Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Культура > Библиотеки публичные и частные собрания > Славяне и российские этносы (XIX век)

18. Культура

Библиотеки публичные и частные собрания. Славяне и российские этносы (XIX век)

Полонский, Погодин, Плавильщиков, Сообщение, Известия, Преображенский, Клейменова, Ростопчин, Головацкий, Петровский, Кропоткин, Вятка, Астраханская, Понасенков, Григорович

Статья № 1
Як. Полонскiй, 1928

О библиотеке И. С. Гагарина — книгохранилище русских иезуитов

О  Книгохранилище русских иезуитов

Полный текст см. здесь, 0.8 Mb

Источник: [21.10]

Статья № 2
М. П. Погодин, 1841

Фрагмент описания путешествия из Нижнего в Вологду

Разбирал библиотеку Спасо-Прилуцкого монастыря, нашел целую огромную книгу тяжебных дел монастыря с разными частными лицами от начала 17 столетия до Петра Великого. Больше тысячи листов. Драгоценная находка! Древнее судопроизводство наше по всем инстанциям обнаруживается вполне, как оно было до преобразований Петра Первого.

Прекрасный древний список Жития Феодосьева и прочих Печерских угодников, прекрасный сборник на пергаменте с следующими любопытными приписками: «...За молитву Святых отец наших. Господе Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Благослови отче начатое свершити. Аминь. А ты брате писец! Не ленися, начатое свершивай, вставай рано на свое доброе дело. А Бог тебе помогает. Господи помилуй. Господи помилуй. Олноципорисоун аринь ари». Эта приписка красными чернилами расположена фигурой сосуда (...)

Житие чуть ли не современное на хлопчатой бумаге (то есть на бомбицине?) Стефана Пермского, Кирилла философа с замечательными вариантами, Триодь, сборник на пергаменте из сочинений святых отцов по крайней мере из начала 14 столетия...

Под деревянными фигурами (Христа — Прим. ред.) валялись лоскутки. Я начал их шарить. Вынул лист: харатейный (то есть пергаментный) из триоди; вынул другой: послесловие к книге, печатанной при Михаиле Феодоровиче.
Но пыль поднималась столбом. Я не мог оставаться дольше и просил о приказе служителям повыбрать всё бумажное. Мне принесли два короба. Оказалось листов шестьдесят харатейной триоди, осьмушки четыре харатейные, которыми переплетён был молитвенник, и ещё поллиста харатейного, служившего также обверткой негодной книжонке.

Зашёл ко мне г. Саваитов и я показал ему харатейные рукописи. «Да у нас есть еще древнее», — отвечает он. «Где?» — «В семинарии»...
Был в семинарии. Обветшавшее здание в роде палат Грасвильского аббатства... В библиотеке есть пять-шесть харатейных кодексов 14-го и, может быть, 13-го века. Почерк близок с прилуцкими и моими новгородскими.

Источник: [19.24]
Комментарии

Статья № 3
В. А. Плавильщиков, †1823

Первые правила посещения и пользования фондом первой и единственной в 1820 году библиотеки в С.-Петербурге (было собрано 7 009 наименовний книг).

В. А. Плавильщиков. Правила посещения и пользования фондом первой и единственной в 1820 году библиотеки в С.-Петербурге, ч.1
В. А. Плавильщиков. Правила посещения и пользования фондом первой и единственной в 1820 году библиотеки в С.-Петербурге, ч.2
В. А. Плавильщиков. Правила посещения и пользования фондом первой и единственной в 1820 году библиотеки в С.-Петербурге, ч.3

Фрагмент классификатора библиотеки В. А. Плавильщикова и количество наименований книг по приводимым разделам: точные и естественные науки


Раздел Наименований Раздел Наименований Раздел Наименований
Арифметика 32 Алгебра 15 Геометрия и геодезия 32
Тригонометрия 9 Астрономия 27 Пасхалия и хронология 11
География математическая 6 Космография 1 Механика 14
Идравлика 6 Оптика 1 Военное искуство 198
Навигация и мореходная наука 27 Минералогия 34 Ботаника 21
Зоология 10 Физика 35 Метеорология 4
Электричество и элекрицизм 6 Галванизм 2 Химия 22
Анатомия 6 Хирургия 9 Акушерство или Повивальное искуство 8
Анатомия 6 Хирургия 9 Акушерство или Повивальное искуство 8

Фрагмент классификатора библиотеки В. А. Плавильщикова и количество наименований книг по приводимым разделам: прочее


Раздел Наименований Раздел Наименований Раздел Наименований
Гадания 15 История священная 24 История церковная 25
Книги для детского чтения 79 Летописи России 11 Повести, романы, сказки и проч. 1025
Комедии 443 Трагедии 123 Всего 7 009

Фрагменты списка библиографических карточек с указанием стоимости книги:

Обозначения:
« – » — заглавие предыдущей книги;
« + » — оригинальное сочинение на русском языке;
« * » — перевод с иностранного языка (Аг. — Английский; Фр. — Французский; Нем. — Немецкий; Лат. — Латинский и пр.)
«(2), (4), (6), (8)» — формат книги1.

Книги некоторых разделов библиотеки В.А. Плавильщикова в С.-Петербурге, 1820, ч.1 // Роспись Российским книгам для чтения. Из библиотеки В.А. Плавильщикова, [19.43]
Книги некоторых разделов библиотеки В.А. Плавильщикова в С.-Петербурге, 1820, ч.2 // Роспись Российским книгам для чтения. Из библиотеки В.А. Плавильщикова, [19.43]
Книги некоторых разделов библиотеки В.А. Плавильщикова в С.-Петербурге, 1820, ч.3 // Роспись Российским книгам для чтения. Из библиотеки В.А. Плавильщикова, [19.43]

Более полный список примеров см. здесь, 3.5 Mb


1 По требованиям печатников бумагопроизводители со временем остановились на двух типоразмерах листов — 30×50 см и 50×70 см, хотя никогда точно эти размеры никто не выдерживал.
Попадая в типографию, листы сгибались (фальцевались) по большей стороне столько раз сколько задумывался итоговый размер книги, и на сколько позволял шрифт и технология производства.
Таким образом, в полный лист — это формат целого листа 50 см в высоту (точнее, в длину блока) и 30 см в ширину блока; (½) или (2) — в лист — то есть полный лист фальцевался (сгибался) пополам по длинной стороне один раз; (¼) или (4) — в четвёрку — в два сгиба; (1/8) или (8) — в осьмушку — формат листа, сфальцованного в три сгиба.

первая публичная библиотекаправила посещения библиотеки

Источник: [19.43]
Комментарии

Статья № 4
Сообщение из Новгорода, 1851

Сообщение из Великого Новгорода о частных собирателях книг

Прошлое лето один поселянин, старовер, заплатил при мне 7 руб. сер. за весьма древний рукописный псалтырь. В последнюю пятницу я был свидетелем подобной же сделки. Мужик долго ходил по рынку с какой-то старинной книгой в деревянном переплёте, прося за неё три гривенника.

Стал книгу смотреть какой-то чиновник; к нему подошёл ещё другой, третий, и мало по малу составилась порядочная толпа. Пошла книга в ход: один даёт полтинник, другой даёт целковый и т. д., дело дошло до десяти рублей серебром, предложенные мужиком же, вероятно старовером, за ним осталась.

В это время прибегает к толпе купец и спрашивает книгу; ему говорят, что уж продана. Он предлагает купившему её 20 руб. сер., тот не соглашается; даёт 30, 40, наконец 50 серебром. Не возьму и сотни, говорить мужик; тем дело и кончилось. Я успел взглянуть на эту интересную книгу: это Страдание Господа нашего Иисуса Христа, рукопись престаринная, старинная; писана в четвертку, в два столбца, кажется, на пергаменте, и изрезана в тетрадь из свитка.

Имею в виду достать Новгородскую летопись, довольно старую полновесную книгу древнего столбового напева, крючками, — первой половины 17 века и нек. др.

Источник: [19.85]
Комментарии

Статья № 5
Современные известия. Заграничные, 1851

Белград

Стоимость абонемента во вновь открытую библиотеку составляла 2 рубля 40 копеек серебром.

Белград , 1841. Открыта первая публичная библиотека

Источник: [19.91]

Статья № 6
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния. Публичные библиотеки

Много ли насчитается губернскихъ городовъ, въ которыхъ нѣтъ публичной библіотеки? Не болѣе десятка; и къ этому разряду принадлежать только незначительные губернскіе города, такіе, которымъ нужно сто лѣтъ жизни, чтобы достигнуть такого благоустройства, до какого доведена наша Тверь. Но какъ бы вы думали? Въ ней нѣтъ публичной библиотеки.

Въ 1830 году, по распоряженiю Г. Министра Народнаго Просвѣщенія, было предпринято учрежденіе у насъ библиотеки; помѣщики и духовенство приглашены къ добровольному пожертвование; но денегъ собрано только около 230 р. сер., пожертвованныхъ однимъ духовенствомъ. Не находя ревности въ пожертвованіяхъ суммъ къ учрежденію библіотеки, и не имѣя въ виду помѣщенія, губернское начальство вынуждено было отослать деньги въ Приказъ для приращенія процентами и выждать болѣе благопріятныхъ обстоятельствъ...

Источник: [19.146]

Статья № 7
Р. Н. Клейменова

Крупнейшей библиотекой Москвы в первой половине XIX в. была библиотека Московского университета. Перед приходом французов в Москву в ней насчитывалось около 20,5 тыс. книг, после пожара 1812 г. сохранилось всего 51 сочинение и 12 рукописей.

Восстанавливать фонд библиотеки университету помогали многие, и уже в 1815 г. в ней было около 7,3 тыс. книг, а в 1849 г. — 54,7 тыс. сочинений в 80,4 тыс. томах, 927 названий периодических изданий, 75 рукописей.

Книги в университетской библиотеке переплетались, на корешки наклеивались бумажные ярлычки с указанием места их хранения.

Университетская библиотека была публичной, ею могли пользоваться все желающие. В определенные дни и часы она была открыта для посетителей

.

публичная библиотекауниверситетМосквапожарвосстановление

Источник: [20.78]

Статья № 8
Ф. В. Ростопчин, 1823

Печатать (Книгу Ростопчина [19.165] — Прим. ред.) дозволяется съ тѣмъ, чтобы по отпечатаніи, до выпуска въ продажу, представлены были въ Ценсурный Комитетъ: одинь экземпляръ сей книги для Ценсурнаго Комитета, другой для Департамента Министерства просвѣщенія, два экземпляра для Императорской Публичной Библіотеки и одинъ для Императорской Академіи наукъ.
Октября 18 го дня 1823 года.
Статскій Совѣтникъ и Kaвалеръ Левъ Цвѣтаевъ.

цензурадепонированиебиблиотекиЦветаев

Источник: [19.165]

Статья № 9
Я.Ф. Головацкий, 1876

Публичная библиотека Вильно

В Виленской публичной библиотеке, составившейся по большей части из книг монастырских католических библиотек западнаго края, считается ныне около 200,000 томов кроме многочисленных рукописей. Количество церковно-славянских книг в ней незначительно, но между ними попадаются экземпляры чрезвычайно редкие...

библиотека Белоруссиипросвещение в бывшей ВКЛфонд библиотеки Вильно

Источник: [16.73]

Статья № 10
Н. Ф. Петровский

Письмо Остен-Сакену Ф. Р. (директору Департамента внутренних сношений МИДа — Прим. ред.),
З октября 1893

Археологическое внимание мое, после Кучи и Курля на севере, имевшее в результате отыскание более 100 листов санскритских рукописей на коже, коре и бумаге и открывшее (как пишет мне С. Ф. Ольденбург) совершенно новое поле исследований, обратилось к югу — к Хотану; и тут мне посчастливилось: добыл великолепные геммы, великолепной резьбы, некоторые с подписями на языке гупти (династия между V иVIII вв. по Р. Х.) и разные вещи и монеты. Слепки можете видеть у Розена, ему же посланы, в подлиннике и две золотые монеты с изображениями как будто Богородицы и надписями на двух языках — одном латинском странного начертания: victor... avs perpet avs (кажется так).

Богородица в Туркестанеследы христианства в Средней Азииартефакты Средней Азиибиблиотека Петровского

Источник: [21.122]
Комментарии

Статья № 11
П. А. Кропоткин, †1921

Книжный фонд Петропавловкой крепости

Через несколько часов после того, как меня привезли, явился смотритель и предложил кое-какие книги. Между ними были старые знакомые, как «Физиология обыденной жизни» Льюиса; но второй том, который мне особенно хотелось прочитать, снова куда-то затерялся. Я попросил, конечно, письменные принадлежности, но мне наотрез отказали. Перья и чернила никогда не выдаются в крепости иначе, как по специальному разрешению самого царя...

В крепости от нескольких поколений, заключённых накопилась целая библиотека. Чернышевский, каракозовцы, нечаевцы — все оставили что-нибудь для следующих поколений заключённых. Было даже несколько книг, оставшихся от декабристов, и одна из них попалась мне, и я с чувством благоговения читал какое-то туманное мистически-философское сочинение, которое было в руках этих первых мучеников борьбы против самодержавия в нашем веке, отыскивая каких-нибудь следов — имён или разговоров — в старинной книге. Все книги были, между прочим, до того исчерчены ногтем, что трудно было до чего-нибудь добраться. Одно только имя раз попалось мне, совершенно ясно очерченное ногтем, буква за буквой: «Нечаев 1873». — Он, стало быть, ещё недавно был жив, заключённый где-то в каком-то каземате, может быть, недалеко от нас.

Многим заключённым только в тюрьме и удаётся читать спокойно, без перерыва, серьёзные книги. Попадая рано в круговорот кружковой жизни и политической агитации, большинству революционеров только и удаётся читать толстые книги в тюрьме. Иоган Мост как-то писал мне, что он только в немецкой тюрьме получил порядочное образование. Лионским анархистам только в Клерво удалось получить кое-какое образование. Вообще где же молодому рабочему учиться, если не в тюрьме! Но и большинству молодых студентов только в тюрьме удалось прочесть многое и познакомиться основательно с историей.
За Льюисом, конечно, последовала «История XVIII века» Шлоссера...


Конспект «Записок» Кропоткина см. >> здесь, 0.9 Mb

в русской «Бастилии»тюремная библиотекарепрессии Александра II

Источник: [20.150]
Комментарии

Статья № 12
Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год

В г. Вятке с 1837 г., существует публичная библиотека и при ней музеум. В публичной библиотеке имеется 6,935 названий по разным отраслям знаний... Кроме того, с 1870 года в Вятке открыта частная публичная библиотека, заводимая г. Вершниным.

Января 23 дня 1870 года последовало открытие, в г. Вятке, епархиальной библиотеки при Вятском кафедральном соборе с тою целию, чтобы лица духовнаго звания и других сословий Вятской епархии могли пользоваться книгами и расширять свое православно-христианское образование.

В некоторых уездных городах имеются публичныя библиотеки при уездных училищах и при управе, в г. Сарапуле, в слободе Кукарке и Воткинском заводе при начальных народных училищах...

Библиотек в городе существуют три: публичная, епархиальная при кафедральном соборе и частная, последния две открыты с 1870 года. Кроме их существуют библиотеки при учебных заведениях. Вообще все они удовлетворяют потребностям местной публики.

Статистика Вяткибиблиотеки Вятки в XIX в.Болонья и Коперник

Источник: [19.214]
Комментарии

Статья № 13
Астраханская летопись

История Астрахани. Первая публичная библиотека

1838 г.
Июня 19. — Открыта публичная библиотека, учреждённая на средства купца И. П. Шайкина, при участии некоторых других: Солодова, Швейцера и проч.

история Астраханилетопись Астраханипервая библиотекаблаготворительность купцов

Источник: [19.218]

Статья № 14
Е. Н. Понасенков

Когда в 1855 году генерал А. П. Ермолов (1777–1861) продал свое универсальное книжное собрание Московскому университету, в нем было около 7 800 томов книг по истории, философии, искусству, военному искусству, но в основном на французском, итальянском, английском, немецком языках.

библиотеки XIXформирование библиотечных фондовбиблиотека МГУ

Источник: [21.174]
Комментарии

Статья № 15
В. И. Григорович, 1844

Славянские библиотеки Царьграда

Библиотека константинопольского патриархата со времен греческой войны не существует. Большое собрание книг находится в смежном с ним иерусалимском. Я был допущен к общему его обозрению. По каталогу, кажется, очень неполному, бросается в глаза большое количество рукописей. Их, как мне сказывали, более 800: число, требующее поверки. Мне никто не мог сообщить о достопримечательностях этого книгохранилища. После беглого обозрения, я полагаю, что здесь, кроме двух или трех евангелий, нет славянских и, вообще, исторических сочинений, а после моего знакомства с библиотеками в монастырях афонской горы, константинопольская библиотека представляется мне собранием во многих экземплярах книг богословского содержания. Оно, вероятно, составилось из остатков монастырских библиотек и частных пожертвований.

Библиотеки Афона

Библиотеки афонских монастырей в последнее время были осмотрены многими учеными. Знаменитый юрист Захаpий, историк Фальмерайер и эллинист Мина сообщили об них свои известия. К ним присоединим Афоногорца Никодима, который при издании своих Номоканона и Синаксара пользовался там богословскими рукописями.

О библиотеке монастыря (Афона — Прим. ред.) отвечали, что она не существует со времен, когда афонская гора, по причине греческого восстания, занята была турецким гарнизоном.

Вообще сиггилоды, которых, как мне сказывали, очень много в монастырях афонских, не могут принести пользы тому, кто не видел хрисовулов. — Показали:

1-е. Книгу 8° пергам., которая хранится вместе с мощами и называется евангелием св. Иоанна Кущника. Эта рукопись, писанная самым мелким почерком, заключает: 1) Евангелие; 2) Апостол; 3) Послания; 4) Слова св. Григория, архиепископа константинопольского; 5) Иоанна Дамаскина, логика и богословие; 6) Анастасия; скитские правила; 7) Федорита, о вере; 8) Пселла, послание к Михаилу Дуке; 9) Aфанасия Великого, толкование псалмов; 10) Кир Никиты хартофилака, стихи о псалмах; 11) Псалтырь; 12) сокращенный Номоканон; 13) статьи Максима Исповедника; 14) отрывки из соч. Дионисия Ареопагита; 15) церковную историю патриарха Германа; 16) сокращение законов Императора Юстиниана; 17) Неара Алексия Комнина; 18) Неара Императора Льва мудрого; 19) Неара Константина Багрянородного.
Книга в серебряном, грубой отделки, окладе, с иконами, внизу которых славянские надписи. На нижней надписи оклада заметно имя Радула, кажется, воеводы волошского. Письмо так мелко, что невооруженными глазами нельзя читать. Юридическая часть рукописи исследована бывшими здесь учеными. Предание, приписывающее ее св. Иоанну Кущнику, не имеет основания. Иоанн Кущник жил в V столетии, а рукопись заключает сочинения XI столетия.

2-е. Евангелие 8°, мелкого письма, без начала, с 29-ю, очень хорошей отделки, изображениями. Рукопись эту приписывают св. апостолу Луке, но, смотря по ее мелкому письму, она не старее XII столетия.
Сверх того показано мне еще 12 рукописных фолиантов — Евангелия, Минеи, слова св. Иоанна Златоуста и проч. греческие. Откуда их выносили, не сказали. На повторенные просьбы показать книгохранилище, отвечали, что в старом пиргу (так называют башни, построенные для защиты монастырей, по две, по четыре и даже по десяти) находилась монастырская библиотека, но, во время греческой войны, албанская стража наполнила ее мокрою известью и книги сгнили. Увлекаемый крайним любопытством, поднялся я по ветхой лестнице и в третьем этаже, действительно, нашел множество истлевающих книг, рукописных и печатных, и между ними встретил еще и такие, которые могли бы сберечься. Среди массы богословских сочинений, нашлись и антологии на хлопч. бум. и пергам.
*

19 октября. Монастырь Ставроникита, с храмом чудотворца Николая
Также идиоритм, управляется двумя эпитропами. Снисходительный о. эпитроп не замедлил показать мне библиотеку. Помещение ее очень удобно: она в комнате, смежной с церковью, защищенной от непогоды и сырости: обстоятельство весьма редкое в афонских монастырях. Книги на полках и в сундуках. Рукописи — все церковные, печатные книги разного содержания. Всех книг около 400 и рукописей до 60-ти.
В числе последних: 1, Евангелие 4 большим уставом греческим. Славянских рукописей три новые, на простой бумаге: 1 поучения Каллиста; 2, скитские поучения, (патерик), 3, службы святым. Хрисовулов не видел.

20–24 октября. Монастырь Ивер, с храмом Успения Божией Матери
Один из самых обширных, принадлежит к числу идиоритмов и управляется эпитропами... Помещение сырое, книги и рукописи в беспорядке. Главное неудобство от недостатка каталога. Надобно было принимать в руки каждую рукопись отдельно. Открыл я однакож там старый каталог, не заключающий и 8-й доли наличных книг. В нем замечены рукоп. Софокла, Аристофана, Омира, Аристотеля и, проч., которых теперь нет. В конце сего кагталога замечено, что в 1654 году Арсений pyccкий увез какие-то книги из Ивера в Москву. В настоящее время эта библиотека заключает до 5000 книг, в числе которых классики издания Альдов и Стефанов и около 500 рукописей. Рассмотрев, в продолжение четырех дней, эти рукописи, я не нашел ни одной славянской..

24–25 октября. Монастырь Филофеу с храмом пресвятой Богородицы
Идиоритм, управляемый эпитропами. Библиотека его помещается в церковной башне; она не защищена от сырости, а за исключением 4-х или 5-ти книг, вся состоит из рукописей, которых около 150-ти, богословского содержания.

26–30 октября. Лавра св. Афанасия с храмом Благовещения
Библиотека, которую мне показали, уставлена в двух комнатах здания, находящегося влево от главной церкви. Первая назначена для печатанных книг, другая для рукописей. Это разделение не совсем строго соблюдено. Она весьма исчерпана и числом книг уступает иверской. Недостаток каталога, которого, кажется, никогда не было, немного заменяет наружный порядок. Заметно желание распределить книги по отделениям. Но, кроме полок, где стоят евангелия, псалтири и апостолы, во всех прочих перемешиваются книги разных отделов, печатные и рукописные, и затрудняют поиски. Печатных книг до 1500, рукописей до 300, в том числе 60 евангелий, писанных уставом, большими круглыми буквами и мелкою скорописью...

1–7 ноября. Монастырь Павлу с храмом великомуч. Георгия
Прибывший отец игумен в м. Павлу дозволил мне осмотреть библиотеку. Она первая вознаградила мои труды. В небольшой комнате, внутри самого монастыря, которой окошко не защищено стеклами, расставлены по полкам до 200 книг печатных и до 100 рукописей, из которых 85 славянские. Рукописи славянские следующие:
1 — 17. Евангелия. Из них 4-е на пергамене и 13 на простой бумаге. Все сербской рецензии. В числе пергаменных примечательнейшее евангелие, писанное большим уставом сплошь и столицами в 6837 году (1329). Первых листов недостает, в конце синаксар с именами св. Кирилла (14 февраля) и святых сербских, св. Евстафия apxепископа сербского (4 января), св. Саввы (13 января), св. Симеона, гна и Муроточца сербские земле (13 февраля), св. Иоаникия (26 апреля)...

Типикарница св. Саввы сербского, так называется келлия, где безмолвствовал сей святитель — имеет типик, писанный, кажется, собственною его рукою. Копию типика, измененную несколько в орфографии, я приобрел. Здесь над церковью св. Саввы находится помещение старца Типикара. Умолив его допустить меня обозреть келию, в нише довольно просторном, но чрезвычайно пыльном, я нашел 45 рукописей и 12 старопечатных славянских книг, которые, распадаясь от времени и небрежения, составляют, по словам старца, неотъемлемую собственность келлии. Книги церковные угровлахийской и венецианской печати. Рукописи все сербской рецензии, 33 новые и 1 Евангелие, 4°, перг., писанное большим уставом...

13–20 декабря. Ватопед с храмом Благовещения пресвт. Богородицы
Знаменитый этот монастырь преимущественно находился под покровительством царей греческих, из которых некоторые проводили в нем последние дни жизни своей... Сообразуясь с этим, полагаю, что всех книг ее, внесённых и невнесенных в каталог, слишком 2000 —
Представляемая перечень его послжит к пояснению и прочих Монастырских библиотек:
Библиотек Ватопердского м. заключает богословскихпечатных сочинений — 360, Еллинский вообще печатных сочин. — 245; руковписей — 400, у втосм числе Евангелиев — 56, Апостолов — 8, Псалтырей — 8... Из рукописей древних эллинских писателей первая и две последние только носят признаки древности.

О состоянии библиотек афонских монастырей в прошедших столетиях имеем весьма любопытные свидетельства. Они были некогда наполнены редкими рукописями. Ими обогатилась флорентийская библиотека Лаврентия Медичи в XV ст. содействием Ласкариса и патриаршая московская в XVII ст. содействием Арсения. Думаю, что увеличению или пополнению их содействовали многие святители, которые, оставляя свои паствы, переселялись с библиотеками в монастыри афонские...

В настоящее время в книгохранилищах афонских находится, по моему соображению, до 13,000 книг печатных, до 2,800 рукописей греческих и 455 ркп. славянских.

Книги печатные вообще состоят из сочинений полезных в богословском отношении. В некоторых библиотеках находятся полные издания отцов церкви и более или менее полные собрания Византийцев, а также, как нпр. в иверской, старые издания классиков Альдов и Стефанов. Рукописи вообще богословские; после кодексов свящ. писания и отцов церкви большое количество книг нотных (jaltika) и номоканонов. Недостаток и небольшое достоинство рукописей славянских замечательны. Вообще могу утверждать с достоверностью, что в афонских монастырях нет искомых славянских рукописей. Хотя некоторые можно назвать достопримечательными, нет однакож, за исключением глаголитской в Зографе, древнее рукописей XII ст., очень малое количество XIII ст. и самое большое XIV и XV стол... Состояние книг и рукописей вообще самое жалкое, особенно от забвения и нерадения жителей.

Охрида

В главной церкви охридской, в шкафу, стоящем у южной стены первой паперти, сброшены 69 греческих и 23 славянских, пергаменных и простой бумаги рукописей. Греческие рукописи состоят из 16 разных церковных книг, как-то: октоихов, триодей и проч., 4 евангелиев, из которых одно большого устава IX или X столетия, 6 апостолов, 8 евангелиев с апостолами, 15 миней, 1 толковой псалтири, 1 с житием св. Константина и Елены, Петра и Павла апостолов, 1-й под заглавием apojJegmata twn paterwn, 13-й с словами отцов церкви, 2 номоканонов, 1 хроники Кедрена, которая начинается с V столетия.

О славянских рукописях расскажу подробнее. Они суть:
1) книги бытия и царств fol. прост, бум., приложены в церковь 7066 — 1556;
2) Псалтирь с синаксаром и чтениями евангелистов 8° пр. б.;
3 и 4) Апостолы 4° пергам;
5–10) Минеи служебные, из которых одна 4° пергам., прочие прост, б.;
11–12) службы и разные молитвы fоl. и 8° пр. б.

Большая часть виденных славянских рукописей не принадлежит к древней болгарской рецензии. Они по языку принадлежат или к ркп. болгарским средней эпохи или же к сербским исключительно. Все они исключительно церковного содержания и писаны большею частию между XIII XVI столетиями.

библиотекиславянские книгикниги Афонаподлоги историинеликвиды Афонадревности Болгарии

Источник: [19.17]
Комментарии

История и баланс событий. Вып. 4

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,042