▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обустройство → Описание жилых и приусадебных построек → Славяне и российские этносы (XVII век)

2. Обустройство

2.10. Описание жилых и приусадебных построек. Славяне и российские этносы (XVII век)

Зани, Коллинз, Карлейль, Гордон, Немоевский, Петрей, Олеарий, Писцовые книги, Мерцалов, Витсен, Койэтт, Брамбах, Гюльденстиерне, Зерцалов, Давид, Котошихин, Идес и Бранд, Мнишек, Родес, Шлейссингер, Спарвенфельд, Алеппский, Рейнтенфельс, Стрюйс

Статья № 1
Эрколе Зани, 1678

При каждом жилище или боярских хоромах (В Москве — Прим. ред.) дворы, службы, баня и сад... Самые лучшие и высокие здания не бывают больше, чем в два яруса, а у простого народа в один. Вот отчего этот город так и обширен.

Источник: [17.3]

Статья № 2
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Над потолками домов (В Москве — Прим. ред.) всегда насыпают на аршин землю для теплоты... Русские думают, что деревянные комнаты гораздо здоровее, нежели каменные, и не без причины: потому что в этих каменных покоях толстые своды издают из себя испарения, когда печи натоплены... Некоторые из главных бояр имеют каменные дома, заключенные во внутренней ограде, как то: князь Яков Черкасский; Борис Иванович Морозов, бывший пестуном Императора во время его малолетства; князь Алексей (Управляющий "меховою промышленностью" — Прим. ред.); Мегектович Трубецкой, который начальствует над войском; Илья Данилович Милославский, тесть Императора; князь Иван Васильевич Одоевский...

Дворец его (Патриарха — Прим. ред.) стоит рядом с Царским (В Кремле — Прим. ред.); он каменный и довольно красив по своей величине.

Источник: [17.10]

Статья № 3
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Относительно построек скажу, что каменных строений встречается очень мало; в вознаграждение этого недостатка есть очень много леса. Я нахожу, что деревянные постройки значительно удобнее каменных, не потому только, что деревянное здание может быть выстроено сравнительно в меньшее время и с меньшим трудом, но потому, что дерево, и по преимуществу сосна, меньше пропускает холод и сырость, чем камень. Есть, правда, в этом и невыгода: дерево — вещество сгораемое, почему они и бывают чаще подвержены пожарам.

Вместо стекол в окнах, в Карелии около Архангельска употребляется тальк (Скорее — слюда — Прим. ред.). Он добывается из гор, легко раскалывается на мелкие и тонкие пласты, также прозрачен, как и стекло и никогда не разбивается...

Что касается жилищ в Московии, то, как мы уже заметили, они строятся не из кирпича, а из дерева, что выгодно, так как они менее пропускают зимой холод и при том стоят дешевле. Но с другой стороны есть и невыгода, так как бывают часто подвержены пожарам, вследствие чего жители строят их просто, без всяких украшений. Они накладывают сосновые полона одно на другое и укрепляют их на каждой стороне; так как эти доски суть половины сосновых стволов, распиленных по середине, то круглою стороною кладут их снаружи и, сняв с них кору, затыкают мхом скважины. Ради зимы они строят их очень низкими, с крышами, которые, по большей части, покрывают корою деревьев или дерном; окна их столь малы, что, когда всунешь в него голову, то кажешься как бы у позорного столба. В комнате таких отверстий бывает на достаточном друг от друга расстоянии, одно или два. Вместо оконниц, как я сказал выше, они употребляют тальк.

Есть множество домов, которые не имеют печей согревательных, но только такие, в которых они приготовляют себе пищу. Когда они топят в этих печках, сделанных из кирпича, то дым должен проходить через комнату и выходить в окно, вследствие чего все дома бывают черны от дыма (Курные избы — Прим. ред.).

Так как дома эти, по большей части, имеют всего одну комнату, то она служит и для отца, и для матери, и для детей, и для поросят и для кур, составляя из всех их как бы одно семейство; ложатся они спать все рядом (pele-mele). Наконец нужно еще прибавить, что эти бедные люди в своих постройках (за исключением печей) следуют правилу Ликурга, который желал, чтобы спартанцы строили свои дома только топором и пилой.

Но, если опасение пожаров (несчастные примеры которых бывают часты) приучило их заботиться о постройке своих жилищ, то потому же самому они мало заботятся об их украшении, так как, в случае пожара, для них ничего не значит потерять только четыре стены, и они утешают себя возможностью выстроить их в скорое время.

Источник: [17.11]

Статья № 4
Патрик Гордон, †1699

Из «Дела о дворе П. Гордона в Севске, 1681–1684», РГАДА. Ф. 210. Белгородский стол. Стб. 968

Роспись переписная, что в Севску на дворе генерала моеора Петра Гордона хоромного и дворового и огородного всякого ево строенья и что на тот ево двор перевезено и построено при боярине и воеводе при князе Василье Васильевиче Голицыне в прошлом во 189-м году (1681 г.).

Генерала моеора Петрово строенье Гордана:

Все то хоромное строенье поземное, в светлицах три печи оброзцовые и в том числе адна зеленая, две белые; четырнатцать окончин скляничных в дереве.

Две канюшни взамет, адна в длину осми сажен, поперег полутретьи сажени; другая в длину шести сажен, поперег трех сажен без аршина; канюшня ж огорожена скитом в длину адиннатцати сажен, поперег полутретьи сажени. Ледник, анбар. Сенник (сарай для сена), огорожен скитом.
Ворота о трех щитах, меж ворот и конюшни два звена забору, адного половина розобрана.
Все то вышеписанное строенья крыта дранью (Тонкие, 3–5 мм деревянные планки — Прим. ред.).

На огороде

Из доноса на генерала:

И то-де место написано ему в даче в Севску в розрядной избе. А лес-де на то дворовое строенье купил он, Петр, на свои денги, сосновой в Трубческом уезде в селе Негине, а дубовой и иной всякой и доски где купил, про то не ведает...

Письмо Гордона царю:

Царём Государем и Великим Князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю Веса В. и М. и Б. Росии Самодержцем бьет челом холоп ваш, генерал порутчик Петрушка Гордон. Будучи на вашей, Вел. Государей, службе в Севску, построил я, холоп ваш, себе дворишка своими денгами и лес и иное всякое строенье покупал дорогою ценою, и за строенья того двора и с садом стало мне, холопу вашему, сто пятдесят рублёв.

Источник: [17.14]

Статья № 5
Станислав Немоевский, 1606–1608

Это местечко (Вязёмы — Прим. ред.), где государи проводят лучшие часы своего отдыха. Дом — по-московски, из натёсанного дерева, довольно вместительный, построенный при Борисе Годунове, окруженный острогом. Перед ним каменная церковь, недурная. При ней колокол, весь вызолоченный, немалый; а другой — наполовину. Дело необыкновенное. У этих людей вся религия в колоколах и образах. От этого села мы имели несколько более поля и менее болота...

Ни у кого какого-либо собственного небольшого замка; одни деревянные дворцы из круглого нетёсаного дерева, но в которых редкость светлая горница; обыкновенно курные избы; об обоях не спрашивай.

Никому не дозволено строить себе избы из тесанного дерева. При великом князе Иване один боярин, будучи послом в Польше, присмотрелся там к нашим постройкам и по возвращении приказал было ставить избу из тесанного дерева. Когда узнал об этом великий князь, он приказал народу весь этот дом разметать, предварительно вымазавши его грязью: он говорил, что ему хочется сравняться с простым человеком. В местечках и крестьянам не дозволено строить для себя горниц, как об этом упоминалось на другом месте...

Великий князь вне Москвы жилища не имеет и в тех покоях, в которых жил один великий князь, редко кто живет, но строит новые; все годуновское разметано. В нескольких милях около Москвы есть несколько дворцов великого князя, куда временами он ездит на прогулку для забавы или для остановки, когда едет в монастырь; все как у других бояр; в том только разница, что несколько обширнее и выше. Communiter строят себе жилище посреди двора; внизу пекарни из круглого дерева, одна около другой; иногда подле пекарни кладовая. На этом ставят светлички, а на «tyble» (?) обыкновенно из круглого, редко из тёсанного дерева изба, длиною в 3,5 сажени; в углах крошечные окна, с засовами посередине — такова пропорция. Двери малы, надо очень наклоняться, с внутренней стороны обиты сукном. Когда ставят печь из кафлей, то, поставивши несколько рядов кафлей, кверху ведут её кругом; у угла, когда начинают класть круглый кафель, то обыкновенно оставляют немалый простор: отсюда идёт тепло в избу.

Перед горницей имеются небольшие залы, столь же широкие, как и светлицы; но уклонение в селе великого князя Язьме (Вязёмах — Прим. ред.); у бояр она величиной в 5 сажень. Из такой-залы ступеньки вниз, по которым ходят сам хозяин и гость; другие ступеньки с другой стороны. Из этой горницы идет ход в другую, третью, и все это наверху; только из последней горницы идет выход в другие сени, и из этих в третьи, и сход вниз. Временами бывает сходов и больше, но менее трех у тех больших я не видел, теми ходят женщины. Тут же сейчас и баня; часто ставят ее наверху, вместе с теми сенцами. Более зажиточные купцы в Москве имеют башенки вверх, в ширину 2,5 сажени, столько же в длину, крошечные оконца. Там летом отдыхают женщины; для челяди крошечные пекарни...

И у крестьян дворы с замками, и сразу не отопрешь. Гонты не имеют, но дома покрывают березовой корой, а затем строганными досками.

Скотный двор построен довольно скверно.

Источник: [17.7]

Статья № 6
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Дома строятся у них чрезвычайно высокие, деревянные, в две или три комнаты одна на другой.

Тот считается самым знатным, пышным и большим тузом в городе, кто выстроит себе самые высокие хоромы в нем с крышкою над лестницею крыльца. Такие дома особенно стараются строить богатые дворяне и купцы, хотя внутри этих домов и не много найдется такого, чем можно бы было похвастать.
Кровли опускают на обе стороны вниз и кроют древесной корою, снятой с берез и сосен, также и другим плохим материалом, а доски приколачивают железными гвоздями.

У небогатых и бедных в обыкновенном употреблении курные избы, точно так же и у крестьян в деревнях; когда топятся эти избы, никому нельзя оставаться в них от дыма, все должны уходить оттуда до тех пор, пока не прогорит огонь, а тогда входят опять в избы, которые теплы и жарки, точно баня.

А знатные и богатые кладут у себя в домах изразцовые печи; строят также на своих дворах каменные домики и склепы, где сохраняется от пожара их лучшее оружие, домашняя рухлядь, платье и разные товары: этому научились они только несколько лет назад у иностранцев, промышляющих в Москве и других городах ремеслами и торговлею. На дворах у них строятся также и другие покои, где живут и спят они в жаркое летнее время. У некоторых такие большие дворы, что на них могут поместиться три или четыре тысячи человек...

Дома и строения у русских большею частью из соснового дерева; как и все другие северные народы, они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на весь дом не потратят ни одного гвоздя; а чтобы негде было продувать ветру, они покрывают эти же дома еще досками, а всего лучше корой березы, которая растёт очень высокая и везде её много в стране.

Оттого, что они прошивают строение мохом в стенах и дверях, также и от маленьких окошек, избы у них так теплы, что хорошо можно жить и в сильную зимнюю стужу.

В жестокую и суровую зиму часто увидишь маленьких детей двух лет или еще меньше, бегающих по уличному снегу в одних рубашонках; пожалуй, скажут, что едва ли возможно, чтобы они совсем не замерзли от стужи; тем не менее, пришедши в избу, они нисколько невредимы и обыкновенно пробираются в дым на печку, чтобы поотогреться, то же делают и старики, и молодые, мужчины и женщины.

На дворах больших бояр и дворян живут с ними все их служители с жёнами и детьми: у каждого особенный дом или изба, и все они держат себя очень нечистоплотно, по-свински.

В деревнях в зимнее время крестьяне держат вместе с собою разную мелкую скотину, например поросят, телят, ягнят, гусей и куриц: оттого у них и дурной запах. Но для русских это благовонный бизам, что привозят из Индии и Китая; однако ж свое платье держат они очень чисто: от него совсем нет дурного запаха.

Источник: [20.26]

Статья № 7
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Москва

Жилые строения в городе (за исключением домов бояр и некоторых богатейших купцов и немцев, имеющих на дворах своих каменные дворцы) построены из дерева или из скрещенных и насаженных друг на друга сосновых и еловых балок, как это можно видеть на некоторых рисунках. Крыши крыты тёсом, поверх которого кладут бересту, а иногда — дёрн.

Источник: [17.34]

Статья № 8
Сведения писцовых книг, 1622–1624

Архангельск. Немецкая слобода.

Иностранцы могли себе позволить иметь очень большие по площади дворы, например: ширину участка 34 сажени, «длинник» 53 и 80 саж.; при ширине по лицу по проезжей улице 42 саж., «длинник» 71 саж.; при ширине 50 саж. «длинник» 100 саж.; при ширине участка 50 саж. «длинник» 200 саж. (То есть площадь двора была 0,4 га — Прим. ред.)

Такие участки иностранцы «формировали» путем покупки соседних дворов или прикупки к двору соседней «пустой» земли. Рядовые посадские дворы имели более скромные площади: 7 саж. на 10 саж.; 6 саж. на 15 саж. и соответствующее количество построек («изба на подполье, сени на подсенье, в сенях два чюлана, баня, хлев, амбар, с воротами, сарай»).

Источник: [18.20]

Статья № 9
А. Е. Мерцалов

Вологда, по Писцовой книге 1627 г.

Двор соборнаго протопопа имел в длину 11-ть, поперег1 16 ¾ сажен2, двор священника Дмитриевской Наволоцкой церкви — в длину 23, поперег 9 сажен; двор соборнаго дьякона — в длину 12-ть, поперег 15 сажен; двор Преображенскаго дьякона — в длину 71/2, поперег 4 ½ сажени.

Эти дворы были в городе, а вот размеры дворов на посаде: священник Владимирской церкви имел двор в длину 80, поперег 10 сажен; у дьякона той-же церкви двор был в длину 80, попорег 81/4 сажен; Власьевский священник владел двором в длину 94, поперег 11-ть сажен; той-же церкви дьячек имел двор 94 саж. в длину и 81/2 ширины, а у пономаря двор был длиною 19-ть, поперег 17-ть сажен.

Из служилых архиепископских людей мы встречаем: крестоваго дьяка, который соответствовал нынешнему секретарю консистории, певчаго дьяка, или соборнаго регента, одного именитаго приказнаго человека, князя Григория Дябринскаго, 24-х человек детей боярских, двух подъячих, казеннаго сторожа, повара, приспешника и квасника. Дворы их находились в городе и не отличались обширностью занимаемой ими земли, напр. двор князя Дябринскаго имел в длину 7 ½, поперег 15-ть сажен; дворы детей боярских были средним числом от 7 до 11 сажен длиною и от 6-ти до 9-ти сажен шириною; теже размеры имели дворы подъячих, а дворы низших служителей были еще менее, напр. двор повара: в длину 7 ½, поперег 4 ½ сажени, квасника: 8 сажен длиною и 3 поперег.

Архиепископских крестьян и бобылей в городе было всего 12 дворов — в том числе только 5-ть жилых, остальные были пусты, а в жилых значится 5 человек: один крестьянин и 4 бобыля.
Размеры дворов самые ограниченные: напр. двор крестьянина Сверчкова: в длину 5, поперег 3 сажени; двор бобыля Федорова: в длину и поперег 4 ½ сажени.

Воеводский двор имел в длину 50, поперег 40 сажен (чуть более 15 советских дач), а дьячий в длину 40, поперег 25 сажен.
Вблизи воеводскаго двора находилась изба съзжая дьячая (применительно к нашим понятиям — воеводская канцелярия), с комнатою на подклети, с сенями; против нея стояла избушка писчая, в которой заседали «площадные» подъячие (другая такая-же избушка находилась за городом — на старой торговой площади), а позади находились опальныя тюрьмы, состоявшия из двух изб, огорожённых тыном...

Дворы помещиков были не обширны, наприм. двор Алексея Самарина: в длину 10, поперег 4 ½ сажени (три дачных участка в РФ); двор Юрия Бестужева: в длину 15 ¼ поперег 8 сажен; двор Дмитрия Извекова в длину 10-ть, поперег 6 сажен...

Подъячим принадлежали 14-ть дворов... Вот напр. двор подъячаго съезжия избы Никифора Максимова в Покровской улице: в длину 9, поперег 4 ½ сажен; на Большой улице двор площаднаго подъячаго Семена Ушакова: в длину 7, поперег 4 ½ сажени.

... стрелецкий голова, которым в описываемое время был Афанасий Бердяева; двор его, длиною 9-ть, поперег 10-ть сажен, находился на городской Покровской, улице. Размеры стрелецких дворов были не одинаковы, напр. двор стрельца Никиты Иванова превосходил размерами двор головы: в длину 11-ть, поперег 9-ть сажен; двор Петра Леонтьева в длину и поперег 7 сажен, а двор Андрея Васильева был всего в длину 3 1/3, поперег 2 ½ сажени.

До сих пор мы имели дело с городскими обывателями, которые лично не подлежали налогам и, владея своими дворами на праве собственности, также не платили за них податей и сборов в пользу государства.
Это были так называемые обеленные дворы духовенства, помещиков и вообще служилых людей и их крестьян, на которых лежало одно только улицкое тягло, т. е. различнаго рода сборы, шедшие на потребности того городскаго поселения, в котором находились льготные дворы.

Посадские же люди владели своими дворами на праве тяглом; это значить, что их земельные дворовые участки входили в составь тяглой городской сотни и подлежали платежу государевых податей и всех мирских разметов, «чем кого посадские люди в тягле обложат»

Таких дворов в Вологде было 116-ть, и в них жили 262 человека; большинство их (110 двор, с 254-мя человеками) находились на посадах; в городе было всего 6 дворов с 8 челочками; дворовых мест за тяглыми посадскими было всего 6-ть. Дворы эти делились на лучшие, средние и молодшие.

Лучших был всего один двор — Ерофея Лазарева: в длину 34, поперег 13 ½ сажен (3,5 совдач — Прим. ред.); средних считалось три — Богдана Самойлова — в длину 97, поперег 8 сажен; Кондратья Акишева в длину 51, поперег 19 сажен и Игнатья Беловицкаго — в длину 60, поперег по лицу 12 ¼, а по зади 10 ¾ сажен.

Молодших было 112-ть дворов; для ознакомления с их земельными размерами возьмем несколько дворов с разных улиц: вот — двор Петра Привала и Григорья Скулебина в Тесной улице — в длину 30, попорег 52 сажени; в Бесове Крюке: двор Богдана Опаньина — в длину 60, поперег 8 сажен; на ленивой площадке: двор Василья Седельникова — в длину 50, поперег 40 саж.; в Костромской улице: двор Лаврентья Нифантьева — в длину 25, поперег 16 ½ сажен; в Васильевской улице: двор Селивана Стругина в длину 30-ть, поперег 22 сажени; в Калачной улице — двор Семена Лукашина да Перфирья Назарова — в длину 51, поперег 18 ½ сажен.

Не все посадские были тяглые люди; наиболее бедные из них жили на посаде своими дворами и владели дворовыми местами, не платя государевых податей и мирских разметов; это был класс людей, не несших тягла именно по своей бедности, удостоверенной сказкою земскаго старосты с целовальниками (Земской староста и целовальники — были лица выборныя, заведывавшия хозяйственно-податными распорядками в тяглой городской общине. — В 1627 году земским старостой был посадский человек Богдан Самойлов) и выборными людьми.

Вместо тягла они были обложены оброком с каждаго отдельнаго двора, которых было 89-ть, и в них 145 человек; кроме того 5-ть человек владели одними дворовыми местами, так что всего оброчных посадских считалось 150 человек, в том числи 7 вдов.

Размеры оброчных дворов были неодинаковы: чем более было земли — тем значительнее был оброк и наоборот. Вот например двор бобыля Савелья Шапочникова: в длину 51, поперег 2 сажени (0,7 совдачи — Прим. ред.); оброку с него 3 алтына 2 деньги; двор трех братьев Прядильщиковых — в длину 51, поперег 6 ¼ сажен (2,4 совдачи); оброку с него 5 алтын. Но из этого общаго правила встречаются исключения, обусловленныя, конечно, качеством земли, например двор Михаила Водогина в длину 43, поперег 7 саж., оброку с него шло 3 алтына 2 деньги, т. е. столько-же, сколько со двора Савелья Шапочникова, а между тем этот последний был менее его на 200 сажен.

Двор бобыля Варлама Мостовщикова: в длину 33, поперег 14 сажен (21 сотка для одиночки? — не плохо для сада-огорода! — Прим. ред.); оброку с него тоже 3 алтына 2 деньги, между тем он на 160 сажен более двора Водогина и на 360 сажен более двора Шапочникова. Разница в размерах земли весьма значительная, а оброк одинаков, и при этом надобно заметить, что все эти дворы стояли па одной улице — именно Колашной, только на разных ея концах. Всего оброку с посадских собиралось 15 руб. 4 алтына 5 ден. в год.

Разверстывая эту сумму на число дворов (89) и людей (150), найдем, что средним числом с каждаго двора платилось оброку почти 17-ть коп. и с каждаго человека не много более 10 коп.


1 Выражение «в длину» означает меру от улицы в глубь двора, а поперег — меру по протяжению улицы.
2 Сажень = 2,13 м; то есть культовые советские 6 соток — это около 132 кв. саж.— Прим. ред.

Источник: [17.29]

Статья № 10
Николаас Витсен, 1664–1665

Печора

В Печоре1 мы остановились в доме ратуши и таможни; помещение для весов послужило нам стойлом. Постройки здесь из хорошо подогнанных друг к другу круглых брёвен, образующих поднимающиеся вверх стены жилищ.

Мы с удивлением рассматривали их закопченных святых и наблюдали, как они перед ними молятся: это плоские картинки (иконы) того или иного святого, перед ними всегда горит огонек [лампадка]...


1 «Печора» означает «пещера, грот»; древние жители Печоры были отшельники. — Прим. ред.

Источник: [17.39]

Статья № 11
Бальтазар Койэтт, 1676

На пути Архангельск — Москва

На отдых останавливались мы в чёрных избах, которые были на вид достаточно плохи...

Здесь (В селе Никольском — Прим. ред.) не было места для его превосх-а, ещё меньше для нас; всем нам пришлось удовольствоваться чёрными избами, в которых было так тесно и негде повернуться, что мы, большею частью, лежали так близко друг к другу, что, после раскладки наших матрасов для спанья, еле было куда поставить ногу.

Велико было неудобство, которое мы здесь испытывали, так как, с одной стороны, холод не давал нам выходить из изб, а, с другой стороны, внутри избы, нас так мучили дым, вонь и насекомые, что смело могу сказать, — это было самое неприятное приключение, с нами случившееся, за всё наше путешествие.

Мы, тем не менее, должны были удовольствоваться тем, что у нас было, хотя, останься мы несколько дней дольше в Ярославле, где нам жилось в общем хорошо, ничего такого с нами бы не случилось и мы дали бы Русским возможность приготовить дачу Ходынку (откуда мы должны были въезжать [в Москву]) для нашего пребывания: там мы не испытали бы никаких особых неудобств.

Зимою помещаются они в комнатах своих, около изразцовых печей, где в одной куче находятся мужчины, женщины, дети, работники и служанки.

Источник: [17.41]

Статья № 12
Иоганн Брамбах, 1603

Великое княжество Литовское, Московия

А живут эти люди в жалких, низеньких лачужках, сколоченных из сосновых брёвен; вместе с ними тут же имеют, как полные господа, своё помещение и свиньи, и телята, и овцы, и куры.

Кроме того, у этого народа в жилой горнице устраивается большая печь, служащая для трёх целей: чтобы нагревать жильё, печь хлеб и варить кушанье и, наконец, располагаться на ней с женой и детьми на ночлег. Рядом с печью, немного повыше, устроены полати из досок, поддерживаемых шестами, куда они перебираются иногда с печи; но постелей у них не полагается, а спят прямо в одежде или закутавшись в разные лохмотья. В их избах совершенно темно, так как есть всего 2–3 отверстия, которые, служа для выхода дыма, заменяют и окна.

Источник: [17.42]
Комментарии

Статья № 13
Аксель Гюльденстиерне, 1602, †1603

В это путешествие из Нарвы в Москву мы проезжали мимо многих боярских и дворянских дворов, в которых жили сами хозяева, но дворы эти состояли только из бревенчатых домов и мало отличались от прочих крестьянских домов, и были они гораздо хуже построены, чем крестьянские дворы в Скании или Норвегии. [Дворы эти] весьма плохо устроены, так что кто не знает [местных обстоятельств], мог бы предположить, что в них живут очень бедные крестьяне...

Источник: [17.45]

Статья № 14
А. Н. Зерцалов

Москва, 1695

Похоже, вместо слюды, поставлявшейся из-за Беломорья, стали использовать стекло.

Из челобитной в Разрядный приказ (в полицию) обиженной купцом Таньки, «сироты Сретенской»:

Использование стекла в Москве, 1695 г.

Источник: [19.55]

Статья № 15
Иржи Давид, 1686–1689

Строения в основном деревянные, просторные, у некоторых два бревенчатых перекрытия, у некоторых только одно, окружены изгородью, или, как они говорят, забором. Исключая хижины для прислуги, немного таких, которые выходят окнами на улицу, ибо находятся они подальше от ворот, а в промежутке построен двор. Почти у каждого есть сады, которые они научились разводить от немцев. Из-за такой обширности строений неизбежно получается, что и сам город раскинулся так широко...

Дома бояр и других чиновников очень чистые, но избы прислуги и простонародья полны дыма, ибо они имеют не камины, а печи, которые, когда топятся, наполняют всю комнату невыносимым дымом и отсюда называются «черные избы». Встречаются также и большие красивые каменные здания, которые у них называются «палаты». Их довольно много. После недавнего пожара многие знатные лица строят себе дома охотнее из камня, чем из дерева. Да и купцы, потерпевшие в прошлом году большие убытки, когда лавки их сгорели дотла, теперь строят каменные. Но и каменные дома обычно тёмные, частично из-за толстых стен, частично из-за непропорционально маленьких окон...

Едва ли найдешь здесь дом без сада, притом сады цветущие, плодоносные и красивые. Садоводство здесь ввели немцы.

Источник: [17.52]

Статья № 16
Г. К. Котошихин, †1667

Бояре и ближние люди живут в домех своих, в каменных и в древяных, без великого устроения и призрения; и живут з женами своими и з детми своими покоями.

Да у них же болших, не у многих, бояр учинены на дворех своих церкви; а у которых церквей нет, и они болшие и середних статей бояре, которым поволено держати в домех своих попов, заутреню и часы и молебен и вечерню отправливают у себя, в своих хоромех, а у обедни они бывают в церквах, кто где прихож, или где похочет; а в домех у них своих окром церквей обедни не бывает ни у кого; и дают они бояре и ближние люди попом своим жалованье, по зговору, погодно, и дается женатым людем попом помесечной корм и ествы и питье, а вдовые попы едят з боярами своими вместе за столом, у кого что прилучилось.

Источник: [17.112]

Статья № 17
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Пермяки
У них нет крупных поселений или городов, и они живут в основном в маленьких деревнях, разбросанных там и сям в обширных лесах. Дома их такие же, как у русских.

Чусовая. Вогулы
Жилища их деревянные, четырехугольные, того же типа, что у русских крестьян, с той разницей, что вместо печей в домах у них очаги, на которых они, сжигая дрова, готовят пищу. Дым выходит через отверстие в крыше, закрываемое куском льда, как только дрова прогорят до углей. Таким образом, тепло остается в помещении, а чистый и ясный лед пропускает и дневной свет. У них лет табуреток, а есть нечто вроде широкой лавки, тянущейся вокруг всей избы над земляным полом, в локоть высотой и два локтя шириной. На них и сидят вогулы, как персы, поджав под себя ноги, на них же и спят.

Тунгусы
Они живут в хижинах, которые на своем языке называют юртами. Каркас юрты делается из деревянных шестов, которые прочно скреплены между собой; когда тунгусы перекочевывают, что делают часто, они собирают эти шесты и увозят. Деревянный каркас обшивают снаружи войлоком или покрывают дерном и лишь наверху оставляют дыру для выхода дыма.
Вокруг хижин висят конские хвосты, гривы и другие украшения… Перед ними висят луки и колчаны, и мало найдется хижин, возле которых не были бы развешаны мертвые щенята…
Дома или хижины они сооружают из оленьих шкур, так плотно пригнанных друг к другу, что через них не проникает никакой дождь или град. Одни тунгусы делают свои дома из войлока, другие — из березовой коры и нередко очень больших размеров. Удивительно, как эти бедные люди поддерживают свое жалкое существование в таких жилищах да еще в такие страшные морозы, как в этой местности. Маленьких детей, только что увидевших свет божий, они кладут, не щадя никого, летом в холодную воду, зимой в снег, чтобы сделать их выносливыми, и, быть может, этот обычай оправдывает себя, так как не найти на свете более выносливого народа, чем этот.

Остяки
Зимой остяки живут в землянках, в их жилища нет другого входа, кроме дыры сверху, через которую выходит дым. Случается так, что, когда они по своему обычаю голыми спят вокруг огня и снаружи начинается буран, та сторона тела, которая не повернута к огню, покрывается слоем снега в один-два пальца толщиной. Когда спящий почувствует, что, он замерзает, он поворачивает к огню другую сторону тела, чтобы она отогрелась. Отсюда ясно, что это очень выносливый народ.

Пермякивогулытунгусыостякижилищаустройство

Источник: [17.131]

Статья № 18
Авраам Рожнятовский (Дневник Марины Мнишек)

Это село (Вяземы под Можайском, одна из вотчин Годунова — Прим. ред.) было владением покойного царя Бориса. Там есть большой двор, огороженный частоколом и обведенный выложенным камнем рвом. Возле этого двора стоит каменная церковь, довольно красивая, в которой образа и подсвечники очень дорогие и сделаны с редкой изобретательностью.

Смутное времявотчина Годунова

Источник: [17.134]

Статья № 19
Иоганн де Родес, 1650–1655

Донесение королеве Христине из Москвы 20 октября 1652 года

Есть много лиц, как офицеров, так и купцов, которые из-за большой опасности от пожара уже давно здесь и там в городе построили прекрасные каменные палаты, которые отчасти уже наследники получили в наследство. Они должны их без всяких рассуждений оставить, хотя имеют на это царские привилегии. Им хотя предоставили время их продать, но русские, если они желают купить, то сперва назначат срок (но не покупают сейчас же дома, а напоследок) и дают (сроку) ближе подойти, в надежде, что тогда получат их за безценок198.

Место, на котором им предоставлено строиться, должно быть окружено забором, а в нем сделаны одни ворота, и должно быть охраняемо стрельцами. Также они собираются поставить там «приказ» и, как некоторые говорят, хотят там устроить также таможню, и все, которые туда и оттуда идут, должны там объявиться и заявить, что каждый хочет там совершить.

раскулачивание иностранцевпередел собственности XVIIрейдерские захваты недвижимости

Источник: [17.136]
Комментарии

Статья № 20
Г.-А. Шлейссингер, 1687

Москва

К. А как там построены дома?
Ф. Точно так же, как и в других русских городах,— из дерева, и притом в ряде кварталов и улиц довольно плохо; исключение составляют лишь некоторые бояре, князья, воеводы, стольники, а также богатые купцы, дома которых иногда построены из камня и называются «палаты».

Правда, последний из умерших царей, отец обоих ныне правящих, был весьма достойным князем. Он добился того, что в город было завезено большое количество камня. Те, кто хотел жить в городе, обязаны были строить себе новые каменные дома, а деревянные сносить.

Было также положено некоторое начало тому, чтобы тем, у кого не было средств на строительство, можно было рассрочить платежи на 10 лет, пока он постепенно смог бы оплатить расходы или продать дом другому; однако после смерти упомянутого высокодостойного князя это полезное дело умерло вместе с другими полезными распоряжениями.

ипотечный кредит XVIIборьба с пожарамикаменные дома

Источник: [17.139]
Комментарии

Статья № 21
Юхан Габриэль Спарвенфельд, 1684

Воевода (Ф. С. Урусов — Прим. ред.) проживает в старинном замке с каменными стенами в деревянном доме.

житие воеводызамок поверенного Софьи

Источник: [17.143]

Статья № 22
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны. Печерский монастырь в Киеве

Справа и слева многочисленные, красивые и чистенькие кельи монахов с прекрасными стеклянными окнами, которые дают обильный свет со всех четырёх сторон и выходят на дорогу, в палисадники и сады, в коих расположены кельи. Каждая келья содержит три комнаты с тремя дверями, которые крепко запираются удивительными железными замками.

Кельи разрисованы и расписаны красками и украшены всякими картинами и превосходными изображениями, снабжены столами и длинными скамьями, кантурами, печами, то есть очагами, с красиво расписанными изразцами. При них находятся прекрасные комнаты с уважаемыми драгоценными книгами.

Каждая келья изукрашена всякого рода убранством, красива, изящна, опрятна, так что веселит душу входящего в неё и прибавляет жизни своим обитателям. С наружной стороны у келий прекрасные палисадники с цветами, базиликом и иными пахучими и восхитительными растениями, окруженные изящными решётками...

Русь
Что касается устройства домов по всей этой стране московитов, то все они строятся из еловых брёвен, плотно пригнанных и скреплённых друг с другом; они высоки, с горбообразными крышами, дорогостоящими: все дома этих стран, от Валахии до Москвы, имеют горбообразные досчатые крыши, что необходимо вследствие обилия снега, дабы он не лежал на крышах. В домах непременно бывают кантуры (Этим именем автор называет, по всей вероятности, изразчатые печи, служащие только для нагревания комнат. Оно употреблено им впервые при описании домов в Молдавии — Прим. пер.) и печи...

Москва
Что касается их палат, находящихся в этом городе, то большая часть их новые, из камня и кирпича, и построены по образцу немецких франков, у которых научились теперь строить московиты. Мы дивились на их красоту, украшения, прочность, архитектуру, изящество, множество окон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту их этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на их обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри, кажется, как будто это действительно куски разноцветного мрамора или тонкая мозаика.

Киево-Печерский монастырьописание жития монаховдома в Москвекаменное строительства

Источник: [17.145]

Статья № 23
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

Пренебрегая каменными домами, они совершенно справедливо полагают, что гораздо здоровее, по причине сильных и постоянных холодов, запираться, подобно татарам и китайцам, в деревянные.

Простой народ выводит дома лишь в один ярус, остальные — не выше двух. Многие дома даже среди города, не имея дымовых труб, выпускают дым чрез крайне узкие окна и не заключают в своих стенах ничего другого, кроме печи для варки пищи, стола со скамьями и небольшой иконы какого-нибудь святого.

Бояре живут также очень тесно и в деревянных тоже, по большей части, домах, а рабы укрываются в маленьких, расположенных на том же дворе вокруг дома их господина, домиках, кои в других странах были бы сочтены за свиные хлевы.

У ворот они, следуя обычаю древних мозинохов и тирренцев, воздвигают небольшие деревянные башенки, где, как мы уже выше упоминали, рабы обыкновенно содержат стражу и извещают о каждом часе ночи ударами дубины по брёвнам...

Ворота, ведущие во двор около дома, они строят высокими и широкими, дабы хоть этим выказать свое великолепие. Крыши — деревянные или соломенные, промазанные глиною.

деревянное строительствоукрашения построекотсчёт времени

Источник: [17.146]

Статья № 24
Ян Стрюйс, 1668–1673

Астрахань
В продолжении лета Ногайские Татары, как и Калмыки, стоят [как бы] лагерем и снимаются [с него] по мере надобности в съестных припасах и подножном корме. Для переноски домашней утвари они употребляют верблюдов, а кибитки ставят на большие повозки, нарочно для этого устроенные. Так переходят они всю жизнь с места на место, никогда не имея постоянного жилища.

кочевники южных степей

Источник: [17.147]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,004