▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк → Славяне и российские этносы (XIX век)

18. Культура

18.10. Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк. Славяне и российские этносы (XIX век)

Майнов, Преображенский, Дашков, Клейменова, Пыляев, Рейнбот, Дубельт

Статья № 1
В. Н. Майнов, 1884

Угорские народы: Обь — остяки и вогулы.

 В. Н. Майнов. Угорские народы. О музыкальных инструментах
 В. Н. Майнов. Угорские народы. Арфа
Угорская арфа
 В. Н. Майнов. Угорские народы. Песни остяков

Источник: [19.63]

Статья № 2
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния

Кстати, скажу несколько словъ о музыкѣ пастуховъ.

Въ лѣсныхъ селеніяхъ употребляется деревянная труба въ аршинъ длиною, составленная изъ прямыхъ пластинокъ, крѣпко и плотно обвитыхъ берестою; а гдѣ нѣтъ лѣсовъ, тамъ употребляются рожки — это небольшая просверленная палочка, толщиною въ палецъ, а длиною болѣе четверти, съ несколькими дырочками сверху и одною внизу, у самаго рта; иногда на конець рожка навивается береста въ родѣ слуховой трубы, а иногда надевается коровій выдѣланный рожокъ, какимъ дають дѣтямъ молоко.

Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, особенно въ окрестностяхъ Твери и даже въ самой Твери, трубы дѣлаются короче аршина и шире первыхъ. Издаваемые ими звуки, похожіе на мычаніе коровы, чрезвычайно оскорбительны для музыкальнаго уха; напротивъ звуки первыхъ трубъ сильны, пріятны и слышны версты за двѣ, а въ лѣсу очень далеко. Игра на рожкахъ очень похожа на кларнетъ. Кто не слыхал ее въ весенніе ночи на баркахъ? Одвако есть рожки, дѣлаемые изъ жулеекъ о 5 дырочкахъ, несовсѣмъ пріятные для непривычнаго слуха, по нечистоте и гнусливости звука.

Источник: [19.146]

Статья № 3
В. Дашков, 1842

Олонецкая губерния (Обонежская пятина Новгорода)

Въ Олонецкой Губерніи также любятъ повеселиться. Хороводы вещь необходимая. Вьюнъ въ большой модѣ: онъ похожъ на польскій, съ тѣмъ только различіемъ, что здѣсь выбираетъ дама мужчину, и ходятъ только по одной комнатѣ.

Всѣ хороводныя пѣсни сопровождаются пляскою, которая называется меномъ. Становятся парами вокругъ: одна дѣвушка запѣваетъ пѣсню; другія всѣ хоромъ подхватываютъ и дѣлаютъ шенъ.
Вотъ одна изъ здѣшнихъ пѣсенъ:

Не огонь горитъ, не смола кипитъ;
А кипитъ, горитъ ретиво сердце.
Ретиво сердце молодецкое,
Ни по батюшкѣ, ни по матушкѣ;
А кипитъ, горитъ по красной дѣвушкѣ.
Что отъ дѣвушки пришла вѣсточка,
Пришла вѣсточка, скора грамотка:
Красна дѣвица есть трудна, больна,
Во постелюшкѣ, во могилушкѣ.

Я пойду съ горя на почтовый дворъ,
Я найму пару вороныхъ коней;
Я поѣду ли ко могилушкѣ,
Ко могилушкѣ, ко красной дѣвушкѣ.
Ты сповстань-ка, красная дѣвица!
Ты отдай-ка, отдай мой тальянской платъ.
Ты бери, возьми, свой злачонъ перстень,
Ужъ мнѣ тѣмъ перстнемъ обручатися,
Тебѣ тѣмъ платкомъ жениха дарить.

Вообще всѣ пѣсни поются довольно бѣгло и пѣніе сопровождается хлопаньемъ въ ладоши. Хороводъ иногда останавливается; какая-нибудь пара выходить на средину и, пожимаясь, начинаетъ плясать. У дамы всегда платокъ въ рукѣ; имъ она помахиваетъ и разводить по воздуху.

Источник: [19.157]

Статья № 4
Р. Н. Клейменова

Нотные мастерские и Авторское право

Одним из наиболее популярных видов продукции гравировальных мастерских были ноты. Их издавали владельцы мастерских, нотограверы, музыканты, любители музыки, нототорговцы. Например, нототорговец К. Ленгольд был активным издателем.

До 1812 г. в Москве работало несколько мастерских. Среди них нотное издательство Ж. Пейрона (1806–1812) издавало отдельные сочинения, журналы: «Журнал для семиструнной гитары» (1807), «Приношение прекрасному полу» (1809–1812), «Трубадур» (1812). Франц Вейсгербер, музыкант, преподаватель на духовых инструментах, имел нотную мастерскую в Немецкой слободе (1806–1812).

Средний тираж одного музыкального сочинения в год был 1200 экз. Но это, можно сказать, пробный тираж. Потом издание могло повторяться несколько раз, причем у разных издателей. Титулярный советник Александр Шахов обратился в цензурный комитет 30 мая 1828 г. с тем, чтобы ему разрешили переиздать (неизвестно, сколько было изданий до этого) «Избранный новейший песенник» тиражом 6 тыс. экз.

Авторское право на музыкальные сочинения отсутствовало. Прибыль от распространения романсов, песен получали книгопродавцы и издатели, но не сочинители. Авторам гонорар практически не платился, они часто сами вынуждены были платить за издание своих сочинений. За печатание романса в три страницы тиражом 100 экз. сочинитель должен был заплатить 17 руб. 46 коп. Чтобы при этом получить прибыль рублей пятнадцать, он должен был сам продать его по цене около 60 коп.

Лишь 17 марта 1841 г. в Московский цензурный комитет поступило предписание, запрещавшее перепечатку музыкальных произведений «без предъявления цензуре документа, доказывающего позволение или согласие на то самого автора»

нотыизданиегонораравторское право

Источник: [20.78]

Статья № 5
М. И. Пыляев

1812 год

Граф Дюма (Конечно же, не Александр! — Прим. ред.), которому Наполеон поручилъ надзоръ за Кремлемъ, все это отрылъ въ подземельяхъ и радушно открылъ эти богатства передъ новымъ директоромъ театра, который и обратила ихъ въ бутафорныя и гардеробныя вещи. Гардеробъ наполеоновскаго театра могъ щегольнуть богатствомъ и роскошью невиданною и неслыханною.

Здѣсь не было ничего мишурнаго, все было чистое золото и серебро. Фюзи разсказываеть: «нельзя себѣ представить той жадности, съ которою оборванные, почти нагіе артисты бросились вскрывать тяжелые сундуки бояръ московскихъ. Мужчины дѣлили дѣдовскіе кафтаны русскихъ, женщины отнимали другь у дружки старинныя атласныя робронды бабушекъ и т. д. Въ порывѣ восторга актеры и не замѣчали, что подъ пышною одеждою у нихъ недоставало самаго необходимѣйшаго — бѣлья».

Три дня спустя послѣ приказа Наполеона, театръ былъ открыть для военной публики. Вотъ первая афиша, которую передаемъ съ фотографическою точностію:

Театр Наполеона в Москве. Первая афиша, 1812
 

Первый спектакль прошелъ блистательно, зрители не переставали аплодировать и кричать bravo. Весь партеръ былъ занять солдатами, изъ которыхъ старые драбанты гвардіи сидѣли въ первыхъ рядахъ въ полной формѣ, съ крестами почетнаго легіона на груди. Оба ряда ложь были наполнены чиновниками штаба и офицерами всѣхъ войскъ и націй. Публика при всякой вѣрной оказіи кричала: «Ѵіѵе l’Еmpereur! Vive Napoleon!»

Немного женщинъ можно было насчитать въ театрѣ; изъ присутствовавшихъ женщинъ почти всѣ были обитательницы Кузнецкаго моста — модистки и нѣсколько гувернантокъ безъ мѣстъ…

война 1812театр НаполеонаМоскваафишанатуральные декорацииграбежаншлагмодистки

Источник: [19.173]

Статья № 6
А. Рейнбот , 1874–1879

Проекты русских архитекторов XIX века

 Русский театр XIX. Под редакцией А. Рейнбота: Мотивы русской архитектуры. СПб, 1874-1879, http://is-tok.ru/
Русский театр XIX. Под редакцией А. Рейнбота: Мотивы русской архитектуры. СПб, 1874-1879, http://is-tok.ru/
 Русский театр XIX; ложа. Под редакцией А. Рейнбота: Мотивы русской архитектуры. СПб, 1874-1879, http://is-tok.ru/
Русский театр XIX; ложа. Под редакцией А. Рейнбота: Мотивы русской архитектуры. СПб, 1874-1879, http://is-tok.ru/

проекты архитекторовдеревянное зодчествоздание театра

Источник: [19.185]

Статья № 7
Л. В. Дубельт, 1851–1852

1851
ОКТЯБРЬ 27. Опера «Пророк», хотя была переделана под заглавием «Giovanni di Leide», запрещена, по содержанию в высшей степени возмутительного духа; но при Дворе интригуют, чтобы эта опера была представлена.

1852
ФЕВРАЛЬ 13. Известный певец Тамбурин148 получил от Государя Императора золотую медаль, украшенную бриллиантами, на андреевской ленте, для ношения на шее.

театральная цензурадоходы комедиантовопера в Петербурге

Источник: [20.120]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,085