▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк → Славяне и российские этносы (XVII век)

18. Культура

18.10. Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк. Славяне и российские этносы (XVII век)

Елассонский, Корб, Колинз, Карлейль, Немоевский, Въезд послов, Петрей, Олеарий, Витсен, Койэтт, Брамбах, Пыляев, Мнишек, Шлейссингер, Рейнтенфельс

Статья № 1
Арсений Елассонский, †1626

...доброгласные органы: трубы, кимвалы, тимпаны и бубны и другие иные музыкальные инструменты, игравшие по пути во всё время шествия (въезд Марины Мнишек в Москву).

Источник: [17.9]

Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Хотя москвитяне в музыке и не имеют сведений, но, тем не менее, музыкальное согласие их пленяет. Находящиеся у них иностранные артисты нравятся москвитянам только до тех пор, пока играют; но лишь только удовлетворят их своей игрой, то тотчас в покровителях этих артистов пробуждается скупость, и москвитяне ни за что не соглашаются покупать удовольствие, продолжающееся только несколько часов, на годичные расходы.

Полковая музыка

У москвитян военная музыка своей игрой скорее наведет тоску, чем возбудит воинский восторг. Скорее играют погребальную, а не воинскую песнь, так как они не умеют применять музыку к более благородным побуждениям. У москвитян музыкальные инструменты, по большей части, трубы и литавры.

Источник: [17.2]

Статья № 3
Самуэль Колинз, 1658–1666

Мимоходом вы позволите мне рассказать одно происшествие, случившееся с Ильёю (Милославским, тестем Алексея Романова — Прим. ред.) «произошел из такого низкого состояния, что двадцать лет тому назад он подносил вино некоторым из здешних Англичан, а дочь его ходила по грибы и продавала их на рынке»), когда он был посланником в Голландии. Его угощали там лучшими рыбными и мясными кушаньями, но он всему предпочел кусок полусоленного палтуса (Paultuss), который очень приятен Русскому вкусу, но расстроил бы желудки целой сотни людей изнеженных. Голландцы хотели угостить его самой лучшей инструментальной и вокальной музыкой, какая была в Голландии, и спросили потом, как она ему понравилась. «Очень хороша! — отвечал он. — Точно так же поют наши нищие, когда просят милостыни»...

У них есть музыкальные школы, где воспитывают детей очень тщательно и строго. Ноты их очень странны и заимствованы, вероятно, от греков или славян. В гаммах мало разнообразия; вместо fa, sol, la они поют га, га, ге, и по голосу их можно подумать, что у них заткнут рот или что их душат.

Размер и заключения (Their Cadences and Closes) так неожиданны, что можно их почесть следствием испуга, как иногда случается с нашими скрипачами, когда взойдет неожиданно полицейский чиновник. Иногда они поют из головы, будто в подражание Итальянскому речитативу. Наконец, когда доведут этих детей до совершенства, тогда из басов, теноров, контральто и сопрано составляется такой концерт, какой слышать можно только на кошачьих свадьбах. Инструментальная музыка мало употребляется в России: Патриарх запретил её, чтобы избежать сходства с Латинской Церковью; и самое Правительство считало за нужное для государственной политики запретить в народе музыку и всякие подобные увеселения, чтобы предупредить изнеженность. Русские употребляют волынки и небольшие гудки, сходные несколько с лютней.

Военная музыка состоит у них из барабанов (глухие звуки которых очень соответствуют мрачному характеру Русских) и из труб, которые, вероятно, недавно вошли в употребление, потому что Русские играют на них хуже, нежели наши пастухи свиных стад на своих рогах. На охоте употребляют они медные рога, из которых исходят звуки очень громкие и неприятные...

Они не любят пляски и думают, что она унизительна для их важности. Иногда во время праздников они заставляют плясать Татарских и Польских рабов, но пляски их так грубы, как наш Тренсмер (Trenchmore).

Источник: [17.10]

Статья № 4
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Что касается музыки, то кроме той, которую употребляют в войске, они не имеют других инструментов. Они также и танцуют, но с манерами столь нехорошими и грубыми, что нельзя видеть ничего более смешного: почти не двигаясь с места, они только топают ногами и движением рук, плеч и бедер делают известные гримасы, как будто желая возбудить этим свои разнузданные страсти...

Из музыкальных инструментов употребляют бубны, трубы и некоторые другие, которыми они производят только шум, но мало гармонии; пехота употребляет флейты, что, мне кажется, несравненно приятнее.

Источник: [17.11]

Статья № 5
Станислав Немоевский, 1606–1608

Въезд Марины Мнишек в Москву

Перед Кремлем стояли 50 трубачей и 40 барабанщиков, которые били в котлы, а на двух концах по одному барабану, величиною с винную бочку, в которые мужичье колотило только одною рукою. Все разом исполняли свою обязанность. Это колочение более походило на шум от мельничного ворота, чем на бой барабанов; наконец, трезвон во все колокола, а их, при массе церквей, выше меры, и сходство ещё большее. Салютов не было никаких.

На обеде у лже-Димитрия по поводу бракосочетания его с Мариной Мнишек

У дверей был пристроен балкон для музыки, которую привёз с собою г.староста саноцкий — вещь, раньше у них не слыханная.

Источник: [17.7]

Статья № 6
Описание въезда польских послов с Мариною Мнишек в Москву в 1606 году

Около ней (Пушки Павлин, что стояла около ворот Кремля — Прим. ред.) срублен амфитеатр, на коем стояло 73 больших и малых барабанов и столько же трубачей; по въезде потом Царицы, часа два беспрерывно били в барабаны и играли на трубах.

Источник: [17.20]

Статья № 7
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Тиран Иван Васильевич (Иван IV — Прим. ред.) певал иногда на своих пирах Символ веры Афанасия и другие молитвенные песни за столом и находил в том удовольствие...

Когда играют свадьбу, то травят собаками больших медведей; с ними тогда бывает много музыкантов, которые поют многие бесстыдные и похабные песни, при том играют на трубах, тромбонах, дудках и сопелках, а иногда бьют и в барабаны: из этого выходит удивительная и необыкновенная музыка, такая же приятная, как собачий вой, а москвитяне очень рады и довольны, думая, что лучше и приятнее её и на свете нет, потому что не слыхали никакой, кроме этой, меж тем как всякого пронимает страх и дрожь, когда он её слышит.

Эти музыканты странствуют из места в место, бродят везде с большими медведями и инструментальною музыкой из города в город и наживают много денег медвежьей пляской, пением, воем и игрой. Москвитяне очень дивятся тому и находят в том большое удовольствие.

Источник: [20.26]

Статья № 8
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Здесь мы услыхали первую русскую музыку, а именно в полдень 23 того же месяца (Июля — Прим. ред.), когда мы сидели за столом, явились двое русских с лютнею и скрипкою, чтобы позабавить господ [послов]. Они пели и играли про великого государя и царя Михаила Феодоровича; заметив, что нам это понравилось, они сюда прибавили еще увеселение танцами, показывая разные способы танцев, употребительные как у женщин, так и у мужчин. Ведь русские в танцах не ведут друг друга за руку, как это принято у немцев, но каждый танцует за себя и отдельно.

А состоят их танцы больше в движении руками, ногами, плечами и бедрами. У них, особенно у женщин, в руках пестро вышитые носовые платки, которыми они размахивают при танцах, оставаясь, однако, почти все время на одном месте...

То же (Постыдное — Прим. ред.) направление имеют и их танцы, часто сопровождаемые неприличными телодвижениями. Говорят, что иногда бродячие комедианты, танцуя, открывают зад, а может быть, еще что-либо; подобного рода бесстыдными танцами между прочим, в свое время увеселяли датского посла Иакова (Ульфельда). Он рассказывает в своем «Hodaeporicon», что при этом русские женщины через окна комнат представляли ему странные положения и виды.

Кукольник в Москве по Олеарию, [17.33]
Кукольник в Москве по Олеарию, [17.33]

Их плясуны — вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол, устраивают представление (у голландцев оно называется Kiucht). Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры...

Они не терпят в своих церквах ни органов, ни других музыкальных инструментов, но говорят: «Инструменты, не имеющие ни души ни жизни, не могут хвалить Бога».
Когда говорят, что ведь люди действуют при этом, производя красивые мелодии, и указывают на псалмы и на пример Давида, то они говорят: «В Ветхом Завете это, действительно, применялось, но в Новом уже не применяется».

Однако, вне церквей, в домах, в особенности же во время пиршеств, они охотно пользуются музыкою. Так как, однако, ею злоупотребляли в кабаках и в шинках, а также и на открытых улицах для всякого разврата и пения постыдных песен, то нынешний патриарх, два года тому назад, прежде всего, велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены.

Немцам, впрочем, разрешается пользоваться музыкою в своих домах; так же точно разрешено это и вельможе Никите (бывший Симоновский архимандрит), другу немцев, который держит у себя во дворе позитив [органчик без педали] и другие инструменты; впрочем, ему патриарх не может многого сказать.

Источник: [17.33]

Статья № 9
Николаас Витсен, 1665

3 января
Между тем богомольцы и священники (На Валдае — Прим. ред.) пришли почтить посла своим обычным рождественским пением; пели как попало, без размера и порядка. При входе они поворачиваются к домашнему боженьке [иконе] и после обычных поклонов поют о рождении Христа; во время пения все били земные поклоны, а к концу пожелали царю, царевичу и царице, называя их по имени, счастливого года и долгой жизни; того же пожелали затем и слушателям...

7 января
Мы снова проехали 6 миль до Выдропужска, где находится большой деревянный двор — собственность патриарха, у реки Тверцы. Здесь я видел, как одна пара танцевала по-польски.

9 февраля
Когда сегодня у наших ворот один немецкий трубач сыграл в нашу честь песенку, то его схватили и посадили в тюрьму: никто, кроме наших [русских], не смеет без разрешения играть на трубе, объяснили они.

Источник: [17.39]

Статья № 10
Бальтазар Койэтт, 1676

По Сев. Двине

Мы... поехали вверх по реке, передвигаясь при помощи гребцов. Некоторые из Русских трубачей, бывшие с разными солдатами в другой лодке, в которой пристав приехал к нам, трубили все время в свои трубы, согласуя звуки их с нашими. Их литавры, барабаны и свирели звучали с большою силою, доставляя удовольствие нашему слуху.

Москва

Они не терпят в церквах ни органов, ни других музыкальных инструментов, и говорят, что неодушевленные предметы не могут хвалить Бога; если им указывают на псалмы и на пример Давида, они говорят, что так было в ветхом завете, а не в новом.

В домах, однако, у них и во время собраний бывает музыка. Но так как в кабаках и шинках, равно как и на улицах она служила для всякого разврата и непристойности, то, лет 25 тому назад, патриарх велел разбить все музыкальные инструменты кабацких игроков, кого встречали на улицах, а затем запретил Русским музыкальные инструменты; пять полных возов их вывезли из домов, перевезли через Москву реку и сожгли там. Однако, и теперь ещё среди вельмож много любителей музыки, которые держат Польских музыкантов, обучающих их игре на различных инструментах, а также и пению.

Источник: [17.41]

Статья № 11
Иоганн Брамбах, 1603

Москва, при дворе Бориса Годунова

Следует ещё заметить при этом, что так как при царском дворе не заведено ни труб, ни литавров, ни иных музыкальных инструментов, то обыкновенно всякий раз, как мы ехали во дворец или возвращались оттуда, в честь нас производился звон в огромнейший колокол (который у этого варварского народа пользуется большим почётом), как это делается вообще для всех иноземных послов.

Источник: [17.42]

Статья № 12
М. И. Пыляев

Скоморохи извѣстны cъ XV ст., но только средину ХVII в.ѣка можно назвать эпохой скомороховъ. Въ эти времена, помимо странствующихъ скомороховъ, были и такіе, что жили постоянно при царскомъ дворѣ или при домахъ богатыхъ и знатныхъ бояръ. Въ былинѣ о «Чурилѣ Пленковичѣ" говорится о придворномъ постельникѣ, что, по должности и обязанности службы, сидя у изголовья, потѣшалъ князя и княгиню игрой на гусляхъ; у царя Іоанна III былъ на службѣ при дворѣ органный игрецъ, по имени Иванъ Спаситель, капланъ бѣлыхъ чернецовъ Августинова ордена…

По свидѣтельству современниковъ, этотъ царь (Романов-2 — Прим. ред.) въ первый разъ слышаль музыку на органахъ, фіолахъ (скрипкахъ), трубахъ и другихъ инструментахъ въ своемъ дворцѣ 2 октября 1672 г. Такое, исполненiе музыкальныхъ пьесъ было исполнено вновь прибывшимъ въ Москву нѣмецкимъ оркестромъ подъ управленіемъ Готфрида Грегори. Оркестрт очень понравился царю; послѣднее обстоятельство дало смѣлость Грегори испросить у государя позволеніе и на театральное представленіе; репертуаръ Грегори состоялъ изъ пьесъ духовнаго содержания; самъ онъ быль тоже духовное лицо — пасторъ. Царь далъ согласіе на открытіе такихъ представленій, назначивъ мѣстомъ ихъ свой дворецъ въ селѣ Преображенскомъ, — и ровно черезъ мѣсяцъ состоялось первое представленіе: давали комедію — «Какъ Олоферну-царю царица голову отсѣкла»

Самый же театръ быль построенъ въ 1673 году, 22-го января; царь отдалъ приказъ объ устройствѣ комедійной храмины надъ аптекой; на работу было выслано 25 плотниковъ, которые работали съ замечательною поспешностью днемъ и ночью, такъ что не прошло четырехъ дней, какъ все уже было готово; къ спектаклямъ стали приглашать и мѣстныхъ музыкантовъ; въ документахъ, изданныхъ Калачовымъ, видимъ, что были посылаемы «приказу галицкіе чети молодые подъячіе по три дня въ Новонѣмеіщую слободу по полковнику по Миколая фонъ Стадена и по музыкантами да по Тимофея Газенкруха съ товарищи, какъ имъ велѣно быть въ комедійныхъ палатахъ для потѣхи». Въ составѣ оркестра видное мѣсто занимали небольшіе органы, затѣмъ употреблялись фіолы, накры и трубы; были и другіе «страменты»

скоморохипредтеча театрарусский Дон Жуаноркестр XVIIфиолатрубаорган

Источник: [19.173]
Комментарии

Статья № 13
Авраам Рожнятовский (Дневник Марины Мнишек)

Музыканты пана старосты саноцкого, которых было 40, играли перед царскими покоями, в царской палате (в Вяземах, бывшей резиденции Бориса Годунова), которая была обита золототкаными покрывалами. В другой палате — парчою, в третьей, в которой сам царь жил, стены были также обиты очень дорогой материей. «Москва» весьма удивлялась тому, как играл оркестр.

Смутное времяпольский оркестрМосковский бунтдорожная карта «Царь Дмитрий»

Источник: [17.134]
Комментарии

Статья № 14
Г.-А. Шлейссингер, 1687

К. А музыка за трапезой бывает?
Ф. Нет, русские мало ценят музыку21… Правда, знаменитый Олеарий в своём «Описании персидского путешествия» упоминает о некоторых началах свободных искусств и, вероятно, имеет в виду добродетели любимого всеми усопшего великого князя, то есть господина отца обоих нынешних царей (Алексей Романов — Прим. ред. ), который наряду с прочими великолепными распоряжениями ввёл также преподавание свободных искусств — как предписывали учёные люди, которые и должны были обучать молодых. Он также держал при своём дворе много немецких музыкантов и комедиантов. Но после смерти этого любезного царя всему пришёл конец.

К. Почему же так?
Ф. Патриарх был очень против этого, считая, что погибнет вся Россия, если ввести такие новшества. Ввиду чего цари, будучи молодыми господами, легко дали себя уговорить и запретили начатое дело, хотя многие господа ещё знают по-латыни, поскольку их этому учили. Особенно господин Голицын22 верховный канцлер, является большим любителем всех языков.
Однако если бы ныне нашёлся кто-то, имеющий охоту посетить чужие страны, то ему бы этого не позволили, а пожалуй, ещё и пригрозили бы кнутом, если бы он настаивал на выезде, желая немного осмотреть мир. Есть даже примеры, что получили кнута и были сосланы в Сибирь те люди, которые постоянно настаивали на выезде и не хотели отказаться от своего намерения.

К. Занятная, видимо, нация! Но почему они так поступают?
Ф. Они полагают, что того человека совратили, и он стал предателем или хочет отойти от их религии, к которой они очень привержены: а тех, кто не принадлежит к их церкви, они и не считают истинными христианами…

К. А они на свадьбах танцуют?
Ф. О, да, но только это скорее похоже на прыжки и подскоки, чем на танцы, поскольку русские не ездят во Францию обучаться танцам по французской моде, а охотнее сохраняют деньги у себя в стране и танцуют, как умеют…

Эпоха Молимракобесие Церквизакрытые границыпреследование инакомыслящих

Источник: [17.139]
Комментарии

Статья № 15
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О царских забавах. Театр в Кремле, музыка, пляски

Он же разрешил несколько лет тому назад иностранцам, проживающим в Москве, дать ему театральное представление, состоящее из пляски и «Истории» об Агасвере и Есфири, драматически обработанной.

Дело в том, что, наслышавшись от многих послов, что перед европейскими государями часто даются театральные представления с хорами и иные развлечения ради препровождения времени и рассеяния скуки, он как-то неожиданно приказал представить ему образчик сего в виде какой-нибудь французской пляски. Поэтому, вследствие недостатка времени, в одну неделю, со всевозможною поспешностью, было приготовлено все нужное для хора.

Во всяком другом месте, кроме Москвы, необходимо было бы просить пред началом у зрителей снисхождения к плохому устройству, но русским и это казалось чем-то необыкновенно художественным, так как все — и новые невиданные одежды, незнакомый вид сцены, самое, наконец, слово «иноземное», и стройные переливы музыки — без труда возбуждало удивление. Сперва, правда, царь не хотел было разрешить музыки, как нечто совершенно новое и, некоторым образом, языческое, но когда ему поставили на вид, что без музыки нельзя устроить хора, как танцовщикам нельзя плясать без ног, то он несколько неохотно предоставил все на усмотрение самих актеров.

На самое представление царь смотрел, сидя перед сценой на кресле, царица с детьми — сквозь решетку или, вернее, сквозь щели особого, досками отгороженного помещения, а вельможи (из остальных никто более не был допущен) стояли на самой сцене. Хвалебные стихи, пропетые царю Орфеем, прежде чем он начал плясать между двумя движущимися пирамидами, я нахожу нужным привести здесь из уважения к достохвальному Алексею, хотя они были, пожалуй, и не звучны и не замысловаты...

Из средств, возбуждающих к бою, главным образом употребляются многочисленные трубачи, которые, дуя по-азиатски в рога и трубы, похожие на пастушеские, издают для изнеженного европейского слуха крайне нестройные звуки, преимущественно в то время, когда солдаты с дикими криками бросаются на неприятеля, дабы устрашить его. Употребляют они также и бубны, деревянные и металлические, обтянутые кожей, очень небольшого размера. Некоторые всадники возят их с собой, привязанными к седлу, как это делают татары. Рассеявшись по лесу, они бьют по деревьям стрелами и тем подают друг другу весть о себе...

О грубом обращении русских и о развлечениях их
Они гораздо меньше, чем мы, заботятся о духовных развлечениях и телесных упражнениях. Музыку они производят на трубах, бубнах, рожках, дудках и волынках, наигрывая весьма нестройно, не любят какого бы то ни было пения в сопровождении струнных инструментов и приятного сего соединения разнородных звуков и не терпят органов даже в церквах своих. Хороводы у них водятся чрезвычайно редко, почти исключительно одними крестьянами на свадьбах, и крайне безобразно, с сладострастными в высшей степени телодвижениями.

первый театрРоманов и театрнелюбовь к спортушумовая музыкасексуальные танцы

Источник: [17.146]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,094