▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Дела лихие и греховные. Противодействие правом → Лжесвидетельство → Славяне и российские этносы (XVI век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

17.6. Лжесвидетельство. Славяне и российские этносы (XVI век)

Гваньини, Метрика

Статья № 1
Александр Гваньини, 1578

Все московиты считают, что самой природой назначено обвинять друг друга право и неправо по любым поводам: они наносят друг другу разные бесчестие, один часто приходит в дом другого и тайно приносит свои вещи, а потом говорит, что они же унесены от него воровски.

Великий же князь охотно слушает, когда один другого в чём-то обвиняет: ведь у него появляется повод убить того, кто обвинен. Когда же сходятся в его дворце, и он или объявляет что-нибудь, или приговаривает кого-либо к смерти, то здесь не поговоришь с товарищем ни тихим, ни громким голосом, не засмеешься, не выкажешь веселого или довольного лица, ибо тотчас тебя будут допрашивать, чему ты смеешься, чем доволен, не сочувствуешь ли врагам великого государя. Тотчас такой человек обвиняется доносчиками перед великим князем, а обвиненного, не дав оправдаться от приписанного ему преступления, по приказу государя хватают его приспешники и рассекают на части или бросают в воду, отрубив голову.

Источник: [16.39]

Статья № 2
Литовская метрика, 1510–1522

489. — 1511, 21 марта
Выправованьэсе Федора Колонтаева с помовы на него о князя Михайла Глинского, якобы он причиною до бунтов и зъэханья эго был

Месяца мар[та] 21 день, инъдик[т] 11, во второк.
Федор Колоньтаэв поведил перед господарем его милостью о том: штожь пан Мартин, конюший, поведал, иж князь Михайло, едучы з Новагородка, созвавши многих людей, а рек так: «тот замяток, который же эсми вчинил, ни от кого стался, только от Федора Колонтаэва; как дей эсмо были на свадьбе в Белицы, ино пришол ко мне Федор Колонтаэв, а пал передо мною крыжом, а рек: „так поведаю тобе, княже Михайле, штожь тыми разы на том нинешнем сойме, што маэть быти в Вильни в Громницах, всих нас, Русь, мають хрестити в Лядскую веру; а хто бы не хотел поити в Лядскую веру, тых мають стинати; а то мне поведал заисто пан Иван Сопега, маршалок, штожъ так маэть быти; прото, господине княже Мяхайло, со слезами чолом бью твоэ милости: для Бога, змилуйся, вступися за нас“. И я де слышавши то от Федора Колонтаэва, и тую речь эсми на его слова почал. И то все сталося от Колонтаэва».

Ино господара король и великий князь его милость Жикгимонт сам пытал в том Федора Колонтаэва: чи говорил он тыи речи будеть князю Михайлу, а слышал ли то будет от пана Сопеги?
И Федор Колонтаэв поведил перед господарем его милостью тым обычаем: штожь дей я тых речей ни которых князю Михаилу не поведал, ани того эсми от пана Ивана Сопеги не слышал, ани на сумненьи моэм того не было. Што хочет князь Михайло, то можете мовити, вазнь на мене маючы, за то, штожь эсми не ехал с ним, а от него втек. А я от пана Ивана Сопеги о том ничого не слыхал, а и эму эсми ничого не поведал.

А при том были: крайчий, князь Юрьи Александрович, а подскарбий дворный, наместник Мойшакгольский и Дубиницкий, пан Иван Андреэвич, а князь доктор Филипович. А писал Федько Святоша.


Мягкое (хвостатое) «е» во всех фрагментах источника отображается на сайте буквой «э». — См. ст. 18.1.16.s9

Литовские Метрикизападный диалект русскоготень Михаила Глинскогофантомы истории

Источник: [20.116]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,11