▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Начальное образование → Иные этнические системы (XII век)

18. Культура

18.2. Начальное образование. Иные этнические системы (XII век)

Джубайр, Фиц-Стефан, Вьет, Кольмар, Петахия, Оттон

Статья № 1
Ибн Джубайр, 1183–1185

Хадж испанского араба. Наблюдения

К достопримечательностям этого города (Александрии — Прим. ред.) и предметам его гордости, поистине обязанным его султану, относятся его медресе, и махарис (Обитель — Прим. ред.), основанные в нём для учащихся и набожных людей, которые прибывают из далеких стран. Каждый из них находит здесь жилище для обитания и учителя для изучения желательной ему отрасли науки и содержание для удовлетворения всех его потребностей.

...в ночь на 23-е [9 января 1184 г.], производилось полное чтение Корана одним из сыновей зажиточного мекканца, мальчиком, которому не исполнилось и пятнадцати лет (в Мекке)...

Он (Шейх — Прим. ред.) отвечал, но был краток, причем не медлил, а предупреждал их. Ему подавали множество записок, которые он собирал; он давал ответ на каждую из них и возвращал ее, пока не раздал все... Во время собрания число вопросов увеличилось, записки летели к нему, а он во мгновение ока давал ответ...

Там имеется около тридцати медресе; все они расположены в аш-Шаркии (Район Багдада — Прим. ред.), и среди них нет ни одного, которое не было бы подобно великолепному дворцу. Самое большое из них и самое славное — Низамийа, которое было основано Низам ал-Мульком и обновлено в 504 году. У этого медресе имеются большие вакфы и завещанные им земли для содержания законоведов, которые там преподают; доходы с них идут также на поддержание существования учащихся. Медресе и госпитали пользуются в городе большим почётом и неизменной славой...

В большинстве этих стран имеются особые учителя, обучающие чтению Корана, и особые — для обучения письму. У них имеется хороший способ добиваться отличного почерка, ибо учитель не занимается ничем другим; он вкладывает все свои силы в обучение, а ученик, со своей стороны — в учение. Дело его облегчается тем, что он имеет образец написания букв, которому должен следовать.

Источник: [12.2]
Комментарии

Статья № 2
Уильям Фиц-Стефан, †1191

Описание Лондона

Три главные лондонские церкви на основании привилегии и древнего достоинства имеют знаменитые школы. Однако, часто по личному одобрению кого-либо из хорошо знающих философию там открывается много [других] школ. По праздничным дням магистры собираются в церкви своего святого покровителя.

Школяры ведут диспуты, одни с наглядными доказательствами, другие — рассуждая логически; эти делают заключения от противного, а те превосходно используют силлогизмы. Некоторые упражняются в диспуте с противником, чтобы показать себя, другие сражаются за истину, которая является совершенной благодатью. Превосходными считаются софисты, искусно владеющие потоком слов; некоторые же делают ложные умозаключения.

Иногда ораторы произносят риторические речи, используя все, хоть до некоторой степени пригодное для убеждения, [но при этом] заботясь о соблюдении правил искусства и не опуская ничего из имеющего отношение к предмету.

Мальчики различных школ соревнуются между собой в стихосложении и спорят о принципах науки грамматики или о правилах прошедшего времени и супина. Другие в эпиграммах с помощью рифм и размеров, подобно древним, острят на злобу дня; свободно, с фецининской вольностью нападают на сотоварищей, не называя их имен, перебрасываются остротами и насмешками, сократическими шутками касаются изъянов друзей, а случайно и старших; подобно Теону (Энеида, Вергилий — Прим. ред.), злословят более откровенно в дерзких дифирамбах. «Это забавно толпе... Громко хохочут и, нос наморщив, трясутся от смеха» (Сатиры, Персий — Прим. ред.).

Источник: [12.15]
Комментарии

Статья № 3
Краткая история государства Вьет

[Год] цзи-хай, 4-й год Чжэн-фу (9/II 1179 – 28/I 1180 г.)... Король с тай-хоу наблюдали, как дети и младшие братья буддийских монахов-чиновников декламировали канон бань-жо1. [Они] также отправились в зал Фэн-мин-дянь и провели экзамены для хуан-нань по написанию стихов в подражание древним и по применению счета.


1 Бань-жо-цзин — Праджьна Паранита сутра, собрание основных буддийских текстов, переведенных известным танским монахом Сюань-цзаном. — Прим. ред.

Источник: [20.49]

Статья № 4
Большие анналы Кольмара

Около года Господня 1200... В школах занимались преимущественно литературными упражнениями и стихоплетством, потому как Доктринале1 и другие грамматики не были еще составлены. И хотя имелись в наличии рукописи Присциана, но лишь немногие ученики умели ими пользоваться. Познаниями в музыке обладали немногие. И хотя книг по праву было много, мало кто их духовенства мог их купить; и даже если кто-то их однажды и приобретал, то едва мог их проработать вследствие чрезвычайно большого их объема. И первые братья из ордена миноритов были мало образованы; да даже первые монахи-проповедники обладали весьма умеренными познаниями в праве, впрочем и те, кто их имел, пользовались этим только для дачи дельных советов простым крестьянам. Потому как многие дела по праву базельские монахи-проповеднихи отсылали в Париж и получали решение от тамошних братьев.


1 Доктринале — стихотворная грамматика, составленная в 1209 г. Александром де Вилла-Деи. — Прим. ред.

Источник: [13.29]

Статья № 5
Раби Петахия Регенсбургский, 1175–1185

Хадж еврея из Германии

Во всей Вавилонии, Ассирии, Мидии и Персии нет ни одного простолюдина, который бы не знал всех двадцати четырёх книг Св. Писания со всеми правилами огласования и грамматики, так как в тамошних синагогах нет особого чтеца, а читает всякий, кто вызывается на кафедру к Торе13. У ректора академии около двух тысяч учеников, из коих до пятисот человек постоянно находятся при нем. Все они отличные знатоки своего предмета, ибо прежде поступления в высшее училище они берут уроки в городе у других учителей и только после приобретения достаточных познаний переходят уже в академию...

По всей земле вавилонской занимаются изучением толкований на Св. Писание и на шесть отделов Мишны.

хадж немецкого раввинаколичество книг в ТаНаХеграмотность в Аравии

Источник: [12.33]
Комментарии

Статья № 6
Оттон из монастыря св. Власия

1167
Он (Фридрих Барбаросса — Прим. ред.) велел всем своим сыновьям основательно выучиться грамоте, создал им состояния с постоянным доходом и возвысил их в званиях, тем что выделил им провинции.

учиться и учитьсявзращивание рантьемальчики-мажорики

Источник: [13.53]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,086