▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Образование, дающее профессию → Славяне и российские этносы (XVII век)

18. Культура

18.3. Образование, дающее профессию. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Олеарий, Витсен, Брамбах, Белокуров, Карлейль, Гордон, Маржерет, Буссов, Шлейссингер

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

В доме, где находится типография, царь (Петр I — Прим. ред.) на своем иждивении содержит нескольких греческих священников, которые обучают желающих брать у них уроки также и итальянскому языку...

Упражнение в свободных науках, как излишнее утруждение молодежи, москвитяне отвергают, философию запрещают, астрономы, опозоренные названием чародеев, нередко подвергались наказанию по приговору суда. Астроном Фогт в своем «Месяцеслове» следующим общим предложением: «Moskau wird seinem Ungltick auch nicht entgehen» («Москва тоже не избежит своего несчастия» (нем.) — Прим. ред.), предсказал мятеж в Московии, почему ввоз в Россию этого календаря воспрещен. Москвитяне считают астрономию безбожной наукой, основанной на сношении с нечистыми духами, и то, что астрономы предсказывают будущее, знание которого непостижимо умом смертных, считают предсказанием и объявлением демонов.

Источник: [17.2]

Статья № 2
Адам Олеарий, 1636.. (†1671)

Когда наблюдаешь русских в отношении их душевных качеств, нравов и образа жизни, то их, без сомнения, не можешь не причислить к варварам... Русские вовсе не любят свободных искусств и высоких наук и не имеют никакой охоты заниматься ими.

Большинство русских дают грубые и невежественные отзывы о высоких, им неизвестных, натуральных науках и искусствах в тех случаях, когда они встречают иностранцев, имеющих подобные познания.

Так, они, например, астрономию и астрологию считали за волшебную науку. Они полагают, что имеется что-то нечистое в знании и предсказании наперёд солнечных и лунных затмений, равно как и действий светил. Поэтому, когда мы вернулись из Персии, и в Москве стало известно, что великий князь назначает и принимает меня в свои астрономы, то некоторые из них стали так говорить: «Вскоре вернётся в Москву находившийся в составе голштинского посольства волшебник, умеющий по звёздам предсказывать будущее»
Вследствие этого люди уже почувствовали ко мне отвращение, и я, узнав о нём, между прочим, по этой причине и воздержался принять приглашение.

Впрочем, московитам не столь интересно было, пожалуй, иметь меня в качестве астронома: скорее всего, хотели они меня удержать в стране потому, что им стало известно о начерченных мною и нанесённых на карту реке Волге и персидских провинциях, через которые мы проехали...

При великом князе (Годунове), между прочим, находился немец из верхней Германии, которого он сам сделал доктором. Когда этот последний однажды просил его о позволении направиться в германский университет для получения там степени доктора, великий князь спросил его: «Что это за вещь — получение докторской степени, и как это происходит?»

Ему сказали, что нужно сдавать экзамен в искусстве врачевания и что лицо, удачно выдержавшее это испытание, получает степень доктора и свидетельство от медицинского факультета за подписью и с печатью.

На это великий князь возразил: «Ты можешь обойтись без этой поездки и расходов? Я узнал твоё искусство (действительно, незадолго перед тем этот врач облегчил ему подагрические боли) — и сам сделаю тебя доктором, а свидетельство я тебе дам такое большое, какого ты заграницею не получишь!» Так и было сделано...

Старый немецкий толмач Ганс Гельмс (умерший 97 лет от роду) 10 лет тому назад, по особой милости великого князя, отправил своего сына, родившегося в Москве, в немецкие университеты, чтобы там изучать медицину и потом служить царю.

Молодой человек сделал такие успехи в этом деле, что с большой славою добился степени доктора, и в Англии, в Оксфордском университете, считался чуть ли не за чудо учености. Однако ему уже не захотелось более возвращаться в московское рабство, откуда он раз выбрался.

Поэтому-то новгородский купец Петр Микляев, умный и рассудительный человек, бывший с год назад послом у нас и хотевший поручить мне своего сына для обучения его немецкому и латинскому языкам, не мог получить на это позволение ни у патриарха, ни у великого князя...

В настоящее время они, — что довольно удивительно, — по заключению патриарха и великого князя, хотят заставить свою молодежь изучать греческий и латинский языки. Они уже устроили, рядом с дворцом патриарха, латинскую и греческую школу, находящуюся под наблюдением и управлением грека Арсения. Если это предприятие увенчается счастливым успехом и они окажутся в состоянии читать и понимать в подлинниках писания святых отцов и других православных, то нужно надеяться, что, с Божиею помощью, они придут к лучшим мыслям и в своей религии.

У них нет недостатка в хороших головах для учения. Между ними встречаются люди весьма талантливые, одаренные хорошим разумом и памятью. Нынешний государственный канцлер в посольской канцелярии Алмаз Иванович в молодости своей побывал в Персии и Турции и в короткое время так изучил языки этих стран, что теперь может говорить с людьми этих наций без переводчика. Ради доброго разума своего и добросовестности он неоднократно участвовал в больших посольствах, а затем стал думным дьяком, или государственным секретарем, или, как его здесь называют, государственным канцлером.

Источник: [17.34]

Статья № 3
Николаас Витсен, 1665

Иверский монастырь на Валдае (крепость, как и все монастыри на Руси)

Удивились, как это я так быстро сделал на бумаге набросок карты; я ответил, что у нас этому обучают с детства и, кроме того, мы учим разные языки. Они записали наши имена; до нас иноземцы были здесь один раз, мы были вторыми.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, http://www.lavra3.ru/wp-content/uploads/2011/04/vald1.jpg
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, http://www.lavra3.ru/wp-content/uploads/2011/04/vald1.jpg

Москва, 17 февраля

Когда я нанял учителя русского языка, мне запретили приводить его в наш двор, следовательно, запретили учиться; вот какие это тупые скоты: сами невежественные и другим не позволяют чем-то заняться для развития ума; Алмаз1 сам наложил этот запрет.


1 Алмаз Иванов — думный дьяк, секретарь боярской Думы, то есть, по сути, «Министр» иностранных дел, «Рейхсканцлер» — Прим. ред.

Источник: [17.39]

Статья № 4
Иоганн Брамбах, 1603

Ям Мшага, на обратном пути, в 10 милях от Новгорода, по пути во Псков

1 июля, прежде чем мы успели встать, рано утром явился к нам пристав и передал нашим послам запечатанное царское письмо, которым препоручались им 5 русских юношей дворянского рода, которые немедленно и оказались налицо и в полном порядке, чтобы отвезти их в Любек для обучения латинскому и немецкому языкам.

Источник: [17.42]
Комментарии

Статья № 5
С. Белокуров, 1887

Ссылается в своём реферате на книгу арх. Амвросия «Российская церковная иерархия»:

«...со времён патриарха Филарета Никитича заведена при патриаршем доме в Чудовом монастыре (В Кремле — Прим. ред.) порядочная греко-славянская школа, продолжавшаяся до основания Московской Академии»

Источник: [19.51]

Статья № 6
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Впрочем, не следует думать, что Москвитяне — плохие воины. Они созданы для труда, довольствуются весьма малым, но тем не менее крепкого сложения. Они терпеливо переносят все невзгоды климата; с раннего детства приучают их спать на твёрдом (кроватей не было). На основании всего этого можно сказать, что Московиты рождаются солдатами.

Кроме этого, быть не может, чтобы они не знали военного искусства, так как царь их постоянно имеет стычки с одними или другими из своих соседей, которые имеют большие армии. Наконец у них нет недостатка в храбрости, а напротив, как только начинается сражение, они очень рискуют своею жизнью; им не достаёт больше порядка в битве, чем храбрости. Звание солдата очень почитается в Московии; они за честь считают идти на войну и рисковать там за царя своею жизнью; так говорит поэт: «слава имеет большие шпоры (Immensum gloria calcar habet)». Действительно, в Московии каждый солдат по своей профессии, считается дворянином; все дворяне исполняют обязанности солдата с того времени, когда достигнут необходимого возраста.

Источник: [17.11]

Статья № 7
Патрик Гордон, †1699

...меня сильно искушали московские послы. Согласно приказу я препроводил к ним кое-кого из их старших офицеров для выкупа, причем двух офицеров они выкупили у меня. Они весьма настоятельно просили своих полковников привлечь меня на царскую службу, к чему я, казалось, краем уха прислушивался. Они обещали не удерживать меня долее трёх лет, из коих один год в чине майора и два — подполковника.

Источник: [17.14]

Статья № 9
Жак Маржерет, 1600–1606

У них нет никаких минералов, кроме железа, весьма мягкого, хотя я сомневаюсь, чтобы в столь большой стране не нашлось других ископаемых; но у них нет никого, кто бы в них разбирался...

Что касается военных, то в первую очередь нужно сказать о воеводах, т. е. генералах армии. Их выбирают обычно из думных бояр и окольничих, так делают при появлении неприятеля; в противном случае их ежегодно выбирают из думных и московских дворян и посылают на границу Татарии, чтобы помешать вторжению скопившихся татар, которые являются временами, чтобы угонять лошадей с гарнизонных пастбищ, и если не встречают сопротивления, то сверх того грабят.

Источник: [17.22]
Комментарии

Статья № 10
Конрад Буссов, 1601–1613

Новый царь (Борис Годунов — Прим. ред.) предлагает пригласить в свою страну учёных людей. А для того, чтобы в будущем иметь среди своих подданных мудрых и способных людей, он предложил оказать всей стране милость и благоволение и выписать из Германии, Англии, Испании, Франции, Италии и т. д. учёных, чтобы учредить преподавание разных языков. Монахи и попы противятся этому. Но монахи и попы воспротивились этому, и ни за что не хотели согласиться, говоря, что земля их велика и обширна и ныне едина в вере, в обычаях и в речи и т. п. Если же иные языки, кроме родного, появятся среди русских, то в стране возникнут распри и раздоры и внутренний мир не будет соблюдаться так, как сейчас.

Хотя из-за решения монахов и попов это благое намерение царя и не могло быть выполнено, тем не менее, он всё же выбрал из московитских детей восемнадцать дворянских сынов, из которых шесть было послано в Любек, шесть в Англию и шесть во Францию, чтобы их там обучили. Они легко выучили иноземные языки, но до настоящего времени из них только один вернулся в Россию — тот, которого Карл, король шведский и пр., дал в толмачи господину Понтусу Делагарди. Его звали Димитрий. Остальные не пожелали возвращаться в свое отечество и отправились дальше по свету...

В этом году (В 1600, до приезда Буссова — Прим. ред.) царь выписал из Германии несколько докторов медицины и аптекарей. Одного доктора, который приехал с английским посольством, он выпросил у посла. По национальности этот доктор был венгерцем, звали его Христофор Рейтлингер, очень сведущий был человек и хороший врач, кроме того, знал много языков. Остальные, те, которых царь выписал из Германии, были: доктор Давид Фасмар; доктор Генрих Шредер} — из Любека; доктор Иоганн Хильшениус — из Риги; доктор Каспар Фидлер — из Кенигсберга.

Все со степенью доктора и очень ученые люди. Шестой, по имени Эразм Венский, из Праги, был студентом-медиком. Царь держал их всех для того, чтобы они ухаживали за его персоной. Они не имели права лечить кого-либо другого, даже кого-либо из вельмож, если только тот не пойдет на поклон к его величеству и не испросит его позволения.

Годовое содержание господ докторов: каждому было положено годовое жалование 200 рублей, ежемесячные корма, т. е. пропитание для него и для всех его людей, шестьдесят возов дров, четыре бочки медов, четыре бочки пива, ежедневно полторы кварты водки и столько же уксуса, через день боковину шпика. В каждую трапезу от каждой подачи (это отменные яства) на царский стол три или четыре блюда таких, что здоровый парень едва мог донести одно; ежемесячно деньгами двенадцать рублей, что составляет 33 рейхсталера и 12 м. грошей, иногда 14 рублей, т. е. 36 рейхсталеров и 33 м. грошей для закупки свежих съестных припасов. Царь пожаловал каждому доктору пять хороших коней из своей конюшни, для которых ему ежемесячно отпускалось столько сена и соломы, что он вполне смог бы вдоволь прокормить этим семь лошадей; кроме того, каждый получил еще одного хорошего коня, чтобы летом каждое утро ездить верхом во дворец и в аптеку, одного коня особо для упряжки в сани зимой, затем двух лошадей для кареты жены, чтобы ездить ей на богослужение, затем одну рабочую лошадь — возить воду. Сверх того царь дал каждому большое поместье с тридцатью или сорока крестьянами. А всякий раз, когда они давали царю лекарство, оказывавшее благотворное действие, каждый получал порядочный кусок камки или бархата на кафтан и сорок прекрасных соболей. Равным образом, если по царскому повелению они лечили кого-либо из знатных вельмож, князя или боярина, также не обходилось без хорошего подарка.

Источник: [17.6]

Статья № 11
Г.-А. Шлейссингер, 1687

Я поэтому согласен со Стефаном Гваццио, который в своём небольшом трактате «De civile Conveversatitione» делает большое различие между народами и, между прочим, высказывается следующим образом: «чем милостивее и прекраснее небо, тем более вежливые и приятные люди под ним находятся; чем более сурова и дика страна, тем некультурнее и грубее люди, живущие в ней».

Это кажется весьма правдоподобным, и было бы делом, если бы путём хорошего воспитания, образования и путешествий эта грубая натура могла бы измениться. Чего однако в этой варварской стране не найти, т. к. она всем этим пренебрегает, и достойные хвали философские науки считает колдовством.

Как хотя бы в 1682 г., когда в Москве разразилось большое и грозное восстание (Стрелецкий бунт/Хованщина — Прим. ред. ), знаменитый шведский математик Фойгт16 (Voigt) в своём календаре как раз в неделю, когда это восстание началось, поместил следующие слова: «Москва также не избежит своего несчастия!»

Они покойника Фойгта объявили бесовским знамением и колдуном, который умеет вызывать тайно сокрытое и будущее, также и календарь его, который они перед тем из года в год переводили и печатали в своей типографии и на своём языке, сожгли и под страхом телесного наказания и казни запретили опять его издавать.

мракобесие Московииборьба с ересью

Источник: [17.139]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,083