всякая церковь имеет по крайней мере два или три колокола, впрочем, многие и по шести, семи, десяти и двенадцати. Однако ж у них звонят не по-нашему: пономарь дергает за верёвку, крепко привязанную к языку, и ударяет им в край колокола.

Церкви не очень велики и часто так набиты народом, что много людей стоит вне церкви и у церковных дверей.

Источник: [20.26]
Комментарии

Статья № 4
Адам Олеарий, 1634... (†1671)

Внутри и вне окружающих город Москву стен находятся много церквей, часовен и монастырей. В первом издании я обозначил их цифрою 1 600, что господину Иоганну Лудвигу Готтфриду в его соч. «Archontiligia Cosmica» показалось весьма удивительным и почти невероятным.

На самом деле, однако, я ещё понизил цифру: мною потом были наведены ещё новые справки частью у наших земляков, знающих город уже много лет, частью у самих московитов, которые в минувшем году при приёме ими их пленника Лжешуйского (Дьяка Тимошки Анкудинова — Прим. ред.) некоторое время находились у нас в Голштинии, так что я имел возможность ежедневно видеться с ними. Все они единогласно утверждали, что в городе Москве найдется более 2000 церквей, монастырей и часовен.

В настоящее время почти каждый пятый дом является часовнею, так как каждый вельможа строит себе собственную часовню и держит на свой счёт особого попа; только сам вельможа и его домашние молятся Богу в этой часовне. По указанию нынешнего патриарха, ввиду часто возникающих пожаров, большинство деревянных часовен сломаны и построены вновь из камня; некоторые часовни внутри не шире 15 футов.

Выше при описании зданий в Москве сказано, что в Кремле и в городе очень много церквей, часовен и монастырей; внутри и вне городских стен их насчитывается более 2 000, так как теперь каждый из вельмож, имеющий некоторое имущество, велит себе построить особую часовню; большинство из них из камня.

Каменные церкви все внутри с круглыми сводами. Русские не могли мне объяснить, чем это обстоятельство вызвано... Впрочем, некоторые думают, что Пантеон потому имеет круглую форму, чтобы не оскорбить ни одно из божеств, которых изображения стоят по стенам кругом, в отношении их достоинства и величия, им принадлежащего друг перед другом...

У русских в церквах нет ни стульев ни скамеек, так как никто не смеет сидя молиться, но все должны молиться и совершать богослужение стоя или коленопреклоненно или же лежа (так, говорят, часто поступал бывший великий князь Михаил Феодорович).

Источник: [17.34]
Комментарии

Статья № 5
Сотная с Вологодской писцовой книги, 1628–1630

Сокращения: в. — во дворе; д. — двор; дер. — деревня; м. — место.

Лета 7140-го декабря в 30 день по государеву цареву и великого князя Михаила Фёдоровича всеа Русии указу вологоцкие писцы первые половины Семен Гаврилович Коробьин да подьячеи Федор Стогов дали сотную с вологодцких книг писма своего и меры 136-го и 137-го и 138-го году Корнильева монастыря игумену Маркелу з братьею на их монастырьскую вотчину на село Грязивицы с селы и з деревнями и с пустошми и на Коптеву и на Перцову пустыню; и игумену Маркелу з братьею теми селы и деревнями и пустошми и пустынями владет по государевым жалованным грамотам и по сей сотнои.

Корнильево-Комельский монастырь. Народный каталог Православной архитектуры, http://sobory.ru/
Корнильево-Комельский монастырь. Народный каталог Православной архитектуры, http://sobory.ru/
Корнильево-Комельский монастырь. Народный каталог Православной архитектуры, http://sobory.ru/
Корнильево-Комельский монастырь. Народный каталог Православной архитектуры, http://sobory.ru/
Корнильево-Комельский монастырь. Народный каталог Православной архитектуры, http://sobory.ru/
Корнильево-Комельский монастырь. Народный каталог Православной архитектуры, http://sobory.ru/

В Комелскои волости монастырь Корнильев на речке на Нурме. А н, а монастыре церковь Введение Пресвятеи Богородицы камена да придел Усекновение честные главы Иванна Предтечи да Николы чюдотворца, да придел великомученика Феодора Стратилата, да придел Корнилия Комелского чюдотворца, а в нем почивает преподобный Корнилие Комелскии чюдотворец. Другая церковь Антония Печерского камена ж с трапезою, под нею службы. А в церквах Божие милосердие образы и свечи и книги и ризы, и на колоколнице колокола, и велкое церковное строенье блаженные памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и прежних вкладчиков и монастырьское.

На монастыре ж келья игуменская, келья казенная, 30 келеи братцких. Да за монастырем д. конюшенной, д. гостиннои, да 2 швални, да товарня, да кожевня, д. хомутеннои, д. служебников монастырьских. У монастыря ж солодовня да кузница. Да на монастырском поле д. коровеи. Под монастырем же 2 мелницы, а в них трои жерновы. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 208 чети в поле, а в дву по тому ж; сена по обе стороны реке Нурмы и по лугом 300 копен; лесу хоромного и дровяного в длину на 3 версты, а поперег на версту, инде болши, а инде менши.

Источник: [17.27]

Статья № 6
А. Е. Мерцалов

Вологда, по Писцовой книге 1627 г.

Описание церкви Пречистыя Богородицы Ризы Положение, построенной после пожара в 1605 году священником оной Павлом в 1607 году...

Местные образа Спасителя и Божьей Матери обложены серебром; другой местный-же образ Богоматери обложен серебром; венец, ожерелья и серьги жемчужныя; пелена темнокрасного бархата с жемчужным крестом; местныя иконы: Иоанна Феолога, Иоанна Предтечи и Вознесения Христова — в окладах (какого металла не сказано); другой образ Вознесения — обложен серебром; последующия местныя иконы были уже без риз, таковы: Положение Ризы БогородицМерцаловы, Рождество Христово и Успение Богородицы, но с жемчужными венцами и ожерельями, а образ Вознесенья с серебряным венцом, Спасителя, Положение ризы Богородицы (другой), Божией Матери и Космы и Дамиана — просто на краске.

В верхних ярусах иконостаса было 9-тт. образов на золоте царския двери, столбцы и сень на золоте-же. В алтаре на престоле — крест осеняльный обложен серебром; евангелие литовской печати с серебряными евангелистами на деке; за престолом — крест выносный и образ Богородицы на краске. Служебные сосуды — оловянные, водосвятная чаша и кадило — медныя. Ризница была бедна: двои ризы — и те ветхи. Богослужебныя книги были тоже, что и в церкви Св. Бориса и Глеба1, с тою лишь разницею, что здесь большинство их были печатныя.


1 В церкви Бориса и Глеба были: апостол, псалтирь, минея общая, трефолой и шестодневец — все письменныя. — Прим. авт.

Источник: [17.29]

Статья № 7
Николаас Витсен, 1664–1665

Псков

Монастырей [и церквей] здесь 72, все из камня, каждый имеет свое название по определенному святому. Кроме того, имеется еще вне города 23 маленьких монастыря, принадлежащих этим. Главы на башнях (Куполах — Прим. ред.) обычно покрыты деревом и железным листом; собор Святой Троицы имеет позолоченную крышу, говорят, она обошлась в 50 тысяч дукатов.

Новый Иерусалим, 6 мая 1665

Земли здесь кругом хорошо обработаны и густо заселены. Монастырь стоит в 10 милях от Москвы. Ночью в пути мы слышали, как жутко выли волки; они были очень близко от нас; на утренней заре мы видели лисиц и слышали пение многих птиц.

Монастырь, который они называют Иерусалимом, издали похож на русскую крепость. Имеет 10–12 башен, или брустверов; расположен довольно близко от быстро текущей реки (Истры — Прим. ред.), которая теперь [с помощью искусственного канала] полностью его окружает. Вокруг вся земля разрыта и временно покрыта брёвнами, рвы сухие.

У ворот стоит довольно высокая деревянная башня, по их обычаю, искусно украшенная резьбой; в ней висят часы с боем; на возвышении стоят 5–6 пушек и висит оружие караульных стрельцов, их десять; царь прислал тридцать, но двадцать отослали обратно.

Перед воротами монастыря большой двор, где находится гостевой дом, куда Его Преосвященство помещает тех, кто его посещает или приезжает сюда — не монахов. Там же рядом находятся кузницы, литейная для отливки колоколов, кирпичный завод, конюшни, малярии, лавки, каменотёски, а также жилища для рабочих. В этот передний двор проходят через большие ворота...

После обеда мы осматривали церковь и колокольню, которые он (Патриарх — Прим. ред.) строит по образцу церкви в Иерусалиме, над гробницей Христа. Все в тех же размерах и так же расположены, но колокольня здесь выше... Нет нужды рассказывать много о сооружении: я ссылаюсь на книги и журналы, где описывается храм в Иерусалиме; это-то же самое. Низ построен из белого мягкого камня, а верх из обожженного красного кирпича; белый камень обтесывают, и на него кладут кирпичи.

Церковь, кроме одного этажа, уже построена, а колокольня совсем готова. Многие часовни уже освящены, и в них нас не пустили; неосвященные открыты для всех. Гробницу Христа, хотя уже освященную, я всё же видел через щели. Вокруг гробницы стоят 12 колонн; это большая часовня в середине церкви. Но если в Иерусалиме ангелы сидят перед гробницей у опрокинутого могильного камня, то здесь они нарисованы на стене, а надгробный камень лежит на полу. Позади стоят 4 высоких столба, которые будут поддерживать мощный свод. Вокруг, а также и под землей уже построены часовни: одна в память пленения Христа, другая — в память Иоанна [Крестителя], третья часовня — Благовещения, всего часовен 14–15 или больше. Я не дал их описания, потому что о них можно прочитать.

Одна часовня, по названию Голгофа, стоит высоко, к ней можно подняться и снаружи; она уже освящена и очень почитается ими... Он (Поп сопровождения — Прим. ред.) открыл царские врата, чтобы мы увидели то, что я уже видел. Изображение Христа на кресте, искусно вырезанное из кипарисового дерева, висело над алтарем. Крест сделан такого же размера, как и найденный крест Христа. На двери алтаря нарисован император Константин со своей женой, которая нашла крест...

Колокольня по форме и размерам такая же, как Ивана [Великого] в Москве, а по высоте — почти как наша башня Яна Роденпорта в Амстердаме, два красивых колокола висят внутри: на верхнем вылиты святые всего года; говорят, что в них влито много золота, на нижнем — Царь, его жена, сын и патриарх. Недалеко от Нового Иерусалима будет построена церковь под землей, под названием «Обретение Креста», и ещё одна, подобная ей...

Вне этого монастыря, называемого Иерусалимом, вокруг него, размечены местечки на таком же расстоянии, как они в действительности находятся в Иерусалиме: Вифлеем, Кана, гора Олифетум, сад Гефсиманский и т. д. На некоторых [здесь] стоит только крест, на других — часовня, хотя там [в Иерусалиме] — деревни и деревушки. Здесь же вне монастыря еще пять-шесть больших рыбных прудов.

Источник: [17.39]

Статья № 8
Отписная книга Введенского Корнильево-Комельского монастыря, 1657

Монастырь Корнилиев на реке на Нурме. На монастыре церьков каменная Введение Пречистыя Богородицы о пяти главах, а на них кресты железные, крыты тесом; а в ней 2 предела, а в пределах служба Усекновение честные главы Иванна Предтечи; а в другом пределе служба Николы чюдотворца...

Двери царьские, столпцы и сень, резаны по дереву травы золочены сусалным золотом, промежь трав процвечивано красками. А на сени образ святыя Троицы в киоте на золоте, да два места написаны образы Тайные вечеря Господа нашего Исуса Христа со ученики...

Образ Введения Пречистыя Богородицы обложен серебром босмою золоченым, а у него 6 венцов камфареные золочены, да прикладу крест аспиден, глава и ручки обложены серебром золоченым, на цепочке на серебряной у креста 6 жемчюгов; да 2 креста аспидных же обложены серебром золочены; да 18 ноугородок серебряных золочены; да по двумя венцы подниз низана жемчюгом...

Над северными дверми образ Введения Пречистыя Богородицы да чюдотворцы Антонеи Великий и Корнилии на одной доске, обложены серебром басмою золоченою; 8 венцов того же окладу...

Полный текст Отписной книги — здесь, 1.13 Mb.

Источник: [17.28]
Комментарии

Статья № 9
Бальтазар Койэтт, 1676

Новый Иерусалим

В четверг, 19-го марта, мой двоюродный брат и я поехали из стекляного завода (Завод Койэттов находился близ Москвы — Прим. ред.) в монастырь Иерусалим, более чем в 5-ти верстах оттуда и верстах в шестидесяти от Москвы, построенный патриархом Никоном.

Это — прекрасное строение, но из-за нахождения в немилости патриарха, который был низложен, оно не закончено, что обнаруживается во многих местах.

Старый монах, когда мы прибыли в монастырь, повёл нас сначала вниз в церковь Иерусалимскую и показал нам во всех часовнях всё, что только можно было видеть. Нас повели ко гробнице Христовой, которая очень прекрасна и во всех частностях устроена так, как говорит священное писание, в темницу Петра и во все церкви, даже в те, где патриарх обыкновенно совершал свою службу. Все они были великолепны, с драгоценными изображениями святых, украшенными дорогими камнями.

Затем нас повели в другое место, где мы увидели портрет патриарха или праотца Никона во весь рост, очень хорошо написанный одним Немцем. Нам показали всё, что там было, и это тем охотнее, так как эти люди узнали, что я дворянин свиты великого Голландского посла.

Мы взобрались и на башню, высотою в 202 ступени, которую, если б патриарх здесь остался, подняли бы ещё выше.

Мы ушли, дав достойный подарок монаху, и в субботу, 21-го, я снова вернулся к его превосх-у послу.

Иерусалим, Москва

Непосредственно за крепостью в части города, называющейся Китай-городом, по правую руку от ворот крепости, находится церковь, которая называется Иерусалимом и построена очень искусно. Говорят, что строитель, после окончания работы, был лишен зрения тираном, чтобы он уже больше не был в состоянии создать что-нибудь столь великолепное. У входа в крепость находится самая большая и самая лучшая площадь всего города, на которой с утра до ночи толпится народ...

Покровский собор, собор Покрова Святой Богородицы (Василия Блаженного), Иерусалим; http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/St_Basils_CathedralR.jpg
Покровский собор, собор Покрова Святой Богородицы (Василия Блаженного), Иерусалим; http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/St_Basils_CathedralR.jpg

В стенах и за стенами города Москвы находится много церквей, часовен и монастырей, числом до двух тысяч, хотя некоторые из них так малы, что в них едва помещается человек 8 или 10. Эти маленькие церкви, по большей части, построены кем-нибудь из бояр, исключительно для собственных семей. Священника они для церквей держат на свой счёт.

Источник: [17.41]

Статья № 10
Аксель Гюльденстиерне, 1602

23-го Августа (2 добрых мили) прибыли в Новгород, проехав мимо монастыря св. Троицы, монастыря св. Николая Naslawy (?), монастыря Николая-Марии (?) и многих других монастырей, где (как и в большей части монастырей в селах и городах) имеются церкви — летние без отопления, и зимние, отапливающиеся.

15-го Сентября (добрых 6) [въехали] в маленькую дрянную грязную деревню, называемую «Белково (Вельгово? — Прим. ред.) село»; проезжали в тот день мимо прекрасного, построенного на их лад, монастыря; [он] называется [монастырём] Св. Иосифа, а церковь в нём [церковью] Св. Марии.

[В монастыре] 300 монахов. Михаил Глебович (сопровождающий от Кремля «чекист») говорил нам, что этому монастырю принадлежит 30 000 крестьянских дворов. Вокруг монастыря расположены замечательно красивые пресноводные озёра.
Монастырь считается крепостью, так как он окружен двойною стеной со стрельницами и парапетом и построен как крепость. Проехали мы под самою стеной, мимо ворот.

Ночевали мы в домах, ибо в городе и кругом было так грязно, что мы нигде не могли разбить палатку. Стояли у большой реки...

В Москве, в Кремле, 35 церквей, а в городе 5 300. Монахов 40 000, а священников 6 000.

Источник: [17.45]
Комментарии

Статья № 11
Альберт Бурх и Иоган фан Фелдтриль, 1630–1631

6-го числа мы приехали в городок Переяславль, переменили здесь сани, выехали 7-го числа и ночью прибыли к Троице, весьма знаменитому и богатому монастырю, который, говорят, владеет третьей частью земли Русской. Он построен из камня, в русском стиле, весьма капитально и роскошно. Обыкновенно здесь живёт 300 монахов и ещё большее число послушников, рабочих и солдат.

Источник: [17.51]

Статья № 12
Иржи Давид, 1686–1689

Москва

Церкви в основном, за исключением лишь самых маленьких, каменные. Некоторые насчитывают их, вместе с монастырями, до тысячи семисот сорока. Каждая имеет своего попа. Кроме этих, многие знатные лица при своём доме имеют частные церкви, построенные для своих молитв.

Очень красивые церкви у дома князя Голицына и у недавно обезглавленного боярина Шакловитого. Эти все построены наподобие старой греческой церкви, круглые и тёмные, украшенные пятью башнями с куполами, на каждом куполе возвышается тяжёлый крест и, чтобы его не качало ветром, укреплён подпорками.

В церковь людей созывают звоном колоколов, которых здесь большое множество. Они, как и у нас, звонят во время пожара. Большинство бояр в своём доме имеют часовни или молельни, в которых совершают для них богослужения домашние попы, как бы капелланы, специально нанятые для этого...

Кремль

Здесь можно видеть главные церкви. Первая — кафедральный собор, который они называют «Соборная церковь» Успения святой Девы. Ею украшают пять башен, купола их целиком позолочены и сверкают изумительным блеском. Вторая — святого Михаила Архангела, в которой погребают царей, украшена одной позолоченной башней. Третья — Благовещения святой Девы, в самом вестибюле царского дома, тоже украшена пятью позолоченными башенками. Четвертая — святого Иоанна, называемая у них «Иван Великий», на башне которой знаменитый колокол в 66 000 фунтов1. Около этой церкви — другие, меньшие, наподобие часовен. Пятая — Очищения святой Девы, в самом царском доме, где сейчас живет царь Иван. Шестая — Воскресения Господа Христа, тоже в царском доме, который теперь занимает Петр. Седьмая — святой Девы и мученика Федора Тирона, который принес сюда ее икону. Эта церковь тоже в самом царском доме. Восьмая — святой великомученицы Екатерины. Девятая — церковь Риз положения, в которой, как говорят, хранятся остатки христовой одежды. Десятая — святых Петра и Павла. Эту церковь постоянно посещает Пётр.


1 Речь идет о втором «Царь-колоколе», отлитом в 1654 г. О колоколах Кремля — см. также статью А. А. Мартынова . — Прим. ред.

Источник: [17.52]
Комментарии

Статья № 13
Франциск Эмилиан, 23 июня 1699

Москва. Немецкая слобода

Что касается здѣшнихъ еретиковъ, то у нихъ самыя разнообразныя вѣроисповѣданія, но публичное богослуженіе совершаютъ, кромѣ насъ, только послѣдователи двухъ вѣроисповѣданій.

Во-первыхъ, послѣдователи лютеранскаго вѣроисповѣданія. Они имѣютъ два каменныхъ, довольно большихъ и красивыхъ храма и трехъ проповѣдниковъ. Эта секта самая многочисленная.

Второе исповѣданіе — кальвинское. У нихъ одинъ каменный храмъ и два проповѣдника. Кромѣ того одинъ изъ ихъ проповѣдниковъ находится въ Архангельскѣ, другой въ Бѣлгородѣ, третій при желѣзныхъ заводахъ, четвертый при корабляхъ.

Русскіе въ дѣлахъ вѣры ненавидятъ тѣхъ и другихъ, и эту ненависть еще больше усилила великая милость, какою пользовался у царя генералъ Лефортъ. Русскіе не дѣлаютъ различія между лютеранами и кальвинистами.

Источник: [18.120]

Статья № 14
А. М. Сементовский, 1890

Белоруссия. Витебская область

Этоть святой храмъ Живоначальной Тройцы1, точное изображѣнiе коего читатель видитъ предъ собою, есть главный въ Марковомъ монастырѣ, находящемся на правомъ берегу рѣки Западной Двины, внизъ по теченiю въ двухъ-верстномъ отъ г. Витебска разстоянiи...

Храмъ построенъ изъ бревенъ, имѣетъ в основанiи фигуру креста; пять куполовъ его венчаютъ стрлѣльчатыя крыши четырехъгранныхъ, крытыхъ гонтомъ башень; высокiе сквозные, украшенные лучами золоченые кресты поддерживаются желѣзными цѣпями... на дверяхъ рельефно охображены два какихъ-то знака. По всей вѣроятности геральдическихъ, а вокругъ ихъ вырѣзаны латинскiе буквы S. K. O. M—W X–L. P. W.,что означаетъ Симеонъ-Карлъ Огинский, Мечникъ Великого Княжества Литовскаго, Подкоморiй Витебский...

А.М. Сементовский. Белорусские древности, 1890: храм Живоначальной Троицы
Белоруссия. Храм Живоначальной Троицы

Время построенiя этого храма обозначено двумя выпуклыми рѣзными на стѣнѣ надписями на русскомъ и польскомъ языкахъ, помѣщенными въ круглыхъ медалiонахъ, съ наружи по обѣ стороны входныхъ дверей: Ten dom zbudowany jest na czese 8 Troici — Roku 1690 Maia 8. — Этот храм построенъ въ честь святой Троицы. Года 1690 мая 8.


1 Сейчас в г. Дубровно Витебской обл. храм с таким названием есть, но никакого отношения к приводимой постройке он не имеет. — Прим. ред.

Источник: [19.154]

Статья № 15
Г.-А. Шлейссингер, 1687

Новгород
Стоит заметить, что перед городом выстроен красивый монастырь в честь св. Антония, к которому со всей России стекается большое количество паломников. Русские утверждают, что св. Антоний приплыл к ним из Италии на мельничном жёрнове в Балтийское море, в Нарву, а затем и в Новгород, и что он, прибегнув к великому чуду, обратил их предков в христианскую веру. Этот жёрнов они держат и хранят как особую святыню. А кто такой был Антонин, на это они сами ответить как следует не могут7.

Москва
Если церковь особенно пышна, то ею дверь обивается серебряными листами. Все церкви России имеют по пять круглых куполов, из них средний — самый большой, а остальные четыре несколько короче и расположены вокруг среднего симметрично, а сбиты или из обычного железа, или из других материалов. На всех куполах посажен тройной крест из того же материала. Но в царской резиденции купола покрыты обильно позолоченным железом, и оно великолепно сияет. Должен признать, что в царской резиденции эти купола следует оценивать как нечто замечательное и просто великолепное.

А в строительстве церквей занято много немцев и итальянцев. Строят они там и ныне. На дворцовой площади стоит высокая башня, построенная одним итальянцем10 и называемая «Иван Великий», что значит «Большой Ганс». А около неё башня поменьше, на которой висит знаменитый колокол, весящий 356 центнеров, отлитый во времена знаменитого Бориса Годунова11. Раскачивают этот колокол более 24 человек, а звонит он лишь в тех случаях, когда отмечаются великие праздники или предстоит приём посольства. А раскачивается колокол так, чтобы не сотрясать стену и таким путём не причинить большого ущерба, как это случилось несколько лет тому назад.

поклонение мифунайм иностранных специалистовимпорт мастеровкоррупция

Источник: [17.139]
Комментарии

Статья № 16
Де ла Невилль, 1698

У них есть также страсть строить церкви.
Ни один вельможа не начнёт возводить дом, не построив часовни, и не устроив там, в соответствии с возможностью, несколько монахов. Поэтому в Москве есть 1 200 каменных церквей с куполами, что делает их очень темными.

У каждой их них по пять глав, с колоколами, и над каждой из них высится четырёхконечный крест, по меньшей мере, в три локтя высотой. Наиболее великолепными являются Успенский и Архангельский соборы16, которые расположены рядом с царским дворцом, купола и главы которых покрыты позолоченной медью, а сами кресты из позолоченного серебра; внутри эти церкви расписаны под мозаику.

Напротив них находится большая колокольня, на которой есть несколько колоколов, и среди них один 20 футов в диаметре, 40 в высоту и в локоть толщиной, на который, включая и срезанное затем, ушло 40 тысяч фунтов металла, чтобы придать ему звонкость. В него звонят обычно только в Крещение, которое является самым почитаемым днём в году у московитов; кроме этого, в него звонят, когда царь идёт спать с великой княгиней, чтобы народ обратился к молитве и о даровании наследника, поскольку в этой стране мало дорожат дочерьми.

сорок сороковдомашние церквив подражание Кремлюхрамы Москвыколокола Кремля

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 17
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны

Нас привели (в Умани) в величественную высокую церковь с железным куполом красивого зелёного цвета. Она очень обширна, вся расписана и построена из дерева. её серебряные лампады со свечами прекрасного зелёного цвета многочисленны. Над нартексом красивая звонница; в нём есть высокая решётка, обращенная к хоросу; за нею стоят певчие и поют по своим нотным книгам с органом...

Московия
Число церквей в городе (Путивле) двадцать четыре и четыре монастыря на углах его. Из четырех монастырей три для монахов, четвертый — для женщин.

Что касается вида их церквей, то все они, выстроены или из дерева, или из камня, или из кирпича, бывают как бы висячие и отличаются излишней пестротой. К ним всходят по высокой лестнице, ведущей на возвышенную окружную галерею, согласно тому, как Господь Христос говорит в своем святом, избранном Евангелии: «два человека взошли во храм помолиться, один — фарисей, другой — мытарь». Каждая церковь имеет три двери: с запада, юга и севера, по одной с каждой стороны. Таков вид всех здешних церквей до крайнего севера.

Что касается их икон и иконостасов, то все они удивительно тонкого письма, [в окладах] из серебра чеканной работы с позолотой. Большею частью иконы бывают ветхие, древние, ибо в этой стране питают большую веру к старым иконам. В каждой большой их церкви непременно имеется икона Владычицы, творящая великие чудеса, как мы воочию видели, быв свидетелями и очевидцами чудес и несомненных доказательств.

Колокола на колокольнях их церквей все из превосходной желтой тазовой меди, и уже от маленького удара звук разносится на далекое расстояние. Но их не раскачивают верёвками люди, как в Молдавии и в земле казаков, и к их железным языкам привязаны бечёвки, а в них звонят снизу подростки и дети, ударяя языком о края: получается приятный и сильный звук, сладостный для слуха — устройство прекрасное и остроумное.

Колокольни и башни бывают круглые, осьмиугольные, красивой архитектуры, с приподнятыми, высокими куполами. Таков вид куполов их церквей; они приподняты, тонки, не похожи на купола земли казацкой, которые подобно как в нашей стране широки и круглы.

орга́н в церквицеркви Путивляпоклонение иконаммедные колоколавид колоколен

Источник: [17.145]
Комментарии

Статья № 18
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

Церквам, однако, повсюду оказывается должный почёт, ибо они большею частью строятся высокими и изящными из кирпича, хотя никоим образом не могут сравняться с нашими по великолепию и величине. Почти все они увенчаны несколькими маленькими круглыми башенками и одною побольше, которые мосхи весьма изящно украшают разного рода резьбою, если храм деревянный, и наполняют многими и большими колоколами.

Внутри сами храмы не имеют ни одной скамейки, лишь алтарь в них окружен решеткою и бесчисленными изображениями святых, и освещается он лампадами и очень маленькими и узенькими окнами. Кроме того, эти храмы часто так малы, что, не выходя за пределы названных башен, находятся с ними под одною крышею, состоящей из разноцветных черепиц или свинцовых или медных листов, иногда покрытых золотом.

строительство каменных церквей

Источник: [17.146]

Статья № 19
Акты Холмогорской и Устюжской епархий, Часть I, 1500–1699

Из введения Действительного Статского Советника И. К. Зинченко

В каждом приходском храме и в некоторых соборных были трапезы, занимавшия западную часть оных и своею обширностию иногда превосходившия остальныя две части храма, т. е., олтарь и собственно церковь ( см. документ № CXXIX ). Трапеза отапливалась, имела лавки и столы, тогда как самая церковь почти всегда, в старину, была холодная.

Как самое название ея показывает, трапеза была местом братчин, или пиров, занимавших впрочем и весь церковный погост, особенно в родительския субботы и другие поминальные дни, когда верованиями и обычаем требовалось поминать предков на их могилах, которыя находились на погосте. В трапезе изстари сходились волостные люди «на совет» по делам земским и государевым, а в церковной казне хранились государевы грамоты, если оне были, денежная и письмянная волостная казна.

В трапезе были и «советы» по делам церкви и прихода. Здесь было место выбора церковнаго старосты, одобрения его предложений и распоряжений по церковному хозяйству, счета его в церковных доходах и расходах, сдачи им церковной казны вновь выбранному старосте и клятвы пред Спасителевым образом, что он не учинил никакой хитрости над церковною казною. Здесь же сосредоточивались и «вести» о всем том, что происходило в волости, или хотя и за пределами ея, но имело или общественный интерес, или касалось интереса того частнаго лица, которое находило для себя полезным объявить в народе о случившемся. В Устюжском Успенском соборе подавались явки протопопу с братиею не только лицами, жившими на Устюге в посаде и в Устюжском уезде, но и ехавшими из Москвы в Сибирь и к Архангельску, или из этих окраин к Москве, так что в трапезе этого собора можно было в ХVI и XVII веках получить сведения о многом из того, что делалось на Руси...

Важнейшия призшествия в трапезе, как напр. драка иди другое безчиние отмечались в особой записке. Явки делались и словесно, и письменно. Первоначально известныя челобитья в приходских церквах подавались на имя церковнаго старосты, добрых людей, обыкновенно в челобитые перечисляемых, и всех крестьян; но с половины царствования Михаила Феодоровича они стали писаться на имя царя, как и в явках, подаваемых в земскую, приказную, таможенную и др. избы.

Содержание трапезпых явок самое разнообразное: в трапезе говорили или подавали извет на письме об обидах со стороны местных властей и насильников всякаго рода, о случившемся воровстве, пожаре, грабеже, обмане, похвальбе; заявлялось о всякой «нуже, чтоб она ведома была народу», от кого бы эта нужа ни испытывалась и как бы она, на наш взгляд, ни была незначительна. Принятая церковным старостою явка получала помету от церковнаго дьячка о времени и месте ея подачи, иногда с присовокуплении, что она «в трапезе, в народе чтена». Встречныя явки, а равно и известныя челобитья о похвальбе «переломом рук и ног» за подачу явки в трапезе дают ocнование думать, что мнение народа, выслушивавшаго явки в трапезе, насильники боялись: повальный обыск, при трапезных явках, мол иметь свое оправдание и мог быть истинным мнением народа о том, о ком он производился, почему, может быть, и «глас парода», из передней части храма Божия назывался, по его правдивости, «гласом Божиим»

роль трапезной церквисельская Дума в трапезнойсельский Советистинный глас народаСельсоветы XVII

Источник: [17.156]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,085