▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Начальное образование → Славяне и российские этносы (XVI век)

18. Культура

18.2. Начальное образование. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Фабри, Дон Хуан, Милюков, Филофей, Половцов

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599

Все татары вообще не имеют совершенно никакого образования. Письменных законов у них также нет, а заменяются они некоторыми правилами общественной жизни, переходящими по преданию и общими всем ордам. Правила эти такого рода. Во-первых, повиноваться своему царю и другим властям во всем, что бы они ни повелели относительно общественной службы. Во-вторых, за исключением зависимости для общественной пользы, каждый человек свободен и не обязан ни к какому отчету. Третье: ни один частный человек не может владеть каким-либо участком земли, но вся страна в своей целости есть достояние общее. Четвертое: презирать всякую лакомую пищу и разнообразие в яствах и довольствоваться тем, что прежде попадается под руку, дабы более окрепнуть и быть всегда готовым к исправлению своих обязанностей. Пятое: носить простое платье и чинить его, когда оно худо, все равно, необходимо ли то, или нет, для того, чтобы не было стыдно, если нужда заставит носить кафтан с заплатами. Шестое: брать или красть у чужеземца все, что только можно взять, так как они считают себя врагами всех, кто не захочет покориться их власти. Седьмое: в отношении к своей орде и своему народу быть верным в слове и деле. Восьмое: не впускать иностранцев в государство; если же кто из них переступит за границу, то делается рабом первого, взявшего его в плен, за исключением купцов и других лиц, имеющих при себе татарский ярлык или паспорт.

...в нынешнем 1589 году они (Московиты — Прим. ред.) рассуждали между собой о переводе всех иностранных купцов на постоянное жительство в пограничные города, и чтобы на будущее время быть осмотрительнее относительно прочих иностранцев, которые будут приезжать во внутренние области государства, дабы они не завезли к ним лучшие обычаи и свойства, нежели какие они привыкли видеть у себя. Для того же самого установлено законами, чтобы никто не выходил из своего сословия, так что сын мужика, ремесленника или земледельца остаётся навсегда мужиком, ремесленником и проч. и не может идти далее, кроме того, что, выучившись читать и писать, достигает до повышения в священники или дьяки...

Источник: [16.4]

Статья № 2
Иоганн Фабри, 1525

Училища [у московитов] есть, однако весьма малочисленные; в них обучаются дети благородных особ словесности, преимущественно же священным наукам, преподаваемым обычно на рутенском языке.

Очень немногие занимаются иноземными языками; изучению же греческого посвящают себя многие ради писаний святых отцов — [Иоанна] Златоуста, [Григория] Назианзина, Василия [Великого] и других — и для того, чтобы они могли сообразовывать все, перенятое у греков, со своими обыкновениями или религией.

Еврейским пренебрегают совершенно, если не считать единственный возглас «аллилуйя», часто повторяемый во время литургии.

школы в Московиииностранные языки в России

Источник: [16.24]

Статья № 3
Дон Хуан Персидский (Орудж-бек Баят), 1599–1600

Он (царь Борис Годунов — Прим. ред.) не допускает в своих владениях ни школ, ни наук, ни университетов, дабы никто не мог знать столько, сколько знает он1, и потому ни один из его судей, градоначальников и секретарей не знает больше того, что диктует ему великий князь.

Жители не могут лечиться у иностранных врачей и ездить в другие царства под страхом смертной казни, дабы они не имели сношений с другими народами...

Государь весьма строго соблюдает предписания религии. Нет иных книг, кроме Евангелия, проповедей и жизнеописаний святых; все эти книги украшены крестами. Входя в церковь, он целует землю; в правой руке носит образ Господа нашего Иисуса Христа; над троном, на который он садится, над его головой стоит образ нашей Владычицы. Он носит митру и посох и одежду вроде епископской, а на пальцах множество перстней.


1 Как и Микитка Хрущёв (см. ст. 1 в 80.1.20.s), душегуб Годунов, опричник Ивана Грозного и зять Малюты Скуратова был абсолютно безграмотным. — Прим. ред.

Источник: [16.40]

Статья № 4
П. Н. Милюков, 1896

Рядъ свидѣтельствъ о грамотности стариннаго духовенства открывается извѣстнымъ уже намъ показаніемъ новгородскаго архіепископа Геннадія.

Мы знаемъ то зло, противъ котораго пришлось Геннадію бороться; теперь познакомимся со средствами борьбы. Обращаясь къ митрополиту Симону (конецъ ХV и нач. ХVІ вв.), Геннадій убѣдительно проситъ его «печаловаться» передъ государемъ, «чтобъ велѣлъ училища учинити», «Мой совѣтъ, — прибавляетъ онъ, — учить въ училищѣ прежде всего азбукѣ, словамъ подъ титломъ да псалтырю: когда это изучатъ, тогда уже можно читать и всякія книги. А то мужики-невѣжи учатъ ребять — только портятъ. Сперва онъ научитъ его вечернѣ, и за это приносятъ мастеру каши да гривну денегъ. То же полагается и за заутреню, а за часы — плата особая. Сверхъ того, даются еще поминки, кромѣ условленнаго магарыча. А отойдетъ (такой ученикъ) отъ мастера, — ничего и не умѣетъ, только бредетъ по книгѣ...» — Мы видимъ, что "мастера"—педагоги древней Руси умѣли натаскивать кандидатовъ въ священство прямо съ голоса, минуя хитрую науку грамоты.

Источник: [19.152]

Статья № 5
Старец Филофей, 1524

Послание дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину «О неблагоприятных днях и часах»

Прислал ты, государь мой, мне свою грамоту, а в ней писано, чтобы я включённое в неё сочинение истолковал. Так тебе, моему государю, известно, что я деревенщина, учился лишь грамоте, а языческих хитростей не проходил, витийственных звездочётов не читывал, да и с мудрыми философами в беседе не бывал; учусь лишь книгам благодатного Писания, и если бы можно было грешную мою душу очистить от грехов, о том молю милостивого Бога, господа нашего Иисуса Христа, и пречистую Богоматерь, и всех святых, угодивших Богу, чтобы избавил меня от вечных мук.

А то, что писал ты о годовых числах, что в книгах Бытия, Моисеем написанных, о «Шестодневе», о сотворении мира, то хронограф, исключив пять первых дней, — начал с первого Адама и до ныне; католики же, пропуская все эти прошлые годы, счёт годам начинают от рождества Христова; но между счётом тем или этим нет никакого различия...

Филофей и Третий Римпослания Филофеяначальное образование попов

Источник: [16.67]
Комментарии

Статья № 6
Виктор Половцов, 1847

Первая русская грамматика

В 1591 году вышла в свет «Грамматика доброглаголиваго еллино-словенскаго языка» во Львове, составленная львовскими студентами.

В 1596 издана в Вильне первая собственно Славянская грамматика Лаврентия Зизания. Она перепечатывалась 1621 в Вильне, 1648 в Москве. Там же вышла она 2-м изд. в 1721, а в 1723 напечатана и в С. П. бурге.

См. далее >>

первая Русская грамматикаучебники для школьников

Источник: [19.189]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,078