Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Дела лихие и греховные. Противодействие правом > Лжесвидетельство > Славяне и российские этносы (XVII век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

Лжесвидетельство. Славяне и российские этносы (XVII век)

Буссов, Корб, Олеарий, Мнишек, Шаум, Паерле

Статья № 1
Конрад Буссов, 1601–1613

...затем (Богдан Бельский — Прим. ред.) вытащил из-за пазухи свой литой крест с изображением Николая, приложился к нему и поклялся, что Димитрий — прирожденный наследник и сын Ивана Васильевича.

историяинтересные фактыобществолжесвидетельствонаветморальуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.6]

Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1699

20 мая 1699 г. Между прочими рассказами датский посланник сообщил, что в Воронеже какой-то москвитянин обвинял в измене двух немецких полковников, но, ни темница, ни жесточайшие истязания в застенке не могли их принудить сознаться в преступлении, возводимом на них доносчиком. Тем временем русский раскаялся в том, что сделал ложный донос, и с той же смелостью, с какой прежде обвинил перед царем невинных, сказал ему: «Немцев понапрасну мучили: они невинны; я из зависти обвинил их в столь большом преступлении».

Царь (Петр I — Прим. ред.) так был разгневан этой бесчестностью криводушного человека, что, приговорив его к заслуженной им казни, пожелал собственноручно отрубить преступнику голову.

историяинтересные фактыобществолжесвидетельствонаветморальуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.2]

Статья № 3
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Чтобы проявить свое лукавство, обманы и надругательство по отношению к ближним, на которых они злы или которых ненавидят, они, между прочим, поступают таким образом: так как кража у них считается пороком серьезно караемым, то они стараются того или иного обвинить в ней.

Они идут и занимают деньги у своих знакомых, оставляя взамен одежду, утварь или другие предметы. При этом они иногда тайно подкидывают что-либо в дом или суют в сапоги, в которых они обыкновенно носят свои письма, ножи, деньги и другие мелкие вещи, — а затем обвиняют и доносят, будто эти вещи тайно украдены. Как только вещи найдены и узнаны, обвиняемый должен быть привлечён к ответственности.

Так как, однако, подобные обманы и лживость сильно стали распространяться и стали всем известны, то великий князь в наше время, в 1634 г., в день Нового года, велел публично возвестить новый указ свой: «Чтобы никто, ни даже отец с сыном, не занимали денег, не давали друг другу залогов или вступали в иные обязательства без записей за собственными руками с обеих сторон; в противном случае все выступающие с требованиями признаются подозрительными и могут лишиться своих прав на требуемое»

Имеются и лживые судьи, которые сами подстрекают своих близких к подобным злоупотреблениям, надеясь получить отсюда выгод. Ниже мы узнаем подробности об этом деле.

Вероломство и лживость у них столь велики, что опасность от этих свойств угрожает не только чужим людям и соседям, но и брату от брата или одному супругу от другого. Этому известны примеры.
Во времена великого князя Бориса Годунова (как рассказывал нам нарвский пастор господин Мартин Бэр, в то время живший в Москве) как-то случилось, что великий князь однажды, испытывая большие страдания от подагры, воскликнул: «Не найдется ли кто-нибудь, кто сумел бы его освободить от этой болезни? Пусть таковой скажется, и, не взирая на состояние и веру его, ему будут даны в награду за лечение большие милости и богатства».

Когда об этом узнала жена одного боярина, испытывавшая суровое обхождение со стороны своего мужа, она предположила, что представляется удобный случай отомстить мужу. Поэтому она пошла и донесла о своем муже, будто ему известно хорошее средство для помощи великому князю, но он будто не желает сделать князю угодное.

Боярина позвали к великому князю и спросили его. Когда он сказал, что совершенно несведущ в лечебной науке, его безжалостно высекли и удержали в заточении. Когда он сказал, «то жена его устроила ему эту баню из мести и что он намерен ей это напомнить», то его ещё сильнее избили и пригрозили даже смертною казнью; ему обещали немедленно же приступить к таковой, если он не спасет великого князя от болезни.

Добрый боярин со страха не знал, что начать; тем не менее, он попросил отсрочки на 14 дней, чтобы собрать некоторые травы, при помощи которых он думал испробовать свое спасение. Он хотел хоть немного дней ещё прожить, полагая, что тем временем случится что-либо новое. Когда ему дана была эта отсрочка, он послал в Серпухов, лежащий в 2 днях пути от Москвы на реке Оке, и велел привезти оттуда целую телегу смешанных всевозможных трав, растущих там в изобилии и весьма пышно. Из них он сделал великому князю ванну.

К великому счастью боярина, у больного боль прошла, может быть — не столько от ванны, сколько сама по себе. После этого боярина ещё сильнее высекли за то, что он, обладая таким искусством, всё-таки отрицал его и не хотел помочь великому князю, но в то же время ему подарили новое платье и 200 рублей или 400 рейхсталеров и 18 крестьян в вечное и потомственное владение, со строгим предупреждением, чтобы он не смел мстить жене. Говорят, после этого супруги жили мирно.

Раньше при подобных враждебных и злостных доносах, особенно в случаях, касавшихся оскорбления величества, обвиняемый, без допроса, улик и выслушания, подвергался наказанию, доводился до нищеты или казнился смертью. Страдали при этом не только низко поставленные, но и высокого звания персоны, как иностранные, так и туземные. Среди русских такие примеры бесчисленны.

При этом не щадились и послы иностранных государей. Подобного рода быстрый процесс совершён был с римским императорским послом, который был заточён и сослан в далёкие края, а затем, из отчаяния и в надежде добиться лучшего обращения, принял русскую веру. Он в наше время находился в Москве. Нечто подобное случилось и с послом короля французского Шарлем Таллераном, принцем-де-Шаль, который испытал тайный, по русскому обычаю, донос со стороны своею злого коллеги Якова Русселя.

Когда, однако, увидели, что многие не стыдились из одной ненависти и вражды, безо всякого основания доносить на других и клеветать, то решено было поступать более осторожно в подобных случаях и было указано, что отныне в уголовных делах жалобщик и доносчик сам также должен идти на пытку и подтвердить свою жалобу вынесенною мукою.

Если пытаемый остаётся при своём первом показании и доносе, то очередь [пытки] за обвиняемым, а иногда, когда дело очень ясное, наказание назначается без дальнейшего процесса. Так, например, в наши дни на конюха показала его злая жена, будто он собирался великокняжеских лошадей, а если будет возможность, и самого великого князя, отравить ядом.

Жену пытали по поводу этого доноса, но так как она выдержала пытки, не изменив своего показания, то муж был признан виновным и сослан бедствовать в Сибирь. Жена же осталась в Москве и получала на своё содержание половину ежегодного жалованья, полагавшегося её мужу.

историяинтересные фактыобществолжесвидетельствонаветморальуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.34]
Комментарии

Статья № 4
Авраам Рожнятовский (Дневник Марины Мнишек)

Дорожная карта «Царь Дмитрий-1 (-2)» авторства Мнишка-Сапеги и потуги Шуйского

1606. Июнь
Дня 11. Коронация нового царя (Василия IV Шуйского — Прим. ред.) совершалась довольно скверно, более мужичья было и мало кого из бояр.

Дня 12. Привезли в Москву мертвое тело, сделав вид, что это тело Дмитрия, которого Борис в двухлетнем возрасте приказал убить два десятка лет назад. А здесь был свежий труп.

Дня 13. С великим обрядом проводили тело в церковь (Архангельский собор Кремля), в которой хоронят московских царей. Там надолго встали. Торжество, церемония, крестный ход со звонами возвещали о больших чудесах, творившихся около того тела. Наняли мужика, который притворился слепым, как мы узнали об этом, и когда его подвели к гробу, прозрел. Но другим — хромым, немощным — никому не помогало. Эти уловки и плутовство, которыми чернь ослепляли, продолжались до следующего дня.

Смутное времялже-Димитрийдорожная карта «Царь Дмитрий»святые мощи царевичаисторияинтересные фактыобществолжесвидетельствонаветморальуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.134]
Комментарии

Статья № 5
Матвей Шаум, 1614

Показания матери царевича Димитрия
Потом Шуйский с другими господами пошел к Гришке в залу с вооруженной рукой. Некто из ниx начал с Гришкою говорить грубо, ругать его, называть обманщиком, предателем и Лже-Димитрием, на что Гришка осердился, поднял саблю и размозжил ему голову. Но других господ просил он потрудиться сходить к матери его (вдову Ивана Васильевича, которая в то время была в Москве, он называл своею матерью) и спросить, признает ли она себя за его мать, а его за своего сына; в противном случае он сам себя отдаст на смерть. Тогда пошел к ней Князь Шуйский, и скоро возвратился с известием, что она отрекается и клянется, что никогда, не имела сына Димитрия кроме того, который еще в детстве убит в Угличе.

Московцы советуются с Князем Шуйским
Простой народ, не умевший сам с собою посоветоваться, приступил к вышеупомянутому Василью Ивановичу Шуйскому, умолял его не утаить правды, точно ли он похоронил Димитрия, законного сына Ивана Васильевича, якобы в Угличе убитого.

Противное показание
Тогда Шуйский дал ответ совсем ложный и противный первому своему свидетельству: он показал, что Димитрий спасся от поисков Бориса, а вместо его убит сын одного священника и погребен по великокняжески, и что теперь явился настоящий Димитрий. Полагают, что сей князь, или из страха и ненависти, или из желания получить скипетр (которого тайно домогался и получил), не сказал пpaвды народу...

Смутное времяцарь лже-Димитрийлжесвидетельство Шуйскогоисторияинтересные фактыобществолжесвидетельствонаветморальуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.138]

Статья № 6
Георг Паерле, 1606–1608

Смутное время: лжесвидетельства элит общества в режиме non-stop

Весть о покорности всего войска Димитрию так перепугала Бориса, что он впал в болезнь и вскоре умер144. По мнению многих, он сам себя отравил; по крайней мере достоверно, что смерть его была скоропостижная. Димитрий, узнав о столь неожиданном событии, оставил Путивль и через Кромы направил путь к Москве; в 36 милях от столицы, в крепости Туле, явились к нему два знатнейшие боярина и сенатора князь Федор Иванович Мстиславский и князь Василий Иванович Шуйский: они поднесли ему, как законному наследнику всего государства Московского, богатые дары, состоявшие в драгоценных каменьях, золоте, серебре, одеждах, и на другой день возвратясь в Москву, объявили пароду, что Димитрий есть истинный сын Иоаннов.

На третий день по смерти вдовы Годунова, несколько тысяч Москвитян, в нарядных одеждах, вышли из столицы на встречу Димитрию и проводили его в царские палаты. Таким образом 30 июня 1605 года он вступил на трон своих предков. Вскоре после того146, Димитрий послал несколько знатных бояр за своею матерью, жившею в одном монастыре, в 36 милях от столицы. 28 июля 1605 года она приехала в Москву. Царь встретил ее пышно со многими князьями, воеводами и боярами, почти на полчаса пути от города: там он слез с коня. Мать и сын увидели друг друга с такою радостно, что не только они, но и многие из присутствовавших при свидании их плакали от умиления147. Димитрий проводил её до дворца, и всю дорогу шел подле ее кареты с непокрытою головою. Царица немедленно признала его пред всеми гражданами своим истинным, родным сыном. 31 июля он был коронован по Русскому обычаю, как великий князь Московский и всея России.

Носилась в Москве всеобщая молва, что убит не Димитрий, а один из Немецких телохранителей, родом из Праги, весьма на него похожий; Димитрий же, проведав о заговоре, тайно бежал, по невозможности предупредить мятеж, готовый вспыхнуть, и удалился в княжество Северское, где народ принял его по-прежнему, как законного государя; рассказывали, что он уже собрал многочисленное войско и шел на Москву...

4 июня, в воскресенье, послы ожидали, что их допустят, как было сказано, к царской руке, но тщетно: в городе было страшное волнение; народ восстал на стрельцов, бояр и великого князя, обвиняя всех их, как изменников, в умерщвлении истинного государя, Димитрия. Великий князь, при помощи бояр, скоро прекратил ропот черни, уверив ее, что убит не Димитрий, а плут и обманщик, что истинный царевич погиб в Угличе, и что народ увидит своими глазами его нетленные, чудотворные мощи, которые уже везут в столицу.

Между тем бояре достали мальчика лет 13 или 14, сына какого-то бедняка, перерезали ему горло, продержали труп его несколько дней в земле, потом вынули, привезли в Москву и, показывая народу, говорили черни: «Вот истинный Димитрий! Несколько лет тело его лежало в земле, но все еще нетленно и невредимо!». Грубая, бессмысленная чернь поверила и успокоилась163.

лжесвидетельства кремлёвской элитыподлоги и предательстваСмутное время«честность историков»историяинтересные фактыобществолжесвидетельствонаветморальуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.150]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,174