▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Дела лихие и греховные. Противодействие правом → Пьянство, табакокурение, нарко- и игромания → Славяне и российские этносы (XVII век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

17.7. Пьянство, табакокурение, нарко- и игромания. Славяне и российские этносы (XVII век)

Буссов, Карлейль, Коллинз, Корб, Петрей, Олеарий, Кочина, Витсен, Койэтт, Давид, Отписка, Служивые, Эмилиан, Устав, Идес и Бранд, Пыляев, Пипс, Алеппский, Рейнтенфельс, Стрюйс, Акты

Статья № 1
Конрад Буссов, 1601–1613

Бояре сильно понуждали немцев пить, но они соблюдали меру, поскольку им было известно от их приставов о воздержанности царя и о том, что он не любил пьяниц (Как же они заблуждались! — Прим. ред.).

Милостивый царь (Борис Годунов — Прим. ред.) заметил это и, засмеявшись, спросил, почему они не веселятся и не пьют вовсю за здоровье друг друга, как это принято у немцев. Они ответили, что здесь для этого неподходящее место, ибо здесь каждый должен вести себя учтиво, и что в присутствии царя нельзя не сохранять меры и т. д.

Царь ответил: «Мы хотим вас угостить, раз мы вас пригласили, и что бы вы сегодня ни сделали, все будет хорошо. Пейте все за наше здоровье. Уже дано распоряжение, чтобы к вашим услугам были кареты и лошади, и каждого, когда придет время, доставят без всякой опасности домой». Сказав это, царь поднялся и приказал отвести себя к своей супруге. Он велел доставить в палату бочонки из чистого серебра с золотыми обручами, полные разных дорогих напитков, и приказал боярам так угостить немцев, чтобы им было невдомек, как они попали домой, что с большинством и случилось.

спаивание пословГодуновКремлёвский шабаш

Источник: [17.6]

Статья № 2
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Прежде они курили табак также чрезмерно, как в настоящее время пьют водку, пока его употребление не было строго запрещено в 1634 г. вследствие многих злоупотреблений. Бедные люди, вместо того, чтобы купить хлеба, издерживали твои деньги на табак; были и такие, которые будучи им одурены, оставляли его с огнём в домах. Но что по преимуществу побудило патриарха запретить его употребление — это, что они, накурившись, с дурным запахом, предстояли перед изображением своих святых. В настоящее время табак употребляют свободно, так как за этим мало следят и вовсе не штрафуют за его продажу.

Россиятабакпожарызапрет на курение

Источник: [17.11]
Комментарии

Статья № 3
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Пьянство почитается самым сильным выражением радости на праздниках, и чем торжественнее день, тем больше неумеренность. Мужчины и женщины не считают за бесчестье шататься на улице. После большого угощенья, или потчеванья (между женщинами высшего сословия), хозяйка посылает своего главного управителя осведомиться о здоровье гостей, узнать, благополучно ли они доехали домой и хорошо ли почивали, а гости отвечают: «Благодарю твою барыню за хорошее угощение, я была так весела (пьяна, pian), что, право, не знаю, как и домой доехала!»

Москва, 1636. Массовая попойка. Источник [17.33]
Москва, 1636. Массовая попойка. Источник [17.33]

На масленице, перед Великим постом, Русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью, и на последней неделе поста так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем. Некоторые пьют водку, четыре раза перегнанную, до тех пор, пока рот разгорится и пламя выходит из горла, как из жерла адского; и если им тогда не дают выпить молока, то они умирают на месте. Гораздо благоразумнее, по моему мнению, поступают наши англичане: они держат от себя огонь в надлежащем отдалении, а именно на расстоянии трубки от носу.

Некоторые, возвращаясь домой пьяные, падают сонные на снег, если нет с ними трезвого товарища, и замерзают на этой холодной постели. Если кому-нибудь из знакомых случится идти мимо и увидеть пьяного приятеля на краю погибели, то он не подает ему помощи, опасаясь, чтобы он не умер на его руках и боясь подвергнуться беспокойству расследований, потому что Земский Приказ умеет взять налог со всякого мертвого тела, поступающего под его ведомство.

Жалко видеть, как человек по двенадцати замерзших везут на санях; у иных руки объедены собаками, у иных лица, а у иных остались одни только голые кости. Человек двести или триста провезены были таким образом (В Божедом, по-видимому — Прим. ред.) в продолжение поста. Из этого можете видеть пагубные последствия пьянства, болезни, свойственной не России одной, но и Англии...

необузданное пьянствопраздникиупиться до смертиобледеневшие трупыБожедом

Источник: [17.10]
Комментарии

Статья № 4
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Москва

24-го апреля (4-го мая) 1698 г.
Какой-то священник, много путаясь в церковном пении, неожиданно взошел в комнаты посланника и подал ему и бывшим тут людям целовать крест. (Если сильнейший запах водки и невыносимая вонь от репы обыкновенно не обманывают утреннего обоняния, то священник уже набил чрево завтраком по русскому обычаю)...
У Русских чем больше праздник, тем сильнее повод к широкому пьянству.

пьяные попынабить брюхопраздникипьянство

Источник: [17.2]

Статья № 5
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Как женщины, так и мужчины пьют их1 до неумеренности и излишества, так что не в состоянии ни ходить, ни стоять: оттого многие из них и умирают скоропостижно, что и случилось в славном столичном городе Стокгольме во время знаменитого короля Карла IX, к которому послан был от великого князя один москвитянин за каким-то делом. Вечером в жилище его поставили перед ним разных напитков, испанских, рейнских и других вин; он пил их по-скотски за свое здоровье и неумеренно прикладывался к водке, несмотря на напоминания шведов, что эта водка то же самое вино, которое гонят у русских из овса и воды, и потому её нельзя так много пить, как он пьёт. Он не обращал на то внимания и всё продолжал пить, так что наутро, когда ему следовало бы быть на представлении у короля, его нашли мёртвым...

Некоторые закладывают не только кафтаны, но даже шапки, сапоги, рубашки и всё что ни есть за душою, да и бегут нагишом домой.

Редко пройдешь эти (питейные) дома, не увидав множества выбегающей оттуда этой Бахусовой братии: один в чём родила его мать, другой в рубашке, некоторые полуодетые и часто до того пьяные, что не в состоянии идти домой, а остаются влачить жизнь в грязи или в снегу на улице, либо укладываются на тележки или сани, как свинья, и везутся за ногу своею прислугой и жёнами; но это ни для кого не диво.

Часто и обыкновенно случается это в заговенье и в праздники, и не только водится между мужчинами и простолюдьем, но и между богатыми и знатными женщинами. Если найдут кого-нибудь пьяного на улице в такую пору, когда никому не позволено варить и пить пиво, его берут под стражу и допрашивают, где он напился. Узнавши же, что напился в великокняжеском кружале, возвращают ему свободу. Когда же откроется, что он подпил где в другом месте, тогда не только пьяного, но и того, кто продал или поднес ему вина, секут: вдобавок к тому они должны бывают заплатить большую денежную пеню за то, что нарушили запрещение великого князя.

Замечательно также и почти совсем невероятно для не видавших, что русские, духовные и миряне, мужчины и женщины, напиваются о Пасхе водки, пива и других напитков до того, что некоторые, задохнувшись от питья, валяются на улицах мертвые. Пожалуй, кто-нибудь подумает, что, захворав и обессилев от этих крепких напитков, они на другой день воздерживаются от них. Но это будет большая ошибка, потому что, сошедшись вместе на другой день рано утром, они говорят, что их всё ещё мучит жажда, чтобы утолить её, начинают пить сызнова и не перестают до тех пор, пока в состоянии ещё наливать и подносить ко рту рюмку или стакан (Пасху московиты отмечали 14 дней кряду).


1 ...рейнское, угорское, белое и красное, французское вино, „Педро Хименес“, мальвазию, водку, разные меда и пива»

упиться до смертипитейные домавинная монополияводка на Пасху

Источник: [20.26]

Статья № 6
Адам Олеарий, 1636.. (†1671)

В течение всего времени Св. Пасхи (Гуляли 14 дней кряду — Прим. ред.) раньше не только происходило по частным домам посещение добрых друзей, но прилежно посещались духовными и светскими лицами, женщинами и мужчинами простые кабаки или дома для распития пива, мёда и водки.

При этом все они так напивались, что не раз видели их лежащими на улицах, так что родственникам приходилось класть пьяных на телеги или сани и везти домой; при таких обстоятельствах понятно, что по утрам то и дело попадались на улицах убитые и догола ограбленные.

Теперь, благодаря патриарху, несколько поубавились эти слишком уже большие безобразия в посещении кабаков.

Подробнее — здесь, 0.7 Mb

грабежи пьяныхвинная монополиякабакипьяные попыженщины

Источник: [17.34]

Статья № 7
З. С. Кочина

Вечно пьяные дьячки, 1683

Молодому подьячему Семену Забурцеву: дано ему деньгами три рубля, да ему ж с дьячьим племянником Данилом Волковым в погребе выпоено церковного вина на семь алтын.

пьяные попымздоимство

Источник: [21.56]

Статья № 8
Николаас Витсен, 1664–1665

У Пскова, 7 декабря

Однако беседа Микиты Степановича (Переводчик — Прим. ред.) была безупречна... Разногласия между ним и комендантом обмыли стаканчиком, пожали друг другу руки и назвались друзьями, лучше братьев. Они так напились, что едва держались на лошадях, а один из них свалился.

Псков, 16 декабря

Был день Николая (6 декабря по Юлианскому календарю — Прим. ред.); его праздновали с большим благочестием. Люди шли по улицам, крестились и молились, перед иконами зажигали свечи, иконы находятся напоказ внутри и снаружи дома; остаток дня они проводят в чрезмерном пьянстве. Воевода просил передать нам не выходить сегодня, ибо мы могли пострадать от пьяных. Я все же вышел на улицу из любопытства и видел, что весь город пьян, и мужчины и женщины; несмотря на большой праздник, лавки были открыты, и торговля шла вовсю...

Новгород — Москва

...мы получили известие, что до 10 января не будем впущены в Москву.
Так как у них было время Рождества и одновременно — пьянки, то мы должны были задержаться здесь (На Валдае — Прим. ред.) до следующего полудня...
Из Москвы теперь пришёл приказ — не привозить нас к городу раньше 20-го числа (Видно, недогуляли — Прим. ред.).
... я слышал, что в Москве недавно сгорело 300 дворов.
Настоящая причина, почему нас до назначенного времени не хотели пускать в Москву, была в том, что они от Рождества до Богоявления пьянствуют и не хотят, чтобы в этом им мешали.

Валдай

Наш пристав сегодня (5 января — Прим. ред.) отобрал сани с табаком, велел бить возчика и сжечь товар. Эта торговля здесь запрещена под страхом наказания кнутом и даже повешения...

Я видел здесь, как русские оттирают пьяных снегом до трезвости, они трут снегом лицо, шею и грудь и заставляют их жевать снег.

Торжок, 8-12 января 1665

Сегодня у них святой день или, точнее, пьяный день: определенно весь город был пьян — все, кого мы ни встречали, даже многих женщин пришлось увозить домой в санях. В этот день поэтому мы услышали на наш счёт некоторые грязные поговорки, и нас посылали к местожительству немцев в Москве, что является оскорблением (Мол, из-за игры слов, «иди на Кокуй...» — в немецкую слободу — Прим. ред.). Я видел здесь попа, выходящего из церкви, с крестом и ещё во всем облачении, с кропилом и т. п. прямо со службы, он был пьян, приставал, как это делают пьяницы, выкрикивал множество глупых слов и чуть не подрался с нами.
Яма на реке Тверце. Здесь деревенский поп, будучи очень пьяным, поднёс послу по их обычаю хлеб-соль.

Москва, 11—14 февраля

Здесь сейчас масленая неделя (Масленица — Прим. ред.). Русские теперь напиваются, как свиньи. Многие валяются на улице. Иноземцы должны теперь очень остерегаться. Это последняя («Сырная» — Прим. ред.) неделя перед пасхальным постом, когда нельзя есть мясо, но едят масло и яйца.

В пятницу и субботу мы видели много пьяных мужчин и женщин, попов и монахов разных чинов. Многие лежали в санях, выпадали из них, другие — пели и плясали. Теперь здесь было очень опасно; нам сказали, что в течение двух недель у 70 человек перерезали горло.

В следующую, т. е. первую, неделю поста все делаются очень набожными; они моются и чистятся, исповедуются и мало выходят; сняв с себя грехи, они не имеют больше оснований для молитвы, поэтому после окончания поста снова грешат, чтобы было о чем молиться.

Москва, 17 марта

Наказания преступников здесь очень жестокие и неправомерные: нюхателям табака разрезают ноздри, пьющих вино и покупающих его из запретных [не казённых] кабаков бьют кнутом.

обмыть делопьянство по церковным праздникампожарызапрет на курение

Источник: [17.39]

Статья № 9
Бальтазар Койэтт, 1676

Сев. Двина, Устюг

Странно и в то же время замечательно, как эти люди, молодые и старые, мужчины и женщины, духовные лица и миряне, в эти дни (25 ноября, за три последних дня перед постом — Прим. ред.) напиваются и угощают друг друга до самого начала поста...

Тем, кто употребляют нюхательный табак, вырывают ноздри, и таких в Московии можно встретить много.

Господин Бутенант, обедавший с нами (18 февраля), рассказал, между прочим, относительно сильного пьянства Русских: что с ноября до половины января, за 2 ½ месяца, в новом кабаке или гостинице в Польской слободе получено сто тридцать шесть тысяч рублей, каждый ценою в дукат; это, хотя и кажется невероятным, тем не менее, — истинный факт.
Эти люди пьют до такой степени, что пропивают не только все свои деньги, но и одежду, жён и детей, даже сами себя и делаются через это рабами...

Простой народ так падок до вина, что часто они не только летом, но и зимою, при жестоком холоде, не только пропивают свое верхнее платье, но и нижнее, даже рубаху с тела, и голышом выбегают из кабака домой. Даже женщины из простонародья допиваются иногда до того, что оставляют платье своё под залог, и голые, вытолканные из кабака, валятся от пьянства на улице и часто терпят ущерб своему целомудрию, которое и так не очень велико.

Теперь, впрочем, обстоятельства переменились немного к лучшему с тех пор, как царь, по совету патриарха или праотца, велел закрыть маленькие кабачки в закоулках и, под угрозой строгого наказания, запретил все прочие, кроме установленных его царским величеством.

запрет на курениепьянство в церковные праздникипропить до голавинная монополия

Источник: [17.41]

Статья № 10
Иржи Давид, 1686–1689

Нищих здесь огромное множество, предающихся безделью и пьянству. Просят они обычно именем Христа и своего царя по такой формуле: «Для ради Христа и великого государя пожалуй денежку».

нищиепобирушкипьянство именем Христа

Источник: [17.52]

Статья № 11
Отписка Брянских воевод о дебошах московских, 1622

Унять пьянство и дебоши московского «ОМОНа»

Брянскіе воеводы, князь Алексѣй Долгорукой и Саввы Нефедьевъ, въ спискѣ отъ 14 марта 130 года писали: «велѣно быть во Брянскѣ стрѣльцомъ Московскимъ дву сотнямъ съ сотники: съ Несмѣяномъ Жеховымъ да съ Григорьемъ Черемисиновымъ, и тѣ стрѣльцы поставлены въ городѣ, и мѣста имъ и караулы указаны, гдѣ кому быть въ приходъ воинскихъ людей по городу.

И били челомъ посадскіе и всякіе люди и извѣщали на тѣхъ московскихъ стрѣльцовъ, что они ходятъ пьяны по улицамъ и по слободамъ, и дерутся со всякими людьми и побиваютъ, и ножами рѣжутъ.... и привезли къ намъ въ съѣзжую избу битыхъ людей, Нижней слободы посадскихъ: Анашку Рыбникова да Матюшку Глѣбова — биты кровавы; и мы про то сыскивали и сыскали, что били стрѣльцы Московскіе Григорьевой сотни Черемисинова, и изъ тѣхъ битыхъ мужиковъ Анашка Рыбниковъ лежитъ при смерти отъ тѣхъ побой...

Повѣта:
«Отписать. Указалъ государь, чтобъ дворяномъ и дѣтемъ боярскимъ заказъ учинили, чтобъ стрѣльцовъ не поили и принашивать имъ вина и всякаго питья не велѣли; а кто учнеть приносить, и тѣмъ отъ государя быть въ опалѣ. А послѣ того заказу кого пьянаго поймаютъ, и того спрашивати, у кого пилъ и покупалъ; а будетъ учнеть запираться, и ихъ велѣти пытати, да на кого скажуть, и ихъ пытати потому жъ; а будетъ учнутъ запираться, и ихъ людей велѣти пытати... наказанье имъ чинити, чтобъ... питья не было. И сотникомъ заказати, чтобъ того стерегли надъ стрѣльцами; а будетъ не учнуть беречи, и имъ также наказаніе учинити — батоги бити и въ тюрьму сажати, чтобъ однолично отъ питья уняти»

дебош московских стрельцовБрянскпоножовщинапить не велено

Источник: [17.57]
Комментарии

Статья № 12
О пьянстве служивых в Калуге, 1633

Калужскіе воеводы, Θедоръ Куракинъ и Θедоръ Волконской, въ отпискѣ, полученной въ Розрядѣ 25 декабря, доносили: «по твоему государеву... указу роздаемъ мы для твоей государевой службы твое государево денежное жалованье дворяномъ и дѣтемъ боярскимъ и всякимъ служилымъ людемъ розныхъ городовъ, и дворяне и дѣти боярскіе и всякіе служилые люди, ходя, пьютъ на кабакѣ.

И мы, декабря въ 19 д., послали на кабакъ дворянина, да съ нимъ двухъ человѣкъ чернскихъ казаковъ, а велѣли ему для твоихъ государевыхъ служилыхъ людей береженья на кабакѣ на время побыть, чтобъ дворяне и дѣти боярскіе и всякіе служилые люди на кабакѣ твоего государева денежнаго жалованья и служилыя своей рухляди и платья не пропивали; и кабацкіе откупщики дворянина на кабакъ для береженья служилыхъ людей не пустили, его и казаковъ с кабака сбили. И будетъ которые твои государевы служилые люди, взявъ, твое государево денежное жалованье и служилую свою рухлядь на кабакѣ въ Колугѣ пропьютъ, и намъ бы отъ тебя, государя, въ опалѣ не быть»

Помѣта:
«Государь, сей отписки слушавъ, указалъ: къ Куракину и Волконскому отписать, что на кабакъ... ратныхъ людей пускати не велѣть. а къ боярину Семену Ивановичу Головину послать память и велѣть... откупщикомъ ратныхъ людей... на кабакъ не пускати и пити не давати, и которые приставлены будутъ на кабакѣ, и тѣхъ не сбивати».

По сей отпискѣ посланъ указъ изъ Новыя Чети.

дебоши детей боярскихпропить жалованье и имуществоне пускать в кабаки

Источник: [17.97]
Комментарии

Статья № 13
Франциск Эмилиан, 23 июня 1699

Москва

Настоящаго патріарха (Адриана — Прим. ред. ) намъ1 нечего бояться: жизнь его проходитъ въ спаньѣ, ѣдѣ и питьѣ водки. Онъ уже съ давняго времени не совершаетъ никакого богослуженія, по причинѣ постояннаго нездоровья. Его недѣятельность, можетъ быть, восполнили бы другіе епископы и архимандриты, но не рѣшаются показать своей надменной ярости, потому что царь очень смирилъ ихъ. Онъ довольно часто обзывалъ ихъ ослами. Однако, гдѣ только могутъ, они не остаются безъ дѣла.


1 «Нам» — это миссионерам общества Иисуса (Ордена Иезуитов), основанного И. Лойолой в 1534 году. — Прим. ред.

пьяный патриархпокровительство царяпопы как ослы

Источник: [18.120]

Статья № 14
Новоторговый устав , 1667

51. А вина и розных иных питей перед прежним гораздо много привозят, и оного много не нужно надобно, потому что на государевых кружечных дворех чинятца от того убытки и недоборы большие. И великий государь указал: с вин и с ыных розных питей с иноземцев взять больши пошлин, как с ыных товаров у Архангельского города, с беремянных бочек алкана, бастры, мальмазеи, мушкатели по 66 ефимков с бочки, с романеи с беремянной бочки по сороку ефимков, с полуберемянных бочек ренского по 20 ефимков з бочки. Вина церковного возить доброго без подмесу для церковных потреб, учотом бочек, и пошлины имать по прежнему с анкера горелого францужского вина по шти ефимков з бочки, с погребца с вотки по шти ефимков, на сахар головной на пуд по рублю, на красной леденец по сороку алтын, на белой и на иной деланной на пуд по полтора рубли...

53. А в которых городех те питья будут в продаже, и с той продажи имать пошлина по пяти алтын с рубля. А с руских людей с тех заморских питей платить пошлина по прежнему.
54. А иноземцом у города и на Москве и в городех заморского никакого питья в галенки и в скляницы не продавать, чтоб от того на кружечных дворех в зборе государеве казне порухи не было...

монополия на винную торговлюпошлины на оптовую продажу винасахарледенцы

Источник: [17.129]

Статья № 15
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

29 апреля испытали мы большое несчастье на воде. Один из русских служащих господина посла Семен Галактионов, вообще благочестивый и степенный человек, пьяный упал по неосторожности за борт и тотчас утонул (В реке Усолке — Прим. ред.). Хотя многие товарищи поспешили ему на помощь, все оказалось напрасным, так как течение реки настолько быстро, что к нему [Семену Галактионову] подплыть можно было лишь с величайшей опасностью для собственной жизни. Мы предали его милосердию божию, а 1 мая тело его было найдено и предано земле.

Остяки. Как они курят табак. Последствия курения
Для курения табака (к чему они все, как мужчины, так и женщины, очень склонны) пользуются вместо трубок каменным сосудом, куда они втыкают специально сделанный для этого чубук. Набрав немного воды в рот, они могут в два или три вдоха выкурить целую трубку. Дым они вдыхают в себя и потом падают на землю и лежат по полчаса без сознания, как мертвые, с закатившимися глазами и дрожью в руках и ногах. На губах у них появляется пена, кажется, что у них припадок падучей, и совсем незаметно, куда девается дым.

От такого способа курения многие из них гибнут, так как если они находятся в воде или в поездке, или сидят у огня, то некоторые из этих завзятых курильщиков падают в воду и тонут или попадают в огонь и сгорают. Те из них, кто, вдохнув дым, выдыхают его через рот, отделываются дешевле, чем люди более слабого сложения, которые иногда задыхаются, втянув в себя дым.

утопленниккурениегибельКамапритокитабак

Источник: [17.131]
Комментарии

Статья № 16
М. И. Пыляев

Костомаровъ говорить, что при царѣ Алексѣѣ Михайловиче жадность кь деньгамъ однажды пересилила эту нравственную боязнь власти; въ Сибири, въ 1667 году, зернь и карты отданы были на откупъ, но въ слѣдующемь году правительство устыдилось такого поступка и опять уничтожило откупъ и подвергло ихъ преслѣдованію…

зерньигроманияигровой бизнеслицензиизапретоткуп

Источник: [19.173]

Статья № 17
Самуэль Пипс

16 сентября 1664 года
В Мурфилдсе встретил мистера Парджитера, с коим долго гуляли по полям <...>, беседуя главным образом о России, каковое государство, по его словам, — место весьма печальное... Всю зиму сидят по домам, некоторые играют в шахматы, остальные же пьют...

заботы зимойпьянство в городе

Источник: [17.144]

Статья № 18
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны

Знай, что в этой земле казаков нет вина, но взамен его пьют отвар ячменя, очень приятный на вкус. Мы пили его вместо вина: что же было делать? Но этот ячменный отвар прохладителен для желудка, особенно в летнее время. Что касается мёда, который также варят, то он опьяняет. Варится ещё водка, которая делается из фариса (ржи), походящей на зерна пшеничного плевела; она дешева и в большем изобилии.

Рожь употребляют истолченной и размельчённой для выкуривания водки, а ячмень варят и извлекают его сок...

Затем подали к столу миски с водкой, которую пили ложками (чарками?) ещё горячей. Гетману (Хмельницкому — Прим. ред.) поставили высший сорт водки в серебряном кубке. Он сначала предлагал нашему владыке-патриарху, а потом сам пил и угощал каждого из нас, так как мы стояли перед ним.

тёплая водкаглинтвейн по-славянскисамогон на украйнеячменный отварукраинская горилка

Источник: [17.145]
Комментарии

Статья № 19
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О распутстве и пьянстве

В праздники им позволено, даже дано преимущественное право, напиваться безнаказанно допьяна; тогда можно видеть, как они валяются на улицах, замерзнув от холода, или развозятся, наваленные друг на друга, в повозках и санях по домам. Об этот камень часто спотыкается и слабый пол, а также и непорочность священников и монахов.

напиться в церковный празниксвятое пьянство

Источник: [17.146]

Статья № 20
Ян Стрюйс, 1668–1673

С 1634 года табак запрещён под страхом наказания кнутом или рвания ноздрей 65, если поймаешься в нюхании его. Вчуже это запрещение кажется весьма строгим, но оно вызвано невероятно большим потреблением курительного и нюхательного табаку, а также несколькими несчастными случаями, которыми сопровождалась эта привычка. Вполне очевидными (несчастиями) было разорение целых семейств от издержек, а также от пожара домов, вследствие скотства опьянелого от табаку человека, который засыпал с дымящейся трубкой, чему нетрудно поверить, потому что, как мы сказали, дома здесь только деревянные.

запрет на курениеотрезание носовпожары по пьяни

Источник: [17.147]
Комментарии

Статья № 21
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1680

30. — 1680. Судное дело о табаке, коренье и травах

Зинка с товарищи и привели-де его в приказную избу, а для чего-де его привели в приказную избу того-де он не ведает; а что-де с ним табаку принесли нетертого вершка с два и тертого в бересте, и тот-де табак не его, а он де Якушко табаку не пивал и ни у кого не купливал и сам не продавывал…

табакокурение до Петра

Источник: [19.205]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,096