▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура → Славяне и российские этносы (XX век) → Комментарии к статье № 2

Комментарии к статье № 2, Покупка коллекции С.М. Прокудина-Горского, 1910–1912

18. Культура
18.9. Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура. Славяне и российские этносы (XX век)

Редактор сайта (3.07.2017 17:52:17)

1.
Прочие документы, приводимые в источнике, говорят, что мало того, чтобы кто-нибудь был против финансирования работ изобретателя, но даже наоборот — все в Правительстве были только «за», писали друг другу патриотичные письма, копались в смете... Но чиновников смутило в конце концов требование Сергея Михайловича соблюдения авторского права и, похоже, затребованная им сумма денег (иначе говоря, «заела жаба»). И дело было загублено.

Для Ротшильдов никаких проблем с решением этих вопросов не было...

2.
Министр финансов граф В. Н. Коковцев приложил к своей записке копию расчётов изобретателя. Стоит обратить внимание на чёткое изложение мыслей Прокудиным-Горским: его система доказательств чётко структурирована, проста и оптимальна вёрстка текста.

Редактор издания (3.07.2017 17:57:26)

История цветной фотографии, первого цветного фильма, цветной полиграфии и коллекции русского изобретателя

Дело Канцелярии Совета Министров о приобретении в казну коллекции фотографических снимков Достопримечательностей России С. М. Прокудина-Горского, 1910–1912 гг.

Публикуемые материалы раскрывают историю создания одного из ценнейших памятников отечественной фотографии. Ученый, изобретатель. фотохудожник, Сергей Михайлович Прокудин-Горский на трехслойных стеклах цветоделенных негативов запечатлел с документальной точностью памятники российской истории, архитектуры и быта в канун грандиозных потрясений. Важнейшую задачу созданного им способа цветного фотографирования мастер видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего» Особый интерес представляет документальное подтверждение того, что в 1911 г. в Туркестане был снят первый в России цветной фильм.

Род Горских происходит от выехавшего из Золотой Орды татарина Петра, прозванного Горским о вотчине Гора, пожалованной ему от Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского; у Петра Горского был внук Прокопий, прозванный Прокуда, от которого потомки и начали именоваться Прокудиными-Горскими. Родовое имение Прокудиных-Горских находилось в Покровском уезде Владимирской губернии.

С. М. Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. Документов, свидетельствующих о полученном в России образовании, не найдено, однако он был хорошо известен и в кругах Петербургской консерватории и в Академии художеств, по-видимому, брал уроки игры на скрипке и занимался по классу живописи, одновременно с этим занимался химией в Университетской лаборатории Д. И. Менделеева.

В конце 80-х гг. он совершенствовал свое образование в Германии, где вскоре сам стал читать лекции по фотохимии и спектральному анализу в Высшей технической школе в Шарлотенбурге (Берлин). Здесь же начались исследования по цветовоспроизведению в лаборатории немецкого профессора А. Мите, продолженные в Париже. В этот период Прокудин-Горский работал и в России и за границей. В 1890 г. он женился на Анне Александровне Лавровой — дочери известного русского металоведа, одного из основоположников отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского русского технического общества Александра Степановича Лаврова.

В 1898 г. Прокудин-Горский организовал первые в России курсы практической фотографии, этому предшествовало вступление в члены Фотографического отдела Императорского русского технического общества (ИРТО), старейшего фотографического объединения России.

Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано Прокудиным-Горским 13 декабря 1902 г., а в январе 1905 г. он «ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге.

Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России... В числе их были весьма различные по колориту и содержанию, так например: виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго не смолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих.

Фотографический отдел ИРТО избрал Прокудина-Горского своим председателем, одновременно он редактор журнала «Фотограф-любитель», в котором было опубликовано в 1906 г. первое подробное руководство по фотографии в натуральных цветах с образцами цветных снимков. В том же году на Международной выставке в Антверпене его «снимки в красках непосредственно с натуры» получили Золотую медаль, жетоном «За лучшие работы» его наградил «Photo Club» в Ницце.

В 1905 г. Прокудин-Горский открыл новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее красочные сенсибилизаторы, впервые примененные в 1902 г. немецкими химиками Мите и Траубе.

Параллельно с совершенствованием цветной фотографии мастер активно работал в области цветной полиграфии. В Петербурге, на Б. Подьяческой № 22, он открыл фотомеханическую мастерскую, лабораторию и печатню, где изготовлялись фотомеханические клише и фотографии с натуры превращались в почтовые открытки и настенные картины, расходившиеся по всей России. В области цветной полиграфии он также был одним из первых в России.

Всероссийскую известность Прокудин-Горский получил как автор юбилейного портрета Льва Толстого, снятого 23 мая 1908 г. в Ясной Поляне. Портрет был впервые опубликован в августовском выпуске «Записок ИРТО» за 1908 г. Тогда же портрет был воспроизведен в журнале «Фотограф-любитель» и издан значительным тиражом издательством «Солнце» в виде цветных открыток и настенных картин (гелиогравюр)...

Скончался С. М. Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 г., похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа.

В годы оккупации Парижа гитлеровцами, в трудные послевоенные годы должным образом соблюдать условия хранения коллекции было невозможно. Сыновья мастера обнаружили трещины на эмульсии, плесень на стеклах. Как раз в это время поступило предложение Рокфеллеровского фонда приобрести коллекцию.

Интерес в США к русской культуре за годы Второй Мировой войны чрезвычайно вырос. Американские издатели решили перевести за английский язык и издать в США «Историю русского искусства» И. Э. Грабаря. Переводчицей стала княгиня Мария Путятина — дочь известного царского сановника М. С. Путятина, в свое время представившего Прокудина-Горского ко Двору. Когда встал вопрос об иллюстрировании «Истории русского искусства», она вспомнила о коллекции цветных снимков Прокудина-Горского, которую видела еще в России. Стремясь спасти выдающийся памятник русской культуры, наследники Прокудина-Горского уступили его Рокфеллеровскому фонду.

Сегодня 1600 негативов коллекции достопримечательностей России хранятся в Библиотеке Конгресса США и считаются одной из ценнейших коллекций Русского собрания.






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,19