▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Начальное образование → Славяне и российские этносы (XVII век)

18. Культура

18.2. Начальное образование. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Карлейль, Кульман, Маржерет, Витсен, Койэтт, Гюльденстиерне, Давид, Расчеты, Эмилиан, Котошихин, Милюков, Шаум, Алеппский, Пипс, Рейнтенфельс, Половцов, Тайный приказ

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

В школах учителя обучают учащихся только чтению и письму. Заучивание наизусть некоторых правил их веры составляет у москвитян самую высшую степень образования.

Палата-учительная. Деталь шкафа XVII. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Палата-учительная. Деталь шкафа XVII. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru

Источник: [17.2]

Статья № 2
Чарльз Карлейль, 1663–1664

В Московии есть четыре начала весьма важные, которые служат к удерживанию народа в послушании... Наконец четвертое начало состоит в поддержании невежества, которое очень распространено в этом крае; там учат только читать и писать. И действительно, науки не свойственны рабам, но живущим в государстве свободном. Наука не согласуется так хорошо с рабством, как невежество. Это-то и побудило сказать Валентиана — l’а Valentian — и Луциния (Lucinius), двух римских императоров, что науки были язвою и ядом для республики.

Источник: [17.11]

Статья № 3
Н. Кульман, 1938

О первой Российской грамматике Г. В. Лудольфа, 1696 г.

Н.Кульман о первой Российской грамматике Г.В. Лудольфа, 1696 г.

Полный текст статьи см. здесь, 2.0 Mb

Источник: [21.10]

Статья № 4
Жак Маржерет, 1600–1606

..невежество народа таково, что и треть его не знает Отче наш и Символ веры.

Школа. Миниатюра из рукописи Сборник житий, 17 век. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Школа. Миниатюра из рукописи Сборник житий, 17 век. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru

Словом, можно сказать, что невежество-мать их благочестия. Они ненавидят учение и особенно — латынь. У них нет ни одной школы, ни университета. Только священники учат молодёжь читать и писать, что привлекает немногих. Большая часть их букв — греческие, и почти все их книги написаны от руки, за исключением нескольких печатных книг Библии и Нового Завета из Польши. Так как они научились печатать всего лишь десять-двенадцать лет назад, то рукописные книги и поныне более изысканно сделаны, чем печатные.

нелюбовь к учениюредкая грамотность

Источник: [17.22]

Статья № 5
Николаас Витсен, 1664–1665

Новгород XVII. Напоминает что-то до боли знакомое...

Упомянутый дворянин во время приёма говорил всё по свитку, с трудом мог читать написанное, переводчик пришёл ему на помощь. Там только было сказано, что воевода царя посылает Якобу Борейлю, послу, все это в его честь, чтобы торжественно принять, и справляется о его здоровье...

Перед этим он перечислил титулы Его Царского Величества, которые он прочитал по записке, как русские читают всё: даже во время приёма большие господа ничего не могут сказать наизусть, а смотрят вниз перед собой, когда говорят... Порядок тостов князь читал по цедулке.

На обратном пути, у Завидово, 22 мая

Считая характер народа и его веру известными, не буду их описывать, скажу только, что они хорошие христиане, но необучены и плохо воспитаны. Обучение там не в почёте, и тех, кто занимается наукой, называют еретиками... Они все рабы, кроме самого царя.

Источник: [17.39]

Статья № 6
Бальтазар Койэтт, 1676

Москва. Кремль

В стенах крепости находятся и два прекрасных монастыря, один мужской, другой женский. Первый, впрочем, скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем; там редко увидишь кого другого, как детей бояр и важных вельмож; их помещают туда, чтобы удалить от дурного общества и научить благонравному поведению. По исполнении шестнадцати лет от роду, они снова могут уйти. В женском монастыре этого обычая нет: кто туда попал, та уже на всю жизнь остается монахинею.

Источник: [17.41]

Статья № 7
Аксель Гюльденстиерне, 1602

В тот же день русские прислали также моему господину русский букварь и другую русскую книгу — откровение Св. Иоанна, — по которым герцог Ганс должен был учиться по-русски.

Источник: [17.45]
Комментарии

Статья № 8
Иржи Давид, 1686–1689

Москва

Они [лютеране] имеют также две начальные школы, в которых преподают два учителя. Обучают также по-латыни, но ученики постигают только чтение и не получают других знаний. Учителя живут частично за счёт общины, частично на частные средства, собранные от учеников. Кроме того, есть ещё много наставников, которые частным образом на дому обучают купеческих сыновей латыни...

Я уже часто упоминал о том, что у россиян нет обучения, нет у них школ ни гуманитарных, ни философских, ни богословских, нет академий: с отходом от истияной веры, когда они перешли в греческий раскол, все это также погибло. Кроме чтения и письма, да и то только на местном языке, не учатся ничему, да и учатся из-за огромного числа юношей лишь немногие.

Шесть лет назад два монаха из Венеции, по языку и обычаям греки, прибыли сюда, чтобы обучать греческой и латинской грамоте. Они были встречены с благосклонностью, получали большое жалованье от патриарха, но успех имели ничтожный или весьма малый. Латыни они никого до сих пор не научили, ибо сами в этом языке немного смыслят, а в греческом преуспели немногим больше, но — это язык варварский, обиходный, а не тот некогда цветущий эллинский язык, в котором они и сами не блещут. Один из них два года назад уехал, а другой упорно продолжает обучать. И это единственный учитель, к которому патриарх обычно обращается со своими сомнениями, а тот внушает ему все, что хочет.

Мы можем привести некоторый образчик его учености: однажды па вопрос патриарха, верят ли иезуиты и доминиканцы в одно и то же, одной ли они веры, он ответил, что вовсе нет, что между ними большая разница. Если бы он имел в виду различия школьной доктрины, то можно было бы его не винить, но насчет веры его нельзя оправдать никак, ибо он хотел таким образом настроить патриарха против нас и убедить его в том, что мы в вере противоречим всем. В другой раз у него спросили, почему не осталась в древней церковной доктрине формула освящения, состоящая в словах Христа: «Сие есть тело мое»? Он ответил, что спор этот не представляет никакой трудности, присутствует ли там Христос по этой латинской формуле, или по формуле св. Златоуста, важно, что он там присутствует, и этого достаточно для жертвоприношения. Подобными сведениями он просвещает их и относительно остальных артикулов греческой веры.

Патриарх содержит многих учеников, ибо боярские сыновья и другие обыватели не видят большой пользы в учении, а чтобы хоть кто-нибудь учился, настоятели собирают юношей и дают им средства к жизни. Среди них многие уже взрослые, женатые. Больше всего здесь таких, которые готовят себя к церковному званию. Учителя, о которых мы упоминали, чтобы здесь быть принятыми и закрепиться, распространяли чистые выдумки, хвастались своими победами над вероучением иезуитов, поляков, над польскими магнатами и высшими духовными лицами, уверяли, что те более привержены к греческим обычаям, чем к латинским, и тому подобное, чем обычно прельщаются еретики.

Источник: [17.52]
Комментарии

Статья № 9
Расчет подвод для перевозки военных припасов, 1632

Быти на государевѣ службѣ въ полкѣхъ съ бояры и воеводы русскимъ и немецкимъ солдатомъ, и стрѣльцомъ московскимъ и казакомъ донскимъ 11 550 чел., а дати имъ по десять фунтовъ зелья, по двадцать пять фунтовъ свинцу; итого доведется 2 897 пудъ съ полупудомъ зелья, 7 149 п. свинцу, обоего, зелья и свинцу, 10 046 пудъ съ полупудомъ.

А на подводу положити того зелья и свинцу по 15 пудъ; итого подъ 10 046 пудъ съ полупудомъ надобно 670 подводъ…

Источник: [17.74]
Комментарии

Статья № 10
Франциск Эмилиан, 23 июня 1699

Москва. Школы иезуитов

Желательно было бы, чтобы этотъ (русскій) народъ учился наукамъ, потому что въ способностяхъ у него нѣтъ недостатка. Въ настоящее время пробивается уже нѣкоторая надежда. Изъ бояръ по латынѣ уже говоритъ вышеупомянутый Борисъ Голицынъ. Его обучилъ этому нѣкій нашъ отецъ, родомъполякъ, котораго Московитяне привели сюда плѣнникомъ изъ Литвы около 1649 года и котораго этотъ самый князь удивительно какъ хвалить за добродѣтель.

Кромѣ этого князя говорятъ по латынѣ двое другихъ бояръ, именно: бояринъ Артамоновичъ и бояринъ Глѣбовъ. По итальянски говорятъ оба другіе Голицины Дмитрій и Θедоръ, а также бояринъ Лопухинъ, братъ царицы... По итальянски говорятъ и многіе другіе, и по приказанію царя итальянскому языку публично обучаютъ здѣсь два монаха, родомъ съ Корциры... пока достаточно и того, что дѣти учатся и становятся способными читать нашихъ авторовъ, чего больше всего и домогался нѣкогда нашъ Поссевинъ.

Они любятъ математику и удивляются ей, но не хотятъ понять, что необходимы нѣкоторыя издержки для опытовъ. Я сдѣлалъ кое-кому нѣсколько оптическихъ подарковъ и другія вещи. Всѣ эти вещи весьма охотно были приняты и расхвалены, какъ нельзя болѣе. Въ благодарность мнѣ присланы рыба, куры, водка и проч. все такія вещи, которыя можно легко достать за 5 грошей на наши деньги.

Кромѣ сына господина генерала Гордона я имѣю много и другихъ, русскихъ учениковъ.
Сколько нужно было убѣждать ихъ, чтобы они начинали учиться по порядку, съ самыхъ первыхъ началъ; потому что они желаютъ все имѣть скоро, да и весь этотъ народъ не терпитъ медленности. Въ настоящее время мы дошли до рѣшенія треугольниковъ и теперь они уже сами собою любуются. О, еслибы Богъ далъ, чтобы здѣсь когда ннбудь появились училища...

Источник: [18.120]

Статья № 11
Г. К. Котошихин, †1667

Полской король посылал к царю послов своих, и велел посолство править, и дары подносить от себя и от королевы царю и царице, против такого ж обычая. И те послы будучи у царя посолство свое правили и дары подносили; а к царице посолства править и ее видеть не допустили, а отговорилися тем, назвали царицу болною, а она в то время была здорова; и слушал у послов посолства, и дары за царицу принимал царь сам.

Вопрос. Для чего так творят?

Ответ. Для того: Московского государства женской пол грамоте неученые, и не обычай тому есть, а породным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы: понеже от младенческих лет до замужства своего у отцов своих живут в тайных покоях, и опричь самых ближних родственых, чюжие люди никто их, и они людей видети не могут — и потому мочно дознатца, от чего б им быти гораздо разумным и смелым; такъже как и замуж выдут, и их потомуж люди видают мало. И толко б царь в то время учинил так, что Полским послом велел бы быть у царицы своей на посолстве, а она б выслушав посолства, собою ответу не учинила б никакого, и от того пришло б самому царю в стыд.

Источник: [17.112]

Статья № 12
П. Н. Милюков, 1896

Первый московский букварь (Вас. Бурцова), однако, появился только въ 1634 году и составляль простую перепечатку виленскаго изданія (1621 года). Послѣ того буквари и другія учебныя книги переиздавались постоянно московской типографіей въ значительномъ количествѣ экземпляровъ: это были, кромѣ богослужебныхъ, единственныя ея изданія, сколько-нибудь широко распространенныя.

Въ срединѣ вѣка, напр., букварь выдержалъ три изданія въ теченіе четырехъ лѣтъ (1647–1651), всего въ количествѣ 9.600 экземпляровъ; учебный часословъ въ семь лѣтъ издавался 8 разъ (1645–1652), учебная псалтирь — въ шесть лѣтъ (1645–1651) — 9 разъ.

Въ послѣдней четверти вѣка, въ теченіе 12 лѣтъ (1678–1689), мы имѣемъ слѣдующия цифры тѣхъ же изданій: букварей не менѣе 25 тысячъ экземпляровъ, т. е. по двѣ слишкомъ тысячи ежегодно, часослововъ — 36 тысячъ, т. е. по три тысячи ежегодно, псалтырей больше 18 тысячъ, т. е. болѣе полуторы тысячи экземпляровъ ежегодно.

На 16 милліоновъ тогдашняго населенія Россіи это не особенно много, но это — огромныя цифры сравнительно съ той, которою можно было бы выразить распространеніе грамматики. Въ 1648 году, — въ моментъ оживленія школьнаго вопроса, — московский печатный дворъ выпустилъ въ свѣтъ грамматику Мелетія Смотрицкаго, первый и единственный сводъ законовъ литературнаго церковно-славянскаго языка, напечатанный еще въ 1619 году около Вильно (Теперь Вильнюс — столица ВКЛ. — Прим. ред.). Въ особомъ предисловіи къ этому изданію московскіе издатели убѣждали читателей, что грамматика есть неизбѣжная «дверь» къ достиженью высшихъ степеней знанія, что, не пройдя ея, легко заблудиться и сильному разумомъ; ссылались, въ доказательство справедливости своихъ словъ, и на Максима Грека, и на святыхъ отцовъ; приводили въ подтверждение исправленіе церковнъгхъ книгъ.

Но все это, очевидно, мало подѣйствовало на публику. По крайней мѣрѣ, изданіе 1648 года такъ и осталось единственнымъ вплоть до 1721 года, когда одинъ изъ самыхъ дѣятельныхъ учениковъ Лихудовъ1, Поликарповъ издалъ эту грамматику вновь: въ предисловіи издатель жаловался, что даже въ греколатинской московской школѣ славянская грамматика «не преподавалась за оскудѣніемъ сихъ книгъ» и что ихъ приходилось разыскивать, «аки искру въ пеплѣ»


1 Иоанникий (†1717) и Софроний (†1730) Лихуды — греческие монахи, выпускники венецианского университета в Падуе, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии (с 1687 года) — первого университета России. Монахи преподавали грамматику, риторику, политику, логику и физику. Но уже в 1694 году отечественное лобби консерваторов-мракобесов их таки «съело». И братья были удалены из академии, где их место заняли бывшие ученики и свора попов-недоучек... Номенклатура предметов сузилась до одного — до грамматики! — Прим. ред.

Источник: [19.152]

Статья № 13
Матвей Шаум, 1614

Cиe учинит и совершит Господь для прославления своего имени, так как доселе бы учинил, если бы они (Русские — Прим. ред. ) не ушли от пастырей христианского стада, яко содомские и кровосмесительные козлы, и не оказались бы недостойными оного14.

Cиe, по моему мнению, не может быть достигнуто лучшим путем, как, во первых, особливым наитием Божьим, во вторых, если высшее начальство истребит неизглаголанное варварство заведением хороших училищ, распространением (знания) языков и свободных искусств, ибо невежество их до того простирается, что нет ни одного во всей земле, ни из высшего, ни из низшего, состояния, ни из духовенства, который бы разумел хоть словцо по Латине (хотя язык сей есть корень и орудие всякого благоустройства, мудрости и искусств), или какой либо другой язык иностранный.

Сего не довольно: они почитают за стыд и строго запрещают, чтоб их тунеядцы попы, лихоимцы и охотники до голубятен монахи15, коими не только все монастыри, но и все углы наполнены, не учились никакому иностранному языку и не имели хороших книг. И потому, паки и паки, слава и благодарение Богу, за cиe начатое великое дело!

Россия в мракобесииЭпоха Молимонахи-голубятникипопы-тунеядцы

Источник: [17.138]
Комментарии

Статья № 14
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны в правление Богдана Хмельницкого

Начиная с этого города (Рашкова) и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жён и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами.

Число грамотных особенно увеличилось со времени появления Хмеля (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти страны и избавил эти миллионы бесчисленных православных от ига врагов веры, проклятых ляхов.

всеобщая грамотностьитоги правления РомановыхХмельницкий просветитель

Источник: [17.145]
Комментарии

Статья № 15
Самуэль Пипс

16 сентября 1664 года
В Мурфилдсе встретил мистера Парджитера, с коим долго гуляли по полям <...>, беседуя главным образом о России, каковое государство, по его словам, — место весьма печальное... Образованных людей мало, по-латыни не говорит никто, разве что министр иностранных дел, да и тот по случайности.

образование в Россииучение вопрекисамообразованиеглава МИДа

Источник: [17.144]
Комментарии

Статья № 16
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О языке и науках

Впрочем, они в школах учатся только читать, писать и считать, а больше ничему.
Пишут они почти все с изысканными оборотами речи и хранят свои писания не так как мы, т. е. в виде отдельных и нитками сшитых листов, но склеивают их в длинную полосу, свертываемую в трубку (как это делается и поныне у евреев).

Считают они, наподобие татар и китайцев, посредством камешков и кораллов, нанизанных на проволоку и расположенных в два ряда...

Не так давно еще они не имели ни малейшего понятия об астрологах и математиках и провозгласили Олеария, знаменитого составителя истории московской, чародеем, когда он, будучи в Москве, показал так называемую камеру-обскуру.

Недавно русские открыли в столице и школу для обучения латинскому языку, но опасаются, как бы занятия учеников не вышли за пределы изучения языка; поэтому государь разрешал беспрепятственно учиться лишь тем, которые намерены в будущем служить переводчиками, но и это столь полезное учреждение, как я узнал из писем некоторых лиц, по вине учителей опять упразднено.

Предмет обычного обучения их на родном языке составляют книги Св. Писания, сборники молитв, некоторые богословские сочинения и, кроме того, многие творения св. отцов Златоуста, Василия, Григория Назианзина, Иоанна Дамаскина и других, собрания летописей и законов, всеобщая история, достославные деяния Александра Великого и жития святых, преимущественно русских, к которым должно присоединить еще несколько других книг, частью переведенных на русский язык по приказанию царя, частью же, с его дозволения, сочиненных некими греческими и польскими монахами применительно к народному духу...

Из вельмож много и усердно занимается латинскою наукою боярин или царский советник Лукьян Тимофеевич Голосов, которому в наше время царь поручил заведывать врачебною частью, но которому, говорят, его ученость неожиданно причинила много беспокойства и несчастья. Нащокин младший, прославившийся сын великого отца, много лет путешествовал и обозрел почти всю Европу, превосходно владеет, один из всей русской знати, не только латинским, но и французским и немецким языками, хотя эта учёность послужила ему не ступенью к почетному возвышению, а, скорее, препятствием.

начальное образование на РусиЭпоха Молислед просвещения Олеария

Источник: [17.146]

Статья № 17
Виктор Половцов, 1847

В 1619 году была напечатана в Евю (близ Вильны) Славянская грамматика Смотрицкаго, которая перепечатывалась в Москве несколько раз.

Сравнение русской грамматики со славянскою было напечатано в Оксфорде 1696 года, следовательно через сто лет выхода в свет первой славянской грамматики, Зизания. Книга эта напечатана на латинском языке.

<< См. ранее
См. далее >>

русская грамматика в XVIIучебники для школьников

Источник: [19.189]
Комментарии

Статья № 18
Дела Тайного приказа, 1669

177 г. августа в 7 день. Подрятчику Красносельцу Аничке Васильеву, за работу работников и за кормлю, которые на пустоши, что было село Пареенково, косили луга и метали в скирды стоги, августа со 2-го по 8-е число, на шесть дней, на сорок на девять человек, по уговору, по тринатцати алтын по четыре денги на человека, итого дватцать рублев три алтына, на шесть человек на полшеста дни, по двенатцати алтын по три денги на человека, итого два рубли восмь алтын две денги, на шестьдесят на два человека на пять дней, по одиннатцати алтын по полторы денги на человека, итого дватцать рублев тритцать пять денег, на осмнатцать человек на пол-пята дни, по десяти алтын с полу-денгою на человека, итого пять рублев четырнатцать алтын пять денег; всего на сто на тритцать на пять человек за работу и за кормлю сорок восм рублев дватцать три алтына четыре денги…


Истоки отношения к иным народам как к быдлу (Instrumentum vocale) тех евреев, которые прониклись идеями своей Саги Распятой Совести (ТаНаХа  / Ветхого Завета), и, соответственно, впитали идею исключительности своей нации («Этот народ Я (т.е. Иегова, то есть Бог-Отец в cв. Троице) образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» [Ис 43:21]), подробно изложены в книге « Занимательная история, вып. 4». — Прим. ред.

методика счёта на Руси

Источник: [20.114]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,076