▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обустройство → Описание культовых сооружений → Иные этнические системы (XII век)

2. Обустройство

2.20. Описание культовых сооружений. Иные этнические системы (XII век)

Джубайр, Дорожник Никуласа, Кольмар, ал-Гарнати

Статья № 1
Ибн Джубайр, 1183–1185

Из описания испанским арабом своего хаджа

...преувеличивающие доходят в своем определении до 12 тысяч мечетей (В Александрии — Прим. ред.), преуменьшающие придерживаются меньшего: одни из них говорят — 8 тысяч, другие — иное. В действительности мечети очень многочисленны, по четыре или пять в одном месте, и иногда громоздятся одна на другой. Все они имеют имамов, назначенных султаном; одни из них получают в месяц 5 египетских динаров, а это 10 муминидских.

...значительный памятник в городе Каире, где находится голова Хусайна ибн Али ибн Аби Талиба (Святой шиитов — Прим. ред.). А она — в серебряной гробнице, помещенной под землей; над нею возведено прекрасное сооружение, которое невозможно описать и нельзя постичь умом. Покрытая парчою различных видов, эта гробница окружена одинаковыми большими свечами из белого воска и другими, меньшими, вставленными в подсвечники из чистого серебра, причем некоторые из них позолочены. Над нею подвешены серебряные лампы. Наверху же (место нахождения гробницы) окружено яблонями из золота, как бы изображающими сад и приковывающими к себе взоры красотой и привлекательностью. В нём же — разнообразная мраморная мозаика, необыкновенного мастерства, с дивными драгоценными камнями... Одна из удивительных вещей, которую мы заметили, войдя в эту благословенную мечеть, — камень, вставленный в стену, находящуюся против входа. Очень чёрный и блестящий, он отражает все лица подобно только что отполированному индийскому зеркалу...

У почитаемого Дома (Каабы, в Мекке — Прим. ред.) четыре угла, и он почти квадратный... а она (стена) тянется от Чёрного камня до йеменского угла на 29 локтей, а прочие стороны — на 28 (10×12 м, высота 15 м — Прим. ред.), по причине понижения поверхности к водостоку.

Первый угол его — угол, в котором находится Черный камень; от него начинается таваф. И обходящий отступает, чтобы свободно пройти мимо него, а почитаемый Дом находится с левой стороны. Первым после этого он встречает угол иракский, который обращен к северной стороне, затем угол сирийский, а он обращен к западной стороне, затем угол йеменский, а он обращен в сторону юга. Затем он возвращается к углу Чёрного [камня], который обращён в сторону востока. И этим завершается первый таваф.

Вход в почитаемый Дом расположен на стороне, находящейся между иракским углом и углом Чёрного камня, вблизи Камня, на расстоянии в 10 пядей. Пространство у стены Дома, которое находится между ними, называется «ал-мултазам», и это — место, где молитва бывает услышана [Аллахом].

А благородная дверь поднята над землёй на 11 с половиной пядей (2 м), и она — из позолоченного серебра, изумительной работы, прекрасной формы. Она привлекает взоры красотой и вызывает робость перед величием, которым Аллах облек свой Дом. Два её косяка и порог таковы же. А в её верхней части полоса из чистого золота простирается на всю её ширину на расстояние в две пяди. На двери — два больших серебряных ушка, к которым прикреплен замок от неё. Она обращена к востоку, ширина её — восемь пядей, а длина — 13 пядей; толщина стены, в которой находится дверь, — 5 пядей.

Внутренность благородного Дома отделана разноцветным мрамором (Мраморный фундамент в 25 см — Прим. ред.), так же как и все его стены. Опирается он на три высоких столба из тикового дерева, и каждый из этих столбов удалён от другого на четыре шага; они расположены вдоль Дома по его середине. Один из этих столбов, первый, расположен на середине стороны, ограниченной йеменскими углами (Вероятно, йеменским углом и углом Чёрного камня — Прим. ред.), и между ним и этой стороной пространство в три шага. А третий столб, и он — последний из них, расположен напротив стороны, ограниченной углами иракским и сирийским.

Вся верхняя половина внутренней поверхности Дома покрыта толстым позолоченным серебром, и зрителю кажется из-за его толщины, что это покрытие из золота; оно имеется на всех четырёх сторонах и прикреплено к верхней половине стены. Потолок Дома обит разноцветной шёлковой материей. А вся внешняя часть Каабы с четырёх сторон одета покрывалом из зелёного шёлка на подкладке из хлопка, а на верху его красным шёлком вышита надпись. Она гласит: «Поистине, первый Дом, который установлен для людей, — тот, который в Мекке», — стих Корана (3, 96). Всю её окружает имя имама ан-Насира ли-дини-ллаха шириною в три локтя. На этом покрывале находятся изображения прекрасных михрабов (ниша в стене, направление молитвы) дивной работы и начертаны разборчивые надписи, повторяющие имя Аллаха и молитву за упомянутого Аббасида ан-Насира, приказавшего поместить их там. И все это сочетается с цветом покрывала. А число [малых] покрывал на четырёх сторонах, [образующих большое] — 34 покрывала: 18 из них на двух больших сторонах и 16 на двух малых сторонах.

В Каабе — пять окон из иракского стекла, прекрасно гравированного; одно из них в середине потолка, и по одному — в каждом углу. Одно из них не видимо, ибо оно расположено под сводчатым покрытием, о котором будет сказано далее. Между столбами находятся серебряные лампы; число их — 13, и одна из них золотая. И первое, что встречает входящий в дверь слева от себя, — это угол, снаружи которого расположен Чёрный камень. В нём два сундука; в них лежат Кораны, а над ними в углу возвышаются две маленькие дверцы из серебра, похожие на окна, прилегающие ко внутренней части угла, и между ними и полом расстояние более чем в кама. И то же в следующем углу, то есть йеменском, но дверцы оттуда убраны, и осталось лишь дерево, к которому они были прикреплены. И в сирийском углу-то же, но они там сохранены, и то же — на стороне иракского угла.

Справа от посетителя находится иракский угол, и в нём дверца, называемая Баб ар-Рахмат (Врата милосердия — Прим. ред.), через которую поднимаются на крышу почитаемого Дома. Там возвышается сводчатое покрытие, достигающее крыши Дома; внутри него — лестница, а внизу расположено помещение, где находится благородный ал-макам. И выходит, что древний Дом, судя по этому покрытию, имел пять углов. А протяженность двух его сторон — два кама; они доходят до иракского угла двумя равными половинами с каждой стороны Каабы.

На высоте в две трети копья этот свод покрыт разноцветным шёлковым покрывалом, которым его сначала как будто обвили, а затем накрыли (Имелось два потолка — Прим. ред.). А благородный ал-макам (Камень, на котором стояла нога Ибрахима — того, кто созвал всех на первый хадж — Прим. ред.), который находится внутри этого свода! Это — камень, покрытый серебром, а высота его — три пяди, а ширина — две. Верхняя его часть шире нижней, как знак отстраненности и идеала, подобно большому горну для глиняной посуды, у которого середина уже, чем низ его и верх его. Мы видели его воочию и получили от него благословение, коснувшись его и поцеловав.Для нас наливали воду Земзема в два благословенных следа ноги, и мы её пили — Аллах сделал это полезным для нас! А эти следы ясны, так же как и следы пальцев, почитаемых, благословенных. Хвала тому, который размягчил камень, так что вступившая на него нога оставила на нем след; ведь нога не оставляет следа в мягком песке! Хвала тому, кто сделал из него одно из своих явных знамений!

А благословенный Чёрный камень прикреплен к углу, обращенному в сторону востока. Неизвестно, как глубоко он вдавлен в угол, но говорят, что он входит в стену на два локтя. А ширина его — две трети пяди, а длина его — пядь и несколько узлов, и в нём четыре соединенных куска. Говорят, что Кармат — да проклянет его Аллах! — был тем, кто разбил его. Края камня вставлены в серебряную пластинку, сверкающая белизна которой оттеняется чёрным блеском камня и сверканием его полированной поверхности.

Он являет собой удивительное зрелище, приковывающее взоры. Камень, когда его целуют, так приятен устам нежностью и свежестью, что тот, который целует, не желает их отрывать от него. В этом — одна из особенностей божественного провидения, но достаточно того, что пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал, что он (Чёрный камень) означает право Аллаха на его землю.

А в целой части камня, справа, когда встаёт перед ним целующий его, видна белая маленькая блестящая точка, сверкающая, как мечта, на этой благословенной поверхности. Об этой белой точке есть предание, будто рассматривание её обостряет зрение. И необходимо, чтобы целующий [камень] стремился коснуться своим поцелуем, если может, этого пятнышка.

А священная мечеть окружена тремя галереями на трех [рядах] мраморных колонн, построенных так, будто это — одна галерея; длина её 400 локтей, а ширина — 300 локтей. Поверхность её в достоверном измерении составляет 48 марджа (467,25 кв. м/ед. — Прим. ред.)...

Кааба находится посреди [храма], на равном расстоянии от четырех сторон [галереи], между востоком, югом, севером и западом. Число мраморных колонн, которые я сам сосчитал, 471 колонна, не считая добавленной к ним гипсовой колонны, которая стояла в Дар ан-Надва (Дом собрания — Прим. ред.), это — та, которая была добавлена к храму; она находится внутри галереи, идущей с запада к северу, а напротив неё — ал-макам с иракским углом...

Я нашел сообщение законоведа и благочестивого аскета Абу Джафара ал-Фанаки ал-Куртуби, что размеры священной мечети в длину и в ширину такие же, как я их приводил ранее. Длина мечети пророка Аллаха [в Медине]...- 300 локтей, а ширина её — 200, а число её колонн — 300, и три минарета; а площадь её — 24 марджа в магрибинских марджа, а это 50 локтей на столько же. А длина мечети святого Дома (В Иерусалиме — Прим. ред.) — Аллах возвратил её исламу! — 780 локтей, а ширина её — 450 локтей; колонн в ней 414, а ламп — 500, а дверей её — 50, а площадь её в упомянутой мере — 140 и две пятых марджа...

Благословенная мечеть (В Медине — Прим. ред.) имеет прямоугольную форму. С четырёх сторон она окружена галереями, образующими её ограду; вся её внутренняя часть представляет собою двор, покрытый песком и гравием. Южная её сторона имеет пять галерей, тянущихся с запада на восток; северная сторона — также пять галерей, упомянутой формы; в восточной части три галереи и в западной — четыре.

А святая гробница (Мухаммеда — Прим. ред.) расположена в юго-восточной части (мечети); из её галерей, примыкающих ко двору, две имеют в ширину по две пяди с лишним, а третья — четыре пяди. Она (Гробница — Прим. ред.) имеет пять углов и пять сторон; форма её удивительна, и едва ли можно себе представить её план и вид. Четыре её стороны расположены в отношении киблы столь удивительным образом, что во время молитвы никто не может повернуться к ней лицом, будучи отклонен от нее... С её (гробницы) восточной стороны также имеются две галереи; а внутри них служат опорой шесть рядов колонн. Протяженность её со стороны киблы равна 24 пядям, а с восточной стороны — 30 пядей. Между углами восточным и северным ширина стороны — 35 пядей, а между углами северным и западным — 39 пядей... Общая протяженность сторон почитаемой гробницы составляет 272 пяди.

На стороне [стены], обращенной к кибле, напротив лика пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — находится серебряный гвоздь, обозначающий его священный лик, и люди встают перед ним для приветствия. А у ног его... находится голова Абу Бакра ас-Сиддика... А голова Омара ал-Фарука приходится на уровень плеч Абу Бакра ас-Сиддика...

А всего в Багдаде одиннадцать городских мечетей, куда собираются на молитву.

Из того, что еще Аллах даровал этому городу (Мосулу — Прим. ред.), следует назвать Талль ат-туба (Холм раскаяния) (зиккурат? — Прим. ред.), расположенный к востоку от него, примерно в миле от переправы через Тигр. Это холм, где Йунус (Пророк Иона — Прим. ред.)... стоял со своим народом и молился вместе с ним до тех пор, пока Аллах не отвратил от них страдание... Рядом с ним находятся большие руины, о которых говорят, что это бывший город Ниневия, город Йунуса... Ещё видны остатки стены, которая окружала город, и место, где находились ворота, доказательством чего служат возвышенности, образовавшиеся там...

Сооружение её (Церковь Иоанна Крестителя в Дамаске — западная часть мечети — Прим. ред.) задумал ал-Валид ибн Абд ал-Малик... Он направил приказ правителю румийцев в Константинополь — прислать 12 тыс. ремесленников из своей страны, угрожая возмездием, если он откажется. И тот покорно повиновался этому приказу после происшедшего меж ними обмена посольствами, как об этом записано в исторических книгах.

И ал-Валид начал постройку мечети и достиг совершенства в её отделке. Все стены её были усажены кусочками золота, образующими мозаику. Там переплелись всевозможные удивительные фигуры, представляющие собою деревья с ветвями, из соединения золотых частичек. Это чудесное искусство делает бессильным всякое описание. И [мечеть] благодаря этому слепит глаза своим блеском и красотой. Сумма расходов на неё, сообразно тому, что об этом сообщил Ибн ал-Муалла ал-Асади в том разделе своей книги, где говорится об этом сооружении, составляла 400 сундуков, в каждом сундуке 28 тысяч динаров, а всего — 11 200 тысяч динаров.

А этот ал-Валид — тот, который отнял половину церкви, остававшейся в руках христиан, и присоединил её к мечети, ибо она имела две части — восточную — для мусульман и западную — для христиан... Одно из самых величественных и удивительных виденных нами зрелищ этого мира, устрашающе огромных размеров чудо труда и мастерства, которое, надо признаться, не в состоянии описать язык любого красноречия, — это подъём на высочайший свинцовый купол, уже упоминавшийся в этих записях и находящийся в середине почитаемой мечети.

Проникнув под купол и обводя его взглядом, обращаешь внимание на великолепное соединение его с тем куполом, который расположен посредине него, подобно одной полой сфере, находящейся внутри другой, большей, чем эта. Мы поднялись туда с несколькими спутниками-магрибинцами утром в понедельник 18-го упомянутого джумада I [27 августа 1184 г.] по лестнице, находящейся в западной стороне галереи двора, ранее служившей минаретом. Мы вышли на крышу почитаемой мечети, всю выложенную пластинами из свинца, расположенными так, как это описывалось ранее. Длина каждой пластины — четыре пяди, а ширина — три, но иногда встречаются пластины большей или меньшей ширины.

Добравшись до описываемого купола, мы поднялись на него по приставленной лестнице, и сшибающий [с ног] ветер чуть не унес нас, так что пришлось продвигаться согнувшись по галерее, окружающей его. Она из свинца, а ширина её — шесть пядей. Мы не смели выпрямиться на ней, ибо стоять здесь было страшно. Мы поспешили проникнуть внутрь купола через решетчатые дверцы, имеющиеся в свинцовой галерее. Отсюда нам открылось зрелище, помрачающее ум, величие которого невозможно постичь и описать.

По большим деревянным настилам мы совершили обход маленького купола, находящегося внутри купола свинцового, как мы об этом уже упоминали. Маленький купол имеет окна, через которые видны мечеть и те, кто в ней находится. Мы наблюдали [оттуда] людей, похожих на мальчиков в школе. Этот купол круглый и подобен шару. Внешняя его часть — из дерева. Она сжата огромными деревянными балками, укрепленными при помощи железных поясов. Каждое ребро изгибается по кругу, а все ребра сходятся вместе наверху в круглый деревянный замок [свода].

Внутренность этого купола, то есть той его части, которая обращена к почитаемой мечети, покрыта деревянными брусками, причем одни из них входят в другие, образуя одно удивительное целое. Купол весь позолочен, и работа золочения выполнена с совершенством. Цветной орнамент образует дивное украшение. Блеск золота слепит глаза, и нельзя понять, как можно все это было доставить в таком обилии и разместить на такой высоте. Мы рассмотрели один из этих деревянных брусов, введенный внутрь купола. Длина его была не менее шести пядей, а ширина — четырех. Когда они поставлены на место, то взору представляется, что каждый такой брус имеет в сечении самое большее одну — две пяди из-за непомерной высоты, на которой он находится. Этот упомянутый купол охвачен свинцовым куполом, который также укреплен мощными ребрами из огромных деревянных брусьев, скрепленных посредине железными поясами. Число их — 48 рёбер, а расстояние между каждыми двумя из них равно четырем пядям. Они образуют чудесный изгиб, собираясь в вышине в деревянный круглый замок свода.

Окружность свинцового купола равна 80 шагам, а это 260 пядей... Под вытянутым нефом, называемым «орёл» и расположенным под двумя этими куполами, — огромный выступ — кровля для максуры, а под ней потолок из расписного гипса, переложенного бесчисленными кусочками дерева, переплетающимися и перекрещивающимися друг с другом, и все вместе они образуют внушительное целое.

Опорные колонны обоих упомянутых куполов расположены вдоль стены во всю её длину. Некоторые из образующих её камней весят каждый в отдельности по многу кинтаров, так что даже слону было бы не под силу их перевезти, не говоря уж о любом другом животном. И крайне удивительно, как можно было их поднять на такую чрезмерную высоту!

Одно из самых удивительных зданий, какое мы только видели у неверных, — антиохийская церковь (Палермо, Сицилия — Прим. ред.). Мы видели её в день рождества, которое у них считается большим праздником; они празднуют его вместе — мужчины и женщины. Увиденное нами её здание являет собою неописуемое зрелище, и можно утверждать, что это одно из самых замечательных сооружений на этом свете. Её стены со внутренней стороны облицованы золотом и разноцветными мраморными плитками, подобных которым не было видано. Все они украшены золотой мозаикой и изображениями деревьев из зелёной мозаики. В верхней части церкви расположен ряд окон с золочеными стеклами, и яркие лучи ослепляют взор и способны заронить в души соблазн — да убережет нас Аллах от него! Нам сообщили, что тот, кто её построил и чье имя она носит, потратил на это много кинтаров (10 000 динаров/ед. или 42,33 кг золота/ед. — Прим. ред.) золота.

Источник: [12.2]

Статья № 2
Дорожник аббата Никуласа Бергпорссона, 1154

Говорят, что Рим имеет 4 мили в длину и 2 мили в ширину (≈ 6×3 км). Там находится 5 епископских кафедр. Одна — в церкви св. Йона Крестителя (В Латеране — Прим. ред.)... Церковь св. Петра (В Риме — Прим. ред.) 460 шагов в длину до святого алтаря и 230 шагов в ширину, и около [того места], где он был распят, стоял крест св. Петра, там, где теперь высокий алтарь...

Источник: [12.18]

Статья № 3
Большие анналы Кольмара

Около года Господня 1200... Алтари были маленькие: они имели, как в апостольские времена начала церкви, три фута в высоту, три в ширину, три в длину. Стол алтаря превосходил алтарь в длину на 4 пальца...

Церковь бенедиктинцев в Марбахе имела внутри стен 60 футов в ширину, в длину — вдвое больше.
На колокольне находилось семь колоколов.

Источник: [13.29]

Статья № 4
Абу Хамид ал-Гарнати, †1170

Хоть и прямая дорога этому сообщению в раздел 60.1, но...

А в области Хорезма, по дороге в Саджсин, на расстоянии восьми фарсахов от Хорезма, — чудо. Там в горе — большое ущелье, а в нём — высокий холм. А на холме — постройка вроде мечети с куполом и четырьмя большими дверями с арками. И наполняют эту мечеть золотые кирпичи, которые видны глазом, их видит каждый, кто останавливается около неё.

А вокруг этого холма — вода, окружающая его, стоячая, у которой нет иного пополнения, кроме дождя или снега в зимнее время. И видна земля под этой водой, глубина которой на глаз — два локтя и больше и меньше, на ней зелень, и вода эта вонючая.

И не осмеливается никто войти в неё или сунуть в неё руку или ногу. И как только положат в эту воду что-нибудь, оно поглощается и исчезает, и не видно, куда исчезает. А ширина этой воды на глаз — сто локтей...

И надували бурдюки, и мехи, и мочевые пузыри коров и овец, и [как] попадали в эту воду, так исчезали, и не оставалось от них следа.

И останавливался [там] царь Хорезма Ала ад-Даула хорезмшах, да помилует его Аллах, он приложил очень много стараний ради этого сокровища, но не смог получить [из него] ничего...

Источник: [12.25]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,124