Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Обустройство > Город, посад, селение: общее описание, планировка, оценка численности жителей, кто и где селился > Славяне и российские этносы (XVII век) > Комментарии к статье №53

Комментарии к статье №53, Гильомом Левассер-де-Боплан

2. Обустройство
2.2. Город, посад, селение: общее описание, планировка, оценка численности жителей, кто и где селился. Славяне и российские этносы (XVII век)

Редактор издания 1901 года (2.11.2021 16:23:26)

1
Церковь св. Василия (ныне Трехсвятительская) была воздвигнута Владимиром св. вскоре после принятия им крещения в 988 г. По преданию, она была построена на том холме «идеже стояща кумири Перун и прочии». Первоначальная церковь была деревянной, что видно из выражения летописи, гласящего, что Владимир св. повелел «рубити церковь».
В 1183 году, на месте этой церкви была построена великим князем, Святославом Всеволодовичем каменная церковь св. Василия. После татарского погрома, в половине XIII в., Васильевская церковь находилась в запустении около 3-х столетий. В этот же период, но когда — неизвестно, она стала называться Трехсвятительской.
Во второй половине XVI в. церковь эта сильно обветшала, во вскоре стараниями священника Одония она была несколько оправлена, так что с начала XVII в. в ней уже совершалось богослужение.
Вскоре после Брестской унии Трехсвятительская церковь перешла во власть униатов и оставалась в их владении до 1625 года, когда казаки восстали и отняли эту церковь от униатов. Последние вскоре опять захватили эту церковь и владели ею до 1633 года, когда Петр Могила отобрал ее в свое владение. В 1638 г., по ходатайству Петра Могилы, король Владислав IV передал Трехсвятительскую церковь Киево-Братскому монастырю, который сделал необходимые в ней исправления.
В 1660 г. Трехсвятительская церковь сильно пострадала от пожара и затем обветшала. В конце XVII в. она перешла в ведение киевского митрополита В. Ясинского, который, при содействии генерального судьи войска запорожского, Кочубея, возобновил эту церковь.)

2
Храм св. Софии был воздвигнут киевским князем Ярославом Мудрым, после его победы у самого Киева, над печенегами в 1036 году. На месте победы, на поле, Ярослав и заложил храм во имя св. Софии. Построение храма и украшение его было исполнено греческими мастерами, нарочно для этого выписанными из Византии. Окончен он около половины XI ст.
Софийский храм представляет правильный четырехугольник, несколько удлиненный с восточной стороны пятью алтарными полукружиями или абсидами. С западной стороны храма находился притвор, а с северной и южной — по три параллельных галереи, расположенные между 18 каменными столбами, соединенными между собою арками. Поверх этих галерей находятся хоры, охватывающие храм с трех сторон и составляющие как бы второй его ярус. Храм имел 13 куполов с одним, главным, посредине. Сверху купола были покрыты вплотную свинцовыми листами. В северо-западном углу храма находилась круглая башня или вежа с винтообразным ходом внутри, ведущим на хоры.
Подобная же башня, примыкающая к храму с юго-западной стороны, была построена во второй половине XI в., при киевском князе Изяславе Ярославиче. Тогда же были пристроены с западной, северной в южной стороны храма низкие одноэтажные паперти или галереи.
Ярослав Мудрый дивно украсил храм внутри золотом серебром, драгоценными камнями, мрамором, дорогими сосудами. Особенно богато был украшен храм мозаикой. Последняя покрывала весь алтарь храма и сохранилась еще и ныне довольно хорошо в некоторых его частях. Так, на стене алтаря, над горним местом, на золотом фоне, находится величественное изображение Божьей Матери, стоящей с воздетыми руками; оно известно в народе под именем «Нерушимой Стены». Ниже находится также мозаичное изображение Тайной Вечери, а по бокам — Аарон и один из ветхозаветных праведников; в самом нижнем ярусе — ряд святителей первых веков христианства: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, св. Николай и проч.
Затем, на стенках столбов алтарной арки находится изображение Благовещения; на четырех арках главного купола — сорока мучеников, (уцелело 8 изображений), а на четырех треугольниках между дугами арок — четырех евангелистов. В самом куполе помещено величественное изображение Вседержителя. В остальной части храма находилась фресковая живопись, изображающая разные события из священной истории, лики Христа и Богородицы, древних отцов церкви, мучеников и проч.; здесь есть фресковое изображение княжеского семейства, вероятно, самого основателя храма. Фресками были расписаны также одноэтажные паперти, пристроенные к храму с трех сторон, равно как и северные и южные лестницы храма, ведущие на хоры.
При Софийском соборе была учреждена митрополия, представитель которой имел здесь кафедру и свою резиденцию. В Софийском храме были погребены Ярослав I и некоторые другие князья удельного периода. Кроме того, этот храм служил усыпальницей и для киевских митрополитов. В XII и XIII вв. во время междоусобных войн князей, Софийский храм подвергался неоднократному разграблению, а именно: в 1169, 1203, 1240 гг. и проч. Во время Батыева нашествия Киево-Софийский собор уцелел сравнительно лучше других киевских церквей. Впрочем, после татарского погрома, он надолго потерял свое прежнее значение, подвергаясь всякого рода невзгодам. Так, в 1416 г., Софийский собор сильно пострадал во время нашествия Эдигея, так что митрополиты перестают в нем жить с этого времени. Потеряв свое первенствующее значение, храм продолжает, однако, быть одной из важных церквей Киева еще в половине XV века. В 1482 г. крымский хан, Менгли-Гирей, напал на Киев, разорил и сжег его, а храм св. Софии ограбил, причем золотые церковные сосуды, — чаша и дискос, взятые из храма, отправлены в Москву, в подарок московскому князю, Иоанну III. После этого, в течение 80-ти лет Софийский собор находился в запустении. Только во второй половине XVI в., стараниями софийского наместника, Богуша Гулькевича Глебовского, храм несколько оправился, но к концу XVI в. пришел в состояние, близкое к разрушению: кровли на нем не было, своды сильно обветшали, так что даже богослужение в нем не совершалось.
После Брестской унии Софийский собор попал в руки униатов, которые начали расхищать его богатства и нерадиво относились к содержанию храма, который вскоре опять пришел в такой вид, что с 1609 г. в нем перестали совершать богослужение. Около 1625 г. одна из стен собора рушилась и завалила его входные двери; другие стены также дали сильные трещины.
В 1633 году Киев. митропол. Петр Могила, на основании грамоты короля Владислава IV, отнял Софийский храм от униатов и занялся его возобновлением. Царь Михаил Федорович, по просьбе Петра Могилы, прислал своего мастера, который украсил храм иконами. При Петре Могиле Софийский храм, за исключением западного отдела, был значительно оправлен. Преемники П. Могилы ревностно заботились о восстановлении этой святыни Киева. Особенно много хлопотал об этом митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский, неоднократно ходатайствовавший пред московскими царями о возобновлении Софийского храма и пожертвовавший значительную сумму денег для его поправок.
При митрополите Варлааме Ясинском Софийский храм был обновлен и в некоторых частях переделан. Этому помогали Московский царь и гетман Мазепа; обветшавшие верхи башен были разобраны и вместо них устроены новые купола на барабанах с продольными окнами. Поверх храма настлана новая кровля и сделаны фронтоны и щиты. Для укрепления стен были устроены контрфорсы. При преемниках Ясинского храм был заново расписан живописью.
В 1721 г. был построен, к западу от Софийского храма, митрополитанский дом, а в 1748 г. окончена каменная колокольня и начата постройка каменной стены вокруг собора.
В половине XVIII в. были вызолочены купола храма. В 1786 г. был упразднен монастырь при Софийском соборе. Возобновления древней фресковой живописи храма началось с 1843 года и продолжалось до конца XIX ст. В настоящее время храм приведен в полный порядок. В Софийском соборе почивают мощи св. митрополита Макария, убитого татарами в XV в., и частицы некоторых других мощей: О Софийском соборе см. труды гг. Закревского, Максимовича, Лебединцева, Петрова, Антоновича, Айналова, Кондакова, и проч.)

3
Относительно византийской мозаики французский ученый, С. Bayet говорит:
«Dans un grand nombre de сеs eglises du VI et du VII siecle les artistes evitent les sujets ou un grand nombre de figures se melent lеs unes aux autres; ils s’attachent de preference a ceux ou l’action est presque nulle, les attitudes calmes et regulieres, ou l’on peut ranger les personnages de maniere a ne point troubler la disposition uniforme de l’ensemble… Au point de vue technique, les mosaistes byzantins n’avaient раs moms bien compris les conditions de leur art. Tandis que depuis le moyen age, on a multiplie les tons afin de sе rapprocher de l’aspect de la fresque, ils ne les employerent qu’en petit nombre juxtaposant lеs couleurs tranchees, negligeant les nuances intermediaires. Comme la mosaique est faite pour etre vuе de loin, la durete de ces oppositions se perd dans l’harmonie generale de l’oeuvre; mais, en revanche, tout se detache aves une vigeur et un eclat incomparables. Les figures s’enlevent sur un fond d’un bleu ou d’un or intense; les tons vifs et nets des vatement torment avec ce ton uniforme un contraste puissant; souvent, pour mieux accuser le dessin, une ligne noire indique les contours du corps et les traits du visages». Bayet. L’art byzantin, p. 62–63.
В средние века в Италии, Германии и Византии, для постройки куполов, употребляли глиняные сосуды особой, по большей части, цилиндрической формы; иногда же, для придания большей легкости сводам, употребляли кубической формы кирпичи, имевшего пустоту в средине. (См. Wiebeking, Architecture civile). О постройке куполов в Византии французский ученый, Bayet, говорит:
«Afin de diminuer le poids de la voute et d’en assurer la solidite, les architectes la construisirent avec des poteries creuses engagees les unes dans les autres. C’est la, du reste, un systeme que les architectes romains avaent deja employe. Les architectes byzantins ont surtout employe la brique, a laquelle ils ont en generale couserve la forme que lui avaient donnee les Romains. Fabriquees avec soin, marquees de signes qui souvent permettent de reconnattre la date et le caractere des edifices, ces briques etaieut reliees par un mortier d’une tres grande consistance. Le moyau des murs est ordinairement en beton, et les briques n’en forment que de revetemeut». C. Bayet. L’art byzantin, p 56–60.
Способ украшать церкви мозаикой подобного рода сохраняли греки и в позднейшие времена)

4
Михайловский монастырь находится на краю обрывисто спускающейся к Днепру возвышенности, уже с первых времен христианства на Руси посвященной на церковные нужды. Так, вскоре после крещения Руси Владимиром св., первый Киевский митрополит, Михаил, в ознаменование победы христианства над язычеством, основал здесь монастырь во имя св. архистратига Михаила.
Первоначальная Михайловская церковь, по всей вероятности, была деревянной. Внук просветителя Руси христианством, кн. Изяслав Ярославич, после победы над торками в 1055 г., заложил на горе, близ Михайловского храма, монастырь во имя св. Димитрия и дивно украсил его золотом и серебром. Сын Изяслава I, Ярополк, также заботился о расширении и украшении построенной его отцом обители. Вообще, здания, находившиеся окрест Михайловского монастыря, пользовались особым покровительством Киевских князей. Нынешняя Михайловская каменная церковь, согласно летописному рассказу, была освящена в 1108 году велик. князем киевским, Святополком II, в честь архангела Михаила. Михайловский храм был великолепно украшен внутри мозаикой и фресками.
Особенно богато был украшен абсид главного алтаря храма, где находилось три яруса мозаики: в верхнем Богоматери с воздетыми горе руками, в среднем — Иисуса Христа, предлагающего находящимся вокруг него ученикам божественный Хлеб и Кровь; ниже — лики святителей. В настоящее время из мозаик, еще существовавших в половине XVII в., сохранился только, и то не в полной целости, — средний ярус, да несколько изображений на внутренних столбах алтарной арки. Перила на хорах и амвонах были сделаны из красного шифера с высеченными рельефными узорами. Пол был устлан красной черепицей.
В Михайловском храм погребены киевский князь Святополк II и его супруга. Место их гробниц указывают первое — справа, а второе — слева от главного входа. Здесь также были погребены правнуки создателя храма Святополка II, князья: Святополк и Глеб Юрьевичи.
В период татарского нашествия Михайловский монастырь разделял участь, одинаковую с другими церквями Киева. В конце XIV в. монастырь этот был уже восстановлен и владел принадлежавшими ему землями к востоку от храма. Около 1470 г. какая то княгиня Ирина подарила Михайловскому монастырю находившиеся близ г. Киева земли и устроила при церкви каменный придел во имя Входа Господня в Иерусалим. В 1482 году Менгли-Гирей опустошил Киев и Михайловский монастырь, причем последний так пострадал, что после этого «и хвалы Божьей в нем не было».
В таком печальном состоянии находился этот монастырь до конца XV в., когда воевода Путятич позаботился о восстановлении его. Впрочем, монастырь и после этого находился в незавидном положении, и только после 1523 года, когда была выдана королем Сигизмундом I грамота на восстановление Михайловского монастыря, последний начал оправляться. В начале XVII в. униаты пытались отнять этот монастырь у православных, но не успели, благодаря вмешательству казаков, отстоявших этот храм. С 1620 и по 1633 г., в период господства в Киеве униатов, Михайловский монастырь был местопребыванием киевских митрополитов, которые значительно оправили и украсили его. С половины XVII в. начаты пристройки к главной церкви монастыря. Такую пристройку сделал Михаил Вуяхевич. В начале XVIII в. были сделаны переделки с южной и северной сторон храма сначала еп. Черкасским, а затем — киевским генерал-губернатором, князем Голициным, приказавшим для расширения храма, выломать северную и южную стороны его и сделать от них пристройки. Около 1719 г. была воздвигнута каменная колокольня, а тридцать лет спустя — каменная ограда вокруг монастыря.
В монастыре св. Михаила почивают мощи св. великомученицы Варвары, присланные греческим императором в дар киевскому князю, Святополку-Михаилу. О Михайловском монастырь см. туже литературу, что и о Софийском coбopе.

5
Называемый Бопланом Новый Киев — это нынешний Подол.

6
Судя по находящемуся при Боплановых картах плану г. Киева, ров, окаймлявший укрепления Подола, заключал в себе часть русла нижнего течения Глубочицкого ручья. В настоящее время эта местность носит название «Канавы».

7
Упоминаемый Бопланом «замок» — это так называемый «Литовский замок», находившийся на Замковой или Флоровской горе, известной ныне под именем Киселевки.
В литовско-польское время здесь находился деревянный замок, состоявший из 133 деревянных участков, или «городец» и 15 шестиугольных трехэтажных башен с бойницами. В двух башнях — северной и южной — помещались въезжие ворота. Первые назывались воеводскими, а вторые — драбскими. Вблизи последних, на небольшой площадке, вне замка, находилось лобное место, на котором совершались казни, внутри замка находились постройки воеводы и других знатных лиц и солдатские казармы. Здесь же помещался арсенал и пороховой погреб. В замке находилась одна католическая каплица и три православных церкви.
Замок неоднократно подвергался пожарам; особенно пострадал он в 1608-м году, так что церкви его пришли в разрушение. После 1651 года сведения о замке прекращаются: вероятно, он был разрушен казаками.
В настоящее время большая часть Замковой горы занята кладбищем Флоровского монастыря, который обнес принадлежащее ему место каменной оградой и выстроил здесь Троицкую церковь. На вершине горы еще сохранились кое-где следы прежних валов. В почве горы попадаются древние вещи: стеклянные браслеты, сердоликовые, стеклянные и шиферные бусы, стеклянные древние сосуды, шиферные н костяные пряслицы, обломки бронзовых сосудов, украшений икон и проч. Некоторые исследователи (проф. Лашкарев и др.) полагают, что на этой горе мог находиться терем кн. Ольги св. и при нем церковь или же монастырь.

8
Доминиканцы впервые появились в Kиеве в первой половине XIII ст., при киевском князе Владимире Рюриковиче (1223–36 гг). Около 1226 г. они основали в Киеве, с помощью известного в Польше доминиканца Иоакинфа Одровонжа, свою миссию и построили неподалеку от Днепра церковь. В 1233 году доминиканцы были изгнаны из Киева. Во время литовского владычества они снова возвратились в Киев.
В XIV в. они уже жили в этом городе, что видно из грамоты кн. Александра Владимировича, подтверждающей права доминиканцев на угодья и доходы, пожалованные их церкви отцом князя, Владимиром Ольгердовичем.
В XVI. в. доминиканцы, при содействии киевского пана, Аксака, построили под замковой горой новый, каменный, костел во имя св. Николая, воспользовавшись для этого развалинами древней Борисоглебской церкви в Вышгороде. Новый костел был прекрасно устроен и богато украшен внутри и снаружи; при нем находился монастырь. Польские короли щедро одарили последний земельными угодьями и наделили его широкими правами на получение разных пошлин: с проходящих по Днепру мимо Kиева судов с хлебом, поколодной с жителей пошлины, с винных откупов и проч. Во время восстания Богдана Хмельницкого доминиканский монастырь и церковь его были ограблены и разорены. После этого Богдан Хмельницкий отдал доминиканский костел и его угодья киевскому Братскому монастырю.
В 1691 г., грамотой царей Петра I и Иоанна, бывший доминиканский костел был отдан в ведение митрополита Варлаама Ясинского. В 1696 г. церковь эта была обновлена и освящена во имя св. Петра и Павла и с этим именем существует и в настоящее время. Не смотря на обновление в 1696 г. Петропавловская церковь, однако, не имела больших доходов и вскоре пришла в упадок. В первой половине XVIII в. церковь эта совершенно обеднела.
В 1744 году императрица Елисавета I, будучи в Киеве, обратила внимание на Петропавловскую церковь и пожертвовала 2500 рублей на ее возобновление. В 1811 году церковь эта сильно пострадала от пожара. В настоящее время она находится в ведении Киевской Духовной семинарии, приобретшей ее в первой четверти XIX в.
Относительно упоминаемых Бопланом Бернардинского и Иезуитского монастырей трудно определить, где они находились. Первый был расположен ближе к горе, другой — к Днепру. По всей вероятности, бернардинский монастырь находился в черте церковного грунта Флоровского монастыря. Что же касается иезуитского кляштора, то он находился где-то неподалеку от церкви Николая Доброго. Это видно из универсала, выданного Добро-Николаевской церкви в 1660 году киевским полковником Василием Дворецким, на бывшие во владении у бернардинов и иезуитов грунты, раньше захваченные у церкви Доброго Николая вышеназванными бернардинами и иезуитами.

9
Судя по описанию, это нынешняя Притиско-Никольская церковь.
Время ее основания не известно; однако, она существовала уже в XVI ст. В 1631 году киевской обыватель Петр Серебряный-Грош построил здесь каменную церковь, а прежнюю перенес на Старый-Город. Об этой-то каменной церкви и упоминает Боплан. В 1651 и 1716 гг. церковь значительно пострадала от пожаров и оставалась в обветшалом виде до половины XVIII в., когда была возобновлена.
В 1811 году пожар настолько сильно повредил Притиско-Никольскую церковь, что от нее остались только обгорелые стены. Возобновление церкви началось в XIX в. и окончилось только в 1829 году, причем она была не только оправлена, но и расширена прибавлением двух новых приделов: во имя св. Кузьмы и Дамиана и Сретения Господня. Главная святыня этой церкви чудотворная икона св. Николая.

10
Два денара — это мелкая польская монета, употреблявшаяся в начале XVII ст. Шесть двойных денариев составляли один шеляг, а 18 равнялись одному грошу. См. об этом Zagorski, Monety dawnej Polski, стр. 28–29.

11
Здесь в тексте Боплана поставлено слово tant, обозначающее, как известно: столь, столько.
Очевидно, Боплан слыхал о древности г. Переяславля, но следуя своим взглядам о небольшой, сравнительно, древности Днепровского левобережья, считает и г. Переяславль недавнего происхождения. О Переяславле см. нашу работу: История Переяславльской земли с древнейших времен до половины XIII ст.

12
Канев — уездный город, Киевской губ., расположенный при устье pp. Каневки и Дунайца в Днепре.
Это — очень древний город. Местное предание гласить, что Канев обязан своим происхождением грекам, основавшим его в глубокой древности, но точная дата его возникновения неизвестна. Слово Канев — чисто тюркское или татарское и обозначает, в буквальном переводе: «место крови» или же «дом крови», по всей вероятности вследствие беспрестанных неумолкаемых войн, с окружающими кочевыми народами. В Патерике Печерском Канев упоминается при рассказе о событиях XI в. В летописи, под 1144 г., упоминается, что Всеволод Ольгович построил в Каневе церковь во имя св. Юрия. Выдвинутый к границе со степью, г. Канев был важен и в религиозном отношении: здесь находились свои епископы. Юрий Долгорукий, овладев Киевом, отдал Канев Глебу Юрьевичу.
Канев играл довольно видную роль в великокняжескую эпоху, т. к. в то время сюда сходились на «снем», т. е. сейм, русские и половцы. Находясь в довольно выгодном стратегическом месте, Канев играл роль этапного пункта для товаров, идущих с южных и восточных стран. Сюда неоднократно отправлялись князья для охраны шедших в Русь караванов купцов, так называемых «гречников и залозников».
В конце ХII ст. великий князь киевский, Рюрик, отдал Канев в удел Всеволоду Юрьевичу, но в следующем году отобрал его обратно. Во время монгольского нашествия Канев был взять Батыем, и с этих пор город этот служил местопребыванием татарских баскаков.
В начале XIV в. Канев перешел под власть литовского князя. В период литовского владычества Канев оставался важным в торговом отношении местом до самого падения Константинополя в 1453 году.
В 1656 г. Канев получает городские привилегии. Во время войн В. Хмельницкого г. Канев играл довольно видную роль: сюда неоднократно спасался Юрий Хмельницкий и Брюховецкий (1664 г.) Город неоднократно переходил от казаков к полякам и к русским.
По прутскому договору Канев остается за Польшей, от которой отходит окончательно к Poccии в конце XVIII в.

13
Бубновка — местечко Золотоношского у. Полтавской губ., в 4 милях от г. Золотоноши. Встречается в документах XVI ст.

14
Домонтов — местечко Золотонош. у., Полтав. губ., расположенное близ Днепра. Время основания его неизвестно. В XVI в. Домонтов принадлежал Василию Домонту, который прикупил себе с. Мошны, (в киев. губ.) отчего Домонтов получает прозвание мошнянского.
Сын Василия Домонта, Григорий, продал это м-ко, в 1591 г., Михаилу Ласко (Lascowi), а от него оно опять переходит из рук в руки, пока не досталось в половине XVIII в. Евстафию Потоцкому.

15
Черкассы — уездный город киевской губ., расположенный на правом берегу Днепра, ниже впадения в последний р. Ольшанки.
Время основания г. Черкас неизвестно. Несомненно, это очень древнее поселение. Вероятно, Черкасы существовали уже в так называемую великокняжескую эпоху и получили свое название от тех полукочевых народцев, которые оседали в южно-русских степях; слово черкасы в летописях обозначало тюркских кочевников — торков, печенегов, черных клобуков и проч.
По преданию, литовский князь Гедимин, овладев Киевом, захватил и его передовой форпост в степях, на Днепре, — Черкасы. По словам документа XVI ст., Гедимин, повоевавши Кафу, Перекоп и Пятигорских черкас, привел часть последних, с их княгиней, и посадил их на Днепре, в Черкасах. С конца XIV ст. г. Черкасы начинают играть видную роль в торговом отношении с Востоком; так, купцы из Кафы и других мест Крыма перевозили свои товары водой, на Черкасы.
В городе, на горе, существовал замок, очень удобный для защиты от врагов. В XV и XVI вв., это уже один из важнейших городов Южной Руси. В 1402 году, в описании замков, принадлежащих князю Свидригайлу, упоминаются и Черкасы. В 1483 году хан крымский, Менгли-Гирей, вторгся в Украину, разорил Киев и подступил с войском к Черкасам, но был отражен от последнего храбрым Матвеем Кмитой, собравшим в черкасский замок достаточно войска. Раздраженный Менгли-Гирей ушел домой и отсюда советовал московскому царю, Ивану III, захватить вместе с Киевом и Черкасы.
Составляя столь видный стратегически пункт, Черкасы поручаются энергичным людям, наместникам или старостам, которые заботились о защите этого города и тянувших к нему мест. Из числа черкасских старост начала XVI стол. известен Евстафий Дашкевич, умевший своевременно отражать татар и даже вести наступательные войны против них. Энергичная и целесообразная защита южно-русских пределов, предпринятая Дашкевичем, была оценена польским правительством, которое позволило Дашкевичу организовать постоянную стражу из казаков, обязанную оберегать на воде и на суше караваны турецких и татарских купцов, проходившие мимо города, и проводить их до Киева. Во времена Дашкевича Черкасский замок был сильно укреплен.
В первой четверти XVI ст. на Черкасы напал крымский хан, Сайдет-Гирей, и в течение почти месяца осаждал город, громил его пушками, но не мог взять и заключил мир. В половине XVI ст. в Черкасах утвердился Димитрий Вишневецкий и подговаривал московского царя овладеть этим местом, но царь не согласился.
После Димитрия Вишневецкого Черкаскими старостами были Михаил, Александр и Константин Вишневецкие, родственники Димитрия. Они старались защитить этот город от врагов. В 1590 г. Косинский, во время казацкого восстания подступил к Черкасам, чтобы захватить там Вишневецкого, но потерпел неудачу.
В 1637 году, во время восстания Павлюка, г. Черкасы был сожжен, но вскоре снова возобновлен.
В 1647 г. здесь зимовало, приготовляясь к походу на Хмельницкого, польское войско под начальством гетмана Потоцкого. Из Черкас же было послано против казаков войско, разбитое Хмельницким при Жовтых — Водах. Когда Б. Хмельницкий, овладев Украиной, перенес столицу в Чигнрин, Черкасы не вполне утратили оное значение, т. к. владели значительными поместьями в Левобережье.
В 1768 г. черкаский замок был взят штурмом и разорен взбунтовавшимися крестьянами.
В конце XVIII в. г. Черкасы сделался уездным городом. Несколько выше Черкас, на высоком берегу Днепра, есть урочище, называемые «Гуляй-Городок», где, по преданию, был когда-то город, в котором жил какой-то королек. В почве городка попадаются: куски кирпичей, дикий камень, людские черепа и проч. По преданию, близ г. Черкас возникла и Запорожская Сечь, бывшая будто бы сначала здесь, а потом, по мере движения населения в эти места, переходившая все ниже и ниже по Днепру, пока не достигла порогов, поселение за которыми и дало название Запорожской Сечи. От черкаского замка не осталось теперь и следа; жители указывают только то место, где он находился.

16
Боровица — село Чигирин. у., Киев. губ. Название свое Боровица получила от тех дремучих лесов, которые некогда окружали это место.
Первоначальное поселение находилось ближе к Днепру и носило другое название. Боровица в XVII в. была укреплена и составляла передовой форт, защищавший г. Черкасы со стороны степи. Боровица упоминается в Книге Большого Чертежа.), Бужин (Бужин — с. Kиeв. губ, Чигирин. уезда, близ правого берега Днепра.
В XVII ст., в виду важности этого места в стратегическом отношении, оно было сильно укреплено. В 1663 г. близ Бужина Юрий Хмельницкий одержал победу над московским войском. В следующем году, во время войны за Малороссию, Бужин был сожжен польским полководцем Чарнецким. В 1667 г. турки разорили Бужин до основания. В 1678 г. кн. Ромадановский и гетман Самойлович разбили здесь наголову турецкого визиря Кара-Мустафу.

17
Чигирин-Дуброва — мест. Кременчуг. у., Полтав. губ., близ устья р. Сулы.
Время основания этого поселения неизвестно, но уже в конце XVI ст. оно упоминается в числе вотчин князей Вишневецких. В 1764 г. оно принадлежало Лубенскому полку.

18
Крылов — мест. Чигиринск. у., на лев. берегу р. Тясмина.
Оно основано в начале XVII в., на шляху татарском. Вероятно, раньше здесь было какое-либо поселение, которое затем уже разрослось так, что в 1616 году Сигизмунд III даровал ему городское право. В Крылове была крепость, состоящая из вала, укрепленного частоколом и рва. В 1625 г. здесь произошла битва между казаками и польскими войсками под начальством Конецпольского. Казаки, под начальством Мих. Дорошенка, были сильно стеснены близ Куруковского озера и согласились на мир, известный под именем Куруковского договора. Во время последующих казацких войн, Крылов был сильно опустошен. Местечко расположено среди огромных песков.

19
Кременчуг — уездный г. Полтав. губ.
В XVI в. здесь был построен замок неким Сверчовским, перешедшим в казаки шляхтичем, для защиты от татар караванов, шедших по Днепру, и местного населения. Кременчугское староство относилось к киевскому воеводству; оно образовалось из земель черкасского староства. После зборовского договора Кременчуг является сотенным местечкам Чигирин. полка, а после Андрусовского договора он отходит к Миргородскому полку.
В 1764 году Кременчуг был причислен к Новороссийской губ. и в течение 10 лет был главным ее городом. С 1802 г. он считается уездным городом полтавской губернии.

20
Мы не можем точно определить, развалины какого здания находились здесь во времена Боплана.
Быть может, здесь были развалины замка, построенного Витовтом для защиты переправы через Днепр, как об этом говорить Матвей Литвин. В 1590 году король Сигизмунд III приказал восстановить крепость, но это не было исполнено: в 1594 г. Лассота видел здесь только пустое городище. В 1635 году Боплан построил крепость в г. Кременчуге.

21
Очаков — заштатный город Одесского у. Херсонской губ. Поселение на месте Очакова известно со времен глубокой древности. Здесь находилась греческая колония Алектор с храмом Деметры. Крепость Очаков выстроена в 1492 году крымским ханом Менгли-Гиреем и была известна под именем Кара-Кермен (Черная крепость) или Озу-Кале.
Литовское государство находило неудобным для себя существование этой неприятельской крепости в низовьях Днепра и решило уничтожить ее, но, по-видимому, без успеха, т. к. крепость осталась по-прежнему в руках турок. Несколько позже, сознавая важное стратегическое значение этого места, турки устроили здесь сильную крепость, которая служила им опорным базисом в их владениях по северным берегам Черного моря.
К Очакову относилась обширная территория, населенная выходцами из разных мест: Молдавии, России, Крыма и проч. Здесь укрылись русские раскольники, уходившие от преследований в России.
Очаков неоднократно был разоряем московскими, польскими и казацкими войсками. Особенно много вреда причиняли Очакову запорожские казаки, которым сильно мешала эта крепость. Во время войн Анны Иоанновны и Екатерины II с турками Очаков подвергался сильным штурмам и, наконец, по ясскому миру 1791 г. был уступлен России.
В 1792 г. екатеринослав. губернатор Каховский заложил здесь город, который, однако, не имел уезда. В половине XIX ст. очаковские укрепления были упразднены.

#интересные факты #наука #история #описание городов #деревня #село #планировка городов #численность населения городов #расселение этносов #численность крестьян # расселение в городе #городские районы

Редактор сайта (2.11.2021 16:23:26)

* Речь идёт о генерале Хазарии родом из еврейского иранского рода Ахмада бен-Куйа, который в VIII веке обосновал на Днепре крепость (/поселение) размером 200 на 500 метров. Откуда и исток имени мифологического летописного Кия, и само название исходно еврейского города на Днепре.

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,24