▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Культура → Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк → Славяне и российские этносы (XIV век)

18. Культура

18.10. Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк. Славяне и российские этносы (XIV век)

Кибург, Пыляев

Статья № 1
Конрад Кибург, 1397

Великое княжество Литовское. Кафедральный собор в Вильне

Сумрак, господствующий в этой святыне, произвел на нас какое-то меланхолическое впечатление, чему много содействовал однообразный напев хористов, повторявших псалмы в глубине одного из пределов. Вдруг пение прекратилось и в конце правого предела показалось блистательное освещение; то были свечи, зажженные на алтаре Иоанна Крестителя, около которого столпился народ, прежде, несмотря на свою многочисленность, почти исчезавший в громадном здании.

Скоро услышали мы священника, певшего вечерню, его сменил очень гармонический хор, который в свою очередь был заглушен музыкой, загремевшей на верхней галерее, какую имеет каждый предел со стороны главного входа. Трубы, гобои, бубны, огромные котлы издавали столь могучие звуки, что казались более военною, чем церковною музыкой, но в этих звуках было столько гармонии и музыкальности, они стихали так постепенно и нежно и наконец исчезли в таком прекрасном, мужественном пении: «Gloria Patri et Filio» et caet., что мы были поражены в высшей степени. Кажется, что этот способ отправления богослужения при такой звучной музыке и отличном пении есть самый лучший для народа, который, недавно оставив язычество, требует сильных внешних впечатлений, чтобы вполне проникнуться благоговением к Богу истинному...

Пир во дворце наместника в Вильне

Пиршество началось музыкою, обычною у литовцев производящею столько шума, что, право, можно одуреть от него, но все-таки тихо игравшие в промежутках инструменты и приятное пение на языке нам непонятном, имели что-то мелодическое, сильно хватавшее за сердце.

Мы сидели за огромным, овальным столом, в пространной комнате, освещенной восковыми свечами; каждый сел, где хотел, потому что в обществе все равны. Хвала литовцам, что они сохраняют это христианско-рыцарское равенство.

Источник: [14.13]

Статья № 2
М. И. Пыляев

По писцовымъ книгамъ 1500 года, между прочими людинами и ремесленниками, упоминаются скоморохи въ нѣкоторыхъ погостахъ. Особенно ими изобиловалъ городъ Ямы (Быть может, село Старый Ям, в одном ямском гоне от Москвы? — Прим. ред.).

Въ немъ стояли: дворъ Игначъ скоморохъ, дворъ Куземка Олухновъ скоморохъ, дворъ Олексѣйко скоморохъ, дворъ Зелена скоморохъ, дворъ Оѳоноско да Радивонки скоморохи. Не зная никакого ремесла, они потѣшали народъ музыкой и своими штуками.

скоморохипредтеча театраЯмсатирики XIV

Источник: [19.173]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,109