▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк → Иные этнические системы (XIX век)

18. Культура

18.10. Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Добель, Васильев, Мелочи, Известия, Сеецен , Кронеберг

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Китай

Поведение чиновников ещё более связано законами. Исключая Пекина, во всех других городах каждый чиновник обязан жить в своем присутственном месте и не иметь никаких общежительных связей с подчинёнными...

По сим-то причинам и разночинцы и чиновники в Китае не имеют понятия о тех приятных европейских собраниях, на которых и друзья и знакомые переливают друг Другу свои мысли то в степенных, то в шутливых разговорах.

О блестящих бальных вечерах и упоминать не нужно, потому что в Китае нет танцев, исключая придворной мимики.

Источник: [19.19]

Статья № 2
Питер Добель, 1818

Китай

Когда китаец приглашает на званый обед, то за несколько перед тем дней посылает большую красную бумагу, на коей написано приглашение в самых учтивых выражениях. Труппа лучших актеров нанимается для представления перед гостями разных пьес с платою от 80 до 120 пиастров за вечер (от 400 до 600 рублей ассигнациями). Посредственных актёров можно нанять и за 25 пиастров. Но на званые обеды всегда призываются лучшие, разве уж хозяин до крайности скуп и любит свои деньги более, чем своих гостей.

В летнее время театр из бамбуковых тростей мигом воздвигается в саду его, перед одною из беседок, нарочно для сего назначенных; зимою же представления даются в главном доме, где живет сам хозяин. Пред сценою приготовляется несколько четырехугольных столов, по числу званых гостей. За каждым столом помешаются от 4 до 6 человек. В знатнейших же домах, следуя моде, должно быть только по двое или трое за столом. Сторона стола, обращенная к сцене, никем не занимается, дабы можно было видеть представление и в то же время удовольствовать вкус, зрение и слух; последнему, кажется, хуже всех достается, ибо то, что они называют музыкою, есть собрание несогласных звуков, столь грубых и резких, что они производят самое неприятное впечатление.

Некоторые из комедий их весьма забавны; но что касается до их балетов и пантомим, то я признаюсь, что даже многолетнее между ними пребывание и самое знание языка недостаточны, дабы постигнуть предмет сих пантомим — они слишком много предоставляют загадок воображению. Сцена никогда не переменяется, так что зритель должен воображать, что актер перешел в другое место или пошел гулять, поехал или, наконец, лег спать: все сие надобно представлять себе. Актёр же известным знаком показывает, что он отворяет или запирает дверь, входит в лодку, едет; он делает тысячи разных знаков, по всем коим зрители должны предполагать, что такие-то движения действительно происходят.

Пляска на канате и коверканья их, хотя сопровождаются самою неприятною музыкою, не могут не обратить на себя удивления европейцев, ибо искусство сие в Китае доведено до большего, чем где-либо, совершенства. В Китае нет другого рода танцев, кроме сих коверканий, кои едва ли назвать можно танцами. Мрачный характер китайцев не может сносить собственно танцев; те из них, коим случалось бывать в Макао на европейских балах, изъявляли свое отвращение и крайнее неудовольствие, особливо же не нравилось им, что женщины разделяли сию забаву.

Источник: [19.20]

Статья № 3
В. П. Васильев, 1848–1849

Китай

Нынче (19/08/1848) в газетах был помещен список лицам, которые приглашены императором присутствовать в его театре. Тут участвуют только самые значительные князья, члены государственного кабинета, генерал-полицеймейстер и еще два-три человека. Можно судить, какая этому придается честь, по тому уже, что сюда не приглашены два министра и бывшие генерал-губернаторы: Бао-син (из Сы-чуаня) и Ци-ин (из Кантона); а что они не в опале, по крайней мере последний, видно из того, что он в тот же день, сверх прежних должностей, получил должность главного сборщика податей в Пекине, приносившую прежде миллионы дохода; сын же Ци-ина сделан вторым шефом одного знамени (фу-ду-тун, генерал от кавалерии)...

Нынче (24/08/1848) напечатана программа пьес, которые будут играться на императорском театре 8-го и 10-го числа этой луны, по случаю рождения императора и императрицы-матери. В первый день играется 17 пьес, которые начинаются пьесой: «Молитва о долголетии» и оканчиваются пьесой: «Благополучие представляет подарки долгоденствию». Конечно, эти пьесы в духе праздника; но между ними есть некоторые, обращающая на себя внимание заглавиями, например: «В Индию пришедшие черти» (Ин-ду-фу-гуй), или: «Истребление дьявольского наважденья» (Гуй-гуай-цин-чу). Не намеки ли это на англичан, которых, как и прочих европейцев, зовут на юге чертями (гуй)?

Источник: [19.25]

Статья № 4
Мелочи, 1851

В мае 1851 года в Гайд-парке, по инициативе британского союза ремесленников открывалась «Великая выставка промышленных работ всех народов»… сообщалось, что музыкальные инструменты, собранные со всего мира, займут там площадь в 3 400 кв. футов

Москвитянрин, 1851: на Лондонской выставке все музыкальные инструменты мира займут площадь в 3400 кв. футов

Источник: [19.88]

Статья № 5
Современные известия. Заграничные, 1851

Англия. Из Синопсиса Великой выставки промышленных работ всех народов, 1851

Большой орган, в 38 футов вышины (27)1, 26 ширины (37) и 23 глубины (20). В нём помещено около 5 000 труб (7 800); самая большая в 32 фута длины (22), меньшая в один дюйм (1). Орган этот имеет 80 клавишей (81 регистр).


1 В скобках приводятся характеристики органа в Концертном зале имени Чайковского (Москва, 1959); одноразмерные округления до целых. — Прим. ред.

Источник: [19.51]

Статья № 6
Г. Сеецен, 1808

Аравия

Верхняя доска1 у Арабских скрыпок делается из козьей кожи, а струны и смычки из волос лошадиных.


1 Речь, конечно, идёт о верхней деке арабских смычковых инструментов. А «скрыпкой» мог быть, скорее всего, ребаб. — Прим. ред.

Источник: [19.95]

Статья № 7
А. Кронеберг, 1858

Иоанн Себастиан Бах, клавишные и новая аппликатура

Ученые музыканты, по преимуществу лица духовнаго сословія, развивали теоретическую часть музыки, старались составить кодексъ гармоніи; трубадуры и миннезенгеры, предаваясь только своей фантазіи, изобрѣтали мелодіи. Къ сожалѣнію, эти двѣ стороны музыки развивались совершенно независимо, и даже враждебно одна относительно другой...

Въ началѣ XVI вѣка, пресбургскій хлѣбникъ Фейтъ Бахъ бѣжалъ отъ религіозныхъ преслѣдованій изъ Венгріи въ Германию и поселился недалеко отъ Готы. Все потомство его отличалось необыкновенными способностями къ музыкѣ и патріархальностью нравовъ... Одинъ изъ братьевъ, Іоаннъ Амвросій Бахъ, придворный и «государственный» музыкантъ въ Эйзенахѣ, былъ отецъ Іоанна Себастіана.

Кстати, сдѣлаемъ здѣсь оговорку. Каждый нѣмецкій князекъ имѣлъ у себя капеллу съ особеннымъ чиноположеніемъ, такъ что довольно трудно добраться до значенія тысячи отличій въ этомъ сумбурѣ капельмейстеровъ, концертмейстеровъ, гофъ-музикусовъ, штатсъ-музикусовъ, гофъ- и оберъ-органистовъ, композиторовъ, и пр.

У Амвросія былъ братъ-близнецъ до того съ нимъ схожій, что даже жены различали ихъ только по платью. Іоаннъ Себастіанъ былъ второй сынъ Амвросія и родился 21 марта 1685 г. Ему было 10 лѣтъ, когда онъ лишился отца; мать его умерла еще раньше, и онъ поступилъ подъ надзоръ старшего брата своего Іоанна Христофа, органиста въ Ордруфѣ...

Въ концѣ ХѴII вѣка существовало два сорта инструментовъ съ клавишами, не считая органа: клавиры и флигели.

Флигель значитъ крыло. Такъ названы были эти инструменты, потому что форма ихъ, какъ и современнаго рояля, похожа на крыло мухи. Этотъ иструментъ существовалъ давно. Къ сожалѣнію, неизвѣстно имя его изобрѣтателя. Самое древнее извѣстіе упоминаетъ о какомъ-то Царлино, улучшившемъ въ 1548 г. строй его. Струны задѣвались кончикомъ вороньяго пера и такимъ образомъ приходили въ дрожаніе.

Клавиръ или клавихордъ былъ совершенно другой инструментъ. Каждая клавиша у него снабжена была приставкою въ родѣ коротенькаго смычка, который во время игры натиралъ струну и приводилъ ее въ дрожаніе. Звукъ клавихорда былъ чрезвычайно слабъ. Этотъ инструментъ еще старѣе флигеля. Нѣкоторые приписываютъ его изобрѣтеніе знаменитому Гвидо изъ Ареццо,— но чего ему не приписывали! Это былъ любимецъ славы.

Нѣкто Шрётеръ возымѣлъ счастливую мысль, замѣнить вороньи перья, производивши бренчанье, задѣваніемъ струны, замшевыми молоточками. Въ 1717 г. сдѣлалъ онъ двойную модель своего изобрѣтенія и представилъ въ Дрезденъ ко двору. Не имѣя достаточно денегъ, чтобы привести свое открытіе въ исполненіе, онъ долженъ былъ предоставить это другому.

Богатый органный мастеръ Зильберманъ въ 1726 г. сдѣлалъ первое фортепіано по системѣ Шрётера и, какъ часто случается, прослылъ за изобрѣтателя, между тѣмъ какъ былъ только исполнителемъ чужой мысли.

Новый инструментъ былъ несравненно лучше всѣхъ прежнихъ и потому сталъ входить во всеобщее употребленіе и мало-по-малу совершенствоваться. Но въ первое пятидесятилѣтіе былъ въ немъ существенный недостатокъ — отсутствіе демферовъ или сурдинъ. Струна звучала, пока могла, такъ что чѣмъ звучнѣе было фортепіано, тѣмъ хуже было на немъ играть. Эфектъ былъ такой же, какой бываетъ, когда отъ начала до конца пьесы не снимаютъ ноги съ педаля. Всѣ звуки сливаются въ нестройный гулъ, стаккато невозможно и пр.

Только въ 1765 году Ленкеръ изобрѣлъ сурдины. Дальнѣйшій ходъ усовершенствованія этого инструмента сюда не относится.

Итакъ, при обсужденіи фортепіанныхъ сочиненій Баха, не надо терять изъ виду жалкое состояніе технической части искусства. Другое дѣло органъ. Это былъ совершенный инструментъ, и какъ-будто бы созданный для Баха...

«Покойный отецъ мой, говорить Эммануилъ Бахъ въ своемъ классическомъ сочиненіи1, разказывалъ мнѣ, что въ его молодости даже знаменитые виртуозы ударяли клавиши большимъ пальцемъ только тогда, когда надо было взять очень большой интервалъ»

Для насъ кажется почти невозможнымъ обойдтись безъ большего пальца, а между тѣмъ до Баха онъ считался чѣмъ-то въ родѣ лишняго нароста на рукѣ. Гаммы игрались такою послѣдовательностыо пальцевъ:

     2, 3, 4, 3, 4, 3, 4...
или
     4, 3, 2, 3, 2, 3, 4... и т. п.

При такомъ уродливомъ doigté (Аппликатура, фр. — Прим. ред.), разумѣется, нечего было и думать о бѣглой игрѣ и отчетливомъ исполненіи. Бахъ первый далъ большому пальцу главную роль и совершенно преобразовалъ аппликатуру. Сынъ его, въ вышеупомянутомъ сочиненіи, посвящаетъ этому предмету длинную главу.


1 Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen — «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» (1762). — Прим. ред.

Источник: [19.142]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,105